Цели урока:
актуализация, обобщение и систематизация
знаний учащихся по теме;
Оборудование урока:
- раздаточный материал с тестом, текстом “Найди ошибки”;
- раздаточные тексты: “Историография о Петре I, значении его реформ”, стихотворения А.С.Пушкина, А.С.Хомякова;
- компьютер, медиапроектор, интерактивная доска;
- шапочка бакалавра;
- рисунок мешка на доске, денежные знаки эпохи;
- листки самоконтроля.
Опережающее задание: работа в группах по подготовке страниц виртуального учебного пособия “Реформы Петра I” для учеников 7 класса.
На урок приглашены лучшие ученики 7 класса по предмету история.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня мы с вами собрались на заседание учёного Совета с целью оценки реформ и в целом деятельности Петра I. Предстоит рассмотреть ряд вопросов, связанных с изученным вами материалом. Результаты своей работы на уроке вы зафиксируете в листах самоконтроля.
(Слайд “Цели урока”)
Я на правах председателя учёного Совета объявляю повестку нашего заседания. Итак, вам предстоит следующее:
- проверка знаний по ключевым вопросам темы
- презентация учебного пособия
- рецензия исторического текста
- оценка личности Петра I и его роли в истории России
- обсуждение проблемных вопросов
Кто за данную повестку, прошу проголосовать. Объявляю заседание открытым.
3. Проверка знаний.
Сначала предлагаю проверить уровень вашей компетентности в данной теме.
А) Тест.
1. Годы правления царя, а с 1721 года императора Петра I: 1) 1682-1725 гг. 2) 1682-1689 гг. 3) 1682-1722 гг. 4) 1682-1723 гг.
2. Пётр 1 выехал в составе Великого посольства в Европу под именем: 1) Гера Питера 2) Петра Михайлова 3) Петра Романова 4) Ивана Петрова
3. Город Санкт-Петербург был основан в: 1)1700 г. 2) 1709 г. 3) 1703 г. 4) 1712 г.
4. Гренадёрские полки, созданные Петром 1, состояли из: 1) конницы 2) артиллерии 3) казаков 4) пехоты
5. Вместо Боярской Думы Петром 1 были созданы: 1) Ближняя канцелярия 2) Собственная его императорского Величества канцелярия 3) Расправная палата 4) Уложенная комиссия
6. Учреждение Святейшего Синода означало: 1) усиление роли церкви в стране, укрепление её влияния и могущества; 2) появление контрольного органа над патриархом; 3) окончательное подчинение Церкви государству; 4) введение свободы вероисповедания
7. При Петре 1 было введено административное деление страны на: 1) уезды, станы, волости 2) пятины и волости 3) губернии и провинции 4) области и районы
8. Основанная Петром Кунсткамера - это: 1) печатная газета 2) естественно-научный музей 3) театр
9. Годы Северной войны: 1) 1700-1721 гг. 2)1701-1721 гг. 3) 1700-1725 гг. 4) 1702-1721 гг.
10. С эпохой правления Петра 1 связаны следующие события: 1) провозглашение России империей 2) принятие Петром царского титула 3) учреждение Государственного совета 4) введение присяги на верность царю и Отечеству /) учреждение Правительствующего Сената
Самопроверка учащихся по слайду.
Б) Терминологическая разминка. 1 ученик даёт показательный ответ.
Посессионные крестьяне, меркантилизм, Синод, Табель о рангах, абсолютизм.
4. Презентация компьютерного учебного пособия “Реформы Петра I”. Каждая группа учащихся защищает своё направление реформ.
5. Оценка пособия, оценка деятельности главного редактора. В оценивании принимает участие учёный Совет и учащиеся 7 класса.
6. Проблемное задание.
- За счёт чего стало возможно проведение этих реформ?
В начале правления Петра I государственная казна была пуста. Пополним казну государства и поможем Петру и его единомышленникам вывести страну из кризиса. (Выходит ученик к рисунку мешка, и, называя источники пополнения казны, прикрепляет денежные знаки).
7. Самостоятельное рецензирование исторического текста (текст с ошибками).
С приходом к власти в 1685 году Петра 1 жизнь страны как бы повернулась вспять. С первых дней правления Пётр полностью погрузился в государственные дела. В 1697 году Пётр снарядил Великое посольство в Европу для повышения культурного уровня чиновников. Во внешней политике крупным событием станет Северная война, которая продлится 16 лет. В результате этой войны Россия станет одной из сильнейших европейских стран, крупной морской державой. В октябре 1721 года Синод торжественно преподнес Петру титулы Великого и императора. Пристальное внимание Пётр уделял развитию торговли. С этой целью в стране проводилась политика меркантилизма и посессионизма. С 1 января 1699 года Россия стала жить по новому календарю. Вышла в свет книга “Юности честное зерцало”, которая рассказывала об особенностях ухода за внешним видом россиян.
Самопроверка (1 ученик вызывается для исправления ошибок на интерактивной доске).
8. Работа с учебником. Оценка личности Петра I.
Используя текст учебного пособия на стр. 154-155, найти ключевые слова к характеристике Петра I, раскрывающие личное отношение авторов учебника к исторической личности.
9. Проблемные вопросы.
- Что заимствовал Пётр I в Европе?
- А что нет? (Свободу личности, парламентаризм, гражданские свободы, свободное предпринимательство, выборы).
- Какой тип государства в результате деятельности Петра I возник? (Абсолютная монархия с элементами восточной деспотии).
- Прав ли был Сенат, присвоивший Петру звание “Великий”?
10. Работа с историческими документами. Оценка личности императора историками.
- Не преувеличивая и не умоляя дела Петра Великого, можно так выразить его значение. Реформа сама собой вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, с талантами, дружно совместившимися в одной из тех исключительно счастливо сложенных натур, какие по неизведанным еще причинам от времени до времени проявляются в человечестве. С этими свойствами Петр стал во главе народа, из всех европейских народов наименее удачно поставленного исторически. Этот народ нашел в себе силы построить к концу XVI в. Большое государство, одно из самых больших в Европе, но в XVI в. стал чувствоваться недостаток материальных и духовных средств поддержать свою восьмивековую постройку. Реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в нее новые заимствованные начала, а ограничилось стремлением вооружить русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе, поднять труд народа до уровня проявленных ими сил ( Ключевский В. О. Курс русской истории).
- В своих реформах Петр не мог держаться заранее выработанного плана к точной последовательности, потому что все его преобразования, все перемены, которые он производил в управлении и в устройстве сословий, происходили под давлением военных событий и нужд. Тип государства, создававшийся до Петра, им не был изменен, и в этом отношении Петр не совершил никакого переворота. Все его перемены имели свои назначения лишь совершенствовать старый строй, придавая ему более культурные европейские формы. (Платонов С.Ф. Курс русской истории).
- Жизнь бы народу устроить по-человечески – без грабежа, без доносов, пыток, без диктатуры армии. Жизнь – с гарантиями личной и имущественной безопасности, при которых он, народ уж как-нибудь сам – с божьей помощью и без посредства застенка добился бы благополучия и процветания.( Янов А. )
- “Неожиданность, быстрота и жестокость, которые характеризовали осуществление Петровских реформ, вызвать негативную реакцию русского населения. И хотя, конечная победа нового прядка была неизбежной, защитники старого сумели организовать длительное сопротивление модернизации русской жизни”. Дж. Биллингтон
- С оценкой какого историка согласны вы? Аргументируйте.
11. Подведение итогов.
А) Рефлексия. Работа с листком самоконтроля.
Лист самоконтроля
Оценка за тест | Личная оценка усвоения материала | Личная оценка активности на уроке | Текст с ошибками | Предложения по уроку |
Б) Сделайте вывод о значении деятельности Петра I для России.
12. Заключительное слово учителя.
Нужно признать, что в деятельности императора были элементы случайности и необходимости. Но, по мнению многих, он создал новую Россию, не похожую на прежнюю. У него было много проектов переустройства страны, но не все смогли их принять. И не потому, что не хотели. Просто царь обогнал свою эпоху, торопясь в будущее.
Спасибо за работу, спасибо за урок!