Урок истории в 10-м классе "Эпоха Петра I"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • актуализация, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме;
  • формирование оценочных суждений, развитие коммуникативных навыков;
  • создание проблемной ситуации, имеющей целью вызвать учащихся на диалог, дискуссионный спор, что позволит каждому выразить свою точку зрения.

Оборудование урока:

  • раздаточный материал с тестом, текстом “Найди ошибки”;
  • раздаточные тексты: “Историография о Петре I, значении его реформ”, стихотворения А.С.Пушкина, А.С.Хомякова;
  • компьютер, медиапроектор, интерактивная доска;
  • шапочка бакалавра;
  • рисунок мешка на доске, денежные знаки эпохи;
  • листки самоконтроля.

Опережающее задание: работа в группах по подготовке страниц виртуального учебного пособия “Реформы Петра I” для учеников 7 класса.

На урок приглашены лучшие ученики 7 класса по предмету история.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы с вами собрались на заседание учёного Совета с целью оценки реформ и в целом деятельности Петра I. Предстоит рассмотреть ряд вопросов, связанных с изученным вами материалом. Результаты своей работы на уроке вы зафиксируете в листах самоконтроля.

(Слайд “Цели урока”)

Я на правах председателя учёного Совета объявляю повестку нашего заседания. Итак, вам предстоит следующее:

  • проверка знаний по ключевым вопросам темы
  • презентация учебного пособия
  • рецензия исторического текста
  • оценка личности Петра I и его роли в истории России
  • обсуждение проблемных вопросов

Кто за данную повестку, прошу проголосовать. Объявляю заседание открытым.

3. Проверка знаний.

Сначала предлагаю проверить уровень вашей компетентности в данной теме.

А) Тест.

1. Годы правления царя, а с 1721 года императора Петра I: 1) 1682-1725 гг. 2) 1682-1689 гг. 3) 1682-1722 гг. 4) 1682-1723 гг.

2. Пётр 1 выехал в составе Великого посольства в Европу под именем: 1) Гера Питера 2) Петра Михайлова 3) Петра Романова 4) Ивана Петрова

3. Город Санкт-Петербург был основан в: 1)1700 г. 2) 1709 г. 3) 1703 г. 4) 1712 г.

4. Гренадёрские полки, созданные Петром 1, состояли из: 1) конницы 2) артиллерии 3) казаков 4) пехоты

5. Вместо Боярской Думы Петром 1 были созданы: 1) Ближняя канцелярия 2) Собственная его императорского Величества канцелярия 3) Расправная палата 4) Уложенная комиссия

6. Учреждение Святейшего Синода означало: 1) усиление роли церкви в стране, укрепление её влияния и могущества; 2) появление контрольного органа над патриархом; 3) окончательное подчинение Церкви государству; 4) введение свободы вероисповедания

7. При Петре 1 было введено административное деление страны на: 1) уезды, станы, волости 2) пятины и волости 3) губернии и провинции 4) области и районы

8. Основанная Петром Кунсткамера - это: 1) печатная газета 2) естественно-научный музей 3) театр

9. Годы Северной войны: 1) 1700-1721 гг. 2)1701-1721 гг. 3) 1700-1725 гг. 4) 1702-1721 гг.

10. С эпохой правления Петра 1 связаны следующие события: 1) провозглашение России империей 2) принятие Петром царского титула 3) учреждение Государственного совета 4) введение присяги на верность царю и Отечеству /) учреждение Правительствующего Сената

Самопроверка учащихся по слайду.

Б) Терминологическая разминка. 1 ученик даёт показательный ответ.

Посессионные крестьяне, меркантилизм, Синод, Табель о рангах, абсолютизм.

4. Презентация компьютерного учебного пособия “Реформы Петра I”. Каждая группа учащихся защищает своё направление реформ.

5. Оценка пособия, оценка деятельности главного редактора. В оценивании принимает участие учёный Совет и учащиеся 7 класса.

6. Проблемное задание.

- За счёт чего стало возможно проведение этих реформ?

В начале правления Петра I государственная казна была пуста. Пополним казну государства и поможем Петру и его единомышленникам вывести страну из кризиса. (Выходит ученик к рисунку мешка, и, называя источники пополнения казны, прикрепляет денежные знаки).

7. Самостоятельное рецензирование исторического текста (текст с ошибками).

С приходом к власти в 1685 году Петра 1 жизнь страны как бы повернулась вспять. С первых дней правления Пётр полностью погрузился в государственные дела. В 1697 году Пётр снарядил Великое посольство в Европу для повышения культурного уровня чиновников. Во внешней политике крупным событием станет Северная война, которая продлится 16 лет. В результате этой войны Россия станет одной из сильнейших европейских стран, крупной морской державой. В октябре 1721 года Синод торжественно преподнес Петру титулы Великого и императора. Пристальное внимание Пётр уделял развитию торговли. С этой целью в стране проводилась политика меркантилизма и посессионизма. С 1 января 1699 года Россия стала жить по новому календарю. Вышла в свет книга “Юности честное зерцало”, которая рассказывала об особенностях ухода за внешним видом россиян.

Самопроверка (1 ученик вызывается для исправления ошибок на интерактивной доске).

8. Работа с учебником. Оценка личности Петра I.

Используя текст учебного пособия на стр. 154-155, найти ключевые слова к характеристике Петра I, раскрывающие личное отношение авторов учебника к исторической личности.

9. Проблемные вопросы.

- Что заимствовал Пётр I в Европе?

- А что нет? (Свободу личности, парламентаризм, гражданские свободы, свободное предпринимательство, выборы).

- Какой тип государства в результате деятельности Петра I возник? (Абсолютная монархия с элементами восточной деспотии).

- Прав ли был Сенат, присвоивший Петру звание “Великий”?

10. Работа с историческими документами. Оценка личности императора историками.

  1. Не преувеличивая и не умоляя дела Петра Великого, можно так выразить его значение. Реформа сама собой вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, с талантами, дружно совместившимися в одной из тех исключительно счастливо сложенных натур, какие по неизведанным еще причинам от времени до времени проявляются в человечестве. С этими свойствами Петр стал во главе народа, из всех европейских народов наименее удачно поставленного исторически. Этот народ нашел в себе силы построить к концу XVI в. Большое государство, одно из самых больших в Европе, но в XVI в. стал чувствоваться недостаток материальных и духовных средств поддержать свою восьмивековую постройку. Реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в нее новые заимствованные начала, а ограничилось стремлением вооружить русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе, поднять труд народа до уровня проявленных ими сил ( Ключевский В. О. Курс русской истории).
  2. В своих реформах Петр не мог держаться заранее выработанного плана к точной последовательности, потому что все его преобразования, все перемены, которые он производил в управлении и в устройстве сословий, происходили под давлением военных событий и нужд. Тип государства, создававшийся до Петра, им не был изменен, и в этом отношении Петр не совершил никакого переворота. Все его перемены имели свои назначения лишь совершенствовать старый строй, придавая ему более культурные европейские формы. (Платонов С.Ф. Курс русской истории).
  3. Жизнь бы народу устроить по-человечески – без грабежа, без доносов, пыток, без диктатуры армии. Жизнь – с гарантиями личной и имущественной безопасности, при которых он, народ уж как-нибудь сам – с божьей помощью и без посредства застенка добился бы благополучия и процветания.( Янов А. )
  4. “Неожиданность, быстрота и жестокость, которые характеризовали осуществление Петровских реформ, вызвать негативную реакцию русского населения. И хотя, конечная победа нового прядка была неизбежной, защитники старого сумели организовать длительное сопротивление модернизации русской жизни”. Дж. Биллингтон

- С оценкой какого историка согласны вы? Аргументируйте.

11. Подведение итогов.

А) Рефлексия. Работа с листком самоконтроля.

Лист самоконтроля

Оценка за тест Личная оценка усвоения материала Личная оценка активности на уроке Текст с ошибками Предложения по уроку
         

Б) Сделайте вывод о значении деятельности Петра I для России.

12. Заключительное слово учителя.

Нужно признать, что в деятельности императора были элементы случайности и необходимости. Но, по мнению многих, он создал новую Россию, не похожую на прежнюю. У него было много проектов переустройства страны, но не все смогли их принять. И не потому, что не хотели. Просто царь обогнал свою эпоху, торопясь в будущее.

Спасибо за работу, спасибо за урок!