"Красавица функция и ее график"

Разделы: Математика


Тип урока: урок систематизации изученного материала.

Цели урока:

  • обобщить и закрепить знания и умения, полученные в процессе изучения темы «Квадратичная функция»;
  • развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в изменённой ситуации;
  • развивать познавательный интерес у учащихся, самостоятельность в работе;
  • развивать логическое мышление, умение делать выводы и обобщения;
  • формировать навыки работы с учебником, дополнительными источниками информации;
  • воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности.

Развитие современного общества требует от человека информационно-коммуникативной компетенции. Наступила эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии занимают одно из ведущих мест. Использование современных информационных технологий и традиционных методических приемов на уроках математики позволяет достичь определенных целей: - активизировать познавательную деятельность, повысить качество успеваемости школьников; - повысить активность и инициативность школьников на уроке; - повысить уровень комфортности обучения; - развивать информационное мышление школьников, формировать информационно - коммуникационную компетенцию.

Оборудование: мультимедийная установка, карточки для индивидуальной работы, учебник «Алгебра-9».

Ход урока.

1. Организационный этап.

(Организация внимания, взаимное приветствие, готовность к уроку).

2. Актуализация, постановка рабочей цели.

Сегодня у нас не совсем обычный урок, а урок, на котором в качестве консультантов учителя будут выступать ваши одноклассниками со своими проектами. В процессе работы вы должны ещё раз обобщить и закрепить знания и умения по теме «Квадратичная функция». (Приложение 1).

3. Этап проверки домашнего задания.

А) 4 человека работают по карточкам (критический уровень).

Образец карточки.

  1. Запиши координаты вершины параболы
    y = (x- x0)2 + y0 , где (x0; y0) – вершина параболы.

    a) y = (x-5)2 +2
    б) y = (x+1)2 -7
    в) y = (x-4)2
    г) y = x2+5.

  2. Построй с помощью шаблона y = x2 график функции
    y =(x–4)2+3. Для этого:
    найди координаты вершины параболы;
    определи направление ветвей параболы;
    приложи шаблон и обведи.

Б) С остальными учащимися в это время идёт устная работа по графикам квадратичной функции. (Приложение 1).

Вопросы для работы с графиками:

  • определить промежутки возрастания и убывания функции;
  • найти наибольшее (наименьшее) значение функции.
  • выяснить, при каких значениях х функция принимает положительные и отрицательные значения.                             

В) Определить координаты вершины параболы. (Приложение 1).

Вопросы: Какими преобразованиями и из графика какой функции можно получить график данной функции?

4. Этап закрепления и обобщения знаний.

А) Идёт представление работы ученика. В процессе обсуждения учащиеся выполняют самостоятельную работу.

  1. Найти нули функции.
  2. Найти координаты вершины параболы.
  3. Построить график функции.

Задания для самостоятельной работы в приложении 2. Во время представления проекта ученик задаёт вопросы классу. После выполнения задания сразу происходит проверка.

Б) Какой материал не отражён в работе?

Далее идёт работа с учебником. Учащиеся должны найти в учебнике материал о наибольшем (наименьшем) значении функции.

Вопросы: От чего зависит наибольшее (наименьшее) значение функции? В какой точке графика оно достигается?

В) Самостоятельная работа. Заполнить таблицу. (Приложение 1).

После заполнения таблицы идёт проверка в парах и выставление оценок.

Г) Ребята! Оказывается, наряду с построением графика квадратичной функции, который мы изучили на уроках, существует иной способ.

Ученик знакомит класс со способом, который он нашёл из дополнительных источников (Приложение 3).

5. Итог урока.

Сформулируйте, пожалуйста, вопросы, на которые вы должны уметь давать ответы после изучения данной темы.

6. Рефлексия.

Оцените работу выступающих ребят и свою деятельность на уроке.

7. Информация о домашнем задании.

«Проверь себя», дополнительно построить график функции y=|x2-2x|.

(Это задание для учащихся с оптимальным уровнем обученности).