Индивидуализация обучения школьников русской орфографии (на примере безударных гласных в корне)

Разделы: Начальная школа


Психологические и методологические положения:

  1. Любая работа, в том числе по усвоению орфографии, должна быть мотивирована. Это можно достичь через активизацию познавательных интересов учащихся, занимательность форм и методов, гибкую систему контроля Знаний, Умений, Навыков.
  2. Орфографический навык – это «автоматизированные компоненты сознательной деятельности». Для этого нужны многократные упражнения, в ходе выполнения которых будет происходить «процесс свёртывания умственной деятельности».
  3. «Сознательная деятельность» осуществляется на основе знания правил и правильного их применения. Это означает последовательное выполнение умственных операций, которые ведут к успешному решению задачи.

Таким образом, чтобы решить орфографическую задачу, то есть правильно написать безударную гласную в корне слова, ученик должен проделать следующие умственные операции «шаги»:

  • «ориентировочный», предполагающий, что ученик услышит безударный гласный и установит, в какой части слова этот безударный находится;
  • если безударный гласный находится в корне, решить, какой это безударный: проверяемый или непроверяемый;
  • если безударный гласный является проверяемым, проверить его;
  • если безударный гласный непроверяемый, вспомнить, как слово пишется, или посмотреть в словаре.

В основе индивидуального подхода лежит факт усвоения – неусвоения каждым учеником каждой отдельной операции.

Три группы учащихся:

  • I группа: учащиеся с несформированным «ориентировочным» шагом.
  • II группа: учащиеся, затрудняющиеся определить, проверяется или не проверяется безударный гласный в корне.
  • III группа: учащиеся, не умеющие правильно подобрать однокоренное проверочное слово.

Первая группа наиболее сложная и многочисленная. Для детей характерно отсутствие или слабая сформированность умения находить орфограмму, то есть такого места, которое предполагает вариантность написания («опасное место»). У них ещё не преодолено стремление писать слово фонетически, то есть так, как они его слышат. В ходе работы решается задача научит детей обнаруживать и определять орфограмму по её опознавательным признакам, то есть формируется орфографическая зоркость. Так, опознавательными признаками орфограммы «Безударные гласные в корне слова» является:

  1. безударность, отсутствие ударения;
  2. гласные «а, о, и, е» как наиболее опасные;
  3. место в слове находится в корне слова.

Основой работы с детьми первой группы является выработка фонематического слуха, способности к анализу и синтезу звуковой речи.

Важно объяснение орфограммы при восприятии текста на слух и до написания слов, так как «для орфографических целей совершенно необходима выработка умения быстро, по ходу работы распознавать морфемы и грамматические категории. При этом надо заметить, что как при диктантах, так и при всякого рода творческих письменных работах определять всё это ученику приходится либо при слуховом восприятии текста, либо при внутреннем произношении его. Поэтому естественным кажется на занятиях по грамматике приучать учащихся производить грамматический разбор со слуха». Устное объяснение: «В слове стеклянный безударный гласный в корне. Это проверяемый гласный. Проверочное слово стёкла».

Для учащихся I группы следующие виды занятия:

  1. Произноси слово вслух. Сначала определи ударный звук, затем назовите безударные звуки.
  2. Назовите в слове все звуки, затем все буквы.
  3. Подберите 6 слов с безударными гласными в корне. Проверьте их.
  4. Произнеси только слова с безударной гласной в корне. Выпишите их.
  5. Сначала произнесите слово так, как говорите, затем так, как пишем: столовая, дежурный, ученик, моряк, окно. (задание выполняется с предметными картинками)
  6. Из данных слов назовите сначала проверяемое, затем проверочное: поласкать – ласка, холодный – холод, запиши – пишет.
  7. Какие буквы в словах проверяются проверочными словами: тяжёлый – тяжесть, берег – прибрежный, проживать – прожить.
  8. Почему подчёркнутые гласные называются проверяемыми? лесник, замечает, выдержит, опоздал, виднелись, зелёный
  9. Придумайте и запишите 5 слов с безударными гласными в корне на тему «Школа».

Итак, все эти задания направлены на выработку умения определять наличие или отсутствие орфограммы на основе её опознавательных признаков.

II группа: Немногочисленна. Для детей этой группы характерна ограниченность активного словаря, слабое развитие связной речи; хуже работают со словарём или учебником. Задания, способствующие образованию у них грамматико – орфографических связей (проверяемых и проверочных слов), развитию активного словаря (подбор родственных слов, словообразования, составлению предложений), развитию связной речи, целенаправленные обучению работы со словарём.

Большое внимание уделять запоминанию слов с непроверяемым написанием. Каждый день запоминать по 2 – 3 слова.

Упражнения на орфоэпическое и орфографическое проговаривание слов и словосочетаний, упражнения со словарями, различные виды списывания, заучивают тексты. Чаще использовать пересказ, объяснение написания слов по правилу с применением развёрнутых рассуждений.

Использовать памятки, наглядные опоры.

III группа: Такие дети не умеют выявлять вещественные значения корня через определение лексического значения слова. В работах этих детей часто встречаются ошибки, свидетельствующие о том, что подбор проверочных слов проводится на основе формального созвучия, без учёта их семантического значения (водитель – воды, отравил – трава)

Виды заданий:

  1. Объясните, какое написание нужно выбрать, чтобы сохранился смысл.

    В нашем краю растут густые л(и, е)са. Под елью
    с(и, е)дела л(и, е)са. Бабушка пос(и, е)дела от горя.

  2. Подумай, что обозначает каждое слово. Правильно вставь букву.

    Спл(а,о)тить в отряд.
    Запл(а,о)тить за квартиру.

  3. Выбери нужное проверочное слово.



  4. Можно ли проверить слова из первого столбика словами из второго столбика?

    нагляделся – глядя
    травить – трава
    волна – вол