Цель:
- Рассматривая деятельность Дмитрия Донского, сформировать у учащихся представление о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы, выяснить причины победы русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы для Руси, особо подчеркнув при этом роль Москвы; способствовать воспитанию у школьников патриотизма, гордости за свой народ, вставший на защиту Родины.
- Содействовать формированию у учащихся навыков сравнения, анализа, оценивания исторических событий.
Тип урока: изучение нового материала
Метод обучения: проблемный, объяснительно - иллюстративный.
На уроке используется:
- Перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию
- Поиск решения поставленных задач
- Развитие мышления учащихся, извлечение информации из разных источников
- Формирование навыков работы с высказываниями, документом, картиной.
Оборудование: видеопроектор, карта “Русь в 13 – 14в”, документы, схемы, таблица
План урока.
- Личность Дмитрия Ивановича.
- Подготовка к сражению.
- Куликовская битва: ход, итоги и сражение.
I. Вводно – мотивационная часть.
Его величество историческая карта. Как много она значит на уроках истории. Даёт информацию, представление о границах княжеств. Давайте к ней обратимся.
- Сравните карты Русь в 13в. и Русь в 14в. Определите, какие изменения произошли?
- Назовите имена первых московских князей?
Слайд 3
- Кто из русских князей первым вступил в открытый бой с Золотой Ордой?
- Как вы, думаете: за что Дмитрий Иванович получил прозвище Донской?
С помощью учителя, учащиеся определяют тему урока. Слад 4.
По какому плану изучается битва?
Слайд 5.
Эпиграф к урок :
“Стоял такой великий стон,
Шёл бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен
Дон до самого низовья”…
Н. Кончаловская
- Что вы можете сказать о битве, исходя из эпиграфа урока?
- В летописях Куликовскую битву называют Мамаевым побоищем. Почему? На чьей стороне была победа?
Слайд 6.
В настоящее время неподалеку от южных рубежей Руси, там, где в Дон впадает речка Непрядва, раскинулось “поле чисто и велико”. Над обширной равниной, поросшей степными травами, поднимается красный холм. Его венчает высокий памятник в виде чугунного столба, на котором затейливой славянской вязью сделана надпись: “Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство”.
Более шести веков прошло со времени Куликовской битвы, но это событие поражает воображение наших современников и вызывает споры между историками.
Слайд 7.
“ Княжение Дмитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным эпохам истории многострадального русского народа. ...И последствием всей его деятельности было то, что разорённая Русь опять должна была ползать и унижаться перед издыхающей Ордой” Н. И. Костомаров
Как Н. Костомаров оценивает Русь? Найдите нужные прилагательные о Руси в его высказывании.
“Калита и Симеон готовили свободу нашу более умом, нежели силою: настало время обнажить меч. Увидим битвы кровопролитные, горестные для человечества, но благословенные гением России, ибо гром пробудил её спящую славу, и народу уничиженному возвратил благородство духа”. Н.М. Карамзин.
Какой увидел Русь Н. Карамзин? Найдите нужные слова о Руси в его высказывании. Неизгладима в памяти народной победа на Куликовом поле в 1380г.,но тем не менее победа не привела к ликвидации ига монголо – татар. В 1382 г. хан Тохтамыш совершил набег на Москву. Дмитрию Ивановичу пришлось признать себя вассалом Золотой Орды и продолжать платить дань.
Слайд 8 , 9. Почему Куликовская битва считается одним из важнейших событий отечественной истории?
За десятилетия “тишины”, которою создавали предыдущие правители Московского княжества, родилось новое поколение людей, не страшившееся ордынских набегов. Эти люди и бросили вызов Орде.
II. Организация учебной деятельности учащихся.
1. Личность Дмитрия Ивановича.
Слайд 10.
Краткая биографическая справка. ( Сообщение ученика)
Вопросы по сообщению:
- Как Дмитрий Иванович стал великим князем?
Москва укрепляла свой авторитет как политический центр Руси, вокруг которого объединялись русские земли.
В 70- е годы 14в. Дмитрий счёл, что пришло время избавить Русь от ордынского ига. Он считал, что Золотая Орда стала слабеть, там шли усобицы, бесконечная смена правителей, т.е. в ней проходили те же процессы, которые Русь переживала в эпоху феодальной раздробленности. Эти события в Орде получили название “Великая замятня”. Властью в Орде завладел темник Мамай (старший военачальник). Дмитрий Иванович перестал платить дань.
Слайд 11.
Как могла отреагировать Орда на решение князя о прекращении выплаты дани?
2. Подготовка к сражению.
Слайд 12. Документ:В лето 1380 осенью поднялся ордынский князь Мамай с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всею силой татарскою и половецкою, да ещё к том уже рати нанял бусурман (мусульман), армян, фрягов (итальянцев), черкесов… Также с Мамаем вместе в единомыслии, в единой думе был и литовский Ягайло со всею силой литовской и польскою. С ними же в согласии был князь Олег Иванович Рязанский.
Окаянный же Мамай, разгордившись и возомнив себя царём, начал злой совет собирать, темных своих князей поганых созывать. И сказал им:
Пойдём на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим и церкви божии спалим, и кровь прольём, и законы погубим…
Из “Новгородской Четвёртой летописи”
Вопросы к документу:
- Кто такой Мамай?
- Кто выступил на стороне Мамая?
- С какой целью он готовился к походу на Русь?
- Почему Мамая поддержал рязанский князь?
- Зачем победа нужна была Мамаю?
Рассмотрим, как Москва готовилась в сражению. Стр. 150 учебника.
Слайд 13.
Линии сравнения |
Золотая Орда |
Москва |
Цели |
Покорение Руси, разгром основных центров Руси |
Освобождение Руси от ига. Защита интересов православия |
Союзники |
Литовский князь Ягайло, рязанский князь Олег |
Русские князья, литовские князья Ольгердовичи |
Войско |
Усиление конного войска нанятой генуэзкой пехотой |
Постоянное войско, созыв народного ополчения, пехоты из горожан |
Зачем победа нужна Дмитрию Ивановичу?
В городе Коломне состоялся смотр русского войска. Сюда пришли ростовские, белозерские, ярославские, устюжские князья и воеводы со своими силами. В собирании ратей участвовало 36 городов. На борьбу встала Северная – Восточная Русь.
Дмитрий Иванович взял на себя всю ответственность за предстоящее сражение. Это был очень смелый шаг. Как вы думаете, почему это был смелый шаг?
Предстояло глобальное сражение с монголо – татарами. Были и сомнения у князя: прав ли он, что собирает людей на борьбу, а вдруг Русь проиграет сражение и погибнет большое количество людей? Чтобы развеять эти сомнения Дмитрий искал духовную поддержку. У кого он мог её получить?
Дмитрий Иванович перед походом посетил Сергия Радонежского.
Слайд 14.
Сообщение ученика о Сергии Радонежском.
Вопрос по сообщению: В чём состоял духовный подвиг Сергия Радонежского?
- Старец повлиял на политическую судьбу государства, дал благословение, вдохнул силы в князя и русское войско.
Дмитрий решил встретить Мамая за пределами Русских княжеств. Почему?
Подойдя к Дону, мнения князей разделились: одни предлагали перейти реку Дон и сразиться с противником, другие - остаться на северном берегу Дона и ждать нападения врага. Окончательное решение было за Дмитрием Ивановичем.
Какое решение приняли бы вы на месте князя?
Разбор схемы Куликовской битвы
Слайд 15.
- В чём преимущество Куликова поля?
- Какую тактику мог использовать князь Дмитрий Донской? Что было необычайного в построении русских войск?
По фронту русская позиция имела протяжённость 8 км, а местность для конницы противника – 4 км. И вот наступило раннее утро сентябрьское 1380г.
Картина “Утро на Куликовом поле”.
Слайд 16
- Что вы видите на картине? (Люди, какого возраста вышли на бой? Каково вооружение русских)?
- Какие чувства людей передаёт художник?
По традиции битва началась поединком русских богатырей. Из татарского войска выехал Челубей, а навстречу ему Александр Пересвет. Они сшиблись на всём саку, и оба замертво пали на землю.
Слайд №17
Рассказ диктора о сражении.
Слайд 18
Князь Дмитрий в ходе битвы сражался в составе Передового полка. После битвы князя долго не могли отыскать и даже решили, что он погиб. Но к счастью Дмитрий оказался только ранен. Ему оказали помощь, и он вновь возглавил войска. Восемь дней не уходило с Куликова поля русское войско. Хоронили мертвых, подбирали раненых. И плач был великий, многие жены и дети не дождались своих мужей и отцов.
III. Контроль и коррекция знаний.
Почему удалось победить ордынцев на Куликовом поле?
Слайд19
- Полководческий талант князя, его умелые действия
- Мужество, храбрость русских войск
- Объединение сил русских княжеств
- Ослабление Орды и усиление Московского княжества
- Поддержка русской православной церкви.
“И в ту пору по Рязанской земле около Дона ни пахаря, ни пастух в поле не кличут, лишь вороны, не переставая, каркают на трупами человеческими, страшно и жалостливо было это слышать тогда: и трава кровью залита была, а деревья от печали к земле клонились” [2].
В чём значение Куликовской битвы?
Слайд 20
Значение Куликовской победы было огромно: русским стало ясно, что татар можно побеждать, если действовать дружно и всем вместе.
Сражение показало, что можно победить Золотую Орду, но для этого нужно сплочение. Русские также поняли, что Москва и московские князья стоят не только за себя, но за всю Русскую Землю. Также стало ясно, что новый московский порядок, когда великий князь является государем над всеми остальными князьями, хорош и выгоден: при нём нет княжеских ссор, и русские люди могут объединяться для общего дела. Куликовская битва
- Сделала Москву – центром объединения Руси.
- Разбив силы противника, народ поверил в неизбежность скорого падения монголо – татарского ига.
? Почему Куликовская битва считается одним из важнейших событий отечественной истории? Чтобы ответить на этот вопрос определим: какой стала Русь:
Русь до Куликовской битвы
Русь после Куликовской битвы
Русь за время своего существования, не раз переживала трудные времена и на её долю выпало немало испытаний. Но наш народ всегда находил в себе силы преодолевать невзгоды и сохранял веру на лучшее будущее.
Д/З *18. Задания на выбор.
- Найти стихи о Куликовской битве.
- Нарисовать образы события.
- Написать сообщение о герое Куликовской битвы.
Используемая литература:
- История России с древнейших времён до конца 16 века. Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. Сост. Н.Ю. Колесниченко Волгоград: Учитель, 2005г.
- Воинские повести Древней Руси.
- Митяев А.В. Ветры Куликова поля.
- При составлении презентации использованы фрагменты иллюстраций: Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всемирной истории “Кирилла и Мефодия” История России.