Цели:
- Познакомить учащихся с культурой родного края, обобщить знания в области народных промыслов;
- Освоить технику работы с пищевой жестью;
- Воспитывать эстетический вкус, развитие духовного мира ребенка, творческую инициативу в личностно-ориентированном подходе.
Тип урока – комбинированный.
Оборудование:
- компьютер;
- пищевая жесть, шариковая ручка, тетрадь по ИЗО, картон, ножницы, стиплер.
ХОД УРОКА.
Организационный момент
Проверяю готовность к уроку, устанавливаю тишину.
Повторение изученного материала (сопровождается показом презентации)
- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках?
– Мы с вами познакомились с различными промыслами, возникшими на территории России много лет назад. Все эти промыслы продолжают жить и сейчас.
– Ну а сейчас давайте вместе их вспомним, посмотрите на экран:
- Название промысла? (Гжель)
- Название хохломского узора? (Кудрина)
- Короткое название промысла? (Дымка)
- Эта игрушка…? (Филимоновская)
- Самый первый прием в жостовской росписи? (Замалевок)
–Молодцы! Очень хорошо усвоили тему.
Актуализация опорных знаний
– Эти промыслы прочно укрепили свои позиции. В тех городах и селах, где они родились, созданы производства по созданию этих оригинальных изделий и главное их достоинство – оригинальность.
– Предметы быта украшали повсеместно. Но такие промыслы, как Гжель, Хохлома, Городец, Жостово отличались единством стиля, ограниченной цветовой гаммой, особыми приемами письма и обработки изделий. Произведения этих промыслов знакомы, их любят во всем мире, они являются визитной карточкой России.
– Мы живем на территории России, а в какой республике мы живем? (Татарстан)
– А чем занимались люди нашего края?
Может быть, вопрос этот для вас сложный и поэтому вы не знаете точной формулировки.
– Как вы считаете, о чем будем говорить на уроке?
Сообщение темы и цели урока (сопровождается показом презентации)
– Тема: Промыслы нашего края.
– Цель нашего урока: познакомиться с культурой родного края, обобщить знания в области народных промыслов, освоить технику работы с пищевой жестью.
Объяснение новой темы (сопровождается показом презентации)
– Произведения татарских мастеров раскрывают перед нами картину развития в исторической жизни народа разных видов декоративно-прикладного искусства.
– Посмотрите на экран, и вы увидите эти виды:
- Ювелирное искусство.
- Кожаная мозаика.
- Золотое шитье.
- Вышивка тамбуром.
- Керамика.
- Художественная обработка металла.
– До нас дошли современные образы изделий мастеров, работавших в X-XIV веках в древнебулгарских городах: украшения, хозяйственная и домашняя утварь, подносы, сосуды для жидкостей, блюда и многое другое. Производились они мастерами медниками, работавшими почти в каждой татарской деревне.
– Уникальным образом медночеканных изделий XV-XVI веков является изысканный по форме и орнаменту винный кувшин из золотисто чистой латуни. Форма кувшина условно воспроизводит туловище водоплавающей птицы.
– Выгравированные на тулове сосуда орнаменты изящных стихотворений – миниатюр на татарском, арабском и персидском языках, а так же цветочно-растительный орнамент, придает облику кувшина оригинальность.
–Но наиболее распространенным было производство металлических чеканных кумганов, которыми особенно славились мастера Казани.
Запись в тетрадь
– Кто знает, что такое кумган?
– Кумган – посуда, наподобие кувшина с ручкой и носиком, сделанный из меди и других металлов, использовался у тюркских народов для омовения (Омовение- умывание перед молитвой).
– Посмотрите и скажите, какой материал применяли в своей работе мастера? (Медь, бронза, серебро, реже золото)
– Отличались особенно медные кумганы украшением сливных носиков, головками животных и птиц. Подобные кумганы пользовались большой популярностью.
– Давайте посмотрим, как же орнаментирована посуда других татар?
– Какой орнамент использовали мастера – медники?
– Они изображали растительный, геометрический, зооморфный орнамент. По законам религии людей изображать было нельзя.
– Как вы считаете, для чего люди стали украшать предметы быта?
– Орнамент наносили мастера специальным инструментом: молотки и щипцы для выкладывания узоров, ножницы для вырезания тонких листов металла.
Физ. минутка
– Сегодня на уроке вы попробуете себя в роли мастеров медников. Для того, что бы начать работу, нам нужно подготовить руки к работе. Сделаем маленькую физ. минутку.
Практическая работа
– У вас на столе маленький кусочек пищевой жести. Давайте поупражняемся в нанесении орнамента методом продавливания. Инструментом послужит шариковая ручка.
Задание
– Послушайте внимательно. Давайте попробуем приобщиться к древним традициям и изготовить сосуд с нанесением орнамента.
– Пищевая жесть послужит металлом для изготовления сосуда, а шариковая ручка инструментом для нанесения орнамента.
Во время практической работы веду индивидуальную и фронтальную работу с классом.
Анализ работы учащихся
– Давайте вместе с вами проанализируем ваши работы.
Отметим хорошие результаты и недостатки. Увидев ошибки, исправляйте их у себя.
Сообщение оценок учащимся.
Закрепление
– Для закрепления темы урока, давайте вернемся к нашей презентации.
- Какие промыслы вы знаете?
- Какую роль играет в жизни человека промысел художественной обработки металла?
– Художественная обработка металла это не только посуда и окружающие нас предметы, но это и ювелирные украшения.
– С этим мы будем знакомиться на следующем уроке. В связи с этим домашнее задание.
Домашнее задание
– Подготовить сообщение о ювелирных украшениях древних татар.
А кто хочет повысить свой уровень знаний, напишите небольшой реферат и подберите иллюстративный материал по этой теме.
Подведение итогов
Мнение учащихся о уроке.