Конспект урока "Промыслы нашего края"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • Познакомить учащихся с культурой родного края, обобщить знания в области народных промыслов;
  • Освоить технику работы с пищевой жестью;
  • Воспитывать эстетический вкус, развитие духовного мира ребенка, творческую инициативу в личностно-ориентированном подходе.

Тип урока – комбинированный.

Оборудование:

  • компьютер;
  • пищевая жесть, шариковая ручка, тетрадь по ИЗО, картон, ножницы, стиплер.

ХОД УРОКА.

Организационный момент

Проверяю готовность к уроку, устанавливаю тишину.

Повторение изученного материала (сопровождается показом презентации)

- Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках?

Мы с вами познакомились с различными промыслами, возникшими на территории России много лет назад. Все эти промыслы продолжают жить и сейчас.

Ну а сейчас давайте вместе их вспомним, посмотрите на экран:

  1. Название промысла? (Гжель)
  2. Название хохломского узора? (Кудрина)
  3. Короткое название промысла? (Дымка)
  4. Эта игрушка…? (Филимоновская)
  5. Самый первый прием в жостовской росписи? (Замалевок)

–Молодцы! Очень хорошо усвоили тему.

Актуализация опорных знаний

– Эти промыслы прочно укрепили свои позиции. В тех городах и селах, где они родились, созданы производства по созданию этих оригинальных изделий и главное их достоинство – оригинальность.

– Предметы быта украшали повсеместно. Но такие промыслы, как Гжель, Хохлома, Городец, Жостово отличались единством стиля, ограниченной цветовой гаммой, особыми приемами письма и обработки изделий. Произведения этих промыслов знакомы, их любят во всем мире, они являются визитной карточкой России.

– Мы живем на территории России, а в какой республике мы живем? (Татарстан)

– А чем занимались люди нашего края?

Может быть, вопрос этот для вас сложный и поэтому вы не знаете точной формулировки.

– Как вы считаете, о чем будем говорить на уроке?

Сообщение темы и цели урока (сопровождается показом презентации)

– Тема: Промыслы нашего края.

– Цель нашего урока: познакомиться с культурой родного края, обобщить знания в области народных промыслов, освоить технику работы с пищевой жестью.

Объяснение новой темы (сопровождается показом презентации)

– Произведения татарских мастеров раскрывают перед нами картину развития в исторической жизни народа разных видов декоративно-прикладного искусства.

 – Посмотрите на экран, и вы увидите эти виды:

  1. Ювелирное искусство.
  2. Кожаная мозаика.
  3. Золотое шитье.
  4. Вышивка тамбуром.
  5. Керамика.
  6. Художественная обработка металла.

– До нас дошли современные образы изделий мастеров, работавших в X-XIV веках в древнебулгарских городах: украшения, хозяйственная и домашняя утварь, подносы, сосуды для жидкостей, блюда и многое другое. Производились они мастерами медниками, работавшими почти в каждой татарской деревне.

– Уникальным образом медночеканных изделий XV-XVI веков является изысканный по форме и орнаменту винный кувшин из золотисто чистой латуни. Форма кувшина условно воспроизводит туловище водоплавающей птицы.

– Выгравированные на тулове сосуда орнаменты изящных стихотворений – миниатюр на татарском, арабском и персидском языках, а так же цветочно-растительный орнамент, придает облику кувшина оригинальность.

–Но наиболее распространенным было производство металлических чеканных кумганов, которыми особенно славились мастера Казани.

Запись в тетрадь

– Кто знает, что такое кумган?

– Кумган – посуда, наподобие кувшина с ручкой и носиком, сделанный из меди и других металлов, использовался у тюркских народов для омовения (Омовение- умывание перед молитвой).

– Посмотрите и скажите, какой материал применяли в своей работе мастера? (Медь, бронза, серебро, реже золото)

– Отличались особенно медные кумганы украшением сливных носиков, головками животных и птиц. Подобные кумганы пользовались большой популярностью.

– Давайте посмотрим, как же орнаментирована посуда других татар?

– Какой орнамент использовали мастера – медники?

– Они изображали растительный, геометрический, зооморфный орнамент. По законам религии людей изображать было нельзя.

– Как вы считаете, для чего люди стали украшать предметы быта?

– Орнамент наносили мастера специальным инструментом: молотки и щипцы для выкладывания узоров, ножницы для вырезания тонких листов металла.

Физ. минутка

– Сегодня на уроке вы попробуете себя в роли мастеров медников. Для того, что бы начать работу, нам нужно подготовить руки к работе. Сделаем маленькую физ. минутку.

Практическая работа

– У вас на столе маленький кусочек пищевой жести. Давайте поупражняемся в нанесении орнамента методом продавливания. Инструментом послужит шариковая ручка.

Задание

– Послушайте внимательно. Давайте попробуем приобщиться к древним традициям и изготовить сосуд с нанесением орнамента.

– Пищевая жесть послужит металлом для изготовления сосуда, а шариковая ручка инструментом для нанесения орнамента.

Во время практической работы веду индивидуальную и фронтальную работу с классом.

Анализ работы учащихся

– Давайте вместе с вами проанализируем ваши работы.

Отметим хорошие результаты и недостатки. Увидев ошибки, исправляйте их у себя.

Сообщение оценок учащимся.

Закрепление

– Для закрепления темы урока, давайте вернемся к нашей презентации.

  1. Какие промыслы вы знаете?
  2. Какую роль играет в жизни человека промысел художественной обработки металла?

– Художественная обработка металла это не только посуда и окружающие нас предметы, но это и ювелирные украшения.

– С этим мы будем знакомиться на следующем уроке. В связи с этим домашнее задание.

Домашнее задание

 – Подготовить сообщение о ювелирных украшениях древних татар.

А кто хочет повысить свой уровень знаний, напишите небольшой реферат и подберите иллюстративный материал по этой теме.

Подведение итогов

Мнение учащихся о уроке.