Воспитание – великое дело, им решается
участь человека.
В.Г. Белинский
Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий…, он там свой:
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
(Б. Берестов)
Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Под воспитанием мы понимаем целенаправленное, специально организованное, осуществляемое специально подготовленными людьми воздействие на личность ребенка с целью ее развития. Воспитание в широком смысле слова осуществляется самыми разнообразными (не только педагогизированными) явлениями окружающей жизни: детскими учебно-воспитательными учреждениями, семьей, средствами массовых коммуникаций, факторами широкой социальной среды... Воспитание в узком смысле (нередко его называют воспитательной работой) направлено на формирование определенных качеств личности, решение определенных воспитательных задач, поставленных определенным типом детского учреждения или очерченных кругом функциональных обязанностей педагога определенного статуса. К таковым следует отнести и классного руководителя, который по праву считается центральной фигурой учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
И если сущностью, основным назначением процесса обучения является вооружение учащихся знаниями о мире, умениями, навыками их применения в жизни и способами их получения, то сущность и назначение воспитания есть формирование отношения к миру предметов и явлений, событий и фактов, знаний, навыков и умений, к себе самому, к материальным и духовным ценностям ... И прав С.Т. Шацкий, который писал: “Научить ребенка считать очень легко: наша методическая наука достигла в этом совершенства ... Главное заключается не в этом. Главное заключается в том, чтобы с этим умением считать ребенок не стал обсчитывать”. Это уже область отношений к жизни. Этим определяется жизненная позиция будущего человека.
Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного, которая определяет и характер семейного воспитания, и его содержание, и организационные формы, и, в конечном счете,- логику, содержание и методику педагогического взаимодействия школы и семьи.
Прежде всего, эта специфика выражается в том, что по природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга... Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает в семье ребенка, начиная с внутриутробного его существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему не проходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей - авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей ...
Причем гармоничное развитие ребенка в семье создается различными проявлениями чувства любви членов семьи. Пример - разговор с двухлетним ребенком:
- Кто ты бабушке?
- Красавец-любимчик.
- Дедушке?
- Внук.
- Матери?
- Сыночек.
- Отцу?
- Сын.
Именно из этой особенности семейного воспитания вытекает определение приоритетных ценностей дома, семьи ..., когда иначе, чем предписывает “здравый смысл”, расставляются акценты:
А дом, заставленный добром,-
еще не дом.
И даже с люстрой над столом –
еще не дом.
И на окне с живым цветком -
еще не дом.
И даже с чайника баском
еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом, твоим теплом.
Все вещи тихо растворила темнота,
И стала комната бездонна и пуста.
И среди этой мирозданной пустоты
Весь мир мой - ты, и дом мой - ты ...
А дом, заставленный добром,-
еще не дом.
И даже с люстрой над столом –
еще не дом.
И на окне с живым цветком -
еще не дом.
И даже с чайника баском
еще не дом.
(А. Суслова)
Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна, как это ни парадоксально, мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок часто вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым... Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания ... маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия ...
Если в семье нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку..., то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.
Другой особенностью семейного воспитания является: тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения... Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции. И своеобразные позиции воспитателей и воспитуемых. Причем один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети - мамы и папы - бабушки и дедушки - прабабушки и прадедушки... И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные семейные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения...
Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности –интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы ее: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь, нарисовать человечка, помочь маме...) до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения.
Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года... Его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке... И хороший учитель всегда помнит о том, что сидящий за школьной партой его ученик мысленно и чувственно невидимыми нитями связан с домом, с семьей, с множеством волнующих его проблем.
Однако семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в учебно-воспитательном процессе, следует считать такие:
- неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;
- бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
- авторитаризм, либо “либерализм”, безнаказанность и всепрощенчество;
- безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
- отсутствие нормального психологического климата в семье;
- фанатизм в любых его проявлениях (страсть к накопительству денег и вещей, религиозный, политический, музыкальный, спортивный...);
- безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий...);
- противоправное поведение взрослых…
Исходя из специфики семьи как фактора развития и воспитания личности ребенка (его позитивных и негативных сторон) должна быть выстроена система принципов семейного воспитания, которую классный руководитель активно проводит в воспитательной работе с родителями:
- дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;
- родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть и способствовать развитию в нем лучшего;
- воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
- диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания;
- личность самих родителей - идеальная модель для подражания детей;
- воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
- все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;
- оптимизм и мажор - основа стиля и тона общения с детьми в семье.
Эти принципы, разумеется, могут быть расширены, дополнены, видоизменены... Главное, чтобы они были. И чтобы были пронизаны гуманистической идеей о наивысшей ценности Ребенка.