В современной дидактике в центре внимания педагогов находится познавательная деятельность учащихся. Важен не конечный результат (знания устаревают, подвергаются изменениям), а сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить достаточно сложно. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что одной из перспективных форм работы с учащимися, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов.
Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учебой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках.
Во-вторых, реализуются принципы личностно - ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
В-третьих, выполняя проекты, учащиеся осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания.
В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, викторины, олимпиады.
Слово “проект” произошло от латинского "projectus", что означает "брошенный вперед". И на самом деле, планируя проект, учитель как бы заглядывает в будущее, воображает нечто, что ученик может создать или получить, затратив определенные усилия. Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств. Три “кита”, на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность.
Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения?
- Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.
- Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
- Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы.
Прежде чем начнется работа над проектом, руководитель проекта должен ответить на ряд вопросов: Для чего создается данный проект? Каким должен быть проект для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам? Кто будет создавать проект? Как лучше распределить обязанности среди членов бригады, если исполнителей несколько?
Обычно в работе над проектом выделяют шесть стадий (В.В.Гузеев,1996):
- подготовка (формулирование темы и целей проекта);
- планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.);
- исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);
- оформление результатов и выводов;
- представление или отчет;
- оценка результатов и процесса.
Ряд журнальных статей на страницах “Преподавание истории в школе” дает основание говорить о том, что организация проектной деятельности становится актуальной и для преподавания истории. В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически на любом уроке. Избираемые темы должны быть значительными и интересными. Использование метода проекта возможно как при закреплении ранее изученного материала, так и в ходе его освоения. В последнем случае защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями. Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее (обычно за 1-2 недели до запланированного урока).Проекты, которые требуют больших затрат времени на подготовку, целесообразно использовать 2-3 раза в год.
Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о жизни исторических личностей, создавать собственный журнал, готовить макеты, рисунки, коллажи, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики, диаграммы и т.д. Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как учителем, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Все это, в конечном счете, способствует формированию активной гражданской позиции учащихся и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.
Таким образом, метод проектов вовлекает учащегося в процесс исследования. Ученик перестаёт быть пассивным участником процесса обучения, он проявляет активную позицию, за счет чего повышается заинтересованность ребенка, у него появляются полезные увлечения, повышается успеваемость. Этот процесс завершается в реальном материале - продукте проекта. Проекты базируются на таких вопросах, ответы на которые не могут быть получены зубрежкой. Проекты ставят ученика в активную позицию человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, изучает, документирует свою деятельность. В своей работе я предлагаю методические разработки двух уроков с использованием метода проектов. Образовательные цели урока сформулированы через действия, которыми должны овладеть учащиеся. Это дает возможность продиагностировать достижение поставленных целей на уроке. Обучающие, развивающие и воспитывающие цели направлены на личность учащегося, что в свою очередь отражает системность в процессе обучения.
Тема урока: П.А.Столыпин и судьбы реформ в России в начале ХХ в. (2 часа)
Цели урока:
Образовательные:
учащиеся должны:
- Называть характерные черты личности П.А. Столыпина;
- Определять основные направления внутренней политики правительства Столыпина;
- Называть предпосылки и цели аграрной политики П.А. Столыпина, ее основные положения;
- Определять итоги столыпинских реформ и отношение к ним в обществе.
Воспитательное воздействие урока: способствовать развитию чувства патриотизма, нравственности, сопричастности к истории Отечества.
Развивающее воздействие: создать условия для развития коммуникативных умений, навыков устной речи, логического мышления.
Оборудование: портрет П.А. Столыпина, лист заданий для учащихся, материалы творческих проектов, презентация, мультимедийное оборудование, листы с тестовыми заданиями для первичного контроля, оценочные листы урока.
План новой темы:
- Личность П.А. Столыпина.
- Борьба с революционным движением и третьеиюньский государственный переворот.
- Столыпинская аграрная реформа.
- Итоги столыпинских реформ. Отношение к ним в обществе.
Тип урока: усвоение новых знаний
Метод урока: проект
Ход урока:
I. Организационно-мотивационный момент.
Вступительное слово преподавателя:
Одно из неожиданных явлений общественной жизни нашего времени – быстрый рост интереса к фигуре П.А. Столыпина, крупного политического и государственного деятеля царской России, в течение пяти лет (1906-1911гг) занимавшего пост председателя Совета министров. О Столыпине и его делах, о судьбах русского крестьянства и перипетиях отечественной истории и пойдет сегодня речь на нашем уроке.
В наши дни имя П.А. Столыпина приобрело популярность, едва ли не превышающую его, как теперь принято говорить, рейтинг при жизни. О Столыпине написаны многочисленные статьи, брошюры, книги, упоминания о нем то и дело мелькают в прессе, его фамилия звучит по радио и телевидению, на различных “круглых столах” и конференциях и даже с трибуны высших органов власти. Чем обусловлено столь пристальное внимание?
Во-первых, с именем премьера связана фактически последняя попытка российских правящих кругов вывести страну на путь эволюционного развития, избежать нового революционного взрыва, что само по себе представляет несомненный интерес для исследователей отечественной истории.
Во-вторых, в наше переломное время эта тема приобретает особую актуальность и политическую значимость: фигура Столыпина и прежде всего его деятельность в качестве главы правительства в сложную, переходную эпоху, его попытки найти выход из кризисной ситуации, в которой оказалась страна в результате революции 1905-1907 гг, привлекают внимание ученых, политических деятелей, представителей властных структур.
Наконец, немалую роль играет и то обстоятельство, что имя Столыпина и его политическое наследие были и остаются разменной монетой в политической борьбе. Неоднозначность личности премьера, определенная противоречивость его взглядов, многосторонность деятельности позволяют представителям различных, порой полярных политических направлений использовать его программные положения и практический опыт.
Важно отметить, что вышедшие за последние 10-15 лет работы по этой теме базируются в основном на уже известных материалах, но трактовка их весьма различна – от безудержного восхваления столыпинской программы и методов ее реализации до фактически полного неприятия всей деятельности его кабинета.
Давайте и мы попробуем разобраться в столь непростых вопросах. Сегодня на уроке мы должны назвать характерные особенности личности П.А. Столыпина, определить основные направления внутренней политики его правительства, назвать предпосылки, цели, основные положения аграрной политики, определить итоги столыпинских реформ и отношение к ним в обществе.
II. Новая тема.
- Учащимся были даны опережающие задания по группам:
1 группа: составить проект “Личность П.А. Столыпина”.
2 группа: составить проект “Борьба с революционным движением и третьеиюньский государственный переворот. Программа реформ нового кабинета”.
3 группа: “Аграрная реформа”.
4 группа: Итоги столыпинских реформ. Отношение к ним в обществе.
Напомнить учащимся о порядке работы в группе.
Организуется презентация проектов с использование мультимедийного оборудования:
Презентация проекта первой группы “Личность П.А. Столыпина”.
-Дополнения преподавателя. Работа с опорной схемой.
Презентация проекта второй группы “Борьба с революционным движением и третьеиюньский государственный переворот. Программа реформ нового кабинета”.
-Дополнения преподавателя. Работа с опорной схемой.
Презентация проекта третьей группы “Аграрная реформа”.
-Дополнения преподавателя. Работа с опорной схемой.
Презентация проекта четвертой группы “Итоги столыпинских реформ. Отношение к ним в обществе”.
-Дополнения преподавателя. Работа с опорной схемой.
III. Заключительное слово преподавателя:
– Почему же реформистский путь потерпел крах? Со всей очевидностью ясно, что Столыпин хотел провести преобразования экономики вне демократии, не затрагивая самодержавный строй и его основу – помещичье землевладение, централизованную бюрократическую систему. Имя Столыпина всегда вызывало споры. Это имя сразу втягивает в круговорот страстных взаимоисключающих оценок. Ни один из политических деятелей царизма начала ХХ в. не может идти с ним в сравнение по преданной и восторженной памяти его почитателей и сосредоточенной ненависти его противников. “Период столыпинской реакции”, виселицы – “столыпинские галстуки”, с одной стороны, и “борец за благо России, человек, “достойный сесть на царский трон” - с другой”. Карьера Столыпина длилась всего лишь 5 лет, но это время было полно грандиозных планов. Столыпина называли российским Бисмарком. И если мы посмотрим на исторические события очевидцами, которых мы с вами являемся, то нам покажется, что история повторяется. Так же как и начале ХХ в. сегодня Россия решает сложные вопросы: каким путем идти, как развивать свою экономику, строить новое демократическое государство. Зачастую Россия оказывается перед сложным выборам. И очень важно вспоминать об уроках истории и не допускать ошибок, которые были совершены Россией во времена П.А.Столыпина.
IV. Проверка степени усвоения нового учебного материала:
Беседа:
- Назовите яркие, характерные черты личности П.А. Столыпина.
- Какой путь избрало правительство Столыпина во внутренней политике?
- Почему Столыпин добивался роспуска второй Государственной думы?
- Почему события, связанные с роспуском второй Государственной думы и принятие нового избирательного закона 3 июня 1907 г. Называют третьеиюньским государственным переворотом?
- Назовите цели аграрной реформы.
- Удалось ли Столыпину разрушить крестьянскую общину и как к этому отнеслось большинство крестьян? Кто наиболее часто уходил из общины?
- Можно ли сказать. Что переселенческая политика была успешно реализована?
- Удалось ли Столыпину реализовать весь план реформ?
-Учащимся выдаются задания в тестовой форме.
-Организуется взаимоконтроль, учащиеся подсчитывают коэффициент и выставляют оценки.
V. Рефлексия деятельности.
- Заполняются оценочные листы.
Домашнее задание: п.16, работа с опорной схемой.
Тема: Первая мировая война 1914-1918 гг.
Цели урока:
Образовательные:
учащиеся должны:
- Называть хронологические рамки Первой мировой войны;
- Называть причины войны, цели сторон в войне. Определять характер войны;
- Давать характеристику военно-техническому потенциалу воюющих сторон;
- Показывать на карте страны – участницы войны. Работать с историческими документами.
Воспитательное воздействие урока: способствовать развитию толерантности, политической культуре, патриотизму, любви к Родине .
Развивающее воздействие: создать условия для развития коммуникативных умений, навыков устной речи, логического мышления.
Оборудование: учебник, атлас “Первая мировая война 1914-1918 гг.”, иллюстрации, лист заданий для учащихся, дополнительные материалы.
План новой темы:
- Образование двух военных блоков.
- Причины войны. Цели сторон в войне.
- Соотношение вооружения противоборствующих сторон.
- Повод к войне.
- Вступление России в войну.
Учащиеся предварительно были поделены на четыре группы и им даны опережающие задания по теме. На данном уроке заслушиваются проекты, созданные группами в ходе предварительной работы.
Ход урока.
I. Организационно-мотивационный момент.
95 лет, отделяющие нас от невеселого дня 1 августа 1914 г.. – срок достаточный для того, чтобы оценить значимость свершавшегося тогда. Человечество вступало в новый, очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений ХХ столетия. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира. Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества и воспринималась людьми как проявление кризиса европейской цивилизации, как великое бедствие, впервые поставившее вопрос о физическом уничтожении человечества. Война стала тяжелой повседневной работой для миллионов. Начатая ради величия империй, она через четыре года разрушила сами эти империи. Сегодня мы узнаем, почему и как был разрушен относительно благополучный европейский мир.
В процессе работы вы должны узнать:
- каковы были цели и планы участников войны;
- как была развязана первая мировая война;
- как относились к войне различные слои общества России;
- какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран
II. Новая тема.
Преподаватель:
- Вспомните основные приоритеты внешней политика России в начале ХХ века.
- С кем воевала Россия в начале ХХ в.? Какие уроки извлекла Россия из этой войны?
Заслушивается сообщение по 1 проекту “История образования военных блоков”
Преподаватель: итак, в 1907 г. стало окончательно ясно, что в мире образовалось два полярных лагеря, в каждый из которых входили страны, имеющие свои определенные интересы. А так как эти блоки были воинственно настроены по отношению друг к другу, то встало под угрозу существование мира. Перед вами два документа:
- “Первая мировая война порождена модернизационным кризисом, противопоставившим “блок лидирующих индустриальных держав, в который геополитическая ситуация ввела Россию”, и “догоняющих, т.е. Германию и ее союзников” (Яковенко И. Россия, которую мы потеряли// Родина, 1993, № 8-9)
- “Первая мировая война порождена кризисом империй, в итоге войны “кончилась “Европа цезарей: рухнули Австро-Венгрия и Оттоманская империи, Германия и Россия. (Золотарев Р. Сожженная карта // Родина, 1993, № 8-9).
Задание для учащихся: прочитайте документы, о каких причинах Первой мировой войны идет речь? Какие причины еще вы могли бы назвать?
Преподаватель: итак, можно выделить следующие причины Первой мировой войны:
- Стремление к ослаблению государств – конкурентов в экономической и военной сферах, к разрешению путем войны политических и экономических противоречий силами сложившихся военных союзов;
- Стремление к сохранению имеющихся и захвату новых колоний, к господству и наживе;
- Стремление разрешить с помощью войны внутренние проблемы.
Заслушивается сообщение по 2 проекту “Реальные цели сторон”
Преподаватель: вы прослушали сообщение о целях сторон в будущей войне? Какой мы можем сделать вывод о характере войны?
Предполагаемый ответ: война носила захватнический несправедливый характер
Заслушивается сообщение по 3 проекту “Соотношение вооруженных сил”. План Шлиффена”
Преподаватель: Была ли Россия готова к войне в техническом плане?
Заслушивается сообщение по 4 проекту “Повод к войне”
Преподаватель: можно ли было избежать войны?
Большинство историков считает, что можно было избежать перерастания международных противоречий в войну. Со времен франко-прусской (1870-1871) и русско-турецкой войн (1877-1878) войн в течение нескольких десятилетий Европа не знала войн. Основной предпосылкой сохранения мира было широкое международное сотрудничество, развитое обращение капиталов, товаров, свобода передвижения людей. Военные действия грозили уничтожением достигнутого материального благополучия, лишали страны перспектив нормального развития. В 1899 и в 1907 гг. были подписаны Гаагские конвенции о разрешении международных конфликтов мирным путем. Развитие демократических начал в политической жизни большинства государств позволило оказывать влияние на парламенты и правительства. Таким образом, развязывание войны можно считать осознанным шагом правительственных кругов ведущих держав, стремящихся к новым захватам для удовлетворения,в первую очередь, экономических интересов.
Преподаватель: Обратите внимание на таблицу “Хронология объявления войны”. Мы видим, как постепенно в войну втягивались десятки государств. 1 августа 1914 г. Россия вступила в войну. А. Керенский писал: “Мировая война, которая вызревала в сердце Европы в течение нескольких лет, обрушилась на Россию подобно урагану. Ни одна великая держава в Европе так не нуждалась в мире, так не жаждала его, как Россия после войны с Японией”.
Послушайте следующее стихотворение и ответьте на вопрос: какие настроения преобладали в обществе после вступления России в войну?
Подвиг войны
С. Городецкий
Не первый вечер пели волны
В народном море, и стонал
Стихийный ветер, мощи полный,
И к небу гимн летел, как вал;
Опять на небе пламенела
Заря, невиданно ясна,
Когда из вражьего предела
Домчалась весть войны. Война!Война! Война! Так вот какие
Отверзлись двери пред тобой,
Любвеобильная Россия,
Страна с Христовою судьбой!
Так приими ж венец терновый
И в ад убийственный сойди
В руке с мечом своим суровым,
С крестом, сияющим в груди!
Прости, несжатый, мирный колос!
Земля родимая, прости!
Самой судьбы громовый голос
Зовет Россию в бой идти.
Не празден будет подвиг бранный,
В крови родится новый век,
И к пашне, славой осиянный,
Вернется русский человек…
Обобщение учителя: сегодня на уроке мы познакомились с причинами Первой мировой войны, целями участников войны, узнали, какое событие послужило поводом к ее началу.
Четыре года продолжалась Первая мировая война и сейчас перед вами ее основные характеристики:
- Продолжительность – 1554 дня.
- Число стран-участниц – 38
- Состав коалиций: Англия. Франция, Россия, США и еще 30 стран ( в том числе Португалия, Сиам, Либерия, 14 Латиноамериканских государств и т.д.); Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария (Четверной Союз).
- Число нейтральных государств – 17.
-Число государств, на территории которых проходили военные действия – 14.
- Численность населения стран-участниц войны – 50 млн. человек (62% населения планеты).
- Численность мобилизованных -74 млн. человек.
- Численность погибших – 10 млн. человек, больше чем во всех войнах, которые вели люди в предыдущие 1000 лет.
- Впервые в истории войн было применено оружие массового поражения (газы).
- Впервые использованы танки и самолеты.
Вот как описывал факт применения газов президент Франции Р. Пуанкаре:
“В 5 часов 22 апреля 1915 г. начался потрясающий грохот орудий, и тяжелые снаряды стали глухо рваться над Ипром и над многими деревнями. Ноздри людей , ближе находившихся к фронту, втянули запах какой-то адской эссенции. Те кто стоял ближе к северным окопам увидели два странных призрака из зеленовато-желтого тумана, медленно ползущих и постепенно расплывавшихся, пока не слились в один, а затем, двигаясь дальше, не растворились в синевато-белое облако… Вскоре офицеры британских войск были потрясены, увидев поток бежавших в панике людей. Беглецы оставили за собой на фронте прорыв шириной более 4 миль, заполненный лишь мертвыми и полумертвыми, которые, задыхаясь, агонизировали, отравленные хлористым ядом”.
А вот что писали советские историки о применении техники на фронте:
“Война моторов проявилась на суше как во все более значительном использовании автотранспорта для снабжения фронта, так и применении новых боевых средств – танков, бронемашин, самоходных орудий. Идея создания сухопутных линкоров нашла активную поддержку у тогдашнего военно-морского министра Англии У. Черчилля. По его настоянию министерство ассигновало 70 тыс. ф. ст. на изготовление 18 опытных образцов танков. Изготовление танков в Англии началось в 1915 г., причем в декабре, для соблюдения секретности было принято кодированное наименование “танк”, т.е. цистерна, бак. Это название потом утвердилось в английском и русском языках. В первых публикациях в России о действиях на фронте эти машины именовались “танк”, “лохань”.
III. Рефлексия. Подведение итогов. Заполнение оценочных листов урока.
Д/з: п. 13