"Писатели – детям". Урок литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • расширение круга читательских интересов;
  • ознакомление с творчеством детских писателей и поэтов;
  • обучение первоначальному представлению об анализе лирического произведения на примере стихотворения “Три дороги” В. Берестова;
  • развитие памяти, монологической речи, воображения, творческих способностей учащихся, умения работать в коллективе;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • воспитание любви к детской книге и чтению;
  • воспитание умений сочувствовать и сопереживать; негативного отношения к недостаткам и желания преодолеть их в себе.
  • Оборудование:
  • “Тропинка” - книга для внеклассного чтения в 3 классе начальных классов татарских школ под редакцией Михеевой А. А.;
  • таблички с фамилиями писателей;
  • книги писателей;
  • перчаточная кукла;
  • распечатка стихотворения А. Усачёва;
  • листы с написанными словами для буриме, ручки;
  • фонограммы песни “Детство”, движения поезда;
  • аудиозапись выразительного чтения стихотворения;
  • магнитофон.

I. Организация начала урока.

Звучит песня “Куда уходит детство”. Вы все находитесь в прекрасной стране под названием “Детство”. Как взрослый человек может вернуться в детство?

Учитель выразительно читает стихотворение С. Михалкова “Мой секрет”.

Предлагаю вам занять свои места и отправиться на поезде по стране

“Детство”. (фонограмма отправляющегося поезда)

Дети поют песенку:

Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
А в песенке поётся
О том, как мы живём.

II. Знакомство с творчеством писателей.

I станция – МИХАЛКОВА (на доске название МИХАЛКОВ)

Учитель надевает перчаточную куклу и говорит:

Пять весёлых поросят
Вам вопрос задать хотят.

Я начну читать стихи, а вы должны их продолжить.

Дело было вечером,
Делать было нечего.
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
А у меня в кармане гвоздь.
А у вас? ….

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью Каланча.
По фамилии Степанов
И по имени Степан
Из районных великанов
Самый главный великан.

Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята –
Их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём!
Мы такие с ним друзья –
Куда он, туда и я!

Я карандаш с бумагой взял
Нарисовал дорогу.
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.
Направо – дождь, налево – сад,
В саду 15 точек.
Как будто яблоки висят
И дождик их не мочит.

Послушайте стихотворение Сергея Михалкова в записи и вспомните его название.

(фонограмма стихотворения “Прививка”)

Как называется это произведение?

Едем с вами дальше. (Дети поют песенку)

II станция - БАРТО (на доске название БАРТО)

Повторяйте за мной, как эхо.

Скажи погромче слово “гром” (дети) - ГРОМ!
Грохочет слово, словно гром.
Скажи потише: “шесть мышат” (дети) - Шесть мышат. (тихо)
И сразу мыши зашуршат.
Скажи: “Кукушка на суку” (дети) - Кукушка на суку!
Тебе послышится: “Ку-ку”.
А скажешь слово “листопад” (дети) – Листопад.
И листья падают, летят,
И словно наяву
Ты видишь осень: жёлтый сад,
И мокрую траву.
Слова бывают разные,
Хорошие, простые.
Слова бывают праздные –
Ненужные, пустые.

На столах у вас лежат листочки. Сочините все вместе буриме:

  • точка - строчка
  • урок – звонок

(Работа в группах по времени)

Выберите одного человека и прочитайте своё коллективное стихотворение.

Едем с вами дальше. (Дети поют песенку)

III станция - БЕРЕСТОВА (на доске название БЕРЕСТОВ)

Откройте книги на странице 83. Прочитайте самостоятельно стихотворение В. Берестова “Три дороги”.

Три дороги

Приходил я в первый класс
По одной из трёх дорог.
Приходилось каждый раз
Выбирать одну из трёх.
Первая из них была
Длинной улицей села.
Там из окон, из ворот
Всё поглядывал народ.
Я товарищей встречал,
Различал их за квартал.
То кого-то поджидал,
То кого-то догонял.
А вторая за мостом
Потаённою тропой
Вьётся в ельнике густом.
Птиц послушай. Песню спой.
Посиди чуть-чуть на пне
Сам с собой наедине.
Третья тропка коротка.
Три минуты до звонка.
Мчишься голову сломя
Между первыми двумя.

Объясните смысл слова ПОТАЁННОЮ (тропой) – слово написано на доске.

ПОТАЁННОЮ (тропой) – то же, что и потайной, т. е. скрытой от глаз.

Чтение вслух стихотворения одним учеником.

Анализ стихотворения:

  • Как вы думаете, по какой дороге ходил мальчик в первый класс? Почему вы так думаете?
  • Что вы можете рассказать об этом мальчике, прочитав стихотворение?
  • Какая из трёх дорог по душе каждому? (поднимите руки те, кому близка первая дорога в школу; вторая дорога, третья дорога)
  • Объясните выражение: мчишься голову сломя.

Едем с вами дальше. (Дети поют песенку)

IV станция - Заходера (на доске название ЗАХОДЕР)

Откройте книгу на странице 87.

Домашнее задание – выразительное чтение стихотворения Бориса Заходера

Едем с вами дальше. (Дети поют песенку)

V станция - УСАЧЁВА (на доске название УСАЧЁВ)

Инсценировка стихотворения “Живот-животок”. Я раздам слова ребятам. Пока они знакомятся с текстом и обдумывают свою роль, остальные ребята внимательно послушают стихотворение “Леталка” и попробуют объяснить непонятные слова.

Леталка

Мы сидели на Сиделке,
И свистели в две Свистелки,
И глядели в небосвод…
Вдруг глядим – летит Леталка,
То ли муха, то ли галка,
То ли целый самолёт!
Мы решили сбить Леталку,
Запустили в воздух палку…
Может палка попадёт
В неизвестную Леталку,
То ли в муху, то ли в галку,
То ли в целый самолёт!
Не попали мы в Леталку,
И ни в муху, и ни в галку…
А навстречу из ворот
Выезжала Проезжалка,
И попала наша палка
С жутким грохотом в капот:
БАХ!
Мы бежать во все Бежалки,
А водитель Проезжалки
Как в Оралку заорёт,
Что открутит нам Бежалки,
Оторвёт Соображалки
И Сиделки надерёт!
Укатила Проезжалка.
Улетела вдаль Леталка.
Грелка по небу плывёт…
Мы сидели на Сиделке
И свистели в две Свистелки:
Может Гавкалка пройдёт?!
Инсценировка стихотворения.
Едем с вами дальше. (Дети поют песенку)

VI станция - Маршака (на доске название МАРШАК)

На станции Усачёва в инсценировке участвовали несколько человек. Я предлагаю всем вспомнить стихотворение “Дом, который построил Джек” и дружно рассказать его с движениями.

Дети поют песенку:

Мы ехали, мы пели
И с песенкой смешной
Все вместе, как сумели,
Приехали домой.
(Фонограмма прибытия поезда)

III. Итог урока.

Как бы вы сформулировали название сегодняшнего урока?

Вспомните, произведения каких авторов мы сегодня на уроке читали?

Закончить урок я хочу словами стихотворения В. Берестова

А думал я, с детством прощаясь,
Что нет возвращенья туда.
Теперь я легко возвращаюсь
В далёкие эти года.

Детство – это прекрасное время! Это пора, когда можно многому научиться. Сохраните воспоминания об этом удивительном и неповторимом времени. Писатели вам в этом помогут.