Задачи урока:
- расширение круга читательских интересов;
- ознакомление с творчеством детских писателей и поэтов;
- обучение первоначальному представлению об анализе лирического произведения на примере стихотворения “Три дороги” В. Берестова;
- развитие памяти, монологической речи, воображения, творческих способностей учащихся, умения работать в коллективе;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- воспитание любви к детской книге и чтению;
- воспитание умений сочувствовать и сопереживать; негативного отношения к недостаткам и желания преодолеть их в себе.
- Оборудование:
- “Тропинка” - книга для внеклассного чтения в 3 классе начальных классов татарских школ под редакцией Михеевой А. А.;
- таблички с фамилиями писателей;
- книги писателей;
- перчаточная кукла;
- распечатка стихотворения А. Усачёва;
- листы с написанными словами для буриме, ручки;
- фонограммы песни “Детство”, движения поезда;
- аудиозапись выразительного чтения стихотворения;
- магнитофон.
I. Организация начала урока.
Звучит песня “Куда уходит детство”. Вы все находитесь в прекрасной стране под названием “Детство”. Как взрослый человек может вернуться в детство?
Учитель выразительно читает стихотворение С. Михалкова “Мой секрет”.
Предлагаю вам занять свои места и отправиться на поезде по стране
“Детство”. (фонограмма отправляющегося поезда)
Дети поют песенку:
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
А в песенке поётся
О том, как мы живём.
II. Знакомство с творчеством писателей.
I станция – МИХАЛКОВА (на доске название МИХАЛКОВ)
Учитель надевает перчаточную куклу и говорит:
Пять весёлых поросят
Вам вопрос задать хотят.
Я начну читать стихи, а вы должны их продолжить.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
А у меня в кармане гвоздь.
А у вас? ….В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью Каланча.
По фамилии Степанов
И по имени Степан
Из районных великанов
Самый главный великан.Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята –
Их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.Мы с приятелем вдвоём
Замечательно живём!
Мы такие с ним друзья –
Куда он, туда и я!Я карандаш с бумагой взял
Нарисовал дорогу.
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.
Направо – дождь, налево – сад,
В саду 15 точек.
Как будто яблоки висят
И дождик их не мочит.
Послушайте стихотворение Сергея Михалкова в записи и вспомните его название.
(фонограмма стихотворения “Прививка”)
Как называется это произведение?
Едем с вами дальше. (Дети поют песенку)
II станция - БАРТО (на доске название БАРТО)
Повторяйте за мной, как эхо.
Скажи погромче слово “гром” (дети) - ГРОМ!
Грохочет слово, словно гром.
Скажи потише: “шесть мышат” (дети) - Шесть мышат. (тихо)
И сразу мыши зашуршат.
Скажи: “Кукушка на суку” (дети) - Кукушка на суку!
Тебе послышится: “Ку-ку”.
А скажешь слово “листопад” (дети) – Листопад.
И листья падают, летят,
И словно наяву
Ты видишь осень: жёлтый сад,
И мокрую траву.
Слова бывают разные,
Хорошие, простые.
Слова бывают праздные –
Ненужные, пустые.
На столах у вас лежат листочки. Сочините все вместе буриме:
- точка - строчка
- урок – звонок
(Работа в группах по времени)
Выберите одного человека и прочитайте своё коллективное стихотворение.
Едем с вами дальше. (Дети поют песенку)
III станция - БЕРЕСТОВА (на доске название БЕРЕСТОВ)
Откройте книги на странице 83. Прочитайте самостоятельно стихотворение В. Берестова “Три дороги”.
Три дороги
Приходил я в первый класс
По одной из трёх дорог.
Приходилось каждый раз
Выбирать одну из трёх.
Первая из них была
Длинной улицей села.
Там из окон, из ворот
Всё поглядывал народ.
Я товарищей встречал,
Различал их за квартал.
То кого-то поджидал,
То кого-то догонял.
А вторая за мостом
Потаённою тропой
Вьётся в ельнике густом.
Птиц послушай. Песню спой.
Посиди чуть-чуть на пне
Сам с собой наедине.
Третья тропка коротка.
Три минуты до звонка.
Мчишься голову сломя
Между первыми двумя.
Объясните смысл слова ПОТАЁННОЮ (тропой) – слово написано на доске.
ПОТАЁННОЮ (тропой) – то же, что и потайной, т. е. скрытой от глаз.
Чтение вслух стихотворения одним учеником.
Анализ стихотворения:
- Как вы думаете, по какой дороге ходил мальчик в первый класс? Почему вы так думаете?
- Что вы можете рассказать об этом мальчике, прочитав стихотворение?
- Какая из трёх дорог по душе каждому? (поднимите руки те, кому близка первая дорога в школу; вторая дорога, третья дорога)
- Объясните выражение: мчишься голову сломя.
Едем с вами дальше. (Дети поют песенку)
IV станция - Заходера (на доске название ЗАХОДЕР)
Откройте книгу на странице 87.
Домашнее задание – выразительное чтение стихотворения Бориса Заходера
Едем с вами дальше. (Дети поют песенку)
V станция - УСАЧЁВА (на доске название УСАЧЁВ)
Инсценировка стихотворения “Живот-животок”. Я раздам слова ребятам. Пока они знакомятся с текстом и обдумывают свою роль, остальные ребята внимательно послушают стихотворение “Леталка” и попробуют объяснить непонятные слова.
Леталка
Мы сидели на Сиделке,
И свистели в две Свистелки,
И глядели в небосвод…
Вдруг глядим – летит Леталка,
То ли муха, то ли галка,
То ли целый самолёт!
Мы решили сбить Леталку,
Запустили в воздух палку…
Может палка попадёт
В неизвестную Леталку,
То ли в муху, то ли в галку,
То ли в целый самолёт!
Не попали мы в Леталку,
И ни в муху, и ни в галку…
А навстречу из ворот
Выезжала Проезжалка,
И попала наша палка
С жутким грохотом в капот:
БАХ!
Мы бежать во все Бежалки,
А водитель Проезжалки
Как в Оралку заорёт,
Что открутит нам Бежалки,
Оторвёт Соображалки
И Сиделки надерёт!
Укатила Проезжалка.
Улетела вдаль Леталка.
Грелка по небу плывёт…
Мы сидели на Сиделке
И свистели в две Свистелки:
Может Гавкалка пройдёт?!
Инсценировка стихотворения.
Едем с вами дальше. (Дети поют песенку)
VI станция - Маршака (на доске название МАРШАК)
На станции Усачёва в инсценировке участвовали несколько человек. Я предлагаю всем вспомнить стихотворение “Дом, который построил Джек” и дружно рассказать его с движениями.
Дети поют песенку:
(Фонограмма прибытия поезда)Мы ехали, мы пели
И с песенкой смешной
Все вместе, как сумели,
Приехали домой.
III. Итог урока.
Как бы вы сформулировали название сегодняшнего урока?
Вспомните, произведения каких авторов мы сегодня на уроке читали?
Закончить урок я хочу словами стихотворения В. Берестова
А думал я, с детством прощаясь,
Что нет возвращенья туда.
Теперь я легко возвращаюсь
В далёкие эти года.
Детство – это прекрасное время! Это пора, когда можно многому научиться. Сохраните воспоминания об этом удивительном и неповторимом времени. Писатели вам в этом помогут.