ЦЕЛИ:
- Прочитать и обсудить сказку В. Берестова.
- Продолжить работу над умением прогнозировать и сравнивать прогноз и действительность произведения.
- Развивать и воспитывать внимание, интерес, любовь и уважение к природе, используя познавательный естествоведческий материал сказки.
- Учить, видеть и понимать окружающие вещи и события, отталкиваясь от детского мировосприятия.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Учебник чтения «Маленькая дверь в большой мир» 2 ч.
- Портрет В. Берестова.
- Рисунок кокона.
- Иллюстрация к произведению (худ. П. Северцев).
- Карточки (слова: кокон, замоталась).
- Выставка книг В. Берестова.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
II. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке чтения мы продолжим работу по теме «Самое обыкновенное чудо». Мы прочитаем, и обсудим ещё одну сказку и попробуем понять о каком обыкновенном чуде, рассказал нам автор этой сказки.
III. Чтение и анализ сказки.
1. Работа с текстом до чтения.
а) – Ребята, прочитайте имя и фамилию автора.
– Встречались ли вы с произведениями этого автора? Какими?
б) – А теперь прочитайте название произведения.
– Можете ли вы по названию определить героя этого произведения?
– О ком, а может быть, о чём пойдёт речь в сказке?
– Что необычного, а может и сказочного и даже загадочного прячется в названии сказки «Честное гусеничное»?
(Честное слово даёт гусеница, но ведь гусеница насекомое, а оно не может давать честное слово. Только человек может дать честное слово.)
в) – Ребята, вы видите перед сказкой иллюстрацию. Рассмотрите её и скажите, о чём она рассказывает.
(О девочке, которая собирала цветы на лугу; о гусенице, сидящей на цветке)
– А по иллюстрации можете ли вы назвать главного героя? (девочка, гусеница)
2. Работа с текстом во время чтения.
а) – Итак, наши мнения разделились. По названию сказки мы предположили, что главным героем является – гусеница, а по иллюстрации – главный герой – девочка.
– Сейчас вы прочитаете эту сказку про себя и проверите ваши предположения.
б) – Ребята, в чём совпали ваши предположения?
в) – Чтение сказки по абзацам и анализ.
- Ребята, теперь прочитаем сказку по абзацам более внимательно и ответим на вопросы.
1 абзац.
– Почему Гусеница смотрела на себя в каждую каплю росы? (Считала себя красивой, любовалась собой, глядя в каплю росы)
2 абзац.
– Чему радовалась Гусеница? (Своей красоте: «До чего ж я хороша!»)
– А вы согласны с Гусеницей?
– Какой она была? Как её описывает автор?
– Ребята, как вы думаете, автору нравится Гусеница? (Да, О ней пишет ласковыми словами: рожица, спинка, полоски.)
– Чего было жаль Гусенице? Чему она огорчалась?
3 абзац.
– Автор говорит, что однажды Гусенице повезло. А в чём ей повезло? (Она встретила на лугу девочку.)
– Каким образом Гусеница решила привлечь внимание девочки? (Зачем она взобралась на самый красивый цветок?)
– Удалось ли Гусенице это? (Да.)
– Как вы думаете, каких слов ждала Гусеница от девочки? (восхищения.)
– А что сказала девочка? (Какая гадость.)
– Согласны ли вы с девочкой?
4 абзац.
– Почему рассердилась Гусеница? (Ей не понравились слова девочки, она сильно обиделась, что не оценили её красоту.)
– Что решила Гусеница? (Что её больше никто, никогда, нигде не увидит.)
– Ребята, вам жалко Гусеницу?
5 абзац.
Согласны ли вы с этими словами автора: «Дал слово – нужно его держать»?
6 абзац.
– Как вы думаете, почему так высоко забиралась Гусеница? (Пряталась ото всех в укромное место.)
– Что стала делать Гусеница, найдя укромное местечко для себя?
– Кто был внимательным и заметил, какие слова автора помогают понять нам его отношение к Гусенице и вообще к природе? (Слова подобрал нежные: веточка, сучок, ниточка, брюшко. Автор сочувствует Гусенице, ему её жаль)
7 абзац.
– Что сделала Гусеница? (Кокон.)
– А кто из вас знает, что такое кокон? (Кокон – это оболочка, в которой гусеница превращается в куколку. Рисунок кокона.)
– Легко ли было Гусенице? Как она об этом говорит? («Как я устала!»)
– «Совершенно замоталась» – объясните, как вы понимаете это слово.
– Когда мы так говорим? (Сильно устали. Нитками замотались)
– Что сделала Гусеница в коконе? (Уснула)
8 абзац.
– Почему проснулась Гусеница? (У неё чесалась спинка.)
– Что она стала делать? (Тереться о стенки кокона.)
– Гусеница полетела вниз?
– Что было странного в её падении? (Падала вверх, не вниз.)
9 абзац.
– Кого увидела Гусеница на том же самом лугу?
– Что привело в ужас Гусеницу?
– О чём она подумала? (Пусть я некрасива, это не моя вина, но теперь все подумают, что я ещё и обманщица.)
– Что случилось с Гусеницей? (Она упала в траву.)
10 абзац.
– Какие слова услышала Гусеница теперь от той же самой девочки, на том же самом лугу? (Какая красивая!)
11 абзац.
– Какой увидела себя Гусеница в капле росы? (Она увидела незнакомое лицо с длинными усами и большие разноцветные крылья на спинке.)
12 абзац.
– Что же произошло с Гусеницей? – Как она сама об этом говорит? (Со мной произошло чудо. Я стала бабочкой.)
13 абзац.
– Почему так легко и весело закружилась Бабочка над лугом? (Гусеница поняла, что она не нарушила честного гусеничного слова, став бабочкой, а честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.)
г) – Ребята, мы прочитали сказку, ответили на вопросы.
– А вы поняли, о каком обыкновенном чуде так необычно рассказал нам автор этой сказки? (Да. Бабочка появляется из Гусеницы. Гусеница, прежде чем стать бабочкой некоторое время проводит в коконе, а потом превращается в красивую Бабочку.)
3. Работа с текстом после чтения.
а) – Понравилась ли вам эта сказка?
– Рассказывая об этом удивительном случае Берестов себе на уме держит очень важную мысль, которую хочет донести до ребят. Что же за мысль? Как думаете? (Чтобы рассказать о превращении Гусеницы в Бабочку. Чтобы не читая нотации показать детям, что очень важно сдерживать данное честное слово)
– Найдите в тексте (стр. 127) предложение в котором заключена основная мысль сказки. (Дал слово – нужно его держать.)
б) – Как называется сказка, которую мы читали?
– Как по другому можно озаглавить эту сказку?
– Какие слова из фраз Гусеницы можно взять для заглавия этой сказки? (Самое обыкновенное чудо)
в) – Ребята, давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию.
– Какой отрывок из сказки изобразил художник? (стр. 126, абзац 3).
IV. Домашнее задание.
Дома ещё раз перечитаете сказку и нарисуете свои иллюстрации. Постарайтесь точно передать содержание отрывка в рисунке.
V. Итог урока.
- Ребята, посмотрите на эту выставку.
Здесь собрана маленькая частичка книг, которые написал В. Берестов.
Глядя на его фотографию, и зная его произведения, что можно сказать о характере этого человека? Какой он? (добрый, весёлый, внимательный, очень любит природу и людей, понимает детей и пишет для них так, чтобы интересно было читать его произведения)
- Кому из вас захотелось ещё почитать рассказы и сказки В. Берестова?