Письменность и знания древних египтян

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • познакомить учащихся с причинами появления письменности у древних египтян, с зарождением и развитием научных знаний в Древнем Египте;
  • продолжить работу по формированию умений выделять главное, систематизировать, извлекать знания из учебной литературы, находить существенные признаки исторических явлений, решать поставленную проблему;
  • развивать творческие компетенции учащихся;
  • воспитывать у учащихся чувство уважения к культуре и истории других народов;

Оборудование:

  1. учебник «История Древнего мира» А.А.Вигасина;
  2. карта «Древний Восток»;
  3. учебная картина «Постройка пирамиды»;
  4. египетские папирусы;
  5. таблица с иероглифами;
  6. полоски белой бумаги;
  7. клей;
  8. фломастеры;

Этапы урока:

  1. Терминологическая разминка.
  2. Проверка знаний учащихся.
  3. Изучение нового материала.
  4. Самостоятельная работа учащихся в группах.
  5. Проверка работы в группах.
  6. Подведение итогов рефлексии (в устной форме), выставление оценок.
  7. Задание на дом.

Ход урока.

I. Терминологическая разминка.

  1. На каком материке находится Египет?
  2. Главная река Египта?
  3. Столица Египта?
  4. Кто такой фараон?
  5. Кто такие писцы?
  6. Кто такие жрецы?
  7. Что такое храм?
  8. Что такое дворец?
  9. Что такое пирамида?
  10. Что такое оазис?
  11. Многобожие или единобожие было в Египте?

Получив ответы на все вопросы, учитель помогает учащимся сделать вывод: Египет находится в северо-восточной Африке. Там мало плодородной почвы - только по берегам Нила,- а все остальное - пустыня. Страной управляет фараон. Ему помогают править вельможи и писцы. В Египте многобожие.

Разминка дает возможность проанализировать знание учащимися терминов, определений и понятий, понимание логических связей.

II. Проверка знаний учащихся.

Материал прошлого урока позволяет сравнительно быстро проверить знания школьников. Учащиеся рассказывают о строительстве пирамид, описывают храмы и деятельность жрецов. Слабые ученики работают по карточкам (вопросы произвольные).

III. Изучение нового материала.

Вначале перед учащимися ставится задача - ответить в конце урока на следующие вопросы:

  1. В каких странах и когда впервые появилась письменность?
  2. Какие причины повлияли на появление письменности у древних египтян?
  3. Какие научные знания зародились в Древнем Египте?

(Вопросы записаны на доске)

Изучение нового материала начинается со вступительной беседы. Она поможет школьникам осмыслить процесс возникновения письменности у древних египтян. Во время объяснения учитель обращает внимание ребят на таблицу в учебнике (с.60-61) и на доске. Ученикам предлагается сравнить египетские иероглифы с арабскими цифрами и русским алфавитом. После чего учащиеся должны ответить на вопрос - какими цифрами и буквами удобнее пользоваться в повседневной жизни?

Далее школьники записывают в тетради понятие «иероглиф» и зарисовывают несколько египетских иероглифов.

При изучении вопроса об обучении древнеегипетских школьников используется текст учебника с.61, после чего ребята должны ответить на вопросы:

  1. Кого готовили в древнеегипетской школе?
  2. Почему должность писца была привлекательна в Древнем Египте?

Слушая рассказ учителя о зарождении и развитии научных знаний в Древнем Египте, учащиеся рассматривают иллюстрации на с.61.

IV. Самостоятельная работа учащихся в группах.

Учащиеся приступают к работе в группах. Исходя из интересов и склонностей ребят, формируются четыре группы.

На столах перед учащимися лежат египетские папирусы, полоски белой бумаги, клей, фломастеры. Рассматривая розданные папирусы, дети, слушают рассказ учителя о технологии производства папирусов.

Учитель предлагает ребятам, с помощью материалов лежащих на столе, самим сделать «папирусы» по египетской технологии (переплетение полосок). Кроме того, каждая группа должна составить текст из иероглифов и записать его на «папирусе» фломастерами.

V. Проверка работы в группах.

Каждая группа представляет изготовленный «папирус» и зачитывает составленный текст из иероглифов.

VI. Подведение итогов рефлексии (в устной форме), выставление оценок.

В процессе закрепления нового материала ученики должны ответить на вопросы, записанные на доске, а также на вопросы учебника с. 62. Подведя итоги работы на уроке, учитель благодарит всех ребят. Оценки выставляются с учетом активности каждого. Оценки комментируются.

VII. Задание на дом.

§12 (прочитать и ответить на имеющиеся вопросы).

Литература

  1. Шампольон Ж.Ф. «О египетском иероглифическом алфавите» М.1950
  2. Перепелкин Ю.Я. «История Древнего Египта» СПб, 2000г.
  3. История Древнего Востока под ред. В.И.Кузнецова М., 2002г.
  4. Древний Египет. Энциклопедия под. ред. В.В.Солкина-М.,2005г., 2-е изд. 2008г.
  5. История Древнего мира. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, М. Просвещение, 2009г.