Цели урока:
- познакомить учащихся с причинами появления письменности у древних египтян, с зарождением и развитием научных знаний в Древнем Египте;
- продолжить работу по формированию умений выделять главное, систематизировать, извлекать знания из учебной литературы, находить существенные признаки исторических явлений, решать поставленную проблему;
- развивать творческие компетенции учащихся;
- воспитывать у учащихся чувство уважения к культуре и истории других народов;
Оборудование:
- учебник «История Древнего мира» А.А.Вигасина;
- карта «Древний Восток»;
- учебная картина «Постройка пирамиды»;
- египетские папирусы;
- таблица с иероглифами;
- полоски белой бумаги;
- клей;
- фломастеры;
Этапы урока:
- Терминологическая разминка.
- Проверка знаний учащихся.
- Изучение нового материала.
- Самостоятельная работа учащихся в группах.
- Проверка работы в группах.
- Подведение итогов рефлексии (в устной форме), выставление оценок.
- Задание на дом.
Ход урока.
I. Терминологическая разминка.
- На каком материке находится Египет?
- Главная река Египта?
- Столица Египта?
- Кто такой фараон?
- Кто такие писцы?
- Кто такие жрецы?
- Что такое храм?
- Что такое дворец?
- Что такое пирамида?
- Что такое оазис?
- Многобожие или единобожие было в Египте?
Получив ответы на все вопросы, учитель помогает учащимся сделать вывод: Египет находится в северо-восточной Африке. Там мало плодородной почвы - только по берегам Нила,- а все остальное - пустыня. Страной управляет фараон. Ему помогают править вельможи и писцы. В Египте многобожие.
Разминка дает возможность проанализировать знание учащимися терминов, определений и понятий, понимание логических связей.
II. Проверка знаний учащихся.
Материал прошлого урока позволяет сравнительно быстро проверить знания школьников. Учащиеся рассказывают о строительстве пирамид, описывают храмы и деятельность жрецов. Слабые ученики работают по карточкам (вопросы произвольные).
III. Изучение нового материала.
Вначале перед учащимися ставится задача - ответить в конце урока на следующие вопросы:
- В каких странах и когда впервые появилась письменность?
- Какие причины повлияли на появление письменности у древних египтян?
- Какие научные знания зародились в Древнем Египте?
(Вопросы записаны на доске)
Изучение нового материала начинается со вступительной беседы. Она поможет школьникам осмыслить процесс возникновения письменности у древних египтян. Во время объяснения учитель обращает внимание ребят на таблицу в учебнике (с.60-61) и на доске. Ученикам предлагается сравнить египетские иероглифы с арабскими цифрами и русским алфавитом. После чего учащиеся должны ответить на вопрос - какими цифрами и буквами удобнее пользоваться в повседневной жизни?
Далее школьники записывают в тетради понятие «иероглиф» и зарисовывают несколько египетских иероглифов.
При изучении вопроса об обучении древнеегипетских школьников используется текст учебника с.61, после чего ребята должны ответить на вопросы:
- Кого готовили в древнеегипетской школе?
- Почему должность писца была привлекательна в Древнем Египте?
Слушая рассказ учителя о зарождении и развитии научных знаний в Древнем Египте, учащиеся рассматривают иллюстрации на с.61.
IV. Самостоятельная работа учащихся в группах.
Учащиеся приступают к работе в группах. Исходя из интересов и склонностей ребят, формируются четыре группы.
На столах перед учащимися лежат египетские папирусы, полоски белой бумаги, клей, фломастеры. Рассматривая розданные папирусы, дети, слушают рассказ учителя о технологии производства папирусов.
Учитель предлагает ребятам, с помощью материалов лежащих на столе, самим сделать «папирусы» по египетской технологии (переплетение полосок). Кроме того, каждая группа должна составить текст из иероглифов и записать его на «папирусе» фломастерами.
V. Проверка работы в группах.
Каждая группа представляет изготовленный «папирус» и зачитывает составленный текст из иероглифов.
VI. Подведение итогов рефлексии (в устной форме), выставление оценок.
В процессе закрепления нового материала ученики должны ответить на вопросы, записанные на доске, а также на вопросы учебника с. 62. Подведя итоги работы на уроке, учитель благодарит всех ребят. Оценки выставляются с учетом активности каждого. Оценки комментируются.
VII. Задание на дом.
§12 (прочитать и ответить на имеющиеся вопросы).
Литература
- Шампольон Ж.Ф. «О египетском иероглифическом алфавите» М.1950
- Перепелкин Ю.Я. «История Древнего Египта» СПб, 2000г.
- История Древнего Востока под ред. В.И.Кузнецова М., 2002г.
- Древний Египет. Энциклопедия под. ред. В.В.Солкина-М.,2005г., 2-е изд. 2008г.
- История Древнего мира. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, М. Просвещение, 2009г.