Открытый урок по алгебре "Координатная плоскость". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цель урока: Обобщение понятий, связанных с координатной плоскостью и координатами точек на плоскости; закрепление алгоритмов нахождения координат точки на плоскости и отыскания точки по ее координатам.

Оборудование: приложение 1, приложение 2.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь. Тема нашего урока «Координатная плоскость» (слайд 1). Сегодня на уроке мы:

  1. Обобщим понятия, связанные с координатной плоскостью и координатами точки на плоскости.
  2. Закрепим алгоритмы отыскания точки по ее координатам и нахождения координат точки на координатной плоскости (слайд 2).

II. Актуализация опорных знаний.

А начнем мы с повторения. Смотрите на экран и отвечайте на вопросы: (слайд 3)

  1. Что образуют построенные таким образом координатные прямые?
  2. Что называется координатной плоскостью? (слайд 4)
  3. Как называется координата а?
  4. Как называется координата б?
  5. Как называются прямые углы, образованные осями координат?
  6. Сколько таких координатных углов? Их нумеруют так, как показано на рисунке.
  7. Какой знак имеют координаты точки, принадлежащей I координатному углу? II ? III ? IV?

Давайте повторим алгоритм отыскания координат точки заданной в прямоугольной системе координат. В этом нам поможет компьютер. Внимание на экран. Сформулируйте этот алгоритм (см. слайды 5-7).

Давайте вспомним особенности некоторых точек. Внимание на экран.

  • Что особенного в расположении точек А и В?
  • Назовите координаты точки А и координаты точки В.
  • Что особенного в координатах точек, лежащих на оси абсцисс?
  • Что особенного в координатах точек, лежащих на оси ординат?
  • Как расположены точки Д и С? Назовите их координаты. Что в них особенного?
  • Как расположены точки С и Е? Назовите их координаты. Что в них особенного?

Повторим алгоритм построения точки М (а, в) в прямоугольной системе координат (слайд 8). Смотрите на экран (слайд 9). Сформулируйте алгоритм построения тоски М (а, в) в прямоугольной системе координат.

Молодцы! Вы хорошо работали. Мы повторили все понятия, связанные с координатной плоскостью.

III. Практическая работа на компьютере с элементами творчества (построение рисунка на ПК по заданным координатам точек).

А теперь вы должны свои умения и знания проявить при выполнении практического задания с элементами творчества.

Представьте, что вы художники. Вам предстоит нарисовать на компьютере рисунок по точкам с заданными координатами.

В вашем расположении будет 10 минут.

Кто справится с заданием раньше, получит дополнительное задание.

Около каждого ПК лежит лист с координатами, по которым вы будете рисовать рисунок (см. приложение 1).

Заняли свои места за ПК и приступили к «творчеству».

IV. Проверка и подведение итогов.

А теперь давайте посмотрим какой рисунок должен был получиться и что вы «натворили» (см. слайд 10).

Воспитательное слово учителя: При выполнении этого задания вы увидели как важно быть внимательным, аккуратным в работе и хорошо знать алгоритм построения точки по заданным координатам. Чтобы не получился глаз на хвосте, а лапы на голове.

Займите свои места за партами.

V. Контроль знаний, умений и навыков.

1. Инструктаж по работе с тестовым заданием (слайд 11).

Ребята, мы приступаем к заключительной части урока. Я предлагаю вам тестовое задание по двум вариантам, которые вы выполните на оценку. В вашем расположении будет 10 минут. Посмотрите на экран. В тесте три группы заданий, каждое из которых будет оценено отдельно, а потом будет выведен средний балл. Прочитайте самостоятельно, что надо сделать в каждой группе заданий. У каждого на парте лежит текст теста. Вы работаете на этом листе (см. приложение 1).

Запишите фамилию и имя.

2. Работа с тестовым заданием.

3. Взаимопроверка тестового задания (слайды 12-15).

Обменяйтесь тестами с соседом по парте. Приступаем к взаимопроверке. Внимание на экран. Вы видите верные ответы первой группы заданий и критерии оценок к нему. Проверяем и выставляем оценку под этой группой заданий.

Аналогично проверяем вторую и третью группу заданий и выставляем оценку.

4. Выставление оценки.

Найдите среднее арифметическое трех оценок. Если вы получили дробное число, то округлите до целого числа. Это и есть средний балл, который вы получили за тестовое задание.

Обменяйтесь вариантами и посмотрите, какие ошибки вы допустили. Сдайте тесты.

VI. Итог урока.

  1. Вспомните название темы урока?
  2. Какая цель стояла перед вами на уроке?
  3. Чему новому вы научились на уроке?
  4. Какие ранее полученные знания вы использовали на уроке?
  5. В какой новой ситуации вы применили свои знания на этом уроке?
  6. Выскажите свое отношение к уроку.

VII. Домашнее задание.

На отдельном листе построить рисунок в координатной плоскости и записать координаты точек, по которым этот рисунок можно построить. Из лучших рисунков будет оформлена выставка.