Цель урока: Обобщение понятий, связанных с координатной плоскостью и координатами точек на плоскости; закрепление алгоритмов нахождения координат точки на плоскости и отыскания точки по ее координатам.
Оборудование: приложение 1, приложение 2.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь. Тема нашего урока «Координатная плоскость» (слайд 1). Сегодня на уроке мы:
- Обобщим понятия, связанные с координатной плоскостью и координатами точки на плоскости.
- Закрепим алгоритмы отыскания точки по ее координатам и нахождения координат точки на координатной плоскости (слайд 2).
II. Актуализация опорных знаний.
А начнем мы с повторения. Смотрите на экран и отвечайте на вопросы: (слайд 3)
- Что образуют построенные таким образом координатные прямые?
- Что называется координатной плоскостью? (слайд 4)
- Как называется координата а?
- Как называется координата б?
- Как называются прямые углы, образованные осями координат?
- Сколько таких координатных углов? Их нумеруют так, как показано на рисунке.
- Какой знак имеют координаты точки, принадлежащей I координатному углу? II ? III ? IV?
Давайте повторим алгоритм отыскания координат точки заданной в прямоугольной системе координат. В этом нам поможет компьютер. Внимание на экран. Сформулируйте этот алгоритм (см. слайды 5-7).
Давайте вспомним особенности некоторых точек. Внимание на экран.
- Что особенного в расположении точек А и В?
- Назовите координаты точки А и координаты точки В.
- Что особенного в координатах точек, лежащих на оси абсцисс?
- Что особенного в координатах точек, лежащих на оси ординат?
- Как расположены точки Д и С? Назовите их координаты. Что в них особенного?
- Как расположены точки С и Е? Назовите их координаты. Что в них особенного?
Повторим алгоритм построения точки М (а, в) в прямоугольной системе координат (слайд 8). Смотрите на экран (слайд 9). Сформулируйте алгоритм построения тоски М (а, в) в прямоугольной системе координат.
Молодцы! Вы хорошо работали. Мы повторили все понятия, связанные с координатной плоскостью.
III. Практическая работа на компьютере с элементами творчества (построение рисунка на ПК по заданным координатам точек).
А теперь вы должны свои умения и знания проявить при выполнении практического задания с элементами творчества.
Представьте, что вы художники. Вам предстоит нарисовать на компьютере рисунок по точкам с заданными координатами.
В вашем расположении будет 10 минут.
Кто справится с заданием раньше, получит дополнительное задание.
Около каждого ПК лежит лист с координатами, по которым вы будете рисовать рисунок (см. приложение 1).
Заняли свои места за ПК и приступили к «творчеству».
IV. Проверка и подведение итогов.
А теперь давайте посмотрим какой рисунок должен был получиться и что вы «натворили» (см. слайд 10).
Воспитательное слово учителя: При выполнении этого задания вы увидели как важно быть внимательным, аккуратным в работе и хорошо знать алгоритм построения точки по заданным координатам. Чтобы не получился глаз на хвосте, а лапы на голове.
Займите свои места за партами.
V. Контроль знаний, умений и навыков.
1. Инструктаж по работе с тестовым заданием (слайд 11).
Ребята, мы приступаем к заключительной части урока. Я предлагаю вам тестовое задание по двум вариантам, которые вы выполните на оценку. В вашем расположении будет 10 минут. Посмотрите на экран. В тесте три группы заданий, каждое из которых будет оценено отдельно, а потом будет выведен средний балл. Прочитайте самостоятельно, что надо сделать в каждой группе заданий. У каждого на парте лежит текст теста. Вы работаете на этом листе (см. приложение 1).
Запишите фамилию и имя.
2. Работа с тестовым заданием.
3. Взаимопроверка тестового задания (слайды 12-15).
Обменяйтесь тестами с соседом по парте. Приступаем к взаимопроверке. Внимание на экран. Вы видите верные ответы первой группы заданий и критерии оценок к нему. Проверяем и выставляем оценку под этой группой заданий.
Аналогично проверяем вторую и третью группу заданий и выставляем оценку.
4. Выставление оценки.
Найдите среднее арифметическое трех оценок. Если вы получили дробное число, то округлите до целого числа. Это и есть средний балл, который вы получили за тестовое задание.
Обменяйтесь вариантами и посмотрите, какие ошибки вы допустили. Сдайте тесты.
VI. Итог урока.
- Вспомните название темы урока?
- Какая цель стояла перед вами на уроке?
- Чему новому вы научились на уроке?
- Какие ранее полученные знания вы использовали на уроке?
- В какой новой ситуации вы применили свои знания на этом уроке?
- Выскажите свое отношение к уроку.
VII. Домашнее задание.
На отдельном листе построить рисунок в координатной плоскости и записать координаты точек, по которым этот рисунок можно построить. Из лучших рисунков будет оформлена выставка.