Дидактическая цель: способствовать упражнению в конструировании репродуктивных вопросов средствами технологии проблемного обучения.
Тип урока: комплексного применения знаний и умений.
Цели по содержанию:
- образовательная: способствовать образованию понятий «власть большевиков», «ВЦИК», «Совнарком», «СНК», «Коалиционное правительство» и причину прихода большевиков к власти;
- развивающая: продолжить формирование умений работы с текстом учебника и картами атласа; выявлять и устанавливать взаимосвязи при работе с фактическим материалом учебника;
- воспитательная: способствовать формированию исторической культуры школьников, используя содержание учебника.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы обучения: репродуктивный.
Средства обучения:
- учебник: Данилов А.А, Косулина Л.Г. История России XX в.- М.: Дрофа; 2002, - c. 108-117;
- настенные карты: Становление советской власти;
- атлас по истории России для 9-11 класса.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Оргмомент | |
Приветствую класс, настраиваю на работу. | Здороваются, проверяют готовность к занятию |
2. Целеполагание и мотивация | |
Говорю о целях урока, конструировании вопросов и заданий репродуктивного характера, установлении взаимосвязей с фактическим материалом учебника. | Определяют цели изучения темы. |
3. Изучение нового материала | |
Игра 1. «Кто больше назовет вопросительных слов». Цель: научить отбирать вопросительное слово для конструирования вопросов. Ход игры: предлагаю назвать вопросительные слова (за исключением «почему»). Записываю на доске слова. |
Называют слова: Что? Где? Когда? Куда? Сколько? Какой? |
Игра 2. «Составь вопрос» Цель: научить конструировать вопросы репродуктивного характера, научиться их проговаривать. Ход игры: объявляю тему урока: «Установление власти большевиков». Предлагаю выбрать любое из вопросительных слов и составить вопрос с историческим термином «установление власти большевиков». |
Записывают в тетрадь тему урока. Составляют вопросы: – Когда установлена власть большевиков? – Где установлена власть большевиков? – Как устанавливалась власть большевиков? – Сколько времени прошло с тех пор? |
Игра 3. «Выбери слово» Цель: научить отбирать непонятные слова и выражения учебной статьи. Ход игры: предлагаю прочитать текст на стр. 111 – 112 и выбрать, на взгляд учащихся, сложные и непонятные термины или те, которые были бы непонятны девятиклассникам. |
Двое учащихся работают у доски и записывают сложные и непонятные термины, которые называют учащиеся по ходу, прочитанного текста: «Декрет», «Аннексия», «Контрибуция», «ВЦИК», «Совнарком», «СНК», Коалиционное правительство». |
Игра 4. «Кто быстрее?» Цель: научить конструировать репродуктивные вопросы по содержанию нового учебного материала. Ход игры: предлагаю прочитать тот же текст и выписать в тетрадь 2-3 сложных или непонятных термина и сконструировать вопрос, используя выписанное слово или термин. Беру на себя роль давать эталон ответа: «Ты задаешь мне вопрос, я отвечаю, этот же вопрос задаешь любому учащемуся в классе и получаешь ответ». |
Задают вопросы: – Что называется аннексией? – Что называется контрибуцией? – Как расшифровывается ВЦИК? – Что называется совнаркомом? – Когда должно было собраться коалиционное правительство? – Кто мог входить во ВЦИК? – Сколько было представителей различных партий в коалиционном правительстве? – Когда образовался ВЦИК? – Что такое декрет? – Сколько было принято декретов? |
Игра 5. «Кто больше?» Цель: научить конструировать несколько вопросов репродуктивного характера. Ход игры: предлагаю прочитать следующую статью на стр. 114 и конструируем несколько вопросов с разными словами. Время выполнения три минуты. Через три минуты узнаю результаты, кто составил 3, 4, 5, 6 вопросов? Спрашиваю того, кто составил больше всех вопросов. |
Конструируют вопросы: – Какие события произошли в ноябре, декабре 1917 года? – Когда произошло образование большевистско-левоэсеровского правительства? – Когда было создано ВЦИК? – Какими были первые декреты? Зачитывает свои вопросы. |
Игра 6. «Конкурс на лучшую систему вопросов» Цель: научить конструировать систему вопросов. Ход игры: объявляю конкурс на лучшую систему вопросов – это несколько вопросов, взаимосвязанных между собой по содержанию: начало, середина, конец статьи. Условия конкурса записываю на доске. Учащиеся работают в парах. На конкурс предлагается 5-6 вопросов. Вопросы должны охватывать основное содержание учебного материала. Вопросы должны быть взаимосвязаны между собой. Вопросы должны начинаться с разных вопросительных слов. Победители получают оценку 5. |
Конструируют вопросы, выполняя условия конкурса. |
4. Рефлексия | |
Задаю учащимся вопросы: – Когда проходил II съезд Советов?- – Когда был образован ВРК?- Из скольких наказов состоит Декрет о Земле? – Что такое СНК? – Кто стал первым председателем СНК? – Что такое ВЦК? – Кто возглавил ВЦК? – Что такое коалиционное правительство? Отмечаю уровень работы на уроке, установление взаимосвязи при работе с фактическим материалом учебника. Называю победителей конкурса. Цели урока достигнуты, благодарю всех за работу. |
Отвечают на вопросы. |
5. Домашнее задание | |
Прочитать текст учебника, параграф 15. Сконструировать 3-4 вопроса с целью взаимопроверки усвоения содержания текста учебной статьи. |
Записывают задание в дневник. |