Установление власти большевиков

Разделы: История и обществознание


Дидактическая цель: способствовать упражнению в конструировании репродуктивных вопросов средствами технологии проблемного обучения.

Тип урока: комплексного применения знаний и умений.

Цели по содержанию:

  • образовательная: способствовать образованию понятий «власть большевиков», «ВЦИК», «Совнарком», «СНК», «Коалиционное правительство» и причину прихода большевиков к власти;
  • развивающая: продолжить формирование умений работы с текстом учебника и картами атласа; выявлять и устанавливать взаимосвязи при работе с фактическим материалом учебника;
  • воспитательная: способствовать формированию исторической культуры школьников, используя содержание учебника.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: репродуктивный.

Средства обучения:

  • учебник: Данилов А.А, Косулина Л.Г. История России XX в.- М.: Дрофа; 2002, - c. 108-117;
  • настенные карты: Становление советской власти;
  • атлас по истории России для 9-11 класса.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Оргмомент
Приветствую класс, настраиваю на работу. Здороваются, проверяют готовность к занятию
2. Целеполагание и мотивация
Говорю о целях урока, конструировании вопросов и заданий репродуктивного характера, установлении взаимосвязей с фактическим материалом учебника. Определяют цели изучения темы.
3. Изучение нового материала
Игра 1. «Кто больше назовет вопросительных слов».
Цель: научить отбирать вопросительное слово для конструирования вопросов.
Ход игры: предлагаю назвать вопросительные слова (за исключением «почему»).
Записываю на доске слова.
Называют слова:
Что? Где? Когда? Куда? Сколько? Какой?
Игра 2. «Составь вопрос»
Цель: научить конструировать вопросы репродуктивного характера, научиться их проговаривать.
Ход игры: объявляю тему урока: «Установление власти большевиков».
Предлагаю выбрать любое из вопросительных слов и составить вопрос с историческим термином «установление власти большевиков».
Записывают в тетрадь тему урока.
Составляют вопросы:
– Когда установлена власть большевиков?
– Где установлена власть большевиков?
– Как устанавливалась власть большевиков?
– Сколько времени прошло с тех пор?
Игра 3. «Выбери слово»
Цель: научить отбирать непонятные слова и выражения учебной статьи.
Ход игры: предлагаю прочитать текст на стр. 111 – 112 и выбрать, на взгляд учащихся, сложные и непонятные термины или те, которые были бы непонятны девятиклассникам.
Двое учащихся работают у доски и записывают сложные и непонятные термины, которые называют учащиеся по ходу, прочитанного текста:
«Декрет», «Аннексия», «Контрибуция», «ВЦИК», «Совнарком», «СНК», Коалиционное правительство».
Игра 4. «Кто быстрее?»
Цель: научить конструировать репродуктивные вопросы по содержанию нового учебного материала.
Ход игры: предлагаю прочитать тот же текст и выписать в тетрадь 2-3 сложных или непонятных термина и сконструировать вопрос, используя выписанное слово или термин. Беру на себя роль давать эталон ответа: «Ты задаешь мне вопрос, я отвечаю, этот же вопрос задаешь любому учащемуся в классе и получаешь ответ».
Задают вопросы:
– Что называется аннексией?
– Что называется контрибуцией?
– Как расшифровывается ВЦИК?
– Что называется совнаркомом?
– Когда должно было собраться коалиционное правительство?
– Кто мог входить во ВЦИК?
– Сколько было представителей различных партий в коалиционном правительстве?
– Когда образовался ВЦИК?
– Что такое декрет?
– Сколько было принято декретов?
Игра 5. «Кто больше?»
Цель: научить конструировать несколько вопросов репродуктивного характера.
Ход игры: предлагаю прочитать следующую статью на стр. 114 и конструируем несколько вопросов с разными словами. Время выполнения три минуты.
Через три минуты узнаю результаты, кто составил 3, 4, 5, 6 вопросов?
Спрашиваю того, кто составил больше всех вопросов.
Конструируют вопросы:
– Какие события произошли в ноябре, декабре 1917 года?
– Когда произошло образование большевистско-левоэсеровского правительства?
– Когда было создано ВЦИК?
– Какими были первые декреты?
Зачитывает свои вопросы.
Игра 6. «Конкурс на лучшую систему вопросов»
Цель: научить конструировать систему вопросов.
Ход игры: объявляю конкурс на лучшую систему вопросов – это несколько вопросов, взаимосвязанных между собой по содержанию: начало, середина, конец статьи.
Условия конкурса записываю на доске. Учащиеся работают в парах.
На конкурс предлагается 5-6 вопросов.
Вопросы должны охватывать основное содержание учебного материала.
Вопросы должны быть взаимосвязаны между собой.
Вопросы должны начинаться с разных вопросительных слов.
Победители получают оценку 5.
Конструируют вопросы, выполняя условия конкурса.
4. Рефлексия
Задаю учащимся вопросы:
– Когда проходил II съезд Советов?-
– Когда был образован ВРК?- Из скольких наказов состоит Декрет о Земле?
– Что такое СНК?
– Кто стал первым председателем СНК?
– Что такое ВЦК?
– Кто возглавил ВЦК?
– Что такое коалиционное правительство?
Отмечаю уровень работы на уроке, установление взаимосвязи при работе с фактическим материалом учебника.
Называю победителей конкурса.
Цели урока достигнуты, благодарю всех за работу.
Отвечают на вопросы.
5. Домашнее задание
Прочитать текст учебника, параграф 15.
Сконструировать 3-4 вопроса с целью взаимопроверки усвоения содержания текста учебной статьи.
Записывают задание в дневник.