Родительское собрание-практикум "Поговорим о детской внимательности"

Разделы: Работа с родителями


Цели:

1. Ознакомить с педагогическим термином “внимание”, определив его основные стороны.

2. Дать представление об играх и упражнениях на развитие внимания.

Предварительная работа, проделанная классным руководителем.

I. Изготовление “Приглашение для родителей”.

II. Предварительное анкетирование родителей.

Анкета “Выбор пути”

1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий (подчеркните один из предложенных ответов)?

• Да;

• трудно сказать (и да, и. нет);

• нет.

2. Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным (подчеркните один из ответов)?

• Да;

• трудно сказать (и да, и нет);

• нет.

3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?

III. Обработка результатов анкетирования родителей, который проводится классным руководителем совместно со школьным психологом и председателем родительского комитета класса.

IV. Подготовка выставки книг по теме, статей из журналов и газет совместно со школьным библиотекарем.

VI. Памятки для родителей с описанием игр, направленных на развитие внимания.

Ход занятия

I. Звучит музыка. Классный руководитель предлагает родителям занять места, в результате образуются три рабочие группы участников собрания.

II. Классный руководитель открывает собрание, называет его тему и причины, побудившие провести такое собрание. (Как часто мы слышим, что на современных детей обрушивается огромный поток информации. Не умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить важное, отсеять второстепенное, ребенок “дрейфует” в огромном море информации)

III. Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу:

“Внимательный ребенок - это ….”. (Время для выполнения задания - 3 минуты)

IV. Представитель каждой группы читает вслух коллективно продолженную фразу.

Классный руководитель обобщает мнения участников собрания. (Исследователи утверждают, что до 90 % информации человеком воспринимается посредством зрения. Среди наиболее типических характеристик зрительного восприятия как дошкольников, так и младших школьников выделяется, во-первых, его малая дифференцированность. Дети неточно и ошибочно дифференцируют сходные объекты: иногда не различают изображения сходных предметов и сами сходные предметы, смешивают сходные по начертанию буквы и слова и т.д., что связано с возрастной слабостью аналитической функции восприятия. Во-вторых, дошкольникам и младшим школьникам может быть свойственна слабость углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии. Часто они выделяют случайные, несущественные детали, на которые не обратит внимание взрослый, а существенное и важное при этом не воспринимается. В-третьих, для восприятия детей этого возраста характер на и ярко выраженная эмоциональность: ими в первую очередь воспринимаются те объекты или их свойства, признаки, особенности, которые вызывают непосредственную эмоциональную реакцию. Наглядное, яркое, живое воспринимается ими обычно лучше и отчетливее, эмоциональнее, чем, например, символические и схематические изображения. В процессе начального образования происходит постепенная перестройка зрительного восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития и принимает характер целенаправленной и специфической деятельности, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Наблюдающий ребенок следует поставленной перед собой цели, владеет специальными приемами наблюдения, что приводит к обогащению его верными, яркими образами окружающей действительности и служит основой формирования представлений и понятий. В процессе активного наблюдения бывают задействованы различные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Но для этого взрослым необходимо специально организовывать восприятие детей, воспитывать у них умение не просто смотреть, но и рассматривать, планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты, выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, произвольно регулировать процесс восприятия и контролировать его результаты. Для поступающего в школу и тут же сталкивающегося с огромным количеством новых, незнакомых прежде объектов ребенка высокая степень развития зрительного восприятия, зрительной памяти и способности к анализу и синтезу визуально поступающей информации, безусловно, важна и необходима, однако она свойственна далеко не всем первоклассникам. Фрагментарность, поверхностность и отсутствие планомерности восприятия, неумение подчинить его поставленной задаче, низкий уровень осмысления наглядно воспринимаемого материала, несформированность навыков выделения деталей и признаков объекта характерны для 40–80 % первоклассников.

V. Психолог выступает с сообщением о результатах анкетирования родителей и предлагает более глубоко и детально разобраться на этом собрании в том, что такое “внимание” и как его развивать.

Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки...
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки...

Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится еще труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Что же такое внимание? Внимание - это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение.

Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.

Объем внимания - характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объем внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.

Устойчивость внимания - это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа.

Распределение внимания - это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т.п. Легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.

Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.

Внимание - это не данное природой качество. Внимание нужно развивать. Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребенку могут стать его папа и мама. К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов ребенка относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них мы предлагаем познакомиться на нашем родительском собрании.

VI. Группам родителей раздаются листы с описанием трех игр или игровых упражнений для развития внимания. В течение 15-20 минут члены каждой микрогруппы знакомятся с их содержанием и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми. Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней могут принимать участие члены данной группы или все участники родительского собрания.

Для ознакомления и демонстрации предлагаются игры и игровые упражнения, описание которых представлено в книгах “Занимательное азбуковедение”, “Игры-шутки, игры-минутки”, “От игры к самовоспитанию”, “От игры к знаниям”.

Игровое упражнение № 1 “Кто внимательный?”

Необходимо внимательно прослушать сказку “Лисенок и лягушонок” Г. Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком “л”.

“В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.

Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого - льва па лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился.

- Зеленее всех зеленок - лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос.

Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:

- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось.

- Ничего! - сказал лягушонок. Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы”.

Игровое упражнение № 2 “Внимание!”

Родителям предлагается осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся на букву “к” или “т”, или “с” (по группам). Можно называть не только целые предметы, но и их детали.

Игровое упражнение № 3

На столе лежат 10-12 кубиков или столько же спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами соорудить одной рукой столбик с основанием в один кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты. У кого получился столбик выше тот и победитель. На большом столе могут строить одновременно двое или трое.

Игровое упражнение № 4

Ведущий раскладывает 5 различных предметов на столе, подоконнике, стульях, полках. Водящему завязывают глаза, и он должен быстро (не дольше, чем за одну минуту) собрать все эти предметы в том порядке, который предложит ему ведущий. Собравший правильно и быстрее всех считается победителем.

Игровое упражнение № 5

Можно провести соревнование на внимательное повторение скороговорк. Из соревнования выбывает тот, кто ошибся три раза. Скороговорки можно написать на отдельных листочках., предложить участникам вытянуть свой листочек с заданием.

На дворе трава- на траве дрова.

Архип осип, Осип охрип.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Наш Полкан попал в капкан.

Сшит колпак, да не поколпаковски, надо колпак переколпаковать.

Мокрая погода размокропогодилось.

Ткач ткет ткани на шапку Тане.

Бобр добр до бобрят.

Ушел косой козел с козой.

Курьера курьер обгоняет в карьер.

Хорошо, если во время игры с детьми будут разъяснены значения слов.

VII. После завершения демонстрации игр каждая микрогруппа берет на выставке литературы 3-5 книг и получает задание: подготовить в течение 10 минут их краткую аннотацию.

VIII. Представители трех групп родителей кратко рассказывают о содержании книг, обязательно включая в свой рассказ информацию о названии, авторе, месте и времени издания книги.

IX. Заключительный этап.

1. В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям.

Помогите Вашим детям стать внимательными:

- приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания;

- играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания;

- научитесь играть в спортивные и подвижные игры, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание;

- учите детей быть наблюдательными, умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.

X. Подведение итога встречи. Представители каждой группы родителей по очереди продолжают фразу: “Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание...”

Учитель благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании

Используемая литература

Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.