Исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы

Разделы: Внеклассная работа


Для организации исследовательской деятельности в нашей школе созданы научные общества по различным направлениям. Я являюсь руководителем научного общества школьников гуманитарного направления. Главным результатом деятельности научного общества является исследовательская работа, созданная учеником под руководством учителя.

В ходе работы над темой исследования ученики учатся ставить перед собой цели, задачи, определять объект и предмет исследования, обосновывать актуальность исследования, выдвигать гипотезы, выбирать методы исследования, анализировать изученную литературу.

Примеры исследовательских работ школьников

1. «Молчалин и Чичиков» (попытка сравнительного анализа).

Гипотеза: образы Молчалина и Чичикова при различии имеют общие черты, представляющие типические черты нового типа человека, который стремительно ворвался в русскую жизнь и стал ее неотъемлемой частью.

В исследовательской части работы представлен сравнительный анализ образов путем подбора цитат из текста

  Молчалин Чичиков
Значение фамилии Тихий, молчаливый Напоминает чириканье воробья, создает эффект подпрыгивания, пощелкивания
Портрет «Вот он на цыпочках…» «…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок»
Возраст Молодой человек «…нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод»,«человек средних лет…»
Происхождение Родом из Твери, безроден, из мещан «Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители его были дворяне, но столбовые или личные Бог ведает»
Состояние Беден, живет в доме своего начальника Господин средней руки, есть собственные слуги, кучер Селифан и лакей Петрушка
Положение в обществе Асессор, секретарь Фамусова, гражданский чин 8 класса по табели о рангах Коллежский советник, помещик, гражданский чин 6 класса по табели о рангах, приравнивался к званию полковника на военной службе
Наставления отца «Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была»
«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, кто побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными… больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете, копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был»
Род занятий, служба Секретарь Фамусова, чин асессора, числится по Архивам Служба в казенной палате, работа на таможне, скупка «мертвых душ»
Отношение к начальнику Угождение, незаменимый и услужливый человек,
«И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека»
Первый начальник Чичикова – престарелый повытчик;
«…принялся угождать во всяких незаметных мелочах…»
Круг общения и знакомств Фамусов, Софья, Татьяна Юрьевна, Фома Фомич, Хлестова и другие представители барской Москвы Губернатор, вице-губернатор, прокурор, председатель палаты, полицмейстер, откупщик, начальник над казенными фабриками, помещики
Стиль общения с людьми «Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрет…»;
«…дружбу всех он в доме приобрел»
«Услужлив, скромненький, в лице румянец есть»
«В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому»,
«…всякий раз подносил им всем свою серебряную с финифтью табакерку…»;
«очаровал всех»
«…подступил к ним очень робко, не семенил так бойко и франтовски ногами, даже несколько замялся, и во всех движениях оказалась какая-то неловкость»
Жизненные принципы и правила «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь»
«Умеренность и аккуратность»
«Надобно зависеть от других»
«…отличился он… прилежанием и опрятностью…»
«Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем»
«…постигнул дух начальника и в чем должно состоять поведение…»
«…береги и копи копейку…»
Цель жизни Карьерный рост
«В чинах мы небольших»
«…И награжденья брать и весело пожить?»
 « …ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всеми достатками; экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды – вот что беспрерывно носилось в голове его»

И так далее.

В заключительной части работы ученица делает выводы:

«И вот на календаре XXI век. Гоголь и Грибоедов не могли себе представить, что настанут времена, когда Чичиковы и Молчалины будут фаворитами общества.

Если А. Грибоедов разглядел зарождение нового типа человека( Молчалин – второстепенный герой), то Н. Гоголь показал образ нового русского человека в его развитии. Его герой, П.И. Чичиков, становится уже главным героем произведения».

2. «Фамилии как предмет исследования»

В работе сформулирована следующая гипотеза: «процесс именования – это длительный процесс, происхождение фамилий связано с родом занятий человека, особенностями его характера, родственными связями».

В исследовательской части работы ученица размещает результаты поиска значений фамилий своих одноклассников.

Фамилия Происхождение и значение фамилии
1. Денисов От греческого имени Денис. В греческой мифологии Дионисий – бог жизненных сил природы, бог виноделия. Фамилия происходит от крестильного имени Денис и его производных форм. Основа фамилии Денисов занимает 97 место в перечне самых частых русских фамилий. Такую фамилию мог получить и семинарист, т.к. в семинариях существовала традиция давать учащимся фамилии по именам мифологических персонажей.
2. Захарова Фамилия Захаров образована от крестильного имени Захар (Захарий). В переводе с древнегреческого это имя означает «радость», «память божья».
3. Костенко Образована от различных форм крестильного имени Константин, что в переводе с греческого означает «стойкий», «постоянный».
4. Кушниренко Еврейского происхождения, образованная от названия профессии, не связанной с религией. Кушнир – скорняк.
5. Манастырская Происходит от мирского имени Монастырь, известного с 16 века. Эту фамилию мог получить и крестьянин, приписанный к монастырю или к слуге монастыря.
6. Никитин Происходит от мужского имени Никита, что в переводе с греческого означает «победитель».
7. Овчаренко От названия профессии отца. Овчар-пастух, овечий пастух. В словаре Даля указывается на то, что в псковских и тверских говорах слово овчар означало овчинник, скорняк, выделывающий шкуры овец.

8. Сатара Я не нашла фамилии, но встретила созвучную фамилию Сатаров. Об этой фамилии известно, что первоначально это было отчество, принесенное исламом к тюркским народам от мужского имени Саттар, что в переводе с арабского означает «прощающий», «милующий». Есть еще одно значение – «продающий».
9. Селезнева В основе фамилии прозвище или некрестильное имя, образованное от названия утки, селезень. Такие «птичьи» фамилии широко были распространены в старину.
10. Тихомирова От распространенного древнерусского нецерковного имени Тихомир. Этимология этого слова – «тихий», «мирный». Была пословица: «Тихомирный под спудом живет».
11. Щербакова Слово «щербак» означает человека, лишенного одного или нескольких передних зубов. Основа фамилии – слово «щербак» – ущербный, с лицом, изрытым оспой, или без зуба. В словаре Даля приведены и другие значения этого слова – «стяжатель», «хапуга», «одноконный извозчик». В «Ономастике» Веселовского Э. приводится еще одно значение слова - задорный, капризный.
12. Казакова Оказывается, предки многих Казаковых никакого отношения к казачеству не имели. Казаком называли бойкого, удалого человека, а также батрака, который нанимался на год. Казаком называли гонца, конного, рассыльного. Такое название носит сибирская пташка, растение. Пришло на Русь из тюркских языков и означает «скитаться», «бродить», «смелого человека», неженатого, холостого, «зверь, отлучившийся от стада». Все эти слова объединяются по смыслу в значении «свободный, независимый человек».
13. Крутикова «Крутик» – тот, кто крутит, уводя от истины, плутует. Есть другие значения «кафтан» (рязанское), «крутой берег» (уральское), «пеньковая веревка», «мошенник, плут» (смоленское).
14. Логачев Вариант фамилии, образованной от римского фамильного имени Лонгинус, один из его носителей был объявлен святым.
15. Силаев Образована от различных форм имен древнеримского происхождения, предполагают, что корень слова означает название лесов в Южной Италии.
16. Бондаренко Бондарь - то же, что бочар: ремесленник, выделывающийбочки. Эта фамилия украинского происхождения. Говорят, в древности, фамилию Бондарь носил среди ремесленников главный мастер. Его помощник носил фамилию Бондаренко, подмастерья – Бондарчук.
17. Войтехович Скорее всего, эта фамилия польского происхождения. Возможно, Войтех- вариант имени Воин, имя чешского миссионера, проповедовавшего в Польше.
18. Ильина От крестильного имени Илья, что в переводе с древнееврейского означает «мой бог Яхве».
19. Кузнецов От отчества по наименованию по занятию отца. Фамилия Кузнецов – одна из самых частых в России, т.к. кузнец на селе был необходимейшим и всем известным человеком, наименование по этому признаку было повсеместно.
20. Нестерова От отчества канонического мужского личного имени Нестор.
21. Храмцова Отчество от именования Хромец.

 В результате полученных данных ученица сделала вывод о том, как в языке закрепились те или иные фамилии.

Мотивировка возникновения фамилии Фамилии
По роду занятий, по профессии Кузнецов, Овчаренко, Кушниренко, Бондаренко
По названию птиц Селезнева
По внешнему виду Храмцова, Безруков, Щербакова
По названию растений Силаев
По чертам характера человека Тихомирова, Казакова, Крутикова
От личного имени Денисов, Захаров, Никитин, Костенко, Ильина, Войтехович, Нестерова, Манастырская, Логачев, Сатара

3. Трагедия человека в гражданской войне (по «Донским рассказам» М.А. Шолохова и «Конармии» И.Э. Бабеля).

Гипотеза: гражданская война, как и любая другая, является испытанием для народа. Приемы изображения данного исторического события обусловлены рядом причин: социальным статусом писателя, его отношением к событию, его мировоззрением, образованием, воспитанием.

Для сравнения изображения человека в гражданской войне ученица выбрала рассказы Шолохова «Родинка», «Продкомиссар», «Шибалково семя» и рассказы Бабеля «Письмо», «Соль», «Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча». Характеристики героев и анализ произведений содержат богатый цитатный материал.

В результатах работы автор обосновывает причины сходства и различия в изображении героев гражданской войны.

4. «Устаревшие слова в романе А.С. Пушкина «Дубровский».

Данная работа отмечена Дипломом 1 степени Всероссийского Пушкинского конкурса. Ученицей проделана большая работа по изучению архаизмов, историзмов и составлению словаря устаревших слов.

Например, архаизмы Том 1, глава 3

«…нежели должен быть ожидать…» – то же, что чем.

«…янтарей…» – курительная трубка из янтаря.

«…в животе и смерти бог волен».

«…искони ваши…» – издавна, с незапамятных времен.

«…дескать…» – употребляется при передаче чужой речи (часто с оттенком недоверия).

Живот – жизнь.

«…Орина Егоровна Бузырева…» – Арина.

«…друга неделя…» – другая неделя.

«…любил семейственную жизнь…» – семейную.

«хотя почасту сам себе судия» – часто; судья.

«…вестимо, барин…» – то же, что конечно.

«…колодезями…» – колодцами.

«…из людских изоб» – из крестьянских изб.

«…отдать нас под начал…» – передать во владение.

Историзмы, том 1, глава 3

«Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом…»

Корнет – низший чин в кавалерии.

«…Гриша, его камердинер, подал ему письмо…»

Камердинер прислуга, комнатный слуга при господине в богатом дворянском доме.

«…исправник у него на посылках».

Исправник – глава полиции в уезде в дореволюционной России.

5. «Две Катерины» (по произведениям А.Н. Островского и Н.С. Лескова)

Ученица объясняет, что позволило ей сопоставить два женских образа, живущих в разных художественных мирах: драме Островского и очерке Лескова.

В произведениях ученица находит множество общих деталей: принадлежность к купеческому сословию, жизнь до замужества, брак без любви , любовь к чужому человеку, гибель в Волге. Наряду с этим, автором работы раскрыты стилевые различия образов: душа Катерины Кабановой стремится навстречу любви, красоте, свободе бытия; Катерина Измайлова находится в состоянии душевного и духовного плена; Катерина Островского, изменив мужу, испытывает угрызения совести, считает, что этого греха ей не отмолить; Катерина Измайлова, полюбив Сергея, становится его рабой и готова ради него на страшные преступления; уходя из жизни, Катерина Кабанова ни на кого не держит зла; Катерина Измайлова не только гибнет сама, но и уводит в пучины Волги вместе с собой свою разлучницу. Характеристики обеих героинь содержат богатый цитатный материал.

6. «20 лет ООО «НК «Роснефть – Пурнефтегаз» – 20 лет городу Губкинскому: закономерность или случайность?»

Данная работа – своеобразный подарок городу в день рождения, признание ему в любви. Дань мужеству, стойкости, целеустремленности первопроходцев. Небольшое путешествие длиной в 20 лет. Самые яркие, напряженные, незабываемые страницы из жизни нефтяников, геологов, строителей нашего города.

Цель научно-исследовательской работы: выяснить историю возникновения города Губкинского. Раскрытие темы стало возможным при использовании различных источников информации: печатной, устной, иллюстративной.

Ученица применяла следующие методы исследования: подбор и поиск необходимого материала; анализ материала; подведение результатов и заключение выводов работы.

Оригинальностью работы является использование материалов из личного архива Кашеваровой Флюры Фариловны, мамы ученицы, геолога с большим стажем работы.

Полученные данные и выводы сформулированы в заключительной части работы. Гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Город, которого не было на карте, возник благодаря самоотверженной и героической работе нефтяников, которые не только добывали нефть, но и строили дома, дороги, школы.

Исследовательская деятельность является важнейшим средством развития познавательной активности, самостоятельности мышления, творческого поиска школьников. Данный вид деятельности представляет интерес как для учителя, так и для ученика.