Для организации исследовательской деятельности в нашей школе созданы научные общества по различным направлениям. Я являюсь руководителем научного общества школьников гуманитарного направления. Главным результатом деятельности научного общества является исследовательская работа, созданная учеником под руководством учителя.
В ходе работы над темой исследования ученики учатся ставить перед собой цели, задачи, определять объект и предмет исследования, обосновывать актуальность исследования, выдвигать гипотезы, выбирать методы исследования, анализировать изученную литературу.
Примеры исследовательских работ школьников
1. «Молчалин и Чичиков» (попытка сравнительного анализа).
Гипотеза: образы Молчалина и Чичикова при различии имеют общие черты, представляющие типические черты нового типа человека, который стремительно ворвался в русскую жизнь и стал ее неотъемлемой частью.
В исследовательской части работы представлен сравнительный анализ образов путем подбора цитат из текста
Молчалин | Чичиков | |
Значение фамилии | Тихий, молчаливый | Напоминает чириканье воробья, создает эффект подпрыгивания, пощелкивания |
Портрет | «Вот он на цыпочках…» | «…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок» |
Возраст | Молодой человек | «…нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод»,«человек средних лет…» |
Происхождение | Родом из Твери, безроден, из мещан | «Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители его были дворяне, но столбовые или личные Бог ведает» |
Состояние | Беден, живет в доме своего начальника | Господин средней руки, есть собственные слуги, кучер Селифан и лакей Петрушка |
Положение в обществе | Асессор, секретарь Фамусова, гражданский чин 8 класса по табели о рангах | Коллежский советник, помещик, гражданский чин 6 класса по табели о рангах, приравнивался к званию полковника на военной службе |
Наставления отца | «Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья – Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была» |
«Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам… С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, кто побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными… больше всего береги и копи копейку, эта вещь надежнее всего на свете, копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был» |
Род занятий, служба | Секретарь Фамусова, чин асессора, числится по Архивам | Служба в казенной палате, работа на таможне, скупка «мертвых душ» |
Отношение к начальнику | Угождение, незаменимый и услужливый человек, «И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека» |
Первый начальник Чичикова – престарелый повытчик; «…принялся угождать во всяких незаметных мелочах…» |
Круг общения и знакомств | Фамусов, Софья, Татьяна Юрьевна, Фома Фомич, Хлестова и другие представители барской Москвы | Губернатор, вице-губернатор, прокурор, председатель палаты, полицмейстер, откупщик, начальник над казенными фабриками, помещики |
Стиль общения с людьми | «Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет…»; «…дружбу всех он в доме приобрел» «Услужлив, скромненький, в лице румянец есть» |
«В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому», «…всякий раз подносил им всем свою серебряную с финифтью табакерку…»; «очаровал всех» «…подступил к ним очень робко, не семенил так бойко и франтовски ногами, даже несколько замялся, и во всех движениях оказалась какая-то неловкость» |
Жизненные принципы и правила | «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь» «Умеренность и аккуратность» «Надобно зависеть от других» |
«…отличился он… прилежанием и опрятностью…» «Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем» «…постигнул дух начальника и в чем должно состоять поведение…» «…береги и копи копейку…» |
Цель жизни | Карьерный рост «В чинах мы небольших» «…И награжденья брать и весело пожить?» |
« …ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всеми достатками; экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды – вот что беспрерывно носилось в голове его» |
И так далее.
В заключительной части работы ученица делает выводы:
«И вот на календаре XXI век. Гоголь и Грибоедов не могли себе представить, что настанут времена, когда Чичиковы и Молчалины будут фаворитами общества.
Если А. Грибоедов разглядел зарождение нового типа человека( Молчалин – второстепенный герой), то Н. Гоголь показал образ нового русского человека в его развитии. Его герой, П.И. Чичиков, становится уже главным героем произведения».
2. «Фамилии как предмет исследования»
В работе сформулирована следующая гипотеза: «процесс именования – это длительный процесс, происхождение фамилий связано с родом занятий человека, особенностями его характера, родственными связями».
В исследовательской части работы ученица размещает результаты поиска значений фамилий своих одноклассников.
Фамилия | Происхождение и значение фамилии |
1. Денисов | От греческого имени Денис. В греческой мифологии Дионисий – бог жизненных сил природы, бог виноделия. Фамилия происходит от крестильного имени Денис и его производных форм. Основа фамилии Денисов занимает 97 место в перечне самых частых русских фамилий. Такую фамилию мог получить и семинарист, т.к. в семинариях существовала традиция давать учащимся фамилии по именам мифологических персонажей. |
2. Захарова | Фамилия Захаров образована от крестильного имени Захар (Захарий). В переводе с древнегреческого это имя означает «радость», «память божья». |
3. Костенко | Образована от различных форм крестильного имени Константин, что в переводе с греческого означает «стойкий», «постоянный». |
4. Кушниренко | Еврейского происхождения, образованная от названия профессии, не связанной с религией. Кушнир – скорняк. |
5. Манастырская | Происходит от мирского имени Монастырь, известного с 16 века. Эту фамилию мог получить и крестьянин, приписанный к монастырю или к слуге монастыря. |
6. Никитин | Происходит от мужского имени Никита, что в переводе с греческого означает «победитель». |
7. Овчаренко | От названия профессии отца. Овчар-пастух, овечий пастух. В словаре Даля указывается на то, что в псковских и тверских говорах слово овчар означало овчинник, скорняк, выделывающий шкуры овец. |
8. Сатара | Я не нашла фамилии, но встретила созвучную фамилию Сатаров. Об этой фамилии известно, что первоначально это было отчество, принесенное исламом к тюркским народам от мужского имени Саттар, что в переводе с арабского означает «прощающий», «милующий». Есть еще одно значение – «продающий». |
9. Селезнева | В основе фамилии прозвище или некрестильное имя, образованное от названия утки, селезень. Такие «птичьи» фамилии широко были распространены в старину. |
10. Тихомирова | От распространенного древнерусского нецерковного имени Тихомир. Этимология этого слова – «тихий», «мирный». Была пословица: «Тихомирный под спудом живет». |
11. Щербакова | Слово «щербак» означает человека, лишенного одного или нескольких передних зубов. Основа фамилии – слово «щербак» – ущербный, с лицом, изрытым оспой, или без зуба. В словаре Даля приведены и другие значения этого слова – «стяжатель», «хапуга», «одноконный извозчик». В «Ономастике» Веселовского Э. приводится еще одно значение слова - задорный, капризный. |
12. Казакова | Оказывается, предки многих Казаковых никакого отношения к казачеству не имели. Казаком называли бойкого, удалого человека, а также батрака, который нанимался на год. Казаком называли гонца, конного, рассыльного. Такое название носит сибирская пташка, растение. Пришло на Русь из тюркских языков и означает «скитаться», «бродить», «смелого человека», неженатого, холостого, «зверь, отлучившийся от стада». Все эти слова объединяются по смыслу в значении «свободный, независимый человек». |
13. Крутикова | «Крутик» – тот, кто крутит, уводя от истины, плутует. Есть другие значения «кафтан» (рязанское), «крутой берег» (уральское), «пеньковая веревка», «мошенник, плут» (смоленское). |
14. Логачев | Вариант фамилии, образованной от римского фамильного имени Лонгинус, один из его носителей был объявлен святым. |
15. Силаев | Образована от различных форм имен древнеримского происхождения, предполагают, что корень слова означает название лесов в Южной Италии. |
16. Бондаренко | Бондарь - то же, что бочар: ремесленник, выделывающийбочки. Эта фамилия украинского происхождения. Говорят, в древности, фамилию Бондарь носил среди ремесленников главный мастер. Его помощник носил фамилию Бондаренко, подмастерья – Бондарчук. |
17. Войтехович | Скорее всего, эта фамилия польского происхождения. Возможно, Войтех- вариант имени Воин, имя чешского миссионера, проповедовавшего в Польше. |
18. Ильина | От крестильного имени Илья, что в переводе с древнееврейского означает «мой бог Яхве». |
19. Кузнецов | От отчества по наименованию по занятию отца. Фамилия Кузнецов – одна из самых частых в России, т.к. кузнец на селе был необходимейшим и всем известным человеком, наименование по этому признаку было повсеместно. |
20. Нестерова | От отчества канонического мужского личного имени Нестор. |
21. Храмцова | Отчество от именования Хромец. |
В результате полученных данных ученица сделала вывод о том, как в языке закрепились те или иные фамилии.
Мотивировка возникновения фамилии | Фамилии |
По роду занятий, по профессии | Кузнецов, Овчаренко, Кушниренко, Бондаренко |
По названию птиц | Селезнева |
По внешнему виду | Храмцова, Безруков, Щербакова |
По названию растений | Силаев |
По чертам характера человека | Тихомирова, Казакова, Крутикова |
От личного имени | Денисов, Захаров, Никитин, Костенко, Ильина, Войтехович, Нестерова, Манастырская, Логачев, Сатара |
3. Трагедия человека в гражданской войне (по «Донским рассказам» М.А. Шолохова и «Конармии» И.Э. Бабеля).
Гипотеза: гражданская война, как и любая другая, является испытанием для народа. Приемы изображения данного исторического события обусловлены рядом причин: социальным статусом писателя, его отношением к событию, его мировоззрением, образованием, воспитанием.
Для сравнения изображения человека в гражданской войне ученица выбрала рассказы Шолохова «Родинка», «Продкомиссар», «Шибалково семя» и рассказы Бабеля «Письмо», «Соль», «Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча». Характеристики героев и анализ произведений содержат богатый цитатный материал.
В результатах работы автор обосновывает причины сходства и различия в изображении героев гражданской войны.
4. «Устаревшие слова в романе А.С. Пушкина «Дубровский».
Данная работа отмечена Дипломом 1 степени Всероссийского Пушкинского конкурса. Ученицей проделана большая работа по изучению архаизмов, историзмов и составлению словаря устаревших слов.
Например, архаизмы Том 1, глава 3
«…нежели должен быть ожидать…» – то же, что чем.
«…янтарей…» – курительная трубка из янтаря.
«…в животе и смерти бог волен».
«…искони ваши…» – издавна, с незапамятных времен.
«…дескать…» – употребляется при передаче чужой речи (часто с оттенком недоверия).
Живот – жизнь.
«…Орина Егоровна Бузырева…» – Арина.
«…друга неделя…» – другая неделя.
«…любил семейственную жизнь…» – семейную.
«хотя почасту сам себе судия» – часто; судья.
«…вестимо, барин…» – то же, что конечно.
«…колодезями…» – колодцами.
«…из людских изоб» – из крестьянских изб.
«…отдать нас под начал…» – передать во владение.
Историзмы, том 1, глава 3
«Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом…»
Корнет – низший чин в кавалерии.
«…Гриша, его камердинер, подал ему письмо…»
Камердинер – прислуга, комнатный слуга при господине в богатом дворянском доме.
«…исправник у него на посылках».
Исправник – глава полиции в уезде в дореволюционной России.
5. «Две Катерины» (по произведениям А.Н. Островского и Н.С. Лескова)
Ученица объясняет, что позволило ей сопоставить два женских образа, живущих в разных художественных мирах: драме Островского и очерке Лескова.
В произведениях ученица находит множество общих деталей: принадлежность к купеческому сословию, жизнь до замужества, брак без любви , любовь к чужому человеку, гибель в Волге. Наряду с этим, автором работы раскрыты стилевые различия образов: душа Катерины Кабановой стремится навстречу любви, красоте, свободе бытия; Катерина Измайлова находится в состоянии душевного и духовного плена; Катерина Островского, изменив мужу, испытывает угрызения совести, считает, что этого греха ей не отмолить; Катерина Измайлова, полюбив Сергея, становится его рабой и готова ради него на страшные преступления; уходя из жизни, Катерина Кабанова ни на кого не держит зла; Катерина Измайлова не только гибнет сама, но и уводит в пучины Волги вместе с собой свою разлучницу. Характеристики обеих героинь содержат богатый цитатный материал.
6. «20 лет ООО «НК «Роснефть – Пурнефтегаз» – 20 лет городу Губкинскому: закономерность или случайность?»
Данная работа – своеобразный подарок городу в день рождения, признание ему в любви. Дань мужеству, стойкости, целеустремленности первопроходцев. Небольшое путешествие длиной в 20 лет. Самые яркие, напряженные, незабываемые страницы из жизни нефтяников, геологов, строителей нашего города.
Цель научно-исследовательской работы: выяснить историю возникновения города Губкинского. Раскрытие темы стало возможным при использовании различных источников информации: печатной, устной, иллюстративной.
Ученица применяла следующие методы исследования: подбор и поиск необходимого материала; анализ материала; подведение результатов и заключение выводов работы.
Оригинальностью работы является использование материалов из личного архива Кашеваровой Флюры Фариловны, мамы ученицы, геолога с большим стажем работы.
Полученные данные и выводы сформулированы в заключительной части работы. Гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Город, которого не было на карте, возник благодаря самоотверженной и героической работе нефтяников, которые не только добывали нефть, но и строили дома, дороги, школы.
Исследовательская деятельность является важнейшим средством развития познавательной активности, самостоятельности мышления, творческого поиска школьников. Данный вид деятельности представляет интерес как для учителя, так и для ученика.