Файлы и папки

Разделы: Информатика


Статья отнесена к разделу: Преподавание информатики.

Раздел программы: Компьютер и информация.

Тип урока: Освоение и закрепление нового материала.

Контингент обучающихся: 6 класс средней общеобразовательной школы.

Вид урока: теоретическая и практическая работа.

Время проведения: 2 урок по теме 2.

Оборудование: кабинет информатики (11 учебных компьютеров, 1 компьютер учителя), наглядные пособия (файлы, папки), мультимедийный проектор, презентация.

Программное обеспечение: операционная система Windows XP, 95.

Цели урока:

  • Обучающие:
    1. дать обучающимся общие представления о файловой системе;
    2. познакомить обучающихся с основными операциями с файлами и папками;
    3. повышение интереса к изучению предмета.
  • Развивающие:
    1. развитие творческой активности учащихся;
    2. развитие познавательных интересов.
  • Воспитывающие
    1. коллективная работа в классе;
    2. ответственность за коллективное решение.

Задачи урока:

  • четкая организация работы в классе
  • обобщение ЗУН в игровой форме

Знать:

  • файл;
  • имя файла;
  • тип файла;
  • папка;
  • файловая система.

Уметь:

  1. Распознавать файлы и папки
  2. Анализировать полученные результаты
  3. Достигать цели с минимальными затратами
  4. Выполнять задания в коллективе

Методы:

  1. Игровой
  2. Наглядный
  3. Иллюстративный.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель : Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Сейчас урок информатики и начинаем мы его с…..

Ученики: Девиза: «Информатике учиться, всегда пригодится».

Учитель: Получите пожалуйста смайлики. Давайте вспомним, что означает каждый смайлик:

В конце урока каждый прикрепит один из смайликов на доску и мы посмотрим каким у нас получился с Вами урок в целом.

2. Изучение темы урока

Учитель: А теперь приступим! Ребята, давайте с вами посмотри в тетради, в которых мы с вами пишем. Скажите пожалуйста, наша с Вами тетрадь будет являться файлом?

Ученики: Да.

Учитель: Правильно ребята, ведь файл (File) в переводе с английского – это просто лист, на котором может быть записана любая информация – от кода программы до созданного нами текста. Главное, чтобы каждый такой листок является чем-то логически завершенным, законченным.

Итак, чтобы на уроке нам было веселее, и мы провели это время с удовольствием и пользой, пригласим к нам нашего постоянного гостя, кого..?

Ученики: Незнайку.

Учитель: Конечно, ведь неучем быть плохо и мы вместе с ним будем осваивать «файлы и папки». Здравствуй незнайка! Ну что, приступим.

При работе с файлами, нам, простым пользователям, главное всегда суметь отличить один «кусочек информации» от другого и знать, как именно работать с каждым из типов файлов. Как это сделать?

Ученики: по имени.

Учитель: подобно человеку, каждый файл имеет собственное «имя» и «фамилию» (ее называют «типом» файла):

  • Имя файла чаще всего может быть выбрано произвольно самим пользователем. Раньше, в эпоху DOS, имена файлов могли состоять максимум из восьми букв латинского алфавита – сегодня их может быть до 255 и никаких языковых ограничений не осталось.
  • Тип файла показывает, какого рода начинка хранится в каждом информационном «контейнере» – рисунок ли это, текст или программа. О типе файла рассказывает его расширение – часть имени из трех (редко – из четырех) букв, отделенное от основной части названия точкой.

Незнайка: Да..! Как же у вас тут интересно. А я ребята, знаю, что в компьютерном мире бесчисленное множество расширений. Однако основных расширений не так уж много. Я с удовольствием сейчас вам их продемонстрирую.

Ученики: спасибо незнайка! Мы поняли, какие бывают расширения.

Незнайка: Ну, раз вы такие смышленые, так давайте закрепим пройденное. Мы сейчас с вами разделимся на две команды и какая команда быстрее всех найдет и прикрепит на доску правильные ответы, та команда слушала внимательнее всех. Итак, приступим!

Учитель: А вы знаете, дорогие мои ребята, что у файла есть еще один признак?

Ученики: какой?

Учитель: Он называется атрибутом. Однако в отличие от имени и расширения его-то пользователь как раз и не видит. Зато великолепно видит и понимает компьютер.

3. Физкультминутка

4. Продолжение изучения темя урока

Учитель: Скажите ребята, а мы можем сравнить файлы с листиками?

Ученики: да.

Учитель: А где же те деревья, на которых растут такие полезные листики? Сравнение с деревом тут не случайно. Ведь расположение файлов на жестком диске и называется именно «древовидной структурой». Понятно, что держать совершенно разные файлы в одной куче нельзя. Их надо упорядочить. Каждому сверчку – свой шесток, каждой семье – отдельную квартиру…

Файлы объединены в особые структуры – папки.

Как отличить папку от файла?

Ученики: Не так уж сложно, папки не имеют расширения.

Учитель: Верно, папки не имеют расширения и обозначаются в Windows особыми знаками – как раз в виде открывающейся папки. А еще, в отношении папки нельзя применить операции редактирования.

Незнайка: Ребята, а я еще вспомнил, что имя файла не должно включать некоторые символы. Смотрите.

Учитель: Какой незнайка молодец? Правда ребята?

Ученики: Правда. Спасибо тебе незнайка за информацию, она нам очень пригодится.

Учитель: еще файлы бывают:

Незнайка: Вот это да! Я об этом еще не слышал.

Учитель: а еще, на каждом носителе информации может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.

Итак, ребята, файловая система – это система хранения файлов и организации каталогов.

Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов. Но есть еще и многоуровневая файловая система – имеет иерархическую ( «древовидную») структуру.

5. Подведение итогов:

фронтальный опрос

Учитель:мы с Незнайкой решили проверить, как вы усвоили изученный нами сегодня материал. Для этого, сейчас Незнайка Вам задаст несколько вопросов на которые вы должны будете ответить и мы посмотрим кто из вас лучше всех усвоил сегодняшний материал. Итак:

  • Что называется файлом?
  • Из каких частей состоит имя файла?
  • Как записать имя файла?
  • Какие типы файлов вы знаете? Для каждого типа назовите расширение.
  • Что называется папкой?
  • Как записать имя папки?

Ученики: отвечают на вопросы вместе с Незнайкой

Учитель: А теперь ребята, давайте прикрепим наши смайлики на доску и посмотрим, каким у нас с вами был сегодняшний урок!

Незнайка: Молодцы ребята!

Мне у Вас сегодня очень понравилось, и на последок я Вам хочу сказать:

«Знание есть сила, сила есть знание». Ф. Бэкон

До свидания, до следующих встреч!

6. Домашнее задание:

  • §1.2 (записи в тетради),
  • привести по 3 примера на каждый изученный тип фала.

Литература:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
  2. Информатика: Учебник для 6 класса. / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 208 с.: ил.
  3. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 118 с.: ил.
  4. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.
  5. Леонтьев В. П. Персональный компьютер. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 800 с.: ил.