Статья отнесена к разделу: Преподавание информатики.
Раздел программы: Компьютер и информация.
Тип урока: Освоение и закрепление нового материала.
Контингент обучающихся: 6 класс средней общеобразовательной школы.
Вид урока: теоретическая и практическая работа.
Время проведения: 2 урок по теме 2.
Оборудование: кабинет информатики (11 учебных компьютеров, 1 компьютер учителя), наглядные пособия (файлы, папки), мультимедийный проектор, презентация.
Программное обеспечение: операционная система Windows XP, 95.
Цели урока:
- Обучающие:
- дать обучающимся общие представления о файловой системе;
- познакомить обучающихся с основными операциями с файлами и папками;
- повышение интереса к изучению предмета.
- Развивающие:
- развитие творческой активности учащихся;
- развитие познавательных интересов.
- Воспитывающие
- коллективная работа в классе;
- ответственность за коллективное решение.
Задачи урока:
- четкая организация работы в классе
- обобщение ЗУН в игровой форме
Знать:
- файл;
- имя файла;
- тип файла;
- папка;
- файловая система.
Уметь:
- Распознавать файлы и папки
- Анализировать полученные результаты
- Достигать цели с минимальными затратами
- Выполнять задания в коллективе
Методы:
- Игровой
- Наглядный
- Иллюстративный.
Форма организации учебной деятельности: групповая.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель : Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Сейчас урок информатики и начинаем мы его с…..
Ученики: Девиза: «Информатике учиться, всегда пригодится».
Учитель: Получите пожалуйста смайлики. Давайте вспомним, что означает каждый смайлик:
В конце урока каждый прикрепит один из смайликов на доску и мы посмотрим каким у нас получился с Вами урок в целом.
2. Изучение темы урока
Учитель: А теперь приступим! Ребята, давайте с вами посмотри в тетради, в которых мы с вами пишем. Скажите пожалуйста, наша с Вами тетрадь будет являться файлом?
Ученики: Да.
Учитель: Правильно ребята, ведь файл (File) в переводе с английского – это просто лист, на котором может быть записана любая информация – от кода программы до созданного нами текста. Главное, чтобы каждый такой листок является чем-то логически завершенным, законченным.
Итак, чтобы на уроке нам было веселее, и мы провели это время с удовольствием и пользой, пригласим к нам нашего постоянного гостя, кого..?
Ученики: Незнайку.
Учитель: Конечно, ведь неучем быть плохо и мы вместе с ним будем осваивать «файлы и папки». Здравствуй незнайка! Ну что, приступим.
При работе с файлами, нам, простым пользователям, главное всегда суметь отличить один «кусочек информации» от другого и знать, как именно работать с каждым из типов файлов. Как это сделать?
Ученики: по имени.
Учитель: подобно человеку, каждый файл имеет собственное «имя» и «фамилию» (ее называют «типом» файла):
- Имя файла чаще всего может быть выбрано произвольно самим пользователем. Раньше, в эпоху DOS, имена файлов могли состоять максимум из восьми букв латинского алфавита – сегодня их может быть до 255 и никаких языковых ограничений не осталось.
- Тип файла показывает, какого рода начинка хранится в каждом информационном «контейнере» – рисунок ли это, текст или программа. О типе файла рассказывает его расширение – часть имени из трех (редко – из четырех) букв, отделенное от основной части названия точкой.
Незнайка: Да..! Как же у вас тут интересно. А я ребята, знаю, что в компьютерном мире бесчисленное множество расширений. Однако основных расширений не так уж много. Я с удовольствием сейчас вам их продемонстрирую.
Ученики: спасибо незнайка! Мы поняли, какие бывают расширения.
Незнайка: Ну, раз вы такие смышленые, так давайте закрепим пройденное. Мы сейчас с вами разделимся на две команды и какая команда быстрее всех найдет и прикрепит на доску правильные ответы, та команда слушала внимательнее всех. Итак, приступим!
Учитель: А вы знаете, дорогие мои ребята, что у файла есть еще один признак?
Ученики: какой?
Учитель: Он называется атрибутом. Однако в отличие от имени и расширения его-то пользователь как раз и не видит. Зато великолепно видит и понимает компьютер.
3. Физкультминутка
4. Продолжение изучения темя урока
Учитель: Скажите ребята, а мы можем сравнить файлы с листиками?
Ученики: да.
Учитель: А где же те деревья, на которых растут такие полезные листики? Сравнение с деревом тут не случайно. Ведь расположение файлов на жестком диске и называется именно «древовидной структурой». Понятно, что держать совершенно разные файлы в одной куче нельзя. Их надо упорядочить. Каждому сверчку – свой шесток, каждой семье – отдельную квартиру…
Файлы объединены в особые структуры – папки.
Как отличить папку от файла?
Ученики: Не так уж сложно, папки не имеют расширения.
Учитель: Верно, папки не имеют расширения и обозначаются в Windows особыми знаками – как раз в виде открывающейся папки. А еще, в отношении папки нельзя применить операции редактирования.
Незнайка: Ребята, а я еще вспомнил, что имя файла не должно включать некоторые символы. Смотрите.
Учитель: Какой незнайка молодец? Правда ребята?
Ученики: Правда. Спасибо тебе незнайка за информацию, она нам очень пригодится.
Учитель: еще файлы бывают:
Незнайка: Вот это да! Я об этом еще не слышал.
Учитель: а еще, на каждом носителе информации может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.
Итак, ребята, файловая система – это система хранения файлов и организации каталогов.
Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов. Но есть еще и многоуровневая файловая система – имеет иерархическую ( «древовидную») структуру.
5. Подведение итогов:
– фронтальный опрос
Учитель:мы с Незнайкой решили проверить, как вы усвоили изученный нами сегодня материал. Для этого, сейчас Незнайка Вам задаст несколько вопросов на которые вы должны будете ответить и мы посмотрим кто из вас лучше всех усвоил сегодняшний материал. Итак:
- Что называется файлом?
- Из каких частей состоит имя файла?
- Как записать имя файла?
- Какие типы файлов вы знаете? Для каждого типа назовите расширение.
- Что называется папкой?
- Как записать имя папки?
Ученики: отвечают на вопросы вместе с Незнайкой
Учитель: А теперь ребята, давайте прикрепим наши смайлики на доску и посмотрим, каким у нас с вами был сегодняшний урок!
Незнайка: Молодцы ребята!
Мне у Вас сегодня очень понравилось, и на последок я Вам хочу сказать:
«Знание есть сила, сила есть знание». Ф. Бэкон
До свидания, до следующих встреч!
6. Домашнее задание:
- §1.2 (записи в тетради),
- привести по 3 примера на каждый изученный тип фала.
Литература:
- Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
- Информатика: Учебник для 6 класса. / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 208 с.: ил.
- Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса. / Л.Л. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 118 с.: ил.
- Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.
- Леонтьев В. П. Персональный компьютер. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 800 с.: ил.