Урок-семинар по теме "Имя прилагательное"

Разделы: Русский язык


Цели: обобщить и систематизировать материал по пройденной теме, формировать умение работать с художественным текстом, находить прилагательные, определять их грамматические признаки, воспитывать умение грамотно и точно выражать свои мысли.

ХОД УРОКА

– Сегодня у нас урок-семинар, посвящен имени прилагательному. На уроке мы повторим  и закрепим пройденный материал, все, что узнали о прилагательном.

Итак, задание первое.

Перед вами тексты. Разбирая их, поговорим о роли прилагательного в речи.

Текст для 1 варианта:

«...По своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной и водоплавающей птицы.
Белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинной, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды».

(По С.Аксакову).

– Отгадайте, о какой птице идет речь. Слова какой части речи помогли вам узнать птицу?
– Запишите прилагательные, которые обозначают: 1) цвет, 2) отношение автора к предмету описания.

Текст для 2 варианта:

«Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные, вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые, туго натянутые чулки».

(Г.Скребицкий)

– Отгадайте, о каком звере идет речь. Какие слова помогли вам узнать его, хотя название этого животного ни разу не упомянуто в тексте?
– Выпишите 1-2 прилагательных, обозначающих признак предмета

1) по форме, размеру,
2) по цвету.

Задание второе – анализ текста (текст на руках).

Для  всех странников, для всех любителей неба, душистых трав и бездонной воды Паустовский открыл страну со сказочным названием Мещера. Эта страна удивительна...
Зимними вечерами, когда в окошко стучится колючий снег, перелистаешь страницы, и сразу к лампе подступят ветки густого ельника, пахнет болотной сыростью, услышишь вдруг: падают капли с весел, от чавканья сапог по ковровому мху взлетают тетерева. Копны сена, болотные кочки с крупной дробью пахучих ландышей. Луна в реке, черного цвета озера, грибы с телячью голову и крики птиц, названия которых не знаешь...

(В.Песков)

– Определите основную мысль текста, озаглавьте текст.
– Найдите в первом абзаце однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.
– Подберите синоним к слову странник.
– Найдите в тексте прилагательные и назовите разряд.
– Выпишите из текста прилагательные, строение которых соответствует схемам.
– Какую роль играют прилагательные в тексте?

Вывод: с помощью прилагательных автор рисует образную картину природы, животного, которую мы можем легко представить по этому описанию, выражает и отношение к увиденному.

Задание третье. Повторяем синтаксическую роль имени прилагательного в предложении.
(Пять человек делают задание по карточкам)

Карточка 1.

1. Подберите к каждому существительному, стоящему в скобках, прилагательное. Согласуйте полученные пары и составьте с ними предложения.
Дружный, дружеский, дружественный (привет, отношения, работа); старый, старинный (человек, рукопись); серебряный, серебристый (голос, иней).
– Подчеркните словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении.
2. Составьте и напишите предложение, в котором прилагательное выступает в роли сказуемого.

Карточка 2.

1. Просклоняйте словосочетания: глубокое озеро, трудная фамилия. Обозначьте графически окончания прилагательных.
2. Сделайте синтаксический разбор предложения: Рыба со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под лодкой.
3. Составьте и напишите предложение, в котором прилагательное выступает в роли сказуемого.

Карточка 3.

1. Просклоняйте словосочетания: весенняя пора, горячий чай. Обозначьте графически окончания прилагательных.
2. Подчеркните прилагательные как члены предложения:

  • Вода в горных речках холодная.
  • Шоссейная дорога проходит по низкой местности.

3. Составьте и напишите предложение, в котором прилагательное выступает в роли сказуемого.

Карточка 4.

1. Допишите окончания прилагательных, определите их падеж.

До ближайш...  станции, к молод....   дубу, под зелен....   крышей, от ласков...  лучей, к син...  туче, дальн...  дорогой, зимн...  утро, весен...   днем.

2. Разберите по составу: (на) лесной (тропинке), голосистую ( весну), удивительным (зрелищем).
3. Составьте и запишите предложение, в котором прилагательное выступает в роли сказуемого.

Карточка 5.

1. Составьте и запишите два предложения, в которых прилагательные выступают в роли сказуемого.
2. Сделайте синтаксический разбор предложения: У дороги девочка увидела зеленую развесистую березу.
3. Разберите по составу слово развесистую.

В это время класс выполняет следующее задание. На доске текст.
Выпишите основы предложений. Последнее записать целиком, сделать его синтаксический разбор, объяснить постановку знаков препинания.

У сороки-белобоки по бокам перышки совсем белые. А вот голова, крылья и хвост черные, как у вороны. Очень красив у нее хвост. Он длинный, прямой. Перья на нем зеленоватые. Сорока – птица нарядная, ловкая, подвижная.

– А теперь заполним таблицу:

Члены предложения

Примеры

                                                                                                           

Задание четвертое.

Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий:
– возьмите приставку от слова, являющегося определением в предложении: Шел бесконечный дождь.
– добавьте подлежащее из предложения: Страх овладел им.
– добавьте суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные. (Бесстрашные)
– С полученным словом составьте предложение, запишите, сделайте синтаксический разбор.

Задание пятое.

Творческая работа. Вставьте пропущенные прилагательные, наиболее подходящие по вашему мнению.

«Однажды зимой мы отправились в (....) лес. В (...) бору было тихо. Все было покрыто (...)   (....) снегом. В (...)  воздухе носились (...) пушинки. (..) ветки украсились (...) инеем. В этом сказочном (...) наряде каждая ветка казалась удивительной.

Сравнить с авторским текстом:

«Однажды зимой мы отправились в сосновый лес. В густом бору было тихо. Все было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной.  (По И.Корнееву).

– Весь наш урок-семинар был посвящен повторению и обобщению материала по теме «Имя прилагательное». Мы использовали разные формы и виды работ, чтобы повторить все то, что было изучено по этой теме. Мы работали группами, классом, индивидуально. Работали самостоятельно. А теперь каждый проверит свои знания при написании проверочного диктанта.

Проверочный диктант

Великолепен вид зимнего леса! Все полянки и тропинки покрыты мягким снегом. В нем синеют глубокие следы. Здесь пробежал заяц. Морозный воздух тонок и жгуч. Снег опушил деревья и кусты. По ним скользят яркие солнечные лучи и обсыпают их холодным блеском.
Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость синего неба. Потянул ветер, и громадная туча заволокла горизонт. Она словно рассыпалась белым пухом и наполнила лес движением пушистых снежинок и поразительной тишиной. Снежные хлопья падают и падают на землю.
В короткие зимние дни быстро темнеет в лесу. Пора возвращаться домой. У теплой печки с наслаждением вспоминаешь эту удивительную картину.

Задания:

– Выписать прилагательные с орфограммой на конце слова после шипящей.
– Выписать прилагательное, строение которого соответствует схеме.
– Сделать синтаксический разбор первого предложения.

Подведение итогов урока

– чем понравился урок-семинар?
– когда и почему полезно проводить такие уроки?
– чем такой урок отличается от обычного урока?

Домашнее задание:

1. Записать отрывок из «Сказки о мертвой царевне» А.С.Пушкина:

Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий...

– разобрать по составу: круглолицый, светлоокий;
– морфологический разбор: глубокий.

2. Выписать из любой сказки А.С.Пушкина отрывок (7-10) строк

– сделать синтаксический разбор одного из предложений;
– выписать словосочетания с прилагательными и сделать разбор.