Мастер-класс: родительское собрание "Как научиться доверять своим детям и чтобы дети доверяли вам"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Цель мастер-класса: актуализировать проблему взаимоотношений родителей и детей.

Цель родительского собрания:

  • провести анализ различных ситуаций;
  • договориться о путях, средствах и приемах построения взаимоотношений  родителей и детей,  основанных на доверии  друг к другу.

Предварительная работа: создание тетрадей «доверия», подготовка мультимедийной презентации, приглашений родителям.

Оборудование: тетрадь «доверия», мультимедийная презентация, вязанка дров, ведерко воды, имитация костра (свечи).

ХОД ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы проведем  родительское собрание в необычном месте – у костра. Наверно Вы помните: «Костер горит – всех собирает!». Какие ассоциации возникают у Вас со словом костер?  
Вы абсолютно правы! Возле костра, как правило, собираются близкие люди, друзья, которые ведут задушевные разговоры, поэтому мы с вами тоже постараемся поговорить по душам!
Мне бы хотелось верить, что сегодня этот костер будет для нас символом взаимодоверия, гармоничных отношений между детьми и родителями.
Перед родительским собранием я попросила заполнить ваших детей такие же тетради доверия, как и у Вас.  И вот какие ситуации кажутся мне наиболее тревожными.
Я приглашаю вас принять участие в их обсуждении. (Приложение 1)
«Я записался в студию  брейк-данса. Мама категорически против и запрещает мне туда ходить, потому что боится, что я могу получить травму позвоночника. Кроме того, ей не нравятся некоторые ребята из моей студии».
– Как бы вы поступили на месте мамы? Приняли точку зрения ребенка или настаивали на своем?
В ваших тетрадях доверия, они перед вами,  закончите первое предложение:   (Приложение 2)
Если бы  мой ребенок начал посещать брейк-данса, то я …

Варианты ответов:

– запретила бы
– разрешила, но с условием
– разрешила бы

Спасибо.
Нужно понимать позицию мамы. Она переживает, что ребенок получит травму, да и контингент студии может вызвать у мамы настороженность.
Но с другой стороны мы должны учитывать и право ребенка самостоятельно принимать  решения. Должны уметь доверять ему, верить в то, что мы научили своего ребенка противостоять дурному влиянию.

Вывод:  ребенок имеет право принимать собственное решение и нести за него ответственность.

Следующая ситуация.

Я 7 лет учился в художественной школе, в этом году перестал там заниматься.  Родители настаивают, чтобы я продолжал обучение в художественной школе, потому что, по их мнению, мне это пригодится в будущем.
Каковы ваши действия в этом случае?
Опять поработаем в ваших тетрадях: Если бы мой ребенок бросил художественную школу после семи лет обучения в ней, то я бы …
Спасибо.

С одной стороны, родители правы, потому что заботятся о будущем ребенка.  Благодаря таким знаниям  он сможет  самореализоваться.
С другой стороны, нужно учитывать позицию ребенка. Заставить посещать художественную школу против воли невозможно, нужно только убеждать или принять его решение, принять его право на ошибку.

Вывод:  ребенок имеет право на ошибку.

Рассмотрим  следующую ситуацию:

«Маме позвонила тетя Таня, мама моего одноклассника, и обвинила  меня в том, что я без какой-нибудь видимой  причины подрался  с ее сыном. Мама, не выслушав меня, накричала, обвинила  в драке, запретила  гулять и играть  в компьютер. Позже выяснилось, что  я был не виноват».
Мама первоначально  отреагировала на раздражитель. Пошла по пути наименьшего сопротивления, накричав на ребенка и ограничив его свободу, тем  самым  как будто бы приняла  воспитательные меры. Но при этом  она не  попыталась выяснить  причину  сложившейся ситуации, даже не предложила ребенку высказаться  и тем самым  проявила к нему недоверие.

Вывод.  Родители должны  уметь говорить  с ребенком, слушать и слышать его, исключать оскорбления и назидательный тон в отношениях с ним, должны  уметь признать свою ошибку.

Закончите последнее предложение: Если бы я оказалась в такой ситуации, то я бы…

Спасибо.

Давайте подытожим нашу встречу. Как же научиться  доверять своему ребенку?

  • Нужно  давать  ребенку право  самостоятельно  принимать  решения и нести за них ответственность
  •  Нужно  признавать  право ребенка  на ошибку.
  • Помните, что доверие – это уважение, поэтому нужно  уметь слушать и слышать своего ребенка, уметь говорить с ним, исключая оскорбления.
  • Нужно уметь признавать свои ошибки.

Все это слагаемые гармоничных отношений между родителем и ребенком, без которых доверие существовать не может.
В заключение нашей встречи, я предлагаю Вам сделать выбор.  Помните,  с чего начиналось наше собрание? Правильно, с костра. И мы говорили с Вами о том, что костер – символ взаимодоверия и гармонии в семье. Перед Вами ведро с водой и  вязанка дров. Только вам решать залить этот костер  или добавить поленья в огонь,  чтобы он ярче  разгорелся,  и тогда он долгие годы будет согревать вашу семью. Спасибо за внимание.