Цель мастер-класса: актуализировать проблему взаимоотношений родителей и детей.
Цель родительского собрания:
- провести анализ различных ситуаций;
- договориться о путях, средствах и приемах построения взаимоотношений родителей и детей, основанных на доверии друг к другу.
Предварительная работа: создание тетрадей «доверия», подготовка мультимедийной презентации, приглашений родителям.
Оборудование: тетрадь «доверия», мультимедийная презентация, вязанка дров, ведерко воды, имитация костра (свечи).
ХОД ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель: Добрый день, уважаемые
родители! Сегодня мы проведем родительское
собрание в необычном месте – у костра. Наверно Вы
помните: «Костер горит – всех собирает!». Какие
ассоциации возникают у Вас со словом
костер?
Вы абсолютно правы! Возле костра, как правило,
собираются близкие люди, друзья, которые ведут
задушевные разговоры, поэтому мы с вами тоже
постараемся поговорить по душам!
Мне бы хотелось верить, что сегодня этот костер
будет для нас символом взаимодоверия,
гармоничных отношений между детьми и родителями.
Перед родительским собранием я попросила
заполнить ваших детей такие же тетради доверия,
как и у Вас. И вот какие ситуации кажутся мне
наиболее тревожными.
Я приглашаю вас принять участие в их обсуждении. (Приложение 1)
«Я записался в студию брейк-данса. Мама
категорически против и запрещает мне туда
ходить, потому что боится, что я могу получить
травму позвоночника. Кроме того, ей не нравятся
некоторые ребята из моей студии».
– Как бы вы поступили на месте мамы? Приняли
точку зрения ребенка или настаивали на своем?
В ваших тетрадях доверия, они перед вами,
закончите первое предложение: (Приложение
2)
Если бы мой ребенок начал посещать
брейк-данса, то я …
Варианты ответов:
– запретила бы
– разрешила, но с условием
– разрешила бы
Спасибо.
Нужно понимать позицию мамы. Она переживает, что
ребенок получит травму, да и контингент студии
может вызвать у мамы настороженность.
Но с другой стороны мы должны учитывать и право
ребенка самостоятельно принимать решения.
Должны уметь доверять ему, верить в то, что мы
научили своего ребенка противостоять дурному
влиянию.
Вывод: ребенок имеет право принимать собственное решение и нести за него ответственность.
Следующая ситуация.
Я 7 лет учился в художественной школе, в этом
году перестал там заниматься. Родители
настаивают, чтобы я продолжал обучение в
художественной школе, потому что, по их мнению,
мне это пригодится в будущем.
Каковы ваши действия в этом случае?
Опять поработаем в ваших тетрадях: Если бы мой
ребенок бросил художественную школу после семи
лет обучения в ней, то я бы …
Спасибо.
С одной стороны, родители правы, потому что
заботятся о будущем ребенка. Благодаря таким
знаниям он сможет самореализоваться.
С другой стороны, нужно учитывать позицию
ребенка. Заставить посещать художественную
школу против воли невозможно, нужно только
убеждать или принять его решение, принять его
право на ошибку.
Вывод: ребенок имеет право на ошибку.
Рассмотрим следующую ситуацию:
«Маме позвонила тетя Таня, мама моего
одноклассника, и обвинила меня в том, что я без
какой-нибудь видимой причины подрался с ее
сыном. Мама, не выслушав меня, накричала,
обвинила в драке, запретила гулять и
играть в компьютер. Позже выяснилось, что я
был не виноват».
Мама первоначально отреагировала на
раздражитель. Пошла по пути наименьшего
сопротивления, накричав на ребенка и ограничив
его свободу, тем самым как будто бы
приняла воспитательные меры. Но при этом
она не попыталась выяснить причину
сложившейся ситуации, даже не предложила ребенку
высказаться и тем самым проявила к нему
недоверие.
Вывод. Родители должны уметь говорить с ребенком, слушать и слышать его, исключать оскорбления и назидательный тон в отношениях с ним, должны уметь признать свою ошибку.
Закончите последнее предложение: Если бы я оказалась в такой ситуации, то я бы…
Спасибо.
Давайте подытожим нашу встречу. Как же научиться доверять своему ребенку?
- Нужно давать ребенку право самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность
- Нужно признавать право ребенка на ошибку.
- Помните, что доверие – это уважение, поэтому нужно уметь слушать и слышать своего ребенка, уметь говорить с ним, исключая оскорбления.
- Нужно уметь признавать свои ошибки.
Все это слагаемые гармоничных отношений между
родителем и ребенком, без которых доверие
существовать не может.
В заключение нашей встречи, я предлагаю Вам
сделать выбор. Помните, с чего начиналось
наше собрание? Правильно, с костра. И мы говорили
с Вами о том, что костер – символ взаимодоверия и
гармонии в семье. Перед Вами ведро с водой и
вязанка дров. Только вам решать залить этот
костер или добавить поленья в огонь, чтобы
он ярче разгорелся, и тогда он долгие годы
будет согревать вашу семью. Спасибо за внимание.