Проектирование учебной деятельности как условие развития мотивации на уроках математики в основной школе

Разделы: Математика


Современное общество требуют от выпускников не только прочного багажа знаний, но и сформированный комплекс компетенций и качеств личности: жизненная активность, ориентация на дело, самостоятельность и ответственность за результаты деятельности, способность разрабатывать реальные планы будущего и готовность к преодолению жизненных трудностей. Этот процесс становления пройдет более плодотворно, менее здоровьезатратно, психологически стабильно, если будет уменьшена тревожность и снижен страх перед ошибкой и неудачей.

Путь разрешения данных проблем мы видим в реализации проекта «Проектирование учебной деятельности как условие развития мотивации учащихся» в образовательном процессе, который осуществляется педагогическим коллективом школы № 29 г. Череповца.

Проект актуален для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, их родителей, учителей и, направлен на решение двух глобальных проблем российского образования – снижение учебной мотивации учащихся (дети не хотят учиться) и повышение школьной тревожности (дети боятся учиться).

Главная цель проекта – создание оптимальной образовательной среды на уроках, которая бы: -максимально формировала положительную мотивацию к учебной деятельности учащихся, снижала их тревожность и стрессогенную атмосферу и - в виде модели педагогического процесса могла быть воспроизведена в любом образовательном учреждении.

Основополагающим компонентом проекта является изменение структуры учебного процесса, единицей которого становится не урок, а тема – логически законченный раздел содержания учебного предмета. Для учебной темы можно указать единую, общую структуру. Она состоит из трех частей (в нашем проекте – трех типов уроков) – этапов учебного процесса изучения каждой темы.

1 этап – водно-мотивационный (1 тип урока). На этом этапе учащиеся должны осознать основную цель изучения учебной темы, её место и роль в общем образовании, её практическое и теоретическое значение. Цели изучения темы разрабатываются в соответствии с государственным образовательным стандартом – овладение методами научного познания мира. Главное, чтобы цели изучения темы были понятны и приняты, и, став побудительной силой, превратились в мотив. Мотивация – это этап необходимый для достижения заинтересованности в работе. Учитель, мотивируя учащихся на изучение темы, показывает её значимость для получения образования в целом; её место и роль в изучении учебного предмета, других наук; теоретическое и практическое значение учебной темы, возможность использовать свои знания в жизни. Чем удачнее организована мотивация, тем плодотворнее работа учащегося. Необходимо, чтобы ученики сами понимали важность изучения темы.

На проведение водно-мотивационного этапа урока на усмотрение учителя отводится от 15 до 35 минут. Опыт показывает: эта часть самая трудная для подготовки 1 типа урока, но и самая продуктивная для формирования учебных мотивов.

На этом же уроке учитель сообщает организационную структуру изучения темы, сколько уроков отведено на изучение темы, сроки её завершения, перечисляет основные элементы темы. Объем заданий рассчитывается по методике П.В.Симонова, по коэффициенту 1:3 (от количества часов изучения темы), что позволяет избежать учебной перегрузки учащихся, при условии, что на изучение темы не должно отводиться более 12-15 часов (если количество часов на изучение темы превышает указанные пределы, то тема делится на части). Например, тема «Неравенства» (8 класс) будет изучаться 15 часов, применяем коэффициент, делим 15 на 3, получаем 5 + одна контрольная работа. Таким образом, каждый ученик за время изучения темы получит 6 отметок – не больше и не меньше.

Поскольку водно-мотивационный этап урока напрямую связан с рефлексивно-оценочным, ученикам предлагается индивидуальная программа изучения темы, содержащая три уровня заданий (на оценку «3», «4», «5»). Уровень заданий выстраивается по принципу пирамиды: более высокий уровень предполагает обязательное выполнение низкого.

Знакомясь с индивидуальной программой изучения темы, ученик выясняет обязательный минимум содержания (чему он должен учиться), объем максимальной нагрузки (сколько придется учить), и требования к уровню подготовки (что он должен знать и уметь). Все это позволяет учащемуся соотнести свои возможности, уровень притязаний и самооценку с предъявляемыми требованиями учения и самостоятельно выбрать (запланировать) предполагаемый результат в виде определенной оценки. Для закрепления принятия ответственности учащегося на себя заключается письменный контракт в форме контрольного листа с выбранной оценкой по теме, который ученик в конце 1 типа урока сдает учителю.


Тема: Квадратные уравнения.

Фамилия …Имя …

Оценка …

Дата … Подпись …


Мною разработаны индивидуальные программы изучения темы по алгебре и геометрии 7-9 классы. Примеры в приложении.

2 этап – Операционно-познавательный (2 тип урока). На этом этапе учащиеся усваивают знания, овладевают умениями и навыками (действиями), входящими в содержание данной темы. Учитель выступает и как организатор самостоятельной деятельности учащегося, и как консультант, обеспечивающий необходимую помощь в зоне ближайшего развития каждого ученика, и как педагог, обучающий школьников умению работать в группе, создавая ситуацию успеха.

3 этап – Рефлексивно-оценочный (3 тип урока). На этом этапе происходит обобщение изученного материала и подведение итогов работы учащихся по данной теме. Главная цель этапа – развитие у учащихся рефлексивной деятельности, самоанализа, способности к обобщению, формированию адекватной самооценки. Термин «неуспевающий ученик», «неуспеваемость» не употребляются вовсе, они заменяются словосочетанием «выполнил работу», «сдал тему». Такая терминология сдвигает оценку с личности ученика (неуспевающий – неспособный) на оценку его работы.

Новая структура изучения темы предполагает фиксированное количество оценок каждого учащегося, при этом учащийся заранее знает требования, предъявляемые за каждую оценку, что приводит к бесконфликтности в оценивании знаний. Организованный таким образом процесс обучения способствует более прочному усвоению знаний учащимися, повышению их ответственности за конечный результат учения. Учащиеся перестают бояться ответов у доски, самостоятельных и контрольных работ, становятся активными участниками (субъектами) учебного процесса, и, что самое главное, хотят, чтобы учебный процесс проводился подобным образом. Все учащиеся тех классов, где реализуется проект, пожелали продолжить инновацию, у 69% учащихся исчезло чувство страха за оценку, 59% научились выбирать оптимальный вариант учебной деятельности, у 32% повысился интерес к учёбе, 23% качественно улучшили свои результаты по предмету. По мнению 41% родителей проект повысил интерес детей к учебе.

Система проектной деятельности оптимизирует образовательную среду, уменьшает переживания школьников по поводу психотравмирующих проверок на уроке. Она учит детей по-другому переживать учебные ситуации, моделируя их совместно с учителем, и таким образом справляться с собственным беспокойством и тревожностью. Снижение школьной тревожности происходит из-за предоставления возможности выбора, положительного оценивания и возможности доработать (доучить) учебный материал. Результаты наблюдений за изменением личностных качеств учащихся, характеризующих их личную зрелость, а также влияющих на повышение качества знаний доказывают, что в экспериментальном классе личностные показатели: интерес к предмету и познавательной деятельности, уверенность в своих силах, степень комфортности выше, чем в контрольном классе.

Анализ результатов по выявлению влияния положительной мотивации на качество знаний учащихся, проведенный школьной психолого-педагогической службой показал, что предложенная модель обучения формирует познавательную активность, предоставляя ученику заманчивые и вполне осуществимые возможности самому форсировать свое развитие без психологических стрессов. Результаты тестирования показали, что в классе, где используется проектирование, преобладает высокий уровень мотивации, для него характерна продуктивная познавательная мотивация с выраженным положительным отношением к учению.

Результаты анкеты «Мотивы учебной деятельности» (методика Матюхиной Н.В.), проведенной с учащимися 7 «Б» класса, показали, что основным мотивом учебной деятельности является познавательный мотив (желание узнать новое, знать больше), который составил 85% опрошенных.

Изучая мотивационно-потребностную сферу учащихся (методика Е.П.Ильина и Н.А. Курдюковой) получили следующие результаты:

Таблица данных по результатам изучения мотивационно-потребностной сферы учащихся 7Б класса

Количество учащихся

Направленность на приобретение знаний

Направленность на отметку

Выше среднего

Средний уровень

Ниже среднего

Выше среднего

Средний уровень

Ниже среднего

26

20

4

2

14

5

7

%

77

15

8

58

19

27

 
Из приведенной таблицы видно, что у большинства учащихся (77 %) преобладает направленность на приобретение знаний, которая способствует формированию стойкого положительного отношения к учебе и развитию интереса к предмету.

Результаты диагностики степени заинтересованности в изучении алгебры и геометрии показали, что 76% учащихся 7 «Б» класса проявляют интерес к изучению алгебры и 72% к изучению геометрии. Неслучайно, что итоговые результаты по алгебре и геометрии учащихся данного класса за 2007-2008 учебный год были выше средних по параллели.

 

Учащиеся 7Б класса

Средний по параллели 7-х классов

Успеваемость на конец года

100%

95,9%

Качество знаний по алгебре

60%

36,7%

Качество знаний по геометрии

56%

34,7%

 

Учащиеся 8Б класса

Средний по параллели 8-х классов

Успеваемость на конец года

100%

96,9%

Качество знаний по алгебре

67,9%

37,4%

Качество знаний по геометрии

64,4%

38,6%

Итак, в классах, где целенаправленно проводилась работа по проектированию учебной деятельности, лучшими изменениями были: развитие положительной мотивации, снижение школьной тревожности, повышение качества знаний.

Приложение