Интеллектуальная игра "Сокровище нации"

Разделы: Начальная школа


Цель :

  1. Научить работать самостоятельно и в коллективе.
  2. Способствовать развитию познавательного интереса к изучению родного края.
  3. Воспитание любви, бережного отношения к окружающему миру.

Оборудование : компьютер, символы России и Якутии, музыкальный видеоклип, медали “Сокровище нации”, значки “Защитник природы”

Ход урока.

Организационный момент :

Слайд № 1 (появляется на экране название игры “Сокровище нации”)

Игра на хомусе (исполняет ученица)

Учитель :

Вот струятся звуки хомуса.
Вы, скорей, сюда гости спешите,
Про родную якутскую землю,
Вы со мною сейчас говорите !

Заходят дети, проходят на свои места, садятся.

Слайд № 2 (Природа Оймяконья)

Учитель :

Надо мною - бездонное небо,
Надо мною вершин величье,
В дымке тающей голубой.
Так чудесен воздух и мягок,
Не могу никак им напиться,
Вот таким ты предстал предо мною
Оймякон - древний полюс мой.

Заходит Якутяночка с подносом, на котором угощение. Приветствует гостей на якутском и русском языках.

Учитель : Дорогие гости, мы приветствуем Вас и рады всех Вас видеть на нашей интеллектуальной игре “Сокровище нации”.

Как вы все догадались, речь сегодня пойдёт о родном крае, о нашей Якутии.

Наша игра не может обойтись без Магистров, которые будут чётко следить за ответами и за каждый правильный ответ будут присуждать по 1 баллу. Приглашаем за стол трёх Магистров великих знаний (Ф.И.О.)

ПРАВИЛА ИГРЫ :

В игре участвуют две команды учащихся, но каждый будет выступать за себя. По очереди я буду вызывать на поединок двух учеников из разных команд. Каждый должен будет ответить на один вопрос.

Если он отвечает неверно, то вопрос переходит к сопернику.

Если соперник ответил правильно, ему присуждается 1 балл, затем он должен ответить ещё на свой вопрос.

Если второй участник не может дать правильный ответ, этот вопрос переходит ко всем участникам.

Ученик, который правильно ответил на поставленный вопрос также получает дополнительно 1 балл.

Магистры подсчитывают баллы и выявляют победителей.

ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО В ИГРЕ : Слайд № 3

  • Побеждает тот, кто много знает.
  • Не завидуй удачам соперника, играй честно.
  • Проиграл - не унывай, а побольше узнавай.

Учитель : Начнём с упражнения активатора. Вам нужно хорошо понять и почувствовать друг друга. Возьмитесь за руки и пожмите их на удачу.

Учитель вызывает на поединок двух учеников. Вопросы игры на экране проектора.

Вопрос № 1 : Что означает 3 цвета на флаге России ? Слайд № 4.

Ответ :

Белый - мир, чистота, совершенство;

Синий - вера, вечность, постоянство;

Красный - сила, кровь, пролитая за Отечество.

Вопрос № 2 : Что означают 7 ромбов на гербе Якутии ? Слайд № 5

Ответ : единство 7 народов нашего края : якутов, русских, эвенков, эвенов, чукчей, долганов, юкагиров.

Дополнения учащихся :

1. Герб России : орёл - сила державы;

  • корона - символ законности;
  • скипетр - символ власти;
  • держава - символ могущества;
  • воин - победитель, защита.

2. Герб Якутии :

  • всадник - объединение народов, живущих в Республике Саха (Якутия);
  • знамя - единение племён, могущество, власть и начало государственности;
  • голубой цвет на гербе - честь, верность, надёжность, искренность;
  • белый и серебристый - чистота чувств, помыслов.

3. Знамя Якутии :

  • белая полоска на фоне голубого неба - чистота нравов и и помыслов народов севера;
  • солнце - преемственность поколений, дань уважения к вере предков. Якуты считали себя “детьми белого солнца”;
  • зелёный - цвет плодородия;
  • красный - символ жизненных сил, красота, верность земле, дань памяти поколений.

Вопрос № 3 : Когда была принята Декларация о государственном суверенитете РС ( Я) ? Слайд № 6

Ответ : 27 сентября 1990 года.

Д о п о л н е н и я :

Государственный флаг принят Законом РС(Я) от 14 октября 1992 года

Герб Якутии принят Законом РС(Я) от 26 декабря 1992 года.

Вопрос № 4 : Назовите дату рождения п. Усть-Нера ? Слайд № 7

Ответ : 6 августа 1937 года. Два гидросамолёта высадились в устье реки Нера, притока Индигирки, возглавляемые инженером – геологом Цареградским В.А.

В 1942 году были открыты первые золотодобывающие прииски.

Дополнения учащихся :

Первая деревянная крепость (острог) была построена казаком из Енисейска Петром Ивановичем Бекетовым и назван этот острог - Ленским (в 1632 г.)

Из-за частых затоплений крепость была перенесена выше по течению реки на 70 км. на левый берег р. Лена и назван Якуцком (через Ц) - так раньше называли.

Вопрос № 5 : Назовите самую большую алмазную трубку в Якутии ? Слайд № 8

Ответ : “Трубка мира” в г. Мирный.

Вопрос № 6 : Назовите родину чёрного угля в Якутии ? Слайд № 9

Ответ : Сангар.

Дополнительно: Какие полезные ископаемые добывают в Якутии ?

Ответ : Золото, сурьма в Оймяконье. Уголь, нефть, газ, алмазы, руда, чароит, апатиты, горный хрусталь, нефрит и почти вся таблица Менделеева.

Вопрос № 7 : Назовите 7 чудес света Якутии ? Слайд № 10

  1. Удивительный природный феномен - полюс холода (Оймяконский улус);
  2. Ленские столбы (есть младшие братья Синские столбы);
  3. Нетающий ледник Булуус (Хангаласский улус);
  4. Высочайшая вершина Якутии : пик Победы (3 146 м);
  5. Мамонтовая гора (Таттинский улус);
  6. Дельта реки Лены (площадь бассейна 2 490 000 кв.км. (длиной 4 400 км);
  7. Священный Кигелях (в переводе Населённые людьми (Большой Кигелях - 1705 м., Малый Кигелях - 1081 м).

Дополнительно:

Полюс холода зафиксирован академиком Сергеем Обручевым в п. Томтор Оймяконского улуса в 1924 году - 71,2 градуса по Цельсию.

Ленские Столбы - известняковые останцы, кембрийского периода, созданные природой. Средневековые замки, человеческие фигуры, невиданные животные. Протяжённость 80 км. У Ленских Столбов есть братья - Синские Столбы. Меньшие по размеру, но не уступающие по красоте.

Ледник Булуус. Не тает даже в страшную жару. Создан выходами подземных вод, которые поддерживают близкую к нулю температуру воздуха.

Пик Победы - высочайшая вершина в Якутии высотой 3 147 м, на юго – западе хребта Черского. Часть хребта Улахан-Чистай, водораздела Момы и Индигирки. Считается среди альпинистов одним из самых сложных для подъёма из-за частых буранов, ветров. Склоны очень крутые, скалистые, по ущельям стекают ледники.

Мамонтова гора - на берегу р. Алдан в Таттинском улусе. Река размыла вечномерзлотный грунт, открыла сотни метров осадочных пород, со следами исторического развития жизни на земле. Ученики Усть-Таттинской средней школы нашли множество ценных для науки находок : четвёртый в мире скелет шерстистого носорога, многочисленные останки других животных ледникового периода. Эта местность - благодать для археологов и туристов.

Дельта реки Лены Река занимает 10 место по протяжённости. Длиной 4 400 км. площадь бассейна 2 490 000 кв. метров, рождается на западном склоне Байкальского хребта, протекает через Иркутскую область и всю Якутию с юга на север. Роскошная дельта реки раскинулась на побережье моря Лаптевых. Здесь произрастают многие виды редких растений и обитает большое количество птиц : розовые чайки, полярные совы, соколы-сапсаны и др.

Священный Кигелях (переводится с якутского “населённые людьми”) - в Верхоянском улусе, между рекой Яной и её притоком Адыгеей. Мистическое место, энергетический центр планеты. Это место называют последним убежищем атлантов, местом контакта с внеземным разумом. Говорят, что пребывание в этих горах лечит от всех болезней, а вода, бьющая из ключей, всегда свежая и обладает целебными действиями. Большой Кигелях - 1 705 м, малый Кигелях - 1 081 м. Гранитные фигуры людей, высотой с 10 этажный дом, загадочные пирамиды, статуи “с острова Пасхи”.

Вопрос № 8 : Кто такой Платон Алексеевич Слепцов – Ойунский ? Слайд № 11

Ответ : Писатель, поэт, учёный, мыслитель, общественный деятель. Родился 11 ноября 1893 г. В 14 лет поступил в Таттинскую школу, окончил там 2 класса за 1 год. Старший брат раздобыл денег, отвёз его в г. Якутск в училище, где он учился 4 года. Закончил училище с хорошими и отличными оценками. Потом поступил в г. Якутске в учительскую Семинарию. В Семинарии был лучшим учеником. Очень много читал родной художественной литературы, увлекался философией. Часто оказывался в центре общественной жизни. Принимал активное участие в подпольных революционных кружках. Умер в застенках КГБ 31 октября 1939 года.

Вопрос № 9 : Отгадай, чей голос ? (звук голоса) Слайд № 12

Ответ :

 - Оленя

- Лисы

Дополнительно : - Кузнечика

Учитель : А сейчас я объявляю минутку отдыха и признательности.

В нашей Республике живёт очень много людей разных национальностей. Но все они очень дружны между собой. Все отличаются гостеприимностью, щедростью, добротой.

А иначе нельзя быть другими под этим чистым, голубым, светлым небом.

Мы взяли с неба лоскуток,
Чуть – чуть поколдовали,
И нежный сделали цветок,
Чтоб вы, счастливей стали.

Дети хотят подарить вам частичку Якутского неба. Голубые цветы из бисера. На кружке бисероплетения дети сделали для вас маленькие сувениры (вручают подарки гостям).

А сейчас мне сообщили, что у нас гости из Москвы. Впервые, только для Вас, поют примадонна…. Сарвара Пугачёва и её верный друг Славик Галкин.

(Музыкальный номер учителя и ученика)

В с т р е ч а й т е.

(поют песню переделанную на школьную тему) –

Если бы ни я, ни я, ни я,
Не было б тебя, тебя, тебя,
Не было б тебя такого,
как сейчас, умного такого.
Не умел бы ты читать, писать,
не умел бы ты в уме считать
и тогда бы жизнь твоя была скучная такая.

П р и п е в :

Это – любовь, что без денег делает меня богаче
Это - любовь, без которой трудно мне прожить, ребята.
Это - любовь, что прекраснее всего, всего на свете.
Эту любовь бескорыстно каждый день мы дарим детям.

Если бы не Вы, не Вы, не Вы,
Не было б меня, меня, меня.
Не было б меня вот здесь,
Сейчас умного такого.
Не сбылись заветные мечты,
Не цвели б в душе моей цветы
И без Вас бы жизнь моя была
Грустная такая.

П р и п е в :

Это - любовь, что без денег делает меня богаче
Это - любовь, без которой трудно мне прожить, ребята.
Это - любовь, что прекраснее всего, всего на свете.
Эту любовь бескорыстно каждый день мы дарим детям.

А сейчас вопросы для наших гостей. За правильный ответ я буду вручать жетон в форме листика. На этом жетоне вы сможете написать имя и фамилию понравившегося вам ученика и по истечению вопросов, отдадите эти жетоны Магистрам. Они зачтут по одному баллу ученикам, фамилии которых вы запишите на этих листочках.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ГОСТЕЙ :

ОПРЕДЕЛИ, ЧТО ЭТО ЗА ПРЕДМЕТ ?

1

Я буду читать 5 предложений, которые помогут Вам в отгадке.

- Коричневая, в коричневой пыли помогла изобличить шпиона;

- Их делали раньше из рога и слоновой кости, а сейчас всё больше из пластмассы:

- Есть поговорка, что если она отсутствует у мужчины, то ему пора либо жениться, либо разводиться;

- На парадном камзоле французского короля их было около 13 600;

- Дети порой до 4 лет не умеют их застёгивать.

ПУГОВИЦА

2

- Раньше он предназначался для приготовления сбитня

- Описан случай, когда он возглавил бунт против хозяйки из-за её неряшливости и лени;

- Описан случай, когда его купили за полкопейки;

- С ним не стоит ездить в Тулу;

- У него я и моя Маша чай пили вечерком.

САМОВАР

3

- Они часто определяют не только внешний вид, но и черты характера мужчины;

- Их стрелки подчёркивают строгость и опрятность их владельца;

- Герой Маршака перепутал их с рубашкой;

- Они появились впервые в городе Брюгге;

- Их невозможно надеть через голову.

БРЮКИ

4

- Столица азиатской Республики получила, говорят, своё название от этого предмета;

- Её используют в процессе приготовления блюд из варённого теста ;

- Её крупная разновидность (дуршлаг( - используют для “откидывания” изделий из варённого теста;

- Её мелкой разновидностью снимают пенки с варенья;

- Её название напоминает о глухом звуке (шумовка).

БИШКЕК - (5 ДЫРОЧЕК)

5

- Не только цыганки, но и казачки могли носит их сразу по 15-20 штук;

- Это основной вид одежды египтян;

- У Любочки она была синего цвета, а у Ксюши из плюша;

- В середине XX века изобрели самую короткую из них;

- Цецилия Сорель изобрела её “хромой” вариант (очень узкая хромая юбка) Ю Б К А

6

- На фабрике англичанина Уотмана это было гладким и плотным;

- Говорят, что она стерпит всё;

- В основном она состоит из целлюлозы;

- Раньше вместо неё использовали глину, воск, кожу, бересту

- На ней учатся писать.

БУМАГА

Учитель : А сейчас продолжаем игру. Возьмитесь ребята за руки. Пожелайте удачи. Я вызываю на поединок…. (Выходят к барьеру два ученика)

Вопрос № 10 : Кто был первым художником Якутии ?

Слайд № 13.

Ответ : Иван Васильевич ПОПОВ

В нашем краеведческом музее есть картины наших якутских художников. Назовите автора этой картины. Слайд № 14 (Афанасий Николаевич Осипов), а ещё картины каких художников есть у нас в музее ? Каких ещё Якутских художников – живописцев вы знаете ? (Пётр Романов, Афанасий Мунхалов, Эллей Сивцев, Артур Васильев, Юрий Спиридонов).

Вопрос № 11 : Из какого материала изготавливал посуду якутский народ в старину ? Слайд № 15.

Ответ : глина, береста, дерево, медь.

Вопрос № 12 : (на экране растение - цикорий). Слайд № 16. Назовите растение, произрастающее в наших краях ?

Ответ : Цикорий

Дополнительно : Какие ещё растения растут в нашей местности ?

Дети отвечают на заданный вопрос.

Вопрос № 13 : (на экране росомаха) Слайд № 17. Это животное обитает в наших краях. Назовите его ?

Ответ : Росомаха

Дополнительно : Назовите, какие звери и птицы водятся у нас в Оймяконье ?

Вопрос № 14 : Какой самый твёрдый дорогостоящий минерал в Якутии ?

Слайд № 18.

Ответ : Алмаз

Вопрос № 15 : Какая самая большая рыба в Якутии ? Слайд № 19.

Ответ : Таймень

Дополнительно : А какая рыба водится в наших реках ?

Вопрос № 16 : Назовите имя культурного героя, который впервые организовал праздник Ысыах ? Слайд № 20.

Ответ : Эллэй Боотур

Дополнительно : Что вы знаете об этом празднике ?

Вопрос № 17 : Как называются Международные спортивные игры в Якутии? Слайд № 21.

Ответ : “Дети Азии”

Дополнительно : Что вы знаете о достижениях местных спортсменов ?

А сейчас общеразвивающие вопросы, самые сложные.

Вопрос № 18 : Какая обезьяна существует ? Слайд № 22

  • Мамуин;
  • Бабуин;
  • Папуин;
  • Дедуин.

Ответ: бабуин

Вопрос № 19 : Какое растение существует ? Слайд № 23

  • Петька и Василий Иванович;
  • Том и Джерри;
  • Саша и Маша;
  • Иван –да-Марья.

Ответ: Иван – да - Марья

Д о п о л н и т е л ь н о : Кого, согласно Русской поговорке, ноги кормят ?

  • коня;
  • бегуна;
  • сапожника;
  • волка.

Ответ: волка

Учитель : На этом наши вопросы окончены. А пока Магистры подводят итоги, я предлагаю отдохнуть и посмотреть видеоклип “Живёт повсюду красота”.

Слайд № 24

Если каждый из Вас будет бережно относиться к природе, то, конечно, красота, окружающая нас, никогда не исчезнет.

Магистры объявляют победителей и вручают им медали “Сокровище нации”, остальным учащимся вручаются значки “Защитник природы”.

Учитель : Дорогие ребята, вы сегодня показали свои знания, свою любовь и уважение к Республике и нашему государству.

Я думаю, что вы достойная смена, которой будет гордиться наша гимназия.

Вы - настоящее сокровище нации !

И пусть звучит в этих стенах гимн нашей школы (Дети поют “ Гимназический гимн”).

Видеоролик 1

Видеоролик 2 - можете спросить у автора