Решение экологических задач по теме "Проценты"

Разделы: Математика, Экология


Цели урока:

  • Совершенствование известных знаний по теме "Проценты" и расширение их, перенос знаний, умений в практические реалии.
  • Развитие элементов логического мышления, творческой деятельности, речи, мировоззрения.
  • Создание условий для экологического воспитания, развития эколого-биологического мышления.

Оборудование:

  • Плакат для устной работы (изображение леса со съемными картинками, на которых нарисован мусор).
  • Индивидуальные карточки с разноуровневыми заданиями (экологические задачи, рассказывающие об экологическом положении в городе Казани).
  • Подарок-памятка "Это интересно" для учащихся и гостей (подборка энциклопедических сведений по экологии, ботанике). Приложение 2.
  • Листы для защиты решений задач, маркеры.
  • Таблички с названиями лесничеств.
  • ИКТ.

Подготовительная работа к уроку:

1) Классный час "Что могут сделать шестиклассники для подержания нормальной экологической обстановки в родном дворе, микрорайоне:".

2) Введение словаря экологических терминов:

  • эмиссия вредных веществ;
  • воздушный бассейн;
  • стационарные источники предприятий;
  • объём выбросов вредных веществ;
  • летучие защитные вещества
  • экологический баланс.

3) Беседа учителя математики с биологами, географами.

Ход урока

1 этап урока - ситуация успеха.

Урок начинается с показа презентации "Лес. Экологические проблемы" Приложение 1.

1 слайд презентации. Прокомментируйте высказывание Леонардо да Винчи: " Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться".

2 слайд презентации.

Вопросы: Что является гордостью России? Какова роль лесов на нашей планете?

Предполагаемые ответы:

- Лес - легкие планеты (выделяет кислород, поглощает углекислый газ).

- В лесу создается оптимальный микроклимат (деревья испаряют воду, поглощают пыль, выделяют фитонциды).

- Удерживая и испаряя воду леса участвуют в круговороте воды.

- Лес - место жизни разнообразных организмов.

Задание №1

Ученым давно известно, что зеленые насаждения значительно уменьшают количество пыли в атмосферном воздухе. Ими было подсчитано, что над 50 км? леса в воздухе находится 50т пыли, а над такой же площадью безлесного пространства - в 11 раз больше. Сколько тонн пыли может находиться над 100 км? безлесного пространства?

Решение:

над 50км? леса - 50т пыли

над 50км? без леса - 550т пыли

над 100км? без леса - 1100т пыли.

Задание №2

Биологам хорошо известно, что 50м? зеленого леса поглощают за 1 час углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 час человек, т.е. 40г. Сколько же углекислого газа поглощает 1га зеленого леса за 1 час?

А сколько человек выделяют такое количество углекислого газа за тот же час?

Решение:

50м? леса за 1 час - 40г угл. Газа

1га = 50*200м? - 8000г = 8кг

В 200 раз больше - 200 человек.

Задание №3

В 1м? городского воздуха содержится около 5000 микробов. А в 1м? лесного массива - около 500 микробов. Какую часть микробы 1м? леечного массива составляют от микробов 1м? городского воздуха? Какой процент?

Решение:

500/5000=1/10=10%.

2 этап урока - этап постановки задачи.

Почему именно с этих задач начали решение на уроке? А что объединяет все эти задачи? Какая проблема волнует всех людей, где бы они ни жили?

Вопрос:

Что такое экология?

Ответ: Наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой обитания, влияние человека на живые организмы.

Вопрос:

Какие экологические проблемы вы знаете?

Ответ: загрязнение среды, сохранения недр, видового разнообразия растений, грибов и животных, охраны и восстановления лесов.

Показ 3-9 слайдов презентации

Вопросы: Для чего рубят леса? Какой вред приносит рубка леса?

Предполагаемые ответы:

Изменяется состав атмосферы, исчезают животные, происходит опустынивание.

Вопрос: Что мы можем сделать для сохранения леса?

Предполагаемые ответы:

Бережно к нему относиться, не ломать деревья, быть активными - очищать лес:

Давайте, ребята, очистим лес!

Устная работа: (На доске плакат, на котором изображен лес, на плакате прикреплены рисунки, изображающие мусор.)

1) Что называют процентом?

2) Если 1% - это 1/100 часть величины, то вся величина?

3) Как называют 1% от метра, гектара?

4) Как обратить десятичную дробь в проценты?

5) Как перевести проценты в десятичную дробь?

6) Чему равны в % 1/8; 3/4?

7) Найдите 50% от 36.

8) Найдите число, 25% которого равны 3, 2.

3 этап урока - построение общей модели и проверка её на решении частной задачи.

Экологические проблемы касаются всех. Избежать их никому не дано. Чтобы путник был в состоянии избежать опасностей, он должен заранее знать о них, заранее их предвидеть, заранее искать способы, как их обойти.

Возможности математики велики. С помощью математики можно немного увидеть то, что может ожидать всех нас, оценить возможности повлиять на это будущее.

Сейчас наши лесничества проанализируют некоторые проблемы экологического положения лесов нашего региона.

Работа в группах- лесничествах.

Ребята решают задания в каждом лесничестве. Потом делают выводы и показывают решение на доске.

1 лесничество:

Гектар лиственного леса вырабатывает 2 кг летучих защитных веществ, а гектар хвойного леса - 250% от этой величины.

Сколько кг летучих защитных веществ вырабатывает гектар хвойного леса?

2 лесничество:

В 2004 году площадь лесов Республики Татарстан, пройденная пожарами, составляет 67 гектар, в 2005 году - на 18 гектар больше, а в 2006 году - в 2,4 раза больше, чем в 2005 году. На сколько процентов увеличилась площадь леса, пройденная пожарами в 2006 году по сравнению с 2004 годом? (округлить до целых).

3 лесничество:

Один гектар леса в течение года способен поглощать столько углекислого газа, сколько его выдыхает 232 человека.

А) Сколько процентов это составляет от общего числа людей, проживающих в Казани (свыше 1000000 человек). Ответ округлить до сотых.

Б) Сколько гектар леса должно находиться в пределах города, чтобы в чистоте содержать воздух в городе?

ВЫВОДЫ:

Леса имеют огромное значение в поддержании экологического баланса республики, выполняют защитные функции, очищают воздушный бассейн от промышленного и транспортного загрязнений, вредоносных газов, пыли и копоти.

Термин "Экология" начал использоваться ещё в 19 веке. Его буквальный перевод с греческого означает "изучение собственного дома".

Но дом - это не собственная квартира каждого, а "дом" в широком смысле этого слова: район, Казань, регион, республика, Россия.

Экологические проблемы в нашем доме тесно связаны с проблемами здоровья его обитателей.

Ребята, давайте в своих лесничествах проанализируем экологическое положение в городе Казани с медицинских позиций.

Ребятам предлагаются задания, они решают их, записывают решение на доске и делают выводы.

1 лесничество:

Средняя продолжительность жизни россиян составляет 64 года, причем 8% из этих лет мы проживаем за счет медицины. На сколько лет врачи продлевают жизнь?

2 лесничество:

Эмиссия вредных веществ в воздушный бассейн от стационарных источников 100 предприятий города Казани и автомобильного транспорта в 2006 году составила 86,8 тыс.тонн. Доля выбросов от стационарных источников предприятий города составила 42,3%.

Каков объем выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта?

3 лесничество:

20066 году численность населения территории района "Заречье" составило 544000 человек, из них переболело заболеваниями органов дыхания 35%. В 2008 году переболело около 44% (численность населения составила 495000 человек)

1) Сколько человек переболело а) в 2006 году; б) в 2008 году?

2) На сколько процентов увеличилось число заболеваний органов дыхания в 2008 году по сравнению с 2006 годом?

("Заречье" - центральная часть Кировского района, Московский, Ново-Савиновский районы города Казани).

В городе определены территории с высоким уровнем заболеваемости населения, в основном это территория района "Заречье", где выделяются территории с наиболее высоким уровнем заболеваемости: центральная часть Кировского, Московского, Ново-Савиновского районов, где расположены предприятия химической промышленности и крупные автомагистрали.

Рефлексия

Какие проблемы затрагивал наш урок?

Справились или нет?

Какие знания помогли нам решить поставленную задачу?

Выставить оценки, подарить памятки. Приложение 2.

Домашняя работа:

Придумать экологическую задачу, используя данные в памятке об уроке. Хотелось бы, чтобы в решении задачи нужно было использовать материалы, знания, умения навыки о процентах.