Цели урока:
- Совершенствование известных знаний по теме "Проценты" и расширение их, перенос знаний, умений в практические реалии.
- Развитие элементов логического мышления, творческой деятельности, речи, мировоззрения.
- Создание условий для экологического воспитания, развития эколого-биологического мышления.
Оборудование:
- Плакат для устной работы (изображение леса со съемными картинками, на которых нарисован мусор).
- Индивидуальные карточки с разноуровневыми заданиями (экологические задачи, рассказывающие об экологическом положении в городе Казани).
- Подарок-памятка "Это интересно" для учащихся и гостей (подборка энциклопедических сведений по экологии, ботанике). Приложение 2.
- Листы для защиты решений задач, маркеры.
- Таблички с названиями лесничеств.
- ИКТ.
Подготовительная работа к уроку:
1) Классный час "Что могут сделать шестиклассники для подержания нормальной экологической обстановки в родном дворе, микрорайоне:".
2) Введение словаря экологических терминов:
- эмиссия вредных веществ;
- воздушный бассейн;
- стационарные источники предприятий;
- объём выбросов вредных веществ;
- летучие защитные вещества
- экологический баланс.
3) Беседа учителя математики с биологами, географами.
Ход урока
1 этап урока - ситуация успеха.
Урок начинается с показа презентации "Лес. Экологические проблемы" Приложение 1.
1 слайд презентации. Прокомментируйте высказывание Леонардо да Винчи: " Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться".
2 слайд презентации.
Вопросы: Что является гордостью России? Какова роль лесов на нашей планете?
Предполагаемые ответы:
- Лес - легкие планеты (выделяет кислород, поглощает углекислый газ).
- В лесу создается оптимальный микроклимат (деревья испаряют воду, поглощают пыль, выделяют фитонциды).
- Удерживая и испаряя воду леса участвуют в круговороте воды.
- Лес - место жизни разнообразных организмов.
Задание №1
Ученым давно известно, что зеленые насаждения значительно уменьшают количество пыли в атмосферном воздухе. Ими было подсчитано, что над 50 км? леса в воздухе находится 50т пыли, а над такой же площадью безлесного пространства - в 11 раз больше. Сколько тонн пыли может находиться над 100 км? безлесного пространства?
Решение:
над 50км? леса - 50т пыли
над 50км? без леса - 550т пыли
над 100км? без леса - 1100т пыли.
Задание №2
Биологам хорошо известно, что 50м? зеленого леса поглощают за 1 час углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 час человек, т.е. 40г. Сколько же углекислого газа поглощает 1га зеленого леса за 1 час?
А сколько человек выделяют такое количество углекислого газа за тот же час?
Решение:
50м? леса за 1 час - 40г угл. Газа
1га = 50*200м? - 8000г = 8кг
В 200 раз больше - 200 человек.
Задание №3
В 1м? городского воздуха содержится около 5000 микробов. А в 1м? лесного массива - около 500 микробов. Какую часть микробы 1м? леечного массива составляют от микробов 1м? городского воздуха? Какой процент?
Решение:
500/5000=1/10=10%.
2 этап урока - этап постановки задачи.
Почему именно с этих задач начали решение на уроке? А что объединяет все эти задачи? Какая проблема волнует всех людей, где бы они ни жили?
Вопрос:
Что такое экология?
Ответ: Наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой обитания, влияние человека на живые организмы.
Вопрос:
Какие экологические проблемы вы знаете?
Ответ: загрязнение среды, сохранения недр, видового разнообразия растений, грибов и животных, охраны и восстановления лесов.
Показ 3-9 слайдов презентации
Вопросы: Для чего рубят леса? Какой вред приносит рубка леса?
Предполагаемые ответы:
Изменяется состав атмосферы, исчезают животные, происходит опустынивание.
Вопрос: Что мы можем сделать для сохранения леса?
Предполагаемые ответы:
Бережно к нему относиться, не ломать деревья, быть активными - очищать лес:
Давайте, ребята, очистим лес!
Устная работа: (На доске плакат, на котором изображен лес, на плакате прикреплены рисунки, изображающие мусор.)
1) Что называют процентом?
2) Если 1% - это 1/100 часть величины, то вся величина?
3) Как называют 1% от метра, гектара?
4) Как обратить десятичную дробь в проценты?
5) Как перевести проценты в десятичную дробь?
6) Чему равны в % 1/8; 3/4?
7) Найдите 50% от 36.
8) Найдите число, 25% которого равны 3, 2.
3 этап урока - построение общей модели и проверка её на решении частной задачи.
Экологические проблемы касаются всех. Избежать их никому не дано. Чтобы путник был в состоянии избежать опасностей, он должен заранее знать о них, заранее их предвидеть, заранее искать способы, как их обойти.
Возможности математики велики. С помощью математики можно немного увидеть то, что может ожидать всех нас, оценить возможности повлиять на это будущее.
Сейчас наши лесничества проанализируют некоторые проблемы экологического положения лесов нашего региона.
Работа в группах- лесничествах.
Ребята решают задания в каждом лесничестве. Потом делают выводы и показывают решение на доске.
1 лесничество:
Гектар лиственного леса вырабатывает 2 кг летучих защитных веществ, а гектар хвойного леса - 250% от этой величины.
Сколько кг летучих защитных веществ вырабатывает гектар хвойного леса?
2 лесничество:
В 2004 году площадь лесов Республики Татарстан, пройденная пожарами, составляет 67 гектар, в 2005 году - на 18 гектар больше, а в 2006 году - в 2,4 раза больше, чем в 2005 году. На сколько процентов увеличилась площадь леса, пройденная пожарами в 2006 году по сравнению с 2004 годом? (округлить до целых).
3 лесничество:
Один гектар леса в течение года способен поглощать столько углекислого газа, сколько его выдыхает 232 человека.
А) Сколько процентов это составляет от общего числа людей, проживающих в Казани (свыше 1000000 человек). Ответ округлить до сотых.
Б) Сколько гектар леса должно находиться в пределах города, чтобы в чистоте содержать воздух в городе?
ВЫВОДЫ:
Леса имеют огромное значение в поддержании экологического баланса республики, выполняют защитные функции, очищают воздушный бассейн от промышленного и транспортного загрязнений, вредоносных газов, пыли и копоти.
Термин "Экология" начал использоваться ещё в 19 веке. Его буквальный перевод с греческого означает "изучение собственного дома".
Но дом - это не собственная квартира каждого, а "дом" в широком смысле этого слова: район, Казань, регион, республика, Россия.
Экологические проблемы в нашем доме тесно связаны с проблемами здоровья его обитателей.
Ребята, давайте в своих лесничествах проанализируем экологическое положение в городе Казани с медицинских позиций.
Ребятам предлагаются задания, они решают их, записывают решение на доске и делают выводы.
1 лесничество:
Средняя продолжительность жизни россиян составляет 64 года, причем 8% из этих лет мы проживаем за счет медицины. На сколько лет врачи продлевают жизнь?
2 лесничество:
Эмиссия вредных веществ в воздушный бассейн от стационарных источников 100 предприятий города Казани и автомобильного транспорта в 2006 году составила 86,8 тыс.тонн. Доля выбросов от стационарных источников предприятий города составила 42,3%.
Каков объем выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта?
3 лесничество:
20066 году численность населения территории района "Заречье" составило 544000 человек, из них переболело заболеваниями органов дыхания 35%. В 2008 году переболело около 44% (численность населения составила 495000 человек)
1) Сколько человек переболело а) в 2006 году; б) в 2008 году?
2) На сколько процентов увеличилось число заболеваний органов дыхания в 2008 году по сравнению с 2006 годом?
("Заречье" - центральная часть Кировского района, Московский, Ново-Савиновский районы города Казани).
В городе определены территории с высоким уровнем заболеваемости населения, в основном это территория района "Заречье", где выделяются территории с наиболее высоким уровнем заболеваемости: центральная часть Кировского, Московского, Ново-Савиновского районов, где расположены предприятия химической промышленности и крупные автомагистрали.
Рефлексия
Какие проблемы затрагивал наш урок?
Справились или нет?
Какие знания помогли нам решить поставленную задачу?
Выставить оценки, подарить памятки. Приложение 2.
Домашняя работа:
Придумать экологическую задачу, используя данные в памятке об уроке. Хотелось бы, чтобы в решении задачи нужно было использовать материалы, знания, умения навыки о процентах.