Урок окружающего мира. Закрепление пройденного материала по темам "Экосистемы леса, озера, болота и луга". НРК "Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Форма урока: игра по типу телепередачи «Своя игра» с применением ИКТ (Приложение у автора).

Программа: «Школа-2100».

Учебник: А.А. Вахрушев. Окружающий мир. «Обитатели Земли». 3 класс.

Цели урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся; сформировать умение составлять пищевые цепочки, анализировать экологические катастрофы, распознавать экосистемы и их обитателей; развивать познавательный интерес к изучению предмета и природы родного края; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация, раздаточный материал для групповой работы:

а) картинки обитателей экосистем леса, луга и водоема (рисунки 1–25);

б) картинки для составления пищевых цепочек (рисунки 26–35).

Перед уроком дети делятся на 3 команды, парты расставляются для групповой работы. Для жюри приглашаются учителя биологии, природоведения и учителя начальных классов или родители.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока и постановка цели, создание проблемной ситуации.

– Сегодня наш урок будет немного похож на телепередачу «Своя игра». Мы будем повторять изученный материал по экосистемам леса, озера, болота и луга. Игра-соревнование, которая покажет, как хорошо вы изучили данные экосистемы, будет проводиться между 3 группами.

Правила игры

Перед вами игровое поле (слайд 2) , состоящее из 20 ячеек, пронумерованных по порядку. Каждая команда по очереди выбирает для ответа любую ячейку и выполняет задание, которое откроется. Если команда дает верный ответ, то она получает указанное на экране количество баллов. Если команда затрудняется ответить на вопрос, то право ответа переходит к следующей команде, которая и получит указанное количество баллов. После ответа и возврата к игровому полю, вместо цифры на ячейке откроется буква. Та команда, которая первой отгадает спрятанное предложение на игровом поле, получит дополнительно 100 баллов. Подсчитывать ваши заработанные баллы будет наше независимое жюри (представление жюри).

3. Закрепление пройденного материала.

Вопросы для закрепления пройденного материала, которые представлены на игровом поле:

  1.  (+30 баллов) Дайте понятиям правильное определение:
    Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором поддерживают круговорот живые организмы разных «профессий».
    Круговорот веществ – цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом.
    Цепь питания – цепочка из поедающих друг друга живых организмов. (Слайд 3)

  2. (+40) Найдите для начала фразы ее окончание:
    • В «верхнем этаже» озера обитают мелкие организмы, которые плавают в толще воды и переносятся течениями, их называют... (планктон).
    • Одно из болотных растений может впитывать в себя лишнюю воду, его называют... (мох-сфагнум).
    • Злаки растут вместе, образуя густые кочки из сплетенных корней, которые называются... (дернина).
    • Останки отмерших организмов в болоте накапливаются и из них образуется... (торф). (Слайд 4)

  3. Назовите обитателя на картинке и экосистему:
    • Мелкое животное, повреждающее кору деревьев – это... (жук-короед).
    • Луговые производители – это... (злаки).
    • Съедобный лесной разрушитель – это... (гриб). (Слайд 5)

  4. (+40) Назовите лесных производителей на представленных на слайде картинках. (Кедр, сосна, пастушья сумка, лось, ель, пихта, белка, сурок.) Дополнительно команда получит +20 баллов, если назовет отличие кедра от сосны и ели от пихты. (Слайд 6)

  5. (+10) Назовите грибы, которые вы видите. Почему нельзя в лесу уничтожать несъедобные грибы? (Слайд 7)

  6. (+20) Назовите признаки растений, которые приспособлены жить в экосистемах озера и болота. (Слайд 8)

  7. (+10) Назовите животных на картинках. (Выхухоль, норка, выдра.) (+10) Назовите лишнего животного. Обоснуйте выбор. (Слайд 9)

  8. (+10) Назовите птиц на картинках. (Глухарь, лебедь-шипун, краснозобая казарка.) (+10) Назовите лишнюю картинку. Обоснуйте выбор. (Слайд 10)

  9. (+10) Назовите грибы на картинках. (Ложные опята, летние опята, осенние опята.) (+10) Назовите лишние грибы. Обоснуйте выбор. (Слайд 11)

  10. (+50) Групповая работа «Собери экосистему». Каждой группе дается название экосистемы. (Луг, Водоем, Лес.) По одному представителю из каждой группы по очереди друг за другом подходят к столу, где находятся картинки представителей разных экосистем. Задача каждого ученика: взять только ту картинку, на которой изображен «производитель», «разрушитель» или «потребитель» данной группе экосистемы. (Слайд 12)

  11. (+10) «Наведи порядок» – подобрать к картинкам правильные названия. (Камыш озерный, рогоз, тростник.) (Слайд 13)

  12. (+10) Какое животное похоже на зайца, меняющего весной и осенью свой окрас? (Горностай.) (Слайд 14)

  13. (+10) Назовите растения на картинках. (Венерин башмачок, кубышка желтая, ветреница алтайская.) (+10) Назовите лишнюю картинку. Обоснуйте выбор. (Слайд 15)

  14. (+10) Назовите животных на картинках. (Дрофа, кузнечик, жаворонок.) (+10) Назовите лишнюю картинку. Обоснуйте выбор. (Слайд 16)

  15. (+10) «Наведи порядок» – подобрать к картинкам правильные названия. (Тетерев, соловей, краснозобая казарка.) (Слайд 17)

  16. (+30) Найдите к названию определение:
    • дерево – ... многолетнее растение с крупным и твердым стволом;
    • кустарник – ... многолетнее растение, у которого от общего корня отходят несколько твердых стеблей;
    • травянистое растение – ... растение с мягкими зелеными стеблями. (Слайд 18)

  17. (+30) Назовите обитателей экосистемы озеро, которые являются индикаторами чистой воды. (Слайд 19)

  18. (+10) Назовите рыб на картинках. (Карась золотистый, окунь, щука.) (+10) Назовите лишнюю картинку. Обоснуйте выбор. (Слайд 20)

  19. (+20) Групповая работа «Экологи комментируют». На экране появляются слайды с фотографиями на экологическую тематику. Учащиеся внутри группы обсуждают. Один ученик комментирует увиденное на фото. (Слайды 21, 23-28)

В заключение комментариев учитель читает стихотворение и ведется его обсуждение. (Слайд 29)

Услышу ль сосен шум
в полдневный час,
Журчанье струй
средь камушков у брода, –
О, люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна, по имени ПРИРОДА!
У ней для всех хватает доброты.
И мы живем, запечатлев навек в душе
Ее прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря и реки.
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух – три ее основы.
О, Человек!
Природа-мать ни рек и ни морей от глаз твоих не прячет,
Ни росных трав, ни голубых небес...
Цени доверие Природы!
Не обмани его!
И в темный лес входи,
Как в храм под мраморные своды.
Какая бы не грянула беда:
Все возродится снова.
Но если...
Впрочем, в наш жестокий век
Понятно всем, что это «если» значит!
Природа наша терпит, терпит, терпит...
Но сколько может вынести обид?
И вот однажды, вы уж мне поверьте,
Она нам очень сильно отомстит!

  1. Групповая работа «Соберите пищевые цепочки». Каждой группе выдается набор картинок для выстраивания и объяснения пищевой цепочки по одной из экосистем. (Слайд 22)

4. Подведение итогов игры и урока.

(Слайды 30-31) (Переход по управляющей кнопке.)