Обобщение знаний о частях речи. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: закрепить знания о частях речи.

Задачи урока:

образовательные:

  • совершенствовать умения и навыки в распознавании частей речи.
  • повторить ранее изученные орфограммы; обогащать словарный запас учащихся.

развивающие: развивать орфографическую зоркость, мышление, память, внимание, воображение, речь, познавательные способности;

воспитательные: воспитывать стремление к знаниям, внимательность, аккуратность, прививать интерес к русскому языку, воспитывать бережное отношение к природе.

Вид урока: интегрированный (русский язык, окружающий мир).

Тип урока: обобщение знаний.

Оборудование: наглядные пособия (изображения животных, растений), ребусы, кроссворд, карточки с заданиями к уроку, пазлы, коробка с “конфетами”, тест, кружочки зеленого цвета (Ордена Совы для поощрения), кружочки – бантики разного цвета.

Ход урока

I. Организационный момент. (Задача – настрой на учебный процесс, развитие внимания)

Учитель:

- Улыбнёмся друг другу и начнём урок. Выполним упражнение, которое улучшит ваше внимание и речь: вы должны мягко завернуть ушки от верхней точки до мочки 3 раза.

 

Разминка для ума “Да” или “Нет”:

  • В алфавите 33 буквы (да)
  • Слово щука пишется с ю (нет)
  • В неделе 8 дней (нет)
  • Гласный звук образует слог (да)
  • В радуге 7 цветов (да)
  • В слове конь 3 буквы (нет)
  • В слове цветы ударение падает на первый слог (нет)

II. Формирование темы урока. (Подвести учащихся к совместной постановке темы)

Учитель:

- Откройте тетради, запишите число.

Выясним, какова тема урока, чем будем заниматься. Давайте разгадаем кроссворд. Ключевое слово и есть тема урока.

Учитель: Что такое кроссворд?

Дети: Это задача – игра.

За правильные ответы учащиеся получают зеленые кружочки. В конце урока – подведение итогов между рядами “Лучшие Знатоки”.

Учитель предлагает учащимся загадки, ребусы.

1. Весной за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит. (Грач)

2. Всю ночь летает, мышей добывает,
А станет светло, летит в дупло. (Сова)

3. Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

4. Лесной доктор. (Дятел)

5. лга. (Иволга)

6. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона. Это ворона.

7. (Воробей)

8. Жена грача. (Грачиха)

9. шня. (Вишня)

Учитель: Молодцы! Ключевое слово – части речи. Вы определили тему урока.

III. Целеполагание. (Создать проблемную ситуацию для пробуждения интереса у учеников)

Учитель: Какие части речи вы уже знаете?

Дети: Слова – предметы (имена существительные).

Слова – признаки (имена прилагательные).

Слова – действия (глаголы).

Учитель: Над чем будем работать на уроке?

Дети: Будем закреплять знания о разных частях речи, распознавать их.

Проблема.

К концу урока дети должны сказать, какая часть речи самая главная, важная?

IV. Совершенствование умений и навыков. (Использование теоретических знаний, применение их на практике)

1. Вернемся к кроссворду, ответам

Учитель: Что объединяет эти слова?

Дети: Предметы живой природы, имена существительные.

Учитель: Какое слово лишнее?

Дети: Вишня – растение, неодушевленный предмет. Клесты – множественное число.

Учитель: Назовите слова из словаря.

Дети: Дятел, иволга, ворона, воробей.

2. Зрительный словарный диктант. (Развитие зрительной памяти)

  • Прочитайте и повторите про себя, чтобы запомнить.
  • Найдите сочетание букв (-оро-), другие слова, которые спрятались в словах.
  • Прочитайте хором орфографически.
  • Проговорите орфографически, не глядя на доску.
  • Беззвучно проговорите, только шевеля губами, широко открыв рот.
  • Закройте глаза и представьте эти слова, записанные ярким фломастером на бумаге.
  • Еще раз прочитайте слова.
  • Запишите в тетради.
  • Проверьте написание (взаимопроверка в парах, оценивание).

Вывод: Мы работали с именами существительными. Они отвечают на вопрос кто? что? Обозначают предметы живой и неживой природы.

Воспитательный момент. (Повышать познавательную активность детей, прививать любовь к птицам)

Учитель: О чем мы должны подумать с приходом зимы?

Дети: Птицам холодно и голодно. Нужно помочь кормушками с едой.

Учитель: Что страшнее холод или голод?

Дети: Голод. Если птица голодна, она не сможет двигаться, перелетать. А сытая птица может спрятаться от холода.

Учитель: Не будем говорить о грустном. Подсластим наш урок. У меня есть коробка конфет “Экологическое ассорти”. “Ассорти” – это конфеты (необычные). Они разного цвета, формы, размеров.

Учитель: Что такое экология?

Дети: Экология – наука, которая учит нас беречь окружающий мир.

Учитель: Мы сейчас говорим о какой тематической группе предметов?

Дети: Птицы.

Учитель: Обратимся в справочное бюро.

3 ученика берут “конфеты” голубого цвета: дятел, синица, кукушка. Они рассказывают об этих птицах интересное и занимательное (приложение № 1 к уроку).

3. Игра “Будь внимателен” (физминутка). (Cнижение психических и физических нагрузок)

а) Учитель: Я показываю или называю представителя животного мира. Вы показываете движение этого животного.

Рыба, птица, лошадь, лягушка, змея, ученик.

б) Учитель: Что вы делали?

Дети: Показывали движения, действия этих предметов.

Учитель: Какие слова говорят о действии предметов?

Дети: Слова – действия, то есть глаголы.

Работа с карточками.

рыба скачут
птица ползает
лошади плывет
лягушка прыгает
змея летит
ученик ?

Учитель: Какой частью речи являются слова 1 и 2 столбиков? Докажите.

Дети: 1 столбик – имена существительные, кто?, одушевленный предмет. 2 столбик – глаголы, что делает? что делают?, действия предметов.

Вывод: Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что сделает? … и обозначают действия предметов – слова – действия – глаголы.

Задание:

  • К каждому слову 1-го столбика подберите подходящее слово из 2-ого столбика. (Cтрелочкой)
  • В каком словосочетании в глаголе есть безударная гласная в корне? Докажите. (Летит)
  • Другое словосочетание, где в глаголе есть буквосочетание после шипящих. (Cкачут)
  • Какое словосочетание лишнее? (Лошади скачут – множественное число. Про ученика …)

Работа с карточками.

Разговор животных в лесу.

Учитель: Попробуйте догадаться кто они?

а) Запасаем ш.шки и гр.бочки.

б) Готовим берлогу для спячки.

в) Грызем к.ру д.ревьев.

  • Заполнить опасные места, доказать.
  • Найти в предложениях глаголы. Подчеркнуть двумя чертами.

Учитель: Обратимся в справочное бюро:

Белка, медведь, заяц. (конфеты зеленого цвета). Приложение № 1.

4. Игра “Экология устами второклассника”. (Расширение кругозора учащихся, воспитание экологической культуры)

2 ученика: вопрос – ответ.

  1. Это те, кто обижает зверей, ловит рыбу в запретных местах. (Браконьеры)
  2. Это место, где люди гуляют: там трава, красивая природа, могут быть карусели. (Городской сад, парк)
  3. Светящийся шар, горячий, а еще это звезда или планета. (Солнце)
  4. Это то, где все сажают, и когда она есть, то на деревьях листики вырастают. (Земля, почва)
  5. Она большая и грязная, и мама не разрешает по ней бегать. (Лужа)
  6. Это место, где звери и птицы живут, не боясь людей. Людям нельзя туда заходить и ничего нельзя там делать. (Заповедник)

5. Самостоятельная работа. (Учить делать самостоятельные выводы, преодолевать трудности и добиваться успехов)

Работа с текстом. Озаглавливание.

Учитель: Прочитайте написанное.

Красив ли текст? Чего не хватает?

Дети: Текст невзрачный. Не хватает слов – признаков (имен прилагательных). Они делают речь яркой, образной.

Заполни текст подходящими по смыслу словами (для справок).

Какой частью речи являются эти слова?

Озаглавь текст.

?

… цветки мать – и – мачехи распускаются раньше до того, как развернутся листья. … сторона листа быстро теряет пушок, а … остается с пушком. Верхняя, … – мачеха, а нижняя, … – мать. Это растение …, … медонос для пчел.

Слова для справок: желтые, нижняя, верхняя, теплая, холодная, целебное, чудесный.

Проверка выполненного задания.

Учитель: Как вы озаглавили текст? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

Найти слова – антонимы (вспомнить про антонимы).

Учитель: В коробке осталась еще одна конфета, с надписью SOS!

Что это означает?

Растение мать-и-мачеха – первоцвет, занесено в Красную книгу.

Воспитательный момент – бережное отношение к природе.

IV. Итог урока. (Необходимость и значимость приобретенных знаний)

1. В начале урока мы ставили перед собой цель – определить самую важную, главную часть речи в русском языке.

После разных высказываний дети приходят к выводу: все части речи в русском языке (еще они вспоминают про предлоги, союзы, другие слова) важные и незаменимые.

Предлагается собрать пазлы (восстановить разрушенное – как в природе).

  1. Что это означает для современного человека?
  2. Определить какой частью речи являются слова.

2. Подведение итогов между рядами.

Победителям, лучшим знатокам, вручаются Ордена Мудрой Совы.

Учитель: Что на уроке показалось вам трудным? Интересным?

Дети: Интересно было работать с кроссвордом, ребусами, пазлами. Много занимательного узнали о животных и растениях нашего края. Мы в ответе за окружающий нас мир. Трудности при работе с текстом.

V. Рефлексия “Солнышко”. (Выявление настроения обучающихся, самооценка)

На доске солнышко с лучиками. У детей кружочки – бантики разного цвета. Цвет бантика соответствует настроению:

зеленый – активность;

красный – радость, восторженное настроение;

желтый – уверенность;

синий – тревожное настроение, близкое к разочарованию.

Учитель: Каждый из вас по-своему воспринял этот урок: кого – то он порадовал, кто – то остался им недоволен, кому – то надо еще над собой поработать. Итак, оцените свою сегодняшнюю работу.

VI. Домашнее задание.

Дома проверите свои знания, выполнив небольшой тест. (Приложение № 2).

Цель задания: выявить уровень теоретических знаний и практических умений, развитие интеллектуальных способностей учащихся.