Цель урока: закрепить знания о частях речи.
Задачи урока:
образовательные:
- совершенствовать умения и навыки в распознавании частей речи.
- повторить ранее изученные орфограммы; обогащать словарный запас учащихся.
развивающие: развивать орфографическую зоркость, мышление, память, внимание, воображение, речь, познавательные способности;
воспитательные: воспитывать стремление к знаниям, внимательность, аккуратность, прививать интерес к русскому языку, воспитывать бережное отношение к природе.
Вид урока: интегрированный (русский язык, окружающий мир).
Тип урока: обобщение знаний.
Оборудование: наглядные пособия (изображения животных, растений), ребусы, кроссворд, карточки с заданиями к уроку, пазлы, коробка с “конфетами”, тест, кружочки зеленого цвета (Ордена Совы для поощрения), кружочки – бантики разного цвета.
Ход урока
I. Организационный момент. (Задача – настрой на учебный процесс, развитие внимания)
Учитель:
- Улыбнёмся друг другу и начнём урок. Выполним упражнение, которое улучшит ваше внимание и речь: вы должны мягко завернуть ушки от верхней точки до мочки 3 раза.
Разминка для ума “Да” или “Нет”:
- В алфавите 33 буквы (да)
- Слово щука пишется с ю (нет)
- В неделе 8 дней (нет)
- Гласный звук образует слог (да)
- В радуге 7 цветов (да)
- В слове конь 3 буквы (нет)
- В слове цветы ударение падает на первый слог (нет)
II. Формирование темы урока. (Подвести учащихся к совместной постановке темы)
Учитель:
- Откройте тетради, запишите число.
Выясним, какова тема урока, чем будем заниматься. Давайте разгадаем кроссворд. Ключевое слово и есть тема урока.
Учитель: Что такое кроссворд?
Дети: Это задача – игра.
За правильные ответы учащиеся получают зеленые кружочки. В конце урока – подведение итогов между рядами “Лучшие Знатоки”.
Учитель предлагает учащимся загадки, ребусы.
1. Весной за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит. (Грач)
2. Всю ночь летает, мышей добывает,
А станет светло, летит в дупло. (Сова)
3. Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)
4. Лесной доктор. (Дятел)
5. лга. (Иволга)
6. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона. Это ворона.
7. (Воробей)
8. Жена грача. (Грачиха)
9. шня. (Вишня)
Учитель: Молодцы! Ключевое слово – части речи. Вы определили тему урока.
III. Целеполагание. (Создать проблемную ситуацию для пробуждения интереса у учеников)
Учитель: Какие части речи вы уже знаете?
Дети: Слова – предметы (имена существительные).
Слова – признаки (имена прилагательные).
Слова – действия (глаголы).
Учитель: Над чем будем работать на уроке?
Дети: Будем закреплять знания о разных частях речи, распознавать их.
Проблема.
К концу урока дети должны сказать, какая часть речи самая главная, важная?
IV. Совершенствование умений и навыков. (Использование теоретических знаний, применение их на практике)
1. Вернемся к кроссворду, ответам
Учитель: Что объединяет эти слова?
Дети: Предметы живой природы, имена существительные.
Учитель: Какое слово лишнее?
Дети: Вишня – растение, неодушевленный предмет. Клесты – множественное число.
Учитель: Назовите слова из словаря.
Дети: Дятел, иволга, ворона, воробей.
2. Зрительный словарный диктант. (Развитие зрительной памяти)
- Прочитайте и повторите про себя, чтобы запомнить.
- Найдите сочетание букв (-оро-), другие слова, которые спрятались в словах.
- Прочитайте хором орфографически.
- Проговорите орфографически, не глядя на доску.
- Беззвучно проговорите, только шевеля губами, широко открыв рот.
- Закройте глаза и представьте эти слова, записанные ярким фломастером на бумаге.
- Еще раз прочитайте слова.
- Запишите в тетради.
- Проверьте написание (взаимопроверка в парах, оценивание).
Вывод: Мы работали с именами существительными. Они отвечают на вопрос кто? что? Обозначают предметы живой и неживой природы.
Воспитательный момент. (Повышать познавательную активность детей, прививать любовь к птицам)
Учитель: О чем мы должны подумать с приходом зимы?
Дети: Птицам холодно и голодно. Нужно помочь кормушками с едой.
Учитель: Что страшнее холод или голод?
Дети: Голод. Если птица голодна, она не сможет двигаться, перелетать. А сытая птица может спрятаться от холода.
Учитель: Не будем говорить о грустном. Подсластим наш урок. У меня есть коробка конфет “Экологическое ассорти”. “Ассорти” – это конфеты (необычные). Они разного цвета, формы, размеров.
Учитель: Что такое экология?
Дети: Экология – наука, которая учит нас беречь окружающий мир.
Учитель: Мы сейчас говорим о какой тематической группе предметов?
Дети: Птицы.
Учитель: Обратимся в справочное бюро.
3 ученика берут “конфеты” голубого цвета: дятел, синица, кукушка. Они рассказывают об этих птицах интересное и занимательное (приложение № 1 к уроку).
3. Игра “Будь внимателен” (физминутка). (Cнижение психических и физических нагрузок)
а) Учитель: Я показываю или называю представителя животного мира. Вы показываете движение этого животного.
Рыба, птица, лошадь, лягушка, змея, ученик.
б) Учитель: Что вы делали?
Дети: Показывали движения, действия этих предметов.
Учитель: Какие слова говорят о действии предметов?
Дети: Слова – действия, то есть глаголы.
Работа с карточками.
рыба | скачут |
птица | ползает |
лошади | плывет |
лягушка | прыгает |
змея | летит |
ученик | ? |
Учитель: Какой частью речи являются слова 1 и 2 столбиков? Докажите.
Дети: 1 столбик – имена существительные, кто?, одушевленный предмет. 2 столбик – глаголы, что делает? что делают?, действия предметов.
Вывод: Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что сделает? … и обозначают действия предметов – слова – действия – глаголы.
Задание:
- К каждому слову 1-го столбика подберите подходящее слово из 2-ого столбика. (Cтрелочкой)
- В каком словосочетании в глаголе есть безударная гласная в корне? Докажите. (Летит)
- Другое словосочетание, где в глаголе есть буквосочетание после шипящих. (Cкачут)
- Какое словосочетание лишнее? (Лошади скачут – множественное число. Про ученика …)
Работа с карточками.
Разговор животных в лесу.
Учитель: Попробуйте догадаться кто они?
а) Запасаем ш.шки и гр.бочки.
б) Готовим берлогу для спячки.
в) Грызем к.ру д.ревьев.
- Заполнить опасные места, доказать.
- Найти в предложениях глаголы. Подчеркнуть двумя чертами.
Учитель: Обратимся в справочное бюро:
Белка, медведь, заяц. (конфеты зеленого цвета). Приложение № 1.
4. Игра “Экология устами второклассника”. (Расширение кругозора учащихся, воспитание экологической культуры)
2 ученика: вопрос – ответ.
- Это те, кто обижает зверей, ловит рыбу в запретных местах. (Браконьеры)
- Это место, где люди гуляют: там трава, красивая природа, могут быть карусели. (Городской сад, парк)
- Светящийся шар, горячий, а еще это звезда или планета. (Солнце)
- Это то, где все сажают, и когда она есть, то на деревьях листики вырастают. (Земля, почва)
- Она большая и грязная, и мама не разрешает по ней бегать. (Лужа)
- Это место, где звери и птицы живут, не боясь людей. Людям нельзя туда заходить и ничего нельзя там делать. (Заповедник)
5. Самостоятельная работа. (Учить делать самостоятельные выводы, преодолевать трудности и добиваться успехов)
Работа с текстом. Озаглавливание.
Учитель: Прочитайте написанное.
Красив ли текст? Чего не хватает?
Дети: Текст невзрачный. Не хватает слов – признаков (имен прилагательных). Они делают речь яркой, образной.
Заполни текст подходящими по смыслу словами (для справок).
Какой частью речи являются эти слова?
Озаглавь текст.
?
… цветки мать – и – мачехи распускаются раньше до того, как развернутся листья. … сторона листа быстро теряет пушок, а … остается с пушком. Верхняя, … – мачеха, а нижняя, … – мать. Это растение …, … медонос для пчел.
Слова для справок: желтые, нижняя, верхняя, теплая, холодная, целебное, чудесный.
Проверка выполненного задания.
Учитель: Как вы озаглавили текст? Почему?
Выслушиваются ответы детей.
Найти слова – антонимы (вспомнить про антонимы).
Учитель: В коробке осталась еще одна конфета, с надписью SOS!
Что это означает?
Растение мать-и-мачеха – первоцвет, занесено в Красную книгу.
Воспитательный момент – бережное отношение к природе.
IV. Итог урока. (Необходимость и значимость приобретенных знаний)
1. В начале урока мы ставили перед собой цель – определить самую важную, главную часть речи в русском языке.
После разных высказываний дети приходят к выводу: все части речи в русском языке (еще они вспоминают про предлоги, союзы, другие слова) важные и незаменимые.
Предлагается собрать пазлы (восстановить разрушенное – как в природе).
- Что это означает для современного человека?
- Определить какой частью речи являются слова.
2. Подведение итогов между рядами.
Победителям, лучшим знатокам, вручаются Ордена Мудрой Совы.
Учитель: Что на уроке показалось вам трудным? Интересным?
Дети: Интересно было работать с кроссвордом, ребусами, пазлами. Много занимательного узнали о животных и растениях нашего края. Мы в ответе за окружающий нас мир. Трудности при работе с текстом.
V. Рефлексия “Солнышко”. (Выявление настроения обучающихся, самооценка)
На доске солнышко с лучиками. У детей кружочки – бантики разного цвета. Цвет бантика соответствует настроению:
зеленый – активность;
красный – радость, восторженное настроение;
желтый – уверенность;
синий – тревожное настроение, близкое к разочарованию.
Учитель: Каждый из вас по-своему воспринял этот урок: кого – то он порадовал, кто – то остался им недоволен, кому – то надо еще над собой поработать. Итак, оцените свою сегодняшнюю работу.
VI. Домашнее задание.
Дома проверите свои знания, выполнив небольшой тест. (Приложение № 2).
Цель задания: выявить уровень теоретических знаний и практических умений, развитие интеллектуальных способностей учащихся.