“В период детства мышления
мыслительные процессы должны быть как можно
теснее связаны с живыми; яркими, наглядными
предметами окружающего мира. Эмоциональная
насыщенность восприятия – это
духовный заряд детского творчества”.
/ В. Сухомлинский./
Школьный учитель… Именно на него ложится главная ответственность за судьбу подрастающего поколения. Об этом сегодня много пишут говорят. Учитель в ответе за своего ученика, а значит, за будущее полновластного гражданина нашей страны. Я учитель изобразительного искусства, и потому прекрасно понимаю, что будущему нужен человек смелый, инициативный, а главное творческий, ибо развитие творческих начал является движущий силой нашего общества. Но развитие творческих сил и способностей должно быть сопряжено с формированием высокой духовности, высокой нравственности, так как именно нравственность является основной человеческих взаимоотношений, жизни человека в обществе.
Новое время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня уже не соответствует требования живительного процесса обновления. И этот процесс касается, прежде всего, предметов искусства- музыки, литературы, изобразительного искусства, - обращенных к душе и сердцу ребенку.
Я счастлива, что веду уроки изобразительного искусства. Но вместе с тем, только многому и обязывает. Я должна научить детей не только рисовать, но и сделать их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки, и, стало быть, не разорвать тончайших нитей, связывающих нас с прошлым, т.е. сформировать у них зрительную культуру.
Пусть к зрительской культуре не прост, и ученик идет к ней через изучение многообразнейшего материала по искусству разных народов и времен, через широкий диапазон эмоционально-нравственных переживание, которые обостряют восприятие, очеловечивают весь процесс обучения.
Урок изобразительного искусства – это особый урок. Он предполагает, прежде всего, духовное общение. Урок искусства немыслим также без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая может быть достигнута только с помощью живого слова учителя, его бесчисленных диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Все это и является составными эмоциональной драматургии уроков изобразительного искусства. Весь арсенал средств работает на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить ребят. Только тогда можно говорить о результатах художественно- творческой деятельности.
ШАГ В МИР РАДОСТИ, ДОБРА И КРАСОТЫ.
Мир радости, добра и красоты… С чего начать? Как приобщить к нему моих малышей? Как ввести их в мир искусства? Как научить понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой…? Все должно осуществляться в единстве – радость, и добро, и красота. Только тогда дети по – новому взглянут на осенний лист, маленький цветок, затерявшийся в траве, только тогда они смогут почувствовать особое очарование красоты природы, а значит, будут не только любоваться ею, но и беречь ее.
Самый первый урок изобразительного искусства должен быть настоящий праздником цвета! Я украшаю класс гирляндами из осенних листьев ставлю на стол вазу с букетами осенних цветов. Дети должны увидеть сегодня красоту сложных цветовых сочетаний, которые пока недоступны им. Я говорю им о том, как щедра земля, подарившая нам эту красоту, и как совершена в своем изысканном великолепии волшебница – природа, создавая это чудо. У каждого цветка свое лицо и свой чудесный наряд “Природа,- говорю я. – не поскупилась на щедрость, создав такую чудную гармонию цвета.”
А потом я рассказываю им сказку о том. Как злой волшебник однажды решил наказать художника, спрятав от него все краски и, оставив только красную, синею и желтую. Вовлекая их в мир этой сказки, я прошу их помочь бедному художнику выйти из затруднительного положения. И дети начинают свой свободный и смелый поиск цвета сочетаний на основе трех основных цветов и свободного полета фантазии.
А я продолжаю сказку: “Жили, - были на свете две красотки – сестрички – черная и белая. Белая была нежна и приветлива, а черная – словно горем убитая. Обе они любили прогулки среди природы.” Прошу детей нарисовать траву и продолжаю: “Там, где появлялась белая, сразу изменился цвет травы, цветов, неба, бабочек, листьев, становясь…”/ Дети добавляют к своим зеленым травам и голубому небу белый цвет /. “А там, где проходила черная краска, все вокруг приобретало…”/ Дети добавляют ко второму рисунку черный цвет/. “Да, - говорю я, - сколько нежности, света и легкости там, где прошла белая красотка, и сколько тревожности и темноты там, где прошла белая красотка, и сколько тревожности и темноты там, где прошла черная красота… они совершенно разные, но им не прожить друг без друга.
“Их сила в дружбе”- делают свой вывод ребята.
- Нарисуйте синее небо с белыми кудрявыми, как барашки, облачка и прошу я и спрашиваю: - “Чего не хватает на нашем рисунке Солнышко отвечают они. – И мы дорисовываем солнышко… Солнышко окрасило облачко в золотистые тона, говорю я, добавляем золотистый цвет к рисунку.
Проходит не более минуты и образ доброго неба готов.
- Но вдруг, откуда не возьмись появилась темная, зловещая туча, за ней другая, третья. Без какой краски нам не обойтись, ребята? Только мы не будем писать тучу одной черной краской, а будем смешивать ее с другими цветами.
Включая магнитофон. Раскаты грома сотрясают класс, постепенно затихая и как бы растворяясь, вслед за ними проливает на землю дождь. Рисуем его белой краской, стремительными линиями.
- А молния? – спрашивает меня непоседа Марат.
И пронзительная, как стрела, молния прочертила колючей линией пространство неба.
Каждый ребенок продолжает искать свой образ стихии, выражая при этом свое, индивидуальное восприятие цвета.
ПРИРОДА И ФАНТАЗИЯ.
Делая первые шаги в познании мира искусства, я стремлюсь увлечь детей, сделать уроки искусства радостными открытиями прекрасного.
Большими и хорошими помощниками в этом являются литература и музыка, без которых просто невозможно создать эмоциональную атмосферу для восприятия.
Веду урок по теме “Украшение и реальность”. Тихо звучит музыка Чайковского “Времена года”. А мы, закрыв глаза, представляем хрустальную капельку росы, повисшую на тоненьком стебельке трав, легкую воздушную паутинку на ветке деревьев в лесу. Музыка органично сплетается со зрительными образами, помогая одновременно услышать эту красоту в звуках, хрупких и нежных. А я тихонько читаю:
С ветки на ветку,
Зацепив на сук.
Тоненькую сетку.
Натянул паук
Желтый лист осины
Ветреной порой
Вьется в паутине
Рыбкой золотой.
Я прошу ребят тонкими линиями нарисовать паутинку, соединяя их в прочную конструкцию. И хрупкое, нежное творение древнего мастера природы – паучка - его жилище-паутинка ложится на бумагу.
У кого-то забьется в ней золотой рыбкой одинокой листок. У кого-то бабочка-пленница, а кто-то нарисует удивительного мастера –паука.
А на следующий урок приношу кружевные салфетки, связанные человеческими руками. И ребятам становится понятно, почему художник так внимательно присматривается к красоте природы. Именно она, мудрая и совершенная, удивительная разнообразная, и является источником красоты в творчестве художников.
Потом кто-то из ребят будет тоненькой кистью рисовать кружевную салфетку или воротничок на тонированной бумаге белой краской, кто-то пером и тушью будет выполнять ажурный рисунок внутри вырезанного силуэта птицы или цветка. Кто-то будет работать индивидуально, а кто-то. По желанию, совместно с напарником. Главное, что они будут с увлечением, творя красоту.
О чем рассказывают украшения.
Украшения… на этот раз я буду рассматривать их со своими детьми под несколько иным углом зрения, как украшения, выражающие характер человека – доброту и нежность, силу и помощь и т.д.
- Как вы думаете, ребята, - спрашиваю я, - украшения могут рассказывать нам, что – ни будь о человеке?
В ответ ни звука.
- Достаю красивый кокошник и яркий калфак, которые носили женщины.(рис.12, 9).
Нравится? Попробуйте рассказать, кто носил эти головные уборы.
Конечно, гораздо проще самой рассказать о том, кто их носил, почему они именно такой формы и расцветки, но для меня куда ценнее, если это сделают сами ребята.
Дети говорят, что такие головные уборы носили женщины, поэтому на них так много всевозможных завитков. “Наверное, их носили ласковые и добрые женщины, поэтому у них такие красивые цвета”, -говорят они. И я искренне радуюсь их наблюдательности.
- А представьте себе вместо цветов и завитков на этих головных уборах головы львов с оскаленными пастями, - говорю я.
- Нет! – хором кричат они. – Женщины почти всегда добрые, нежные и ласковые, а львы – хищные, злые.
- А что бы вы предложили для украшения кокошников и калфаков?
Один предлагает луну, другой – бабочку, третий – ягодку, четвертый - звездочку и т.д. У каждого свое восприятие красоты, которое ложится на лист в виде ярких, красочных украшений: броши, заколки, кокошника, сарафана, калфака и национальных ичигов.
А на следующий урок приношу шлемы, которые надевали, защищая свое Отечество русские богатыри. Один из них украшен яркими цветами, бабочками.
*Посмотрите внимательно на украшения на одном из богатырских доспехов, - говорю я.
*И здесь, оказывается, не обошлось без них, не кажется, что эти цветы и бабочки смотрят на нем очень трогательно.
Ребята смеются.
- Что, не согласны? Тогда предложите свои, - говорю и раздаю им вырезанные заготовки шлемов, щитов, мечей, и они начинают работать линией и пятном. И работа эта приобретает целенаправленность и осмысленность.
- А сейчас мы будем с вами в роли художников и нам предстоит создать образы русских красавиц, прекрасных лицом и сердцем.
Звучит русская народная песня. Гибкая, напевная, берущая за душу мелодия – это фон проникновенных некрасовских строк:
Есть женщины в русских соленьях
Со спокойною важностью лиц.
С красивою силой в движения,
С походкой, с взглядом цариц…
Затихали ребята, прислушиваясь к стихам. Каждый сейчас ощущает сопричастность с возвышающими душу чистыми, мудрыми, прекрасными поэтическими строками великого русского поэта и с земной красотой пленительных женских образов, которые видят они перед собой на репродукциях картин талантливых русских художников.
- Представьте свою маму, бабушку или сестру в стариной русской одежде, - говорю я.
Перед началом работы, как обычно, даю несколько практических советов. Когда возникает необходимость, показываю, как делать. Работая пятном, показываю, как написать вначале голову, как связать ее с высокой шеей, с покатой линией плеча. На другом листе мной уже приготовлена такая же заготовка. Сейчас мы с ребятами через игровую ситуацию выясним, что красота женских образов будет достигаться, прежде всего. Через красоту деталей и точность пропорций лица.
Раздаю ребятам заранее вырезанные и расписные заготовки детали лица.
Здесь носы и уши различной формы и величины, здесь глаза и губы, тот момент сопоставления приносит свои положительные результаты. Прикрепляем красивые детали. Что даже красивые детали не способны создать красоту, если они не на месте.
Несколько полезных советов, и дети с удовольствием принимаются за работу.
КАКОГО ЦВЕТА ДОБРО И ЗЛО?
Каждый из нас встречал в жизни добрых и злых людей. Вспомните, пожалуйста, эти встречи. С этого вопроса я начинаю урок по данной теме.
Что тут делается в классе! Каждый стремится рассказать про встречу с добром и злом. Один вспоминает свою бабушку, ее добрую улыбку и морщинки у глаз, другой – злого дядю, пнувшего проходящую мимо собаку, третий вспоминает сказку про Бабу Ягу и Кощея Бессмертного, четвертый – мультфильм про черепашку и львенка.
- В жизни – говорю я человек выражает свое отношение через реакцию, слово, поступок и т.д. В искусстве – с помощью цвета, линии и других изобразительных средств. Представьте себе, что художник должен изобразить на своем полотне старушку – сказочницу предлагаю я как он должен это сделать?
- Бабушка в платочке, говорят ребята. У нее доброе лицо. Круглые щечки и морщинки возле глаз. Брови тоже круглые. А на лице добрая улыбка. Волосы у нее гладко причесаны и чуть видны из –под платка.
- Ну а если Бабу Ягу? – спрашиваю я.
- Он сделает ее лохматой, волосы раскрасит в зеленый цвет. Нос крючком, губы злые, - говорят они.
Я предлагаю нарисовать им свою маму. И на лист ложатся добрые, нежные, плавные линии. Согретые любовью ребенка, ибо он творит добро и красоту. А потом прошу их нарисовать старушку Шапокляк, и на лист ложатся линии резкие, жесткие, угловатые. И это понятно. В каждой работе ребенок выражает свое отношение к тому или иному образу, а это уже позиция маленького человечка.
На втором уроке, работая над добрыми и злыми образами, я показываю своим питомцами, как нарисовать богатыря, чтобы каждый, кто будет смотреть на него, поверил в силу и благородство, чтобы не вышел на рисунке наш защитник смешным, трусливым и робким.
Работаю цветом и одновременно комментирую, обращая внимания на широкую сажень в плечах, сильную, крепкую шею, стремительный взлет бровей, прямой нос, суровый взгляд мудрый глаз и т.д.
Спрашиваю ребят: “А может у доброго человека быть розовым лицо”.
Отвечают, что нет. “А у злого – землисто – серым, зеленым или ядовито – желтым?”
Отвечают, что может.
Прошу ребят нарисовать лицо разгневанного человека. Особое внимание обращаю на красные, словно налитые кровью, глаза. Ребята творят. Это самые счастливые мгновения не только для них, но и для меня, ведь творчество – это сокровенный процесс, в ходе которого человек обнажает свою душу.
Как должен доверять мне этот юный художник, чтобы рядом со мной оставаться самим собой. (рис.3.рис.4. рис8.)
ОБРАЗЫ, ОЖИВАЮЩИЕ НА ЛИСТЕ.
Уроки графики начинаю со сказки: “Жил – был художник – живописец.
Был он властелином огромного цветового царства. В любой момент мог выразить цветом настроение светлой радости и тихой грусти или состояние тревожного беспокойства. Гораздо тяжелее жилось его соседу – художнику – графику. Он располагал гораздо меньшими возможностями. У него в арсенале были только линия и пятно, пользуясь которыми должен был передать человеческие чувства и настроения. Долго и кропотливо трудился он над своими творениями, и оживали под его терпеливыми руками образы…”
На столе разложены ветви, коряжины. Изогнуты лист, и повисли тончайшие ветви в высокой керамической вазе. Толстые ветви дуба уверенно потянулись вверх. Расхрабрившийся шиповник раскинул по сторонам свои ветви – руки, словно не желая никого подпускать к себе. Как непохожи они все друг на друга. И ребята приходят к выводу, что невозможно передать нежность и хрупкость, пользуясь толстой, угловатой линией, ровно как силу и мощь – тонокй, волнистой.
Теперь можно начинать работать. Вариативность заданий на уроке изобразительного искусства позволяет творчески подходить к осуществлению поставленных задач, открывая простор для творческого самовыражения ребят. Под их руками оживает самая тихая, беспомощная ветка, склонившаяся в печати к земле, и сильная, корявая ветка. А вот ветка как острие ножа – эта никого не подпустит к себе, а вот эта, цепкая и хищная, зацепит и никого не выпустит из своих объятий. Казалось бы просто ветка, а сколько всевозможных решений найдено! (рис.6.)
КОЛЛЕКТИВНЫЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ.
Моим ребятам нравится выполнять работы коллективно, когда в одну работу вовлекается весь класс, и каждый ребенок может убедиться ее с результатами творческих усилий всего коллектива в целом.
В начале урока я ставлю перед ребятами задачу – создать коллективное панно “Птицы в весеннем лесу.”
Для того чтобы они могли передать всю прелесть пробуждающейся природы, они должны творчески воплотить всю прелость пробуждающейся природы, они должны творчески воплотить все свои знания, весь свой эмоционально – образный багаж, накопленный за время учебы.
Вспоминаем, из каких компонентов будет складываться образ пробуждающейся природы. Ребята называют первых вестников пробуждения стремительные и звонкие ручейки, и наполненные радостным гомоном хлопоты птицы, и разные по характеру деревья, стоящие в розоватой дымке, а также перечисляют палитру, которая, насыщена богатым разнообразием оттенков цветов – теплых и холодных, звонких и глухих.
Рассматриваем картины с изображением весны, весенней природы. И снова все это сопровождает музыка П.И. Чайковского “Времена года.” Ребята с удовольствием отвечают на вопросы о весне, каждый по – своему раскрывая глубину и богатство художественного образа.
Теперь на полу стелю две широкие трехметровые бумажные ленты, на каждую из которых предварительно нанесла определенный цветовой фон с определенным настроением. Все это готовлю совместно с ребятами из своего кружка. Разбиваю класс на несколько групп, и ребята вдохновенно приступают к работе. Пока одни рисуют и вырезают птиц, другие рисуют разные по характеру деревья с передачей пространственных планов. Кто –то изображает пастелью струящиеся ручейки, а кто – то рисует стайку первых подснежников, а кто –то зеленую дымку вокруг деревьев. Постепенно панно начинает оживать. Наполняясь весенним дыханием. Теперь пора в работу включиться группе ребят с готовыми птицами. Они раскладывают их в определенном ритме среди созданной чудесной панорамы весенней природы.
Работа закончена! А я говорю ребятам: “Какая радостная легкая усталость. Когда дыхания не переводя, а заканчиваешь трудную работу.
Вывешиваем панно на доску и все вместе рассматриваем его. Ребят переполняет чувство гордости. Еще бы! За один только урок сделать такую масштабную работу. Это ли не возможность проверить свои творческие силы?”
ОКНО В ОГРОМНЫЙ МИР ИСКУССТВА.
Человек должен понимать искусство в многообразии его проявлений. Формируя у детей культуру восприятия через искусство, мы создаем реальные предпосылки для широты жизненных интересов наших ребят в будущем, формируя у них умение, всматриваться в окружающий мир, понимая замысел художника, а, следовательно, глубже понимая и саму жизнь.
Игрушки, пожалуй, самое дорогое, что есть у детей, это их самые верные друзья. Им они доверяют самое сокровенные мысли, с ними познают окружающий мир, с ними живут в прекрасном, удивительном, образном мире детства. Я прошу ребят принести на урок свои любимые игрушки.
Наверно, если бы не родители. Они принесли бы их так много, что образовался бы отдел игрушек, как в магазине. Но самый искренний восторг у них вызовут не фабричные игрушки, какими бы красивы они не были, а игрушки народных мастеров, чьи руки дружат с деревом, с глиной и краской. С какими неподдельными любопытством и восторгом рассматривают они глиняную свистульку! Не потому ли, что в ней подкупающая бесхитростность, чистосердечная искренность, детская наивность, открытая доброжелательность и жизнелюбие? Такими качествами наделяли ее мастера, у которых тоже светлая, добрая и прекрасная душа.
Знакомство с глиняной народной игрушкой мы неслучайно начинаем с карго польской. Каргополье – древнейшая земля Русского Севера. Здесь на севере в Архангельском крае долгие столетия без разрушения сохранялся многовековой пласт народного искусства.
Ульяна Ивановна Бабкина (1888-1977) донесла до нас, до наших дней глиняную сказку в фольклорных образах карго польских игрушек. Все, кому посчастливилось беседовать с мастерицей, отвечали ее доброту, умение видеть в людях только хорошее: “Искренняя в общении, добрая и радушная гостями”. Про нее говорили, что она с угощением готова и душу на стол выложить.
Показывая ребятам цветовую фотографию, на которой карго польская мастерица Ульяна Бабкина любовно расписывает свои игрушки, я обращаю внимание на ее лицо. Дети отвечают, какое оно у нее приветливое и доброе, как у доброго волшебника.
А лицо у нее оттого такое, что прекрасная человеческая душа разливает свой внутренний свет, озаряя, преображает его, сообщая ему мягким, задумчивый взгляд, добрую улыбку с налетом мудрой лукавинки, - говорю я.
Перед взором ребят проходит рисунки с изображением карго польских, филимоновских, дымковских и богородских игрушек.
*Вся наша земля – это земля мастеров, - продолжаю я свой рассказ.
* В руках настоящего мастера и доброе дело, и живой, податливый комочек глины способны ожить и рассказать удивительные сказки.
Сегодня каждый из вас расскажет свою сказку. Возьмите кусочек глиняного теста в свои теплые рук, ощутите, как он мягок, податлив, словно живой. Можно его вдавить, приплюснуть, вытянуть. Без всяких усилий он поддается нашей воле. Вы видите, какой у вас цельный комочек глины. Старайтесь не разрушить этой цельности, когда будите работать. Пусть форма как бы прорастет из цельного куска.
И ребята вдохновенно приступают к работе. Им представлена полная свобода творчества. Я включаю тихую музыку с русскими народными песнями. Результат творчества самый неожиданный. Здесь и кошка, и девочка, и птичка. Отмечаю достоинства каждой, тактично указывая на недостатки. Через неделю покрываем игрушки водоэмульсионной краской белого цвета. Подсохшие игрушки дети раскрашивают гуашевыми красками. В этом случае никаких инструкций детям не даю, так как это позволяет раскрываться каждому ребенку, проявить свое видение и отношение к миру красок. (рис.5.)
ЛЮБИМАЯ ПОСУДА.
ВЗАИМОСВЯЗХЬ ФОРМА И РОСПИСЬ.
На втором уроке садимся вокруг стола, застеленного нарядной скатертью. На нем уютно расположились вокруг пузатого самовара расписной чайник, чашки, блюда. Миски, солонки и даже чугунок с маленькой кастрюлькой. Есть на столе и гжель, и хохлома. Взгляд с одного предмета переходит на другой. Какое разнообразие форм, материалов, декоративных росписей. Предлагаю ребятам оставить на столе только ту посуду, которую они поставили бы на праздничный стол.
Начинаем сравнивать чашки. Пытаемся выяснить с ребятами, одинаковы ли они по форме, по характеру. Настроению. Приходим к выводу, что посуда может быть и веселой, и торжественной, и даже строго. Праздничная посуда более нарядная, она изящнее по форме и более хрупкая. Повседневная посуда более скромной раскраски, проще по форме и менее изящная.
Показываю ребятам красивую расписную кастрюлю, предлагая оставить на праздничном столе, говоря: “Мне кажется, эта красавица – кастрюлька не могла бы помещать своим видом праздничному столу”.
Кто – то соглашается, но большинство предлагает оставить на кухне, так как считает ее повседневной рабочей посудой, но сделанной нарядно. Чтобы хозяйке было приятно в ней готовить.
Теперь начинаем размышлять над тем, как художнику приходится думать о назначении посуды, когда он конструирует форму. Он стремится к тому, чтобы она была удобно в использовании. Все начинается в поиске формы в эскизе.
Низко склонились детские головки над работой. Каждому из них дано задание пройти тем путем, по которому идут мастера. Прежде всего, надо создать эскиз повседневной и праздничной чайной посуды. Позже ребята по этим эскизам изготовляют посуду из папье – маше. А теперь внимание ребят можно переключить на красоту декоративных росписей. Теперь можно погрузиться с ними в созерцание, любование сказочной, как жар птица. Хохломой, элегантной и благородно изысканно гжелью. Важно отметить, как постарался мастер украшения, взяв себе в союзники природу.
Почему в гжели преобладает белый и синий цвет? Наверное, потому, что это сочетание, эту гармонию цветов он увидел в природе. А на хохломской посуде вы чувствуете, как звенит цвет? Какой он яркий, огненный, активный. Узор в основном состоит из растительных элементов, иногда включается декоративные птицы, рыбаки. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является “травка”, создаваемая ритмичными движениями кисти.
Элементы же дымковской игрушки традиционно просты: круги и овалы, точки, полоски, клетки. Основной композиционный прием – ритмическое повторение и чередование элементов.
Со всем этим знакомлю ребят в ходе практических занятий по декоративному рисованию, при этом, не ограничивая их возможностей в проявлении богатства фантазии. (рис.14. рис.11.)
ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ
Уроки по этой теме буквально преобразует класс, в какой – то мере приближая его к дому, и это все о того, что появилось много настоящих домашних вещей… Где только можно, мы развесили прекрасные платки бабушек, мам, летние легкие косыночки. В классе становится как – то теплее и уютнее от этой красоты. Но самое главное не в этом. Главное – помочь детям сделать открытие: все прекрасные платки – тоже искусство, в котором нашли воплощение щедрые мотивы цветущей земли, переосмысленной творческой фантазией художника.
Как вы думаете. Все ли равно вашей бабушке. Маме, сестре, какой надеть платок? – спрашиваю я у ребят. – какой бы платок из этой коллекции вы выбрали бабушке? А маме? Почему?
Ребята довольно аргументировано отвечают. Например, они говорят, что очень яркий платок еще сильнее подчеркивает возраст, старость бабушки, подчеркивает бледность лица, обострит морщины. Точно также темный платок приглушит красоту молодой девушки или женщины.
Платки праздничные, платки будничные, платки скорбные. На все случаи жизни.
На любой возраст. Моя задача научить ребят видеть нечто большее, чем сам предмет, в данном случае образ человека, и тогда творческий процесс на уроке наполняется новым содержательным смыслом.
А потом я предлагаю ребятам рассмотреть платок как цельную, замкнутую композицию, в которой существует определенный порядок в расположении природных элементов. Постепенно ребята начинают это понимать.
Рисунок схемы предлагаю ребятам сделать светлой краской, с тем, чтобы он не мешал в дальнейшей работе. Потом предлагаю продолжить роспись платка с учетом того, для кого он будет создаваться – для бабушки, мамы или сестренки.
Состояние, которое испытывает, ребенок, выполняя работу, - прекрасное состояние, ибо в этот момент он в мыслях о самых дорогих и близких ему людях. Сейчас это не бездушие, механическое заполнение квадрата различными узорами, фигурами, а работа, наполненная эмоционально – смысловым содержанием, освященная любовью к человеку. И чем чаще дети будут испытывать подобное состояние души, тем заметнее будет их приближение к идеалу доброго, прекрасного человека. (рис.10.)
ГОВОРЯЩИЕ МАСКИ
Знакомство с удивительной областью деятельности художника – театральным искусством начинаем мы, работая над масками. Мы не вправе отторгнуть от детской души, от детского восприятия это искусство, ибо оно постоянно влечет к себе детей и является у них самым популярным.
Приношу на урок две – три маски и прошу ребят надеть их. Теперь ты не Коля говорю я а злой разбойник – Бармалей, а ты Маша лисичка. А ну – кА. Войдите в роль и разыграйте сценку. Например, Бармалей охотится на лису.
Ребята смущенно разыгрывают роли, но класс игрой актеров остается доволен.
“С игры и начинается театр”, - говорю я ребятам. Достаточно надеть маску, изменить голос, жесты и начинается театр. В данном случае нам очень помогли маски.
Маски… они могут быть добрыми и злыми, грустными и комическими, трагическими карнавальными. К сожалению, интерес ребят чаще всего замыкается лишь на внешней форме маски. Задача учителя раздвинуть горизонты представления о маске, развлечь интерес к ним у ребят, помочь осмыслить ее по – новому, глубже понять ее назначение, ее теснейшую связь с художественно – образной формой.
Маски изготовляем различными способами: из папье–маше и просто из бумаги. Я показываю ребятам необходимый минимум приемов работы с бумагой, которыми должен овладеть каждый, а смелый полет фантазии приводит каждого к ярким индивидуальным решением образа маски. (рис.17.)
ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ИЛИ ТЕАТР КУКОЛ
Нет, пожалуй, для ребят зрелища более яркого, полного чудесного превращения, чем театр кукол. И в самом деле, какие происходят чудеса, когда только что лежащая безмолвно кукла, надетая на руку актер, оживает, крутит во все стороны головой, размахивает руками, да еще и говорит!
Вы любите кукольный театр, но, наверное, никто не знает, что кукла появилась на свет более трех тысяч лат назад говорю я ребятам. – А знаете ли вы, что на Руси ни одно народное гулянье, ни одно выступление странствующих актеров не проходило без выступления любимого Петрушки.
Надеваю на руки Петрушку и здороваюсь с ребятами, меняя голос, зазывая на веселое представление: “Подходите! Спешите, люди добрые от мала до велика! Потеха пришла, смех, веселье принесла!”
Ребята с удовольствием смотрят на Петрушку и от души смеются. После этой встречи с Петрушкой можно переключаться на работу над перчаточными куклами, показав им роль художника, который великолепно владеет искусством конструирования кукол, знает, как сделать образ выразительным, ярким и запоминающимся.
Взгляните, какое доброе, приветливое лицо у старушки из сказки “Репка”. Мягкие, спокойные формы лица подчеркивают ее доброту и спокойствие характера.
А вот еще один образ старушки. Это Шапокляк. Ребята видят, что у нее пронзительно острые черты лица, хищный нос, резкие складки, выпуклые глаза.
Конструкция головы и образ продолжаю я, находятся в неразрывном единстве. Сначала ребята учатся делать головки из пластилина, прикрепив ее к бумажной трубочке для пальца, продавливают глазницы, вытягивают форму носа. У каждого рождается неповторимый образ. Чуть позже я показываю, как выполняется эта работа несколько иначе. Ребята приносят на урок газеты, вату, клейстер. Я показываю им, как сделать головку. Для этого нужно смять бумагу. Для головки, например лисицы, нужно вытянуть форму немного вперед и обязательно оставить вниз шейку. А головку человека нужно сделать в виде шара или вытянутой слегка формы в зависимости от того, какое будет лицо – круглое или худощавое. Внизу тоже необходимо оставить шейку, чтобы было держать в руке. Шейка нужна еще и для того, чтобы потом, когда голова будет готова, можно было сделать в ней отверстие для пальца и соединить с костюмом. Покрывая нашу бумажную форму ватой и, макнув руку в клейстер, обмазываем им нашу форму.
Волосы, уши, нос, бороду, брови приклеиваем отдельно, смочив в клейстере. Клейстер довольно быстро высыхает, и уже через несколько дней игрушка становится прочной и твердой, и ее можно с успехом расписывать гуашью. Длинные кусочки, чулок, колготок превращаются в костюм. Для пальцев по бокам делаем небольшие отверстия. Можно начинать представление!
С огромным удовольствием ребята работают над куклами из папье-маше. Особенно им нравится изготовлять зверей.
Но самое захватывающее на этих уроках – это свободная импровизационная игра. Сказка или неожиданный эпизод из собственной жизни рождается прямо на глазах. В этой игре проявляется новые качества ребят. Игра помогает каждому из них раскрыться, в каждом проснуться таланту актера, художника, музыканта.
Теневой театр один из древнейших видов кукольного театра. Родина его Китай. Изготовление фигур для теневого тетра позволяет работать коллективно. Контуры деталей переводятся на кальку, затем через копировальную бумагу на твердый картон. Затем острым ножом вырезаются внутренние детали, потом ножницами и ножом вырезаются вся фигурка. Для удобного кукло- вождения к ногам и лапам кукол прикрепляется трости. Чтобы куклы двигались, туловища некоторых из них состоят из двух частей, соединенных между собой шарнирами.
Класс разбивается на бригады. Каждая бригада собирает из деталей готовое изделие. В конце занятия оставляем время на обыгрывание фигур перед экраном. (рис.13.)
Совместное творчество рождает дружный творческий коллектив.
ВСМАТРИВАЙСЯ В ПРИРОДУ, УЧИСЬ КРАСОТЕ.
Природа с первых дней обучения становится предметом всматривания и любования. Но в пятом классе ребята встают на новую ступень познания: узнают об истории возникновения пейзажа, как результата потребности человека осмыслить свое отношение к миру природы. У ребят формируется новое представление и знания о пейзаже. Они знакомятся с тремя разновидностями пейзажного жанра – героическим, романтическим и реалистическим. Ребятам пока тяжело определить, какой из трех представленных мной пейзажей является романтическим, а какой героическим или реалистическим. Постепенно в ходе беседы они сами приходят к выводу, что певец русской природы И. Левитан писал свои картины реалистично и вдохновенно, проникая в самую душу русского пейзажа. Его картины наполнены светлым чувством любви к родной природе и музыкой тишины… Сравнивая ее с картиной Пуссена “Пейзаж с П” и “Вечерним звоном” Д.Тернера, они отмечают, что картина Пуссена более спокойная, величественная, а у Тернера все закружилось в вихре, в стремительном урагане, что даже трудно в своей работе использовал темные краски. Новые знания о роли цвета и тона в передаче пространства в пейзаже помогают ребятам в работе. Несмотря на, что ребятам приходится боле основательно изучить изобразительную грамоту, все же творческое начало при выполнении практических работ остается ведущим, так как каждый из них воплощает в рисунке свою мечту, передает настроение, свое цветовое видение, находит свое композиционное решение.
Работая над пейзажной живописью, стремлюсь расширить у ребят арсенал средств изображения окружающего мира. Приношу на урок различные крупы: манку, пшено, рис, овес, гречку, макаронные изделия, соль, сахар и задаю вопрос: “Какие из этих материалов они могли бы использовать для изображения русской зимы?” почти все безошибочно называют рис, манную крупу, макаронщики.
А осень? – спрашиваю я.
И они называют овес, пшено, гречку. С огромным удовольствием работают они над своими пейзажными зарисовками, используя, такой знакомый, но вместе с тем необычный материал. Используя клейстер и краски, они создают замечательные пейзажи.
С не меньшим увлечением работают они над своими пейзажами и с помощью пластилина. Несмотря на то, что палитра красок пластилина. Не так разнообразна, каждый из них находит свой способ рассказать о красоте русской природы.
АППЛИКАЦИЯ ОДИН ИЗ ВИДОВ ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.
Много общего имеет она с другими видами искусства. С живописью ее сближает изображение на плоскости. По способу создания ближе всего к аппликации стоят инкрустация и мозаичные работы, где изображение также получается путем соединения отдельных частей на общем фоне. Однако, техника работы совершенно иная. Она более проста, чем в рисунке и живописи, и потому можно быстро сделать панно, плакат, фриз и другое. Материалы, используемые в аппликации, самые разнообразные: бумага, картон, кожа, ткань, кусочки меха, солома, засушенные растения, тополиный и птичий пух и даже апельсиновая корка. (рис1. рис2.)
Различны и виды аппликаций: предметная, декоративная, сюжетная, оформительская и другие.
Очень нравится ребятам работа над сюжетной аппликацией на тему “Сказки”. Они выбирают сюжет из какой – либо сказки, продумывают его содержание и композицию, стремясь решить ее самостоятельно. Моя же задача, как учителя, научить ребят выполнять работу аккуратно и последовательно: сначала дальний план, потом ближний; сначала крупные части, потом детали. Просмотр для фантазии в аппликации как нигде велик, главное побольше внимания.
Многие психологи считают, что всем детям свойственно творческое мышление. Творчески одаренные взрослые это люди, сохранившие в зрелые годы одаренность, которая присуща детскому возрасту. Возможно, что такое утверждение содержит преувеличение, но для истинны в нем есть: творческий характер мышления детей раннего школьного возраста не вызывает сомнений. А вот последующие годы у некоторых детей педагоги замечают спад творческой активности.
Задача воспитания способностей состоит в том, чтобы не допустить спада, а напротив, добиваться подъема, на этот раз уже неугасающего.
КОНСТРУИРОВАНИЕ,
Работа с детьми это деятельность, в процессе которой создаются разнообразные игрушки – самоделки из таких материалов, как бумага, картон, шишки, желуди, коробки, катушки и т.д. Изготовление игрушек из разных материалов открывает большие возможности для развития творчества, фантазии.
Своеобразие конструирования из бумаги состоит в том, что из плоского листа создаются объемные предметы. Самые простые игрушки можно сделать путем сгибания листа бумаги пополам; сгибая и склеивания; сгибания, надрезания и склеивания; складывания в разнообразных комбинациях.
Готовые формы – коробки, катушки, шпульки, пробки также удобны в конструировании, но могут быть использованы в сочетании с цветной бумагой, нитками, кусочками ткани, проволки и др. Все детали склеиваются казеиновым клеем.