(Cлайд 1) “Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…” - писал Лев Кассиль. (Cлайд 2)
Сотрудничество классного руководителя с родителями есть важнейшее условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Без семьи, без помощи родителей школе не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах.
(Cлайд 3) Первое моё знакомство с родителями учащихся всегда происходит задолго до начала нового учебного года. Уже на этом, первом собрании, даю родителям некоторые советы и рекомендации, призываю их к согласованной совместной работе в дальнейшем.
(Cлайд 4) 1 сентября. День знаний. С этого дня связь школы и семьи будет постоянной. Порой эта связь превращается в тонкую ниточку, которая может порваться. Чтобы этого не произошло, педагогу требуется много терпения, мудрости, такта. (Cлайды 5, 6) С этого дня школа, взяв курс не только на обучение и воспитание, но и на социализацию школьника, формирование жизненной компетентности, развитие социально значимых качеств личности, воспитание самостоятельного человека, обязана работать в единой плоскости с семьёй, создавая соответствующее образовательно-культурное пространство, в котором и развивается школьник. А учителям надо осознать и принять семью базовым социально-воспитательным институтом, от состояния которого, во многом зависит формирование здоровых потребностей детей, их подготовка к созидательной жизни. Партнёрские отношения между учителями и родителями должны стать прочными и всесторонними. (Cлайд 7) Поэтому, во-первых, между учителем и родителями необходимо установить тесный контакт, родители и педагоги должны понимать друг друга. Учитель должен уметь использовать слова, взгляд, жесты, улыбку – всё это поможет вовлечь родителей в откровенный разговор, в дальнейшее формирование родительского коллектива. В это же время на основе тестирования, анкетирования, опросов родителей составляется характеристика семей учащихся класса. Нельзя исключать и такие виды работы, как посещение семей учащихся, ведение дневника педагогических наблюдений; полученные сведения помогают мне проводить родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации. Во-вторых, придерживаюсь честного и “открытого” общения. В индивидуальных беседах с родителями стараюсь быть честной. Это помогает и родителям обращаться ко мне с любыми проблемами в воспитании, обучении в надежде, что педагог им всегда поможет. Считаю, что родителей можно и нужно приглашать на уроки, классные часы, воспитательные мероприятия. Эта работа вошла в мою практику. Пусть родители убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей, тогда у них будет правдивое представление об этом процессе. (Cлайды 8, 9, 10, 11)
К концу первого класса мы переходим на другой этап, когда родители становятся готовыми действовать самостоятельно, а я лишь направляю их в нужное русло. Родители самостоятельно организовывают чаепития в классе, поздравления учащихся к праздникам, организовывают беседы с детьми класса на воспитательные темы, проводят фото и видеосъёмку мероприятий, помогают в озеленении и ремонте классной комнаты и т. д. Родители поддерживают и помогают мне во всех начинаниях, между нами рождается взаимное уважение. Родители – участники всех наших классных дел: выставок рисунков, поделок, газет, сочинений… (Cлайды 12, 13, 14, 15, 16)
А я всегда стараюсь поблагодарить моих родителей за активность: говорю об этом на родительских собраниях, вручаю самым активным благодарственные письма, письма-поздравления к праздникам и т.д.
Организация консультаций для родителей учеников – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений в сотрудничестве школы и семьи. Большая часть родителей, которые не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются ко мне за разовыми консультациями – и, как правило, в экстренных случаях – неуспеваемость ребёнка, плохое поведение, внешний вид, выполнение режима дня школьником и т. п. Я всегда стараюсь помочь родителям моих учеников, советую прочесть им статьи из педагогической литературы для родителей, часто даю отпечатанные статьи на разные темы, рекомендую новинки психолого-педагогической литературы, провожу практические консультации по учебным предметам. На классных родительских собраниях обязательно организую психолого-педагогическое просвещение родителей. Классный руководитель не может и не должен перевоспитывать родителей и преобразовывать семью – это лежит за пределами его профессиональных полномочий. Но классный руководитель должен содействовать развитию условий личностного становления ребёнка путём педагогического влияния на семейное воспитание, повышению педагогической культуры семьи, гуманизации взаимоотношений родителей с детьми. На родительских собраниях в нашем классе всегда присутствуют более 80%родителей, почти всегда есть папы. При проведении педагогических лекториев родителям отводится не пассивная, а активная позиция в обсуждении и обдумывании их семейных проблем и проблем детско-родительских отношений, предлагается самостоятельное их разрешение в ходе группового обсуждения, а также обмен мнениями.
Проработав в школе много лет, я даже не мыслю идти на встречу с родителями без тщательной предварительной подготовки. Заранее продумываю тему, план предстоящей беседы. Обязательным атрибутом каждого родительского собрания является оформление выставки тетрадей, поделок, детских рисунков, сочинений, творческих работ, фотомонтаж прошедших мероприятий. В классе проводятся и совместные с детьми родительские собрания, такие, как “Книга в семье и духовное развитие ребёнка”, “Ваши дети – наши таланты”, “Отец и воспитание детей”. (Cлайд 17)
О результативности системы взаимодействия между школой и родителями можно судить по непосредственным наблюдениям: родители обращаются ко мне с вопросами, сомнениями, радостью, благодарностью, с удовлетворением говорят о том, что они довольны положением дел в классе. (Cлайд 18) Исследовательские данные показывают удовлетворённость родителей моего класса организацией педагогического процесса. Многообразные шаги, поиски контакта с родителями, практикуемые в нашем классе, помогают родителям к концу обучения в начальной школе не потерять интерес к воспитанию своего ребёнка, расширяют педагогические знания родителей, их стремление сотрудничать со школой. Только в совместной работе учителя с родителями можно искать источники дальнейшего становления коллектива и личности.
Мы, педагоги – люди самой гуманной профессии на Земле. В наших руках прошлое, настоящее и будущее мира. Только мы имеем возможность направлять “семейные кораблики” по реке с названием “Жизнь”. Поэтому необходимо крепко держать штурвал, чётко знать маршрут, помогать своим подшефным корабликам обогнуть и “подводные камни”, и миновать бурю, и пройти все пороги горной реки, и просто уверенно направляться к цели, в солнечную погоду. Нужно помогать экипажу каждого корабля стать командой, постоянно учиться и учить других, не бояться признавать и исправлять свои ошибки, шагать только вперёд. (Cлайд 19)
Воспитание есть процесс социальный в широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.