Урок истории окружающего мира по программе "Школа–2100" "Москва златоглавая". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Формирование у учащихся образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государства.
  2. Познакомить с личностью Ивана Грозного, его деятельностью.
  3. Предоставить учащимся возможность самостоятельно оценить поступки Ивана Грозного, сформировать своё личное отношение к ним.
  4. Создание образа Ивана Грозного и представления о его правлении.

Ход урока

1. Поверка домашнего задания.

Давайте вспомним прошлый урок.

- Изменилась ли территория России по сравнению с территорией Древней Руси?

- Какие народы населяли Россию?

- Как изготовлялись предметы быта?

- Как одевались знатные и незнатные люди?

- Чем занимались люди Московского государства?

- Какие профессии существовали в то время?

- Каких достижений достигли люди Московского государства?

2. Постановка проблемы.

Давайте вспомним, для чего человеческому организму необходимо сердце?

Может ли человек жить без сердца?

Давайте сделаем вывод: Слайд №2. Приложение

Слышали ли вы такое выражение “Кремль - сердце Москвы, Москва – сердце России”?

А почему так говорят?

Давайте посмотрим на карту России: Слайд №3

По всем дорогам – автомобильным, железным, водным, воздушным - перевозится огромное количество необходимых товаров и продуктов. Разве все эти “питательные вещества походят через Москву, как кровь через сердце в человеческом организме?

Какой же можно сделать вывод (Москва – сердце России, но все товары и продукты не проходят через Москву и Кремль). Слайд №4

- Какое же возникает противоречие?

- Что имеют в виду люди, когда говорят, что Кремль – сердце Москвы, а Москва – сердце России.

- Почему же Москву называют сердцем России?

3. Актуализация знаний.

Кто из вас был в Москве? Были ли вы на Красной площади, в Кремле?

Какие впечатления у вас остались от посещения Кремля? Что вы там видели?

Кремль находится в столице нашего государства, а столица – самый главный город России, как сердце – самый главный орган нашего организма.

Москва началась строиться с Кремля, это самое древнее место в Москве.

Давайте вспомним, что обозначает слово Кремль? (Кремль – крепость, укрепление)

Первые стены Московского Кремля были деревянными, во времена Московского государства из белого камня. Можно ли сказать, что стены современного Кремля служат для защиты? А почему все люди, когда приезжают в Москву хотят посмотреть Кремль?

Вывод: Государи Руси заботились не только об укреплении Москвы, но и об украшении города. Московский Кремль – памятник истории и культуры России.

Сегодня на уроке мы совершим небольшую экскурсию в Москву и Московский Кремль.

Слайды № 5-16. (По ходу показа слайдов учитель рассказывает, что изображено на них)

4. Поиск решения проблемы.

- Чем же ещё поражала Москва своих жителей и гостей? Какие достопримечательности часто упоминаются в песнях о Москве? Почему Москву называют “златоглавая”?

- Попробуйте ответить, для чего в старину были нужны Соборы, колокольни?

Ответы учащихся.

Чтение текста учебника на с.58-61 – от слов “Наши друзья вошли в Кремль…” и до конца текста урока.

Просмотр слайдов №17-28.

Вывод: Соборы и колокольни не только украшение, но и необходимый атрибут общественной и политической жизни столицы. Многие важнейшие государственные события проходили под сводами соборов.

5. Выражение решения проблемы.

Давайте вспомним, с чего мы начали урок – для чего человеческому организму нужно сердце. Можете ли вы теперь доказать, что Москва – сердце России?

Ученики совещаются в группах и предлагают свой вариант проблемы.

С помощью учителя приходят к выводу, что Кремль находится в Москве, Москва – столица России, в столице находятся органы власти, которые издают законы для всего государства. Москва – политический центр России.

А что имеют в виду люди, когда говорят друг другу “сердечный друг”, “ты моё сердце”, “я люблю всем сердцем”.

(В таком случае люди говорят не как об органе человеческого тела, а как о душе, о том, что им наиболее дорого)

Как вы теперь объясните фразу “Кремль – сердце России”?

Ученики вместе с учителем формулируют вывод по проблеме:

Кремль – сердце Москвы, так как он является древнейшей и красивейшей её частью. Москва – сердце России: её культурный, исторический, политический центр.

6. Применение нового знания.

Ответы на вопросы после текста учебника.

4 вопрос “Как ты думаешь, почему Иван Грозный мог безнаказанно творить свои злодеяния?” Этот вопрос отметить особо.

Выслушать ответы учащихся, и рассказать детям дополнительные сведения.

- Иван Грозный считал свою власть неограниченной, данной от Бога: “Мы своих холопов (тех рабов, которыми царь считал своих подданных, от боярина до крестьянина) вольны казнить и миловать”. Неограниченная власть царя опиралась на лично преданных ему слуг-опричников, которые, поступая на службу, отказывались от отца и матери и давали клятву выполнять любое приказание царя. У жителей государства отсутствовала возможность защитить свои права, так как высшим судьёй в государстве был сам царь и всех остальных судей назначал он же.

7. Итог урока.

Давайте вспомним тему нашего урока.

Что нового вы сегодня узнали?

Что было самым интересным?

Что показалось трудным и непонятным?

Оцените, как вы сегодня поработали на уроке?

8. Домашнее задание.

Прочитать текст учебника. Выполнить задания в рабочей тетради.

Задание № 5 выполнить по желанию.

Приложение