Социализация старших дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения и речи средствами театрализованной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


 Дошкольные учреждения, призванные решать основные проблемы коррекции детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи, обладают богатым опытом специальных методик и знаний о коррекции средств общения и коммуникативной деятельности детей.  Но специфика зрительного дефекта, возникающие вторичные отклонения, индивидуальные особенности ребёнка, среда обучения и воспитания вносят свои коррективы в известные методики и требуют поиска новых форм работы и новых решений.

Специфическая закономерность аномального развития, негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности (средств вербальной и невербальной выразительности, воображения, эмоциональности), и поэтому требует специальной коррекции.

Зрительный и речевой дефект, имеющий различную этиологию и различные проявления, отрицательно сказывается на развитии психики ребёнка (Л.В. Волкова, Л.С. Выготский, М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина).

Выбранный для работы возрастной рубеж – старший дошкольный возраст, – является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей, умений общаться не только с отдельными детьми, но и с коллективом сверстников, с взрослыми, в соответствии с нормами поведения. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив. Зрительный и речевой дефект затрудняют развитие коммуникативной деятельности детей этого возраста.

Специфические особенности театрализованной деятельности в работе с детьми, имеющими сложную структуру дефекта

  • Коррекционная направленность  данного вида деятельности основана на возможностях детей с нарушениями зрения и речи проецировать в игровую деятельность социальные связи и личностные взаимоотношения, в которых дети не могут принять непосредственного участия в реальных ситуациях.
  • Основным объектом такой проекции является кукла. Основное назначение игрушки в детской игре дошкольников с нарушениями зрения и речи: способствовать обогащению опыта предметно-практических действий с куклами; познанию системы человеческих взаимоотношений в игре через вхождение в образ героя.
  • Театрализованная деятельность имеет терапевтическую направленность, помогая данной категории детей в развитии восприятия, образного мышления, речи и способствует эмоциональной адаптации.

Объект коррекционно-педагогического воздействия – дети старшего возраста группы «Умники и умницы» МДОУ № 10 г. Кировска, имеющие сложную структуру дефекта – различные нарушения зрения и речи.

Игра, являясь основным видом деятельности ребёнка старшего дошкольного возраста, пронизывает все стороны любой другой деятельности – коммуникативной, трудовой, учебной. Снижение игровой активности, отсутствие усложнения игровой деятельности, эмоциональные нарушения, предпочтение одиночной игры – коллективной оказывает отрицательное влияние на состояние общения детей с нарушениями зрения и речи.

Из всех видов игр для решения задач коррекции нами избрана игра-драматизация, поскольку она требует от ребёнка не только точного словесного, но и интонационного и эмоционального отражения позиции изображаемого героя, а также умения переходить от монологической речи к диалогу и полилогу.

Возникающая на фоне зрительной и речевой патологии недостаточность информации о коммуникативной деятельности вызывает затруднения у детей старшего дошкольного возраста в овладении коммуникативной деятельностью. Преодоление этих трудностей возможно в условиях театрализованной деятельности, обеспечивающей наилучший контакт детей с нарушениями зрения и речи со сверстником и взрослым, а также создающей возможность более полного, эмоционального и красочного восприятия и отражения окружающего мира.

Новизна и теоретическая значимость нашей работы состоит в комплексном подходе к рассмотрению коммуникативной деятельности дошкольников как системы, включающей в себя речевое и неречевое общение, эмоциональные и социальные отношения, личностные качества.

Для определения уровня коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения и речи, мы использовали следующие методики:

  • «Выбери нужное лицо» (определение уровня умений ребенка определять эмоциональное состояние героя)
  • Методика «Какой Я?» (определение самооценки дошкольника, выделение ведущих качеств, на основе которых строится общение)
  • «Определение понятий» (оценка уровня представлений о предметах и явлениях внешнего мира)
  • Методика «Придумай рассказ» (определение особенностей монологической речи и личностной оценки сюжетной основы повествования).

Основные критерии отбора методик:

  • Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников;
  • Диагностическая ценность в определении особенностей составляющих коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения и речи;
  • Возможность адаптации методики к условиям работы в группе детей с нарушениями зрения и речи.

Проанализировав результаты обследования детей, мы поставили перед собой следующие задачи:

  • Развитие зрительного восприятия.
  • Формирование действий с игрушками на полисенсорной основе.
  • Развитие компенсаторных процессов.
  • Развитие оптико-моторной координации.
  • Коррекция нарушений развития речи.
  • Коррекция и развитие средств общения (речевых и неречевых).
  • Формирование умения взаимодействовать со сверстниками, осуществление самоконтроля.

В соответствии с поставленными задачами нами были определены основные направления работы:

  • Провести обследование детей с целью выявления уровней развития коммуникативной деятельности, эмоциональной сферы и социализации.
  • На основе данных диагностики наметить перспективу работы с детьми, с учетом особенностей зрения и речи каждого.
  • Разработать пути и средства преодоления проблем развития детей с помощью театрализованной деятельности.
  • Создавать условия для повышения интереса к занятиям, успешного усвоения новых знаний, развития самостоятельности действий и принятия решений. 
  • Продумать и осуществить разнообразные формы детской деятельности.
  • Провести промежуточное и заключительное обследование с целью подведения итогов.
  • Работать с родителями в данном направлении.
  • Изготовить пособия для работы с детьми. Разработать конспекты занятий по проблеме.
  • Систематизировать и обобщить опыт работы.

Предметно-развивающая среда для театрализованной деятельности

Эта среда включает в себя разнообразные игровые атрибуты для театрализации: игрушки для настольного театра; плоскостные предметы-заместители, театральные куклы, театрализованные костюмы и т.д.

Для настольного театра на начальных этапах используются реалистические резиновые и мягкие игрушки определённого размера, которые ребёнок может удерживать в руках и осуществлять с ними игровые действия, драматизируя потешки, сказки, стишки. Затем в работу вводятся театральные игрушки, имеющие меньшее сходство с натуральными предметами. Для развития моторики и оптико-пространственной координации используются пальчиковые (вязаные и деревянные) и театральные куклы-шарики, которые надевают на один палец. Очень интересен в работе шагающий театр. Только после овладения детьми этими видами театров в процесс обучения детей вводятся традиционные театральные куклы бибабо. Театральная кукла бибабо, управляемая педагогом в качестве «субъекта» коммуникации, который сообщает информацию, оценивает и регулирует поведение детей. Привлечение детей к диалогу с помощью образной игрушки оказывает более эффективным, чем прямое общение, удерживает внимание детей на том, о чём говорит педагог.

Перед тем как перейти от действий с объёмными игрушками к действиям с их плоскостными заместителями, дети играют в настольные игры с опосредованными изображениями фигур. Затем вводятся плоскостные   графические изображения. В плоскостном театре дети действуют фигурками-иллюстрациями, которые прикрепляются на ковролинограф (стендовый театр). Содержание сюжетов для стендового театра связано с изучаемыми лексическими темами: «Транспорт», «Весна», «Домашние животные» и т.д.

При создании предметно-развивающей среды учитываем комплексность игрушек. Объединяем игрушки в единый тематический комплекс, отражающий определённые жизненные или сказочные события.

Для того чтобы дети умели разграничить сказочную ситуацию и реальную, пространство кабинета специально оформляется. Оно отличается от театральной сцены, поскольку дети, участвующие в креативной игре, не разделяются на зрителей и актёров.

Кабинеты тифлопедагога и учителя-логопеда оснащены синтезатором и компьютером. Все эти технические средства используются на занятиях  (видеозаписи сказок, театральные шумы, музыкальное сопровождение). Важным атрибутом креативной игры-драматизации являются костюмы и детали к ним. Мы не являемся сторонниками сложных театральных костюмов. Дети должны иметь возможность быстро и легко надевать и снимать их.

Формы работы с детьми

  • Коррекционные занятия тифлопедагога и логопеда.
  • Этюды пластические и мимические.
  • Дидактические игры.
  • Традиционная и креативная игра-драматизация с использованием разных видов кукольного театра.
  • Проведение занятий-игр на улице.
  • Взаимосвязь с выпускниками детского сада – учащимися МСОШ №5.
  • Проведение коммуникативных игр с младшими дошкольниками нашего детского сада.
  • Участие в конкурсах и смотрах различных видов деятельности дошкольников.

Систематическая, целенаправленная работа позволила нам добиться стабильных положительных результатов, о чем свидетельствуют результаты обследования детей.

Рисунок

Заключение:

  • Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения и речи отражает комплекс проблем, связанных с неудовлетворительным состоянием их социальной и эмоциональной адаптации, вербального и невербального компонентов общения.
  • Для развития навыков общения старших дошкольников с нарушениями зрения и речи нами была выбрана театрализованная деятельность (креативная игра-драматизация), прежде не использовавшаяся для коррекции детей со сложной структурой дефекта. Креативная игра использовалась нами как маленькая модель социума, в которой существуют проблемы и способы их решения. С помощью доброжелательного, стимулирующего воздействия взрослого, ребенок с нарушенным зрением и речью научается решать проблемы, связанные с неудовлетворительным уровнем развития коммуникативной деятельности, а также низкой эмоциональной и социальной адаптации.
  • Использование данного вида деятельности целесообразно при организации коррекционных занятий учителей-дефектологов и логопедов, а также воспитателей специализированных и общеобразовательных дошкольных учреждений.