Дошкольные учреждения, призванные решать основные проблемы коррекции детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи, обладают богатым опытом специальных методик и знаний о коррекции средств общения и коммуникативной деятельности детей. Но специфика зрительного дефекта, возникающие вторичные отклонения, индивидуальные особенности ребёнка, среда обучения и воспитания вносят свои коррективы в известные методики и требуют поиска новых форм работы и новых решений.
Специфическая закономерность аномального развития, негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности (средств вербальной и невербальной выразительности, воображения, эмоциональности), и поэтому требует специальной коррекции.
Зрительный и речевой дефект, имеющий различную этиологию и различные проявления, отрицательно сказывается на развитии психики ребёнка (Л.В. Волкова, Л.С. Выготский, М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина).
Выбранный для работы возрастной рубеж – старший дошкольный возраст, – является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей, умений общаться не только с отдельными детьми, но и с коллективом сверстников, с взрослыми, в соответствии с нормами поведения. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив. Зрительный и речевой дефект затрудняют развитие коммуникативной деятельности детей этого возраста.
Специфические особенности театрализованной деятельности в работе с детьми, имеющими сложную структуру дефекта
- Коррекционная направленность данного вида деятельности основана на возможностях детей с нарушениями зрения и речи проецировать в игровую деятельность социальные связи и личностные взаимоотношения, в которых дети не могут принять непосредственного участия в реальных ситуациях.
- Основным объектом такой проекции является кукла. Основное назначение игрушки в детской игре дошкольников с нарушениями зрения и речи: способствовать обогащению опыта предметно-практических действий с куклами; познанию системы человеческих взаимоотношений в игре через вхождение в образ героя.
- Театрализованная деятельность имеет терапевтическую направленность, помогая данной категории детей в развитии восприятия, образного мышления, речи и способствует эмоциональной адаптации.
Объект коррекционно-педагогического воздействия – дети старшего возраста группы «Умники и умницы» МДОУ № 10 г. Кировска, имеющие сложную структуру дефекта – различные нарушения зрения и речи.
Игра, являясь основным видом деятельности ребёнка старшего дошкольного возраста, пронизывает все стороны любой другой деятельности – коммуникативной, трудовой, учебной. Снижение игровой активности, отсутствие усложнения игровой деятельности, эмоциональные нарушения, предпочтение одиночной игры – коллективной оказывает отрицательное влияние на состояние общения детей с нарушениями зрения и речи.
Из всех видов игр для решения задач коррекции нами избрана игра-драматизация, поскольку она требует от ребёнка не только точного словесного, но и интонационного и эмоционального отражения позиции изображаемого героя, а также умения переходить от монологической речи к диалогу и полилогу.
Возникающая на фоне зрительной и речевой патологии недостаточность информации о коммуникативной деятельности вызывает затруднения у детей старшего дошкольного возраста в овладении коммуникативной деятельностью. Преодоление этих трудностей возможно в условиях театрализованной деятельности, обеспечивающей наилучший контакт детей с нарушениями зрения и речи со сверстником и взрослым, а также создающей возможность более полного, эмоционального и красочного восприятия и отражения окружающего мира.
Новизна и теоретическая значимость нашей работы состоит в комплексном подходе к рассмотрению коммуникативной деятельности дошкольников как системы, включающей в себя речевое и неречевое общение, эмоциональные и социальные отношения, личностные качества.
Для определения уровня коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения и речи, мы использовали следующие методики:
- «Выбери нужное лицо» (определение уровня умений ребенка определять эмоциональное состояние героя)
- Методика «Какой Я?» (определение самооценки дошкольника, выделение ведущих качеств, на основе которых строится общение)
- «Определение понятий» (оценка уровня представлений о предметах и явлениях внешнего мира)
- Методика «Придумай рассказ» (определение особенностей монологической речи и личностной оценки сюжетной основы повествования).
Основные критерии отбора методик:
- Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников;
- Диагностическая ценность в определении особенностей составляющих коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения и речи;
- Возможность адаптации методики к условиям работы в группе детей с нарушениями зрения и речи.
Проанализировав результаты обследования детей, мы поставили перед собой следующие задачи:
- Развитие зрительного восприятия.
- Формирование действий с игрушками на полисенсорной основе.
- Развитие компенсаторных процессов.
- Развитие оптико-моторной координации.
- Коррекция нарушений развития речи.
- Коррекция и развитие средств общения (речевых и неречевых).
- Формирование умения взаимодействовать со сверстниками, осуществление самоконтроля.
В соответствии с поставленными задачами нами были определены основные направления работы:
- Провести обследование детей с целью выявления уровней развития коммуникативной деятельности, эмоциональной сферы и социализации.
- На основе данных диагностики наметить перспективу работы с детьми, с учетом особенностей зрения и речи каждого.
- Разработать пути и средства преодоления проблем развития детей с помощью театрализованной деятельности.
- Создавать условия для повышения интереса к занятиям, успешного усвоения новых знаний, развития самостоятельности действий и принятия решений.
- Продумать и осуществить разнообразные формы детской деятельности.
- Провести промежуточное и заключительное обследование с целью подведения итогов.
- Работать с родителями в данном направлении.
- Изготовить пособия для работы с детьми. Разработать конспекты занятий по проблеме.
- Систематизировать и обобщить опыт работы.
Предметно-развивающая среда для театрализованной деятельности
Эта среда включает в себя разнообразные игровые атрибуты для театрализации: игрушки для настольного театра; плоскостные предметы-заместители, театральные куклы, театрализованные костюмы и т.д.
Для настольного театра на начальных этапах используются реалистические резиновые и мягкие игрушки определённого размера, которые ребёнок может удерживать в руках и осуществлять с ними игровые действия, драматизируя потешки, сказки, стишки. Затем в работу вводятся театральные игрушки, имеющие меньшее сходство с натуральными предметами. Для развития моторики и оптико-пространственной координации используются пальчиковые (вязаные и деревянные) и театральные куклы-шарики, которые надевают на один палец. Очень интересен в работе шагающий театр. Только после овладения детьми этими видами театров в процесс обучения детей вводятся традиционные театральные куклы бибабо. Театральная кукла бибабо, управляемая педагогом в качестве «субъекта» коммуникации, который сообщает информацию, оценивает и регулирует поведение детей. Привлечение детей к диалогу с помощью образной игрушки оказывает более эффективным, чем прямое общение, удерживает внимание детей на том, о чём говорит педагог.
Перед тем как перейти от действий с объёмными игрушками к действиям с их плоскостными заместителями, дети играют в настольные игры с опосредованными изображениями фигур. Затем вводятся плоскостные графические изображения. В плоскостном театре дети действуют фигурками-иллюстрациями, которые прикрепляются на ковролинограф (стендовый театр). Содержание сюжетов для стендового театра связано с изучаемыми лексическими темами: «Транспорт», «Весна», «Домашние животные» и т.д.
При создании предметно-развивающей среды учитываем комплексность игрушек. Объединяем игрушки в единый тематический комплекс, отражающий определённые жизненные или сказочные события.
Для того чтобы дети умели разграничить сказочную ситуацию и реальную, пространство кабинета специально оформляется. Оно отличается от театральной сцены, поскольку дети, участвующие в креативной игре, не разделяются на зрителей и актёров.
Кабинеты тифлопедагога и учителя-логопеда оснащены синтезатором и компьютером. Все эти технические средства используются на занятиях (видеозаписи сказок, театральные шумы, музыкальное сопровождение). Важным атрибутом креативной игры-драматизации являются костюмы и детали к ним. Мы не являемся сторонниками сложных театральных костюмов. Дети должны иметь возможность быстро и легко надевать и снимать их.
Формы работы с детьми
- Коррекционные занятия тифлопедагога и логопеда.
- Этюды пластические и мимические.
- Дидактические игры.
- Традиционная и креативная игра-драматизация с использованием разных видов кукольного театра.
- Проведение занятий-игр на улице.
- Взаимосвязь с выпускниками детского сада – учащимися МСОШ №5.
- Проведение коммуникативных игр с младшими дошкольниками нашего детского сада.
- Участие в конкурсах и смотрах различных видов деятельности дошкольников.
Систематическая, целенаправленная работа позволила нам добиться стабильных положительных результатов, о чем свидетельствуют результаты обследования детей.
Заключение:
- Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения и речи отражает комплекс проблем, связанных с неудовлетворительным состоянием их социальной и эмоциональной адаптации, вербального и невербального компонентов общения.
- Для развития навыков общения старших дошкольников с нарушениями зрения и речи нами была выбрана театрализованная деятельность (креативная игра-драматизация), прежде не использовавшаяся для коррекции детей со сложной структурой дефекта. Креативная игра использовалась нами как маленькая модель социума, в которой существуют проблемы и способы их решения. С помощью доброжелательного, стимулирующего воздействия взрослого, ребенок с нарушенным зрением и речью научается решать проблемы, связанные с неудовлетворительным уровнем развития коммуникативной деятельности, а также низкой эмоциональной и социальной адаптации.
- Использование данного вида деятельности целесообразно при организации коррекционных занятий учителей-дефектологов и логопедов, а также воспитателей специализированных и общеобразовательных дошкольных учреждений.