Предмет: Природа и экология Красноярского края.
Класс: 5
Цель урока: сформировать целостное представление о главной реке Красноярского края – Енисее.
Знать: основные термины и понятия; характеристику Енисея, хозяйственное значение реки;
Уметь: анализировать и делать выводы, находить реки на карте; переносить полученные знания на практику; выступать в различных ролевых ситуациях;
Развивать: навыки работы с различными источниками информации: текстом учебника, иллюстрациями, цифровым материалам, географической картой.
Воспитывать: интерес к изучаемому предмету, эмоционально- ценностное отношение к природе, чувство гордости и патриотизма за свой край.
Форма урока - лабораторное занятие.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Средства обучения:
- Физическая карта России, физическая карта Красноярского края.
- Макеты рек.
- Словари.
- Справочники.
- Информационные ресурсы: компьютер, экран, проектор, цифровые материалы.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивационно-целевой этап а) определение темы урока
б) целеполагание |
1. Психологический настрой на
деятельность. 2. Диалог с учащимися. - Темой сегодняшнего нашего урока будет отгадка следующих загадок: (СЛАЙД 2)
- Ребята, кто из вас знает, что такое река? (используйте для ответа макет реки) - Если вы прочтете стихотворения Казимира Лисовского и В.Талызина, то узнаете, о какой крупной реке нашего края мы будем говорить сегодня на уроке. (На экране стихотворение К.Лисовского “Приезжайте…. увидите сами!”) (СЛАЙД 3,4) 3. Учитель совместно с учениками формулирует цели и задачи урока. (СЛАЙД 5) |
Учащиеся отгадывают загадки,
определяют тему урока.
Учащиеся предлагают свои варианты определения реки Учащиеся читают стихотворение (СЛАЙД 4) и определяют тему урока |
2. Организационно-деятельностный этап | 1. Понятие о реке. Своими вопросами учитель добивается того, чтобы учащиеся вспомнили определение реки и типы рек по характеру течения. (СЛАЙД 6) 2. Краткая характеристика Енисея (СЛАЙД 7) По территории края протекает более 3000 рек. Главная река- Енисей пересекает край с севера на юг. Это одна из самых многоводных рек нашей страны.
Главные притоки: Ангара, Нижняя и Подкаменная Тунгуски Мана, Абакан, Курейка. Питание – смешанное (преобладает снеговое), весеннее половодье Десять таких рек, как Енисей, могли бы опоясать весь земной шар по экватору. 3. Мини-исследование. (СЛАЙД 8,9) Используя физическую карту Красноярского края, карту речной системы Енисея проследите путь реки от истока до устья. Заполните таблицу: Притоки Енисея
Найдите определение неизвестных вам слов в словаре и запишите их в тетрадь |
Дети дают определение понятия “река”,
опираясь на имеющиеся у них знания и опыт. Ученики записывают определение и типы рек в тетради. Используя презентацию, учащиеся делают необходимые записи в тетрадь.
Индивидуальная работа учащиеся работают с разными источниками географической информации: карта, схемы, словари, справочник и выписывают определения в тетрадь:
|
3. Контрольно-оценочный этап а) взаимопроверка и взаимооценка; (СЛАЙД 10)
б) работа в статических группах; |
1. Ответьте на вопрос: “ Почему люди
издавна селились возле рек?” 2. Составьте схему “Енисей и его притоки”. 3. Игра “ Первооткрыватели”. Представьте, что вы со своим другом отправились в путешествие по реке Енисей. По завершении вашего путешествия, вы должны написать отчет о том, что вы увидели. - Какие крупные города встречались на вашем пути? - Где вы остановились, чтобы отдохнуть и полюбоваться красотами природы? - Составьте схему: “Хозяйственное использование реки” и сделайте вывод. Проверку осуществите при помощи экрана (СЛАЙДЫ 11,12,13,14,15) |
Работа в парах. Ученики, используя атлас, карту речной системы Енисея, презентацию, составляют схему, осуществляют взаимопроверку, отвечают на вопрос. Работа в статических группах. Ученики используют физическую карту Красноярского края, карту речной системы Енисея слайды, текст учебника. Анализируют и делают вывод о значении Енисея в жизни людей: - большой запас пресной воды; - удобный и дешевый путь сообщения и доставки грузов; - обитает много рыбы; - Енисей – источник энергии; - место для отдыха. |
4. Итог урока | 1. Вывод. - Ребята, мы видим, что Енисей имеет большое хозяйственное значение не только для жителей нашего края, но и для страны в целом. Как это повлияло на экологию реки? 2. Дифференцированные задания. Уровень “3” - Перечислите опасные последствия загрязнения водной среды. Уровень “4” (СЛАЙД 16) - Составьте “Свод законов” защиты водоемов от загрязнения. - Какой цифрой на рисунке обозначена река Енисей? Уровень “5”. Творческое задание (СЛАЙД 17) Сочините своё стихотворение о родных просторах, используя рифму: Край, души, Красноярск, цветы; Моря, затей, части, Енисей; Полей, красиво, Енисей, диво . |
Ребята выполняют задания согласно выбранного ими уровня. |
4. Рефлексивный этап | Итак, отрефлексируем нашу деятельность на уроке. (СЛАЙД 18) | Ученики проводят рефлексию: Что я чувствую? Что я делал? С какой целью? Какими способами достигал цели? Что в результате получил? Что мыслю делать дальше? |
5. Задание на дом | Учитель комментирует домашнее задание
(дифференцированное). (СЛАЙД 19) 1. Используя различные источники информации, исследуйте происхождение и название реки Чулым, которая протекает у нас в районе. 2. Нарисуйте рисунок – протест в защиту воды. 3. Составьте ребус о Енисее. 4. Напишите мини-сочинение “Вода в моей жизни” |
Ребята выполняют задания согласно выбранного ими уровня. |
Литература.
1. “Красноярье” Край, в котором мы живем. “Эксперимент”, Красноярск, 1994г.
2. М.И.Леонтьева. Краеведение на уроках географии. Красноярск, 2003г.
3.. Г.В.Раицкая, С.А.Шахматова. Природа и экология Красноярского края. Красноярск 2007г.
4. И.Д.Агеева. Веселая география на уроках и праздниках. Москва. 2005г. творческий центр “Сфера”.