Пояснительная записка
Обновление содержания общего образования обуславливает необходимость определённых изменений в системе дошкольного образования. Анализируя процессы, происходящие сегодня в дошкольном образовании, можно выделить приоритетные линии разработки, которые обеспечивают качество и доступность образования, что, в свою очередь, имеет несколько составляющих. Во-первых, это качество образовательных программ, определяющих стратегию и тактику педагогической работы. Во-вторых, качество образовательной среды, в которую входят материальный и “отношенческий” компоненты. В-третьих, качество работы педагога, его профессиональная подготовка, способность учитывать личностные характеристики воспитанников, умение выбрать наиболее успешный путь взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Данная расстановка акцентов помогает осмыслить изменения, происходящие в деятельности не только общеразвивающих, но и коррекционных группах ДОУ. Всё это побуждает совершенствовать коррекционно-педагогическую деятельность, искать новые методы и приёмы работы, необходимые для обеспечения своевременной коррекционной и профилактической помощи детям названной группы.
Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами (от 45 до 60%). Речь – это не врождённая способность, она формируется постепенно. К пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, не сформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но целенаправленное развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации средствами музыкально-логоритмических занятий даёт значительную динамику в их формировании у детей, посещающих логопедические группы.
Главный принцип проведения музыкально-логоритмических занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера ребёнка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.
Настоящая программа составлена для детей дошкольного возраста 4-7 лет (средняя, старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного мимнмума содержания по музыкальному воспитанию для ДОУ (“Программа воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) с учётом обновления по парциональным программам “Ладушки” (Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста) авторы И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева, “Топ-хлоп, малыши” (Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста) авторы Т.Н.Сауко, А.И.Буренина, “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)” Н.В.Нищевой.
Цель программы – преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.
Задачи
образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- знакомить с метроритмикой;
воспитательные:
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;
коррекционные:
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.
Программа предполагает проведение логоритмических занятий фронтально один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе 15-20 минут, в старшей – 20-25 минут, в подготовительной – 25 – 30 минут. Общее количество учебных занятий в год – 31.Диагностика проводится 2 раза в год (вводная – в сентябре, итоговая – в мае). Одежда должна соответствовать роду логоритмической деятельности: футболка, шорты, чешки. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- на развитие внимания;
- регулирующие мышечный тонус;
- счётные упражнения;
- формирующие чувство музыкального размера;
- на развитие чувства темпа и ритма;
- на развитие координации движения;
- на координацию речи с движением;
- на координацию пения с движением;
- на развитие речевых и мимических движений.
Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- фонопедические упражнения по методу В.В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки и пальчиковые игры воспитатель может использовать на других занятиях. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и др. В подготовке и проведении логоритмических занятий необходима тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: музыкального руководителя, логопеда, воспитателя, психолога. Организатором занятий может выступать музыкальный руководитель, логопед.
Содержание программы
Средняя группа
Музыкально-ритмические упражнения и игры.
1. Формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.
2. Учить менять движения в соответствии с двухчастной и трёхчастной формой музыки.
3. Совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега).
4. Учить ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно).
5. Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений, используя мимику.
Артикуляционная (логопедическая) гимнастика.
1.Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность.
2. Растягивать подъязычную связку (уздечку).
3. Обучать равномерному и продолжительному выдоху.
4. Отрабатывать движение верхней губы вверх и вниз.
5. Учить удерживать губы и язык в заданном положении.
6. Развивать силу выдоха.
7. Укреплять мускулатуру языка и щёк.
8. Укреплять жевательно-артикуляторные мышцы.
Пальчиковая гимнастика.
Развивать моторику кистей и пальчиков рук.
Фонопедические упражнения.
1. Укреплять гортань.
2. Прививать навыки речевого дыхания.
Пение.
1. Формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно.
2. Формировать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами.
3. Учить смягчать концы фраз, чётко произносить слова.
4. Учить петь мелодию, передавая характер музыки.
5. Учить петь с инструментальным сопровождением и с помощью музыкального руководителя (воспитателя).
Игра на детских музыкальных инструментах.
Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
Коммуникативные игры и танцы.
Развивать эмоциональность и позитивное самоощущение.
Упражнения на релаксацию.
Снимать эмоциональное и физическое напряжение.
Старшая группа
Музыкально-ритмические упражнения и игры.
1. Продолжить формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.
2. Учить самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной и трёхчастной формой музыки.
3. Продолжить совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега).
4. Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений, используя мимику.
Артикуляционная (логопедическая) гимнастика.
1. Вырабатывать энергичное сокращение мускулов гортани, глотки.
2. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку, вырабатывать движения языка вверх.
3. Вырабатывать выдувание воздуха поочерёдно правым и левым углом рта.
4. Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в расслабленном состоянии.
5. Развивать умение поднимать боковые края языка.
6. Стимулировать движения нижней челюсти.
7. Укреплять губы.
8. Развивать гибкость и точность движений кончика языка, вырабатывать умение быстро менять положение языка.
9. Развивать мимико-артикуляторные мышцы.
10. Развивать мышцы шеи.
Пальчиковая гимнастика.
Развивать моторику кистей и пальчиков рук.
Фонопедические упражнения.
1. Укреплять гортань.
2. Развивать речевое дыхание, голос, интонационную выразительность, темп речи.
Пение.
1. Формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно.
2. Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами.
3. Учить смягчать концы фраз, чётко произносить слова.
4. Учить петь с инструментальным сопровождением и с голосом музыкального руководителя (воспитателя).
Игра на детских музыкальных инструментах.
Развивать умение подыгрывать простейшие ритмические фигурации на ложках, барабане, погремушках, металлофоне.
Коммуникативные игры и танцы.
1. Развивать динамическую сторону общения.
2. Развивать эмоциональность.
3. Развивать позитивное самоощущение.
Упражнения на релаксацию.
Снимать эмоциональное и физическое напряжение.
Подготовительная группа
Музыкально-ритмические упражнения и игры.
1. Развивать чувство ритма, внимание, умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание.
2. Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
3. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений.
Артикуляционная (логопедическая) гимнастика.
1. Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность.
2. Укреплять мускулатуру языка, щёк, губ.
3. Стимулировать движения нижней челюсти.
4. Отрабатывать подъём языка и его подготовку к выработке вибрации.
5. Учить удерживать губы и язык в заданном положении.
6. Развивать подвижность языка, способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при её укорочении).
7. Укреплять мышцы шеи.
8. Прививать навык выпускания длительной направленной воздушной струи.
9. Развивать мимическую мускулатуру.
Пальчиковая гимнастика.
Развивать моторику кистей и пальчиков рук.
Фонопедические упражнения.
1. Укреплять гортань.
2. Развивать речевое дыхание, голос, интонационную выразительность, темп речи.
Пение.
1. Формировать певческие навыки, умение петь лёгким звуком, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, брать дыхание перед началом музыкальной фразы и между фразами.
2. Способствовать развитию навыков пения с музыкальным сопровождением и без него.
3. Содействовать творческому исполнению песен разного характера.
4. Развивать речевую память и речевой слух.
Игра на детских музыкальных инструментах.
1. Развивать чувство ритма.
2. Учить исполнять простейшие мелодии и ритмические фигуры в коллективе, соблюдая общую динамику и темп.
Коммуникативные игры и танцы.
1. Развивать динамическую сторону общения.
2. Развивать эмоциональность.
3. Развивать позитивное самоощущение.
Упражнения на релаксацию.
Снимать эмоциональное и физическое напряжение.
Перспективный план
музыкально-логоритмических занятий
Средняя группа
Месяц | Неделя | Тема | Сопутствующие формы работы |
Сентябрь | 1 - 4 | Диагностика | |
Октябрь | 1 2 3 4 |
В гости к зайчику Как растили капусту Яблонька Чудеса в лесу |
Осенний праздник |
Ноябрь | 1 2 3 4 |
Домик для куклы Поезд игрушек Парад игрушек Теремок |
|
Декабрь | 1 2 3 4 |
“Иван Иваныч Самоварыч” по
стихотворению Д.Хармса “Зимовье зверей” по мотивам рус.нар. сказки “Серебряный ключик” по мотивам сказки В.Степанова Новогодняя ёлка |
Новогодний праздник |
Январь | 1 2 3 4 |
Каникулы Домашние птицы Домашние животные “Медвежонок Мишутка” по мотивам сказки Л.Лебедевой |
|
Февраль | 1 – 2 3 - 4 |
Профессии (продавец, почтальон) Весёлое путешествие |
|
Март | 1 2 3 - 4 |
“У меня полно хлопот” по стихотворению
В.Орлова Мама для козлёнка “Паровозик из Ромашково” по мотивам сказки Г.Цыферова |
Мамин праздник |
Апрель | 1 2 3 - 4 |
Дела много у зверей Как Петушок проспал “Прогулка в весеннем лесу” по стихотворению М.Резанцева |
|
Май | 1 2 3 4 |
Рыбки в аквариуме Наш город “Дуся ехала на дачу” по стихотворению И.Новиковой Диагностика |
Перспективный план
музыкально-логоритмических занятий
Старшая группа
Месяц | Неделя | Тема | Сопутствующие формы работы |
Сентябрь | 1 – 4 | Диагностика | |
Октябрь | 1 2 3 4 |
Краски осени Спор овощей “Яблоко” по мотивам сказки В.Сутеева Спор грибов и ягод |
Праздник Осени |
Ноябрь | 1 2 3 4 |
Путешествие язычка Приключения дождика “Пых” по мотивам белорус.нар. сказки “Палочка-выручалочка” по мотивам сказки В.Сутеева |
|
Декабрь | 1 2 3 4 |
Теремок-холодок Где живёт Дед Мороз “Ёлка” по мотивам сказки В.Сутеева Снеговик на ёлке |
Новогодний праздник |
Январь | 1 2 3 4 |
Каникулы Морозята – внучата Деда Мороза Транспорт Приключения снежинки |
|
Февраль | 1 2 – 3 4 |
Детский сад Кем быть? “Парад на Красной площади” по мотивам стихотворения В.Орлова |
Спортивное развлечение “Богатырское” |
Март | 1 2 3 4 |
“Я маму мою обидел” по стихотворению
Э.Мошковской “Гуси-лебеди” по мотивам рус.нар.сказки Подводный мир Наш город |
Мамин праздник |
Апрель | 1 2 3 4 |
“Волшебное зеркальце” по мотивам
чешской нар. сказки Космическое путешествие Колобок Путешествие на почту |
Развлечение “Полёт в космос” |
Май | 1 2 3 4 |
Правила дорожного движения Домик для муравьишки Времена года. Лето Диагностика |
Развлечение “Наш друг Светофор” |
Перспективный план
музыкально-логоритмических занятий
Подготовительная группа
Месяц | Неделя | Тема | Сопутствующие формы работы |
Сентябрь | 1 – 4 | Диагностика | |
Октябрь | 1 2 3 4 |
“Новый каравай” по стихотворению
В.Приходько Магазин “Природа” Дядюшка Ау Птицы |
Праздник Осени |
Ноябрь | 1 2 3 4 |
Лес осенью Домашние животные Как заяц и дрозд урожай растили Разноцветная книга |
|
Декабрь | 1 2 3 4 |
Зима-хозяюшка “Госпожа Метелица” по мотивам сказки братьев Гримм “Каша из топора” по мотивам рус.нар. сказки Ворона-Снегурочка |
Новогодний праздник |
Январь | 1 2 3 4 |
Каникулы Транспорт “Как поп работницу нанимал” по мотивам сказки С Писахова “Серебряное копытце” по мотивам сказки П.Бажова |
|
Февраль | 1 2 3 4 |
“Робот” по мотивам стихотворения
В.Берестова Животные жарких стран Сказка про богатыря и чудище Подводный мир |
Развлечение “Богатырские состязания” |
Март | 1 2 3 4 |
“Снегурочка” по мотивам рус.нар.
сказки Наша Родина – Россия “Заколдованный холм” по мотивам англ. нар. сказки “Два клёна” по мотивам рус.нар. сказки |
Мамин праздник |
Апрель | 1 2-3 4 |
Звёздный бал Юные космонавты “Беляночка и Розочка” по мотивам немецкой нар.сказки |
Развлечение “День космонавтики” |
Май | 1 2 3 4 |
Защитники нашей Родины В гостях у гномов Наш друг Буратино Диагностика |
Выпускной бал |
Требования к уровню подготовки воспитанников
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
1. Ритмично двигается в соответствии с
характером музыки. 2. Координирует свои движения с партнёром. 3. Двигается, не напрягая руки и ноги. 4. Поёт протяжно, подвижно, передавая характер музыки 5. Поёт с инструментальным сопровождением и с помощью взрослого. 6. Берёт дыхание между короткими музыкальными фразами . 7. Умеет подыгрывать простейшие мелодии на ложках, погремушках, барабане. |
1. Ритмично и выразительно двигается в
соответствии с характером музыки, её жанром. 2. Отражает особенности музыкальной речи в движении. 3. Умеет двигаться под музыку легко, пластично. 4. Владеет достаточным для своего возраста объёмом движений. 5. Поёт естественным голосом, протяжно, подвижно, согласованно. 6. Поёт с голосом взрослого и с инструментальным сопровождением. 7. Берёт дыхание между короткими музыкальными фразами. 8. Умеет подыгрывать простейшие ритмические фигурации на ложках, барабане, погремушках, металлофоне. |
1. Выразительно и ритмично двигается в
соответствии с различным характером музыки. 2. Владеет достаточным для своего возраста объёмом движений. 3. Обладает пластичными движениями. 4. Поёт лёгким звуком, эмоционально передаёт характер мелодии. 5. Берёт дыхание перед началом фразы и между музыкальными фразами. 6. Поёт с музыкальным сопровождением и без него. 7. Исполняет простейшие мелодии и ритмические фигурации на детских музыкальных инструментах в ансамбле. |
Способы проверки знаний, умений и навыков воспитанников
1. Вводная диагностика – сентябрь.
2. Итоговая диагностика – май.
Тесты для проведения диагностического обследования
Обследование музыкальных способностей.
1. Выявление качества певческих умений:
Средняя группа – исполнить хорошо знакомую песню в сопровождении фо-но.
Старшая группа – исполнить знакомую песню в сопровождении фо-но, повторить индивидуально с частичной помощью взрослого.
Подготовительная группа – исполнить знакомую песню первый раз с помощью взрослого, затем без сопровождения. Исполнить песню коллективно.
2. Выявление качества музыкально-ритмических движений:
а) выполнение элементов танца:
Средняя группа – исполнить небольшой группой притопы одной ногой, хлопки в ладоши, кружение по одному.
Старшая группа – выполнить движения небольшой группой (поскоки, шаг с притопом, кружение парами).
Подготовительная группа – выполнить небольшой группой движения танца (выразительно, ритмично) – шаг польки, кружение на месте на поскоках.
б) создание музыкально-игрового образа:
Старшая группа – передать в движении образ кошки (“вся мохнатенька”).
Подготовительная группа – исполнить музыкально-игровой образ в развитии. Игра “Кот и мыши” (действовать выразительно и согласованно с музыкой).
в) выявление качества приёмов игры на детских инструментах:
Средняя группа – подыграть на ложках, погремушках, барабане.
Старшая группа – исполнить простейшие ритмические фигурации на ложках, барабане, погремушках, металлофоне.
Подготовительная группа – исполнить простую попевку в ансамбле.
3. Выявление уровня ритмического слуха:
Средняя группа – прослушать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей и воспроизвести его на барабане (двухтактное построение).
Старшая группа – прослушать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей и воспроизвести хлопками (четырёхтактное построение).
Подготовительная группа – послушать мелодию (четырёхтактное построение) и отхлопать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей.
4. Выявление уровня звуковысотного слуха:
Средняя группа – определить высокий и низкий звуки в пределах сексты – “до”-“ля”.
Старшая группа – определить высокий и низкий звуки в пределах кварты – “до”-“фа” (использовать металлофон).
Подготовительная группа – определить высокий и низкий звуки в пределах терции – “до”-“ми” (использовать металлофон).
Обследование неречевых психических функций.
1. Обследование слухового восприятия:
- дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек;
- определение направления звука;
- восприятие и воспроизведение ритма.
2. Обследование восприятия пространственных представлений и наглядно-образного мышления:
- ориентировка в пространстве;
- ориентировка в схеме собственного тела.
Обследование состояния моторной сферы.
1. Состояние общей моторики (объём выполнения движений, темп, активность, координация движений).
2. Состояние ручной моторики (объём движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости).
3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, замедленность движений глазных яблок).
4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объём, способность.к переключению, замены):
- движения нижней челюсти;
- движения губ;
- движения языка.
Обследование состояния экспрессивной речи.
1. Состояние дыхательной и голосовой функций:
- объём дыхания;
- продолжительность речевого выдоха;
- сила голоса;
- модуляция голоса.
2. Особенности динамической стороны речи:
- темп;
- ритм;
- паузация;
- употребление основных видов интонации.
Используемая литература.
1. Нищева Н.В. “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)” - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
2. Зацепина М.Б. “Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации” - М.: Мозаика-Синтез, 2006
3. Воронова А.Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие” - М.: ТЦ Сфера, 2006
4. Сергиенко Г.Н. “Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ” - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.