Цели:
- раскрыть сущность физико-химического процесса дыхания живых организмов, показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы организма человека;
- продолжить развитие навыков логического мышления;
- способствовать формированию навыков экологического мышления, навыков здорового образа жизни.
Методы: словесный, демонстрационный, использование компьютерных технологий, исследовательский, проблемный метод.
Формы: интегрированный урок – 2 часа.
Методические приемы: поисковая беседа, тестирование, решение задачи, демонстрация слайдов, рисунков, эксперимент.
Оборудование: компьютер, экран, таблица «Система органов дыхания человека», диск А Лекция Жданова В.Г. «О вреде алкоголя и курения», хвоя сосны, фильтры с результатами исследования загрязнения воздуха.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II.Актуализация знаний
Учитель. Дыхание – важнейший физико – химический процесс для большинства живых организмов, обитающих на поверхности Земли, поскольку она наиболее интенсивно связывает организмы с окружающей средой. Главные механизмы дыхания растений и животных были выявлены наукой к началу XX века. Основной функцией дыхания считалось доставка кислорода к тканям, где происходит окисление биотоплива и последующее удаление образовавшихся углекислого газа и воды. Главным реактором, осуществляющим газообмен организма с атмосферой, для высших животных оказались легкие, образование множеством легочных пузырьков – альвеол.
1. Каков же путь воздуха из атмосферы до альвеол?
Ответ ученика с демонстрацией слайда «Дыхательная система человека». (Приложение 1)
– Мы вспомнили о легочном дыхании, когда осуществляется газообмен между воздухом и кровью.
2. Какие виды дыхания еще нам известны?
Ответ ученика: тканевое – когда осуществляется газообмен между кровью и клетками ткани.
3. Для некоторых организмов характерен еще один тип дыхания. Какой?
Возможный ответ из класса: кожное – это дыхание через поверхность тела, заслушивается сообщение учащегося о кожном дыхании, «золотом мальчике». (Приложение 2)
– Итак, мы вспомнили виды дыхания и вспомнили путь атмосферного воздуха до альвеол и обратно.
4. Каковы же стадии дыхания? (Приложение 3)
Информация на слайде
- Внешнее дыхание: поступление кислорода из среды в организм, осуществляемое с помощью специальных органов (легкие, жабры, трахеи и т.д.) или напрямую через поверхность тела.
- Транспорт кислорода: перенос его от органов дыхания ко всем организмам, тканям и клеткам - эта функция обеспечивается кровеносной системой при участии специальных белков – переносчиков кислорода (гемоглобин, миоглобин, гемоцианин и др.)
- Клеточное дыхание и выброс его продуктов: диффузия кислорода в каждую клетку через ее оболочку, использование поступившего кислорода на окисление биотоплива, выход из клеток образовавшихся CO2 и H2O, их перенос в легкие и выброс при выдохе.
– Итак, вернемся к тому, что живые организмы вдыхают воздух – смесь газов: 21% O2, 78% N2, 0,03% CO2, водяные пары, другие компоненты. Газообмен возможен благодаря физическим и химическим свойствам O2 и CO2.
5. Каковы же они? (Выполняется альтернативный тест по двум вариантам)
- Хорошо растворим в воде
- Намного тяжелее воздуха
- Плохо растворим в воде
- Участвует в фотосинтезе
- Является жидкостью
- Бесцветный
- Немного тяжелее воздуха
- Является окислителем в обмене веществ
- Поддерживает горение и дыхание
- Вызывает помутнение известковой воды
- Используется при тушении пожаров
- Молекула электронейтральна
- Газ переходит их области большего давления в область меньшего давления
Ответы:
- O2 – 3, 4, 6, 7, 8, 9, 12, 13
- CO2 – 2, 3, 4, 6, 10, 11, 12, 13
III. Изучение новой темы
6. Какова же роль хотя бы некоторых химических и физических свойств этих газов на указанных стадиях дыхания?
Проанализируем I стадию дыхания:
– Воздух – в альвеолах, их стенки выстланы
молекулами воды, которые, как вам известно,
полярны, а молекулы O2 – электронейтральны.
К альвеолам подходят капилляры, в которых
протекает кровь. Кислород не задерживается в
альвеолах, а быстро за 0,01 сек. диффундирует в
капилляры. Почему?
Ответ учащихся: O2 плохо растворим в воде.
– Далее кислород попадает большей частью в эритроциты. Почему?
Ответ учителя: этому способствует почти мгновенное соединение с гемоглобином
1 моль Hb + 4 моль O2
– А сейчас проанализируем III стадию – клеточное дыхание:
O2, поступает в клетку из капилляра
О2 эритроцит CO2, выходит из клетки в
капилляр
– Почему это возможно?
– В капилляре > O2, в клетке мало. В каком направлении пойдет диффузия O2?
Ответ учащихся: в направлении клетки. В клетке > CO2 (вследствие обмена веществ), а в крови < .
– В каком направлении пойдет CO2?
Ответ учащихся: в направлении капилляра.
– Какое свойство газов здесь просматривается? Газ переходит из области > давления в область <.
– Далее парадокс, суть которого в том, что кровь очень быстро насытится углекислым газом, и он пойдет назад в клетку, а это для нее смертельно.
– Изящная выдумка природы: гидратация CO2 (учащиеся у доски пишут уравнение CO2 + H2O ––> H2CO3); значит, по крови к легким идет H2CO3и в альвеолах идет обратный процесс (тот же учащийся составляет уравнениеH2CO3 ––> H2O+ CO2).
– Таким образом, при выдохе в атмосферу выходят эти продукты обмена.
– Какое же свойство CO2 здесь прослеживается?
Ответ учащихся: взаимодействие углекислого газа с водой – явление обратимое.
– Какова же роль кислорода в клетке?
(Приглашается к доске учащийся для совместной работы с учителем)
– В клетке всегда должно быть биотопливо – глюкоза C6H12O6, она взаимодействует с O2, образует CO2 и H2O (учащийся пишет уравнение)
C6H12O6 + 6 O2 ––> 6 CO2 + 6 H2O + 2880 Кдж
– Роль кислорода – освобождать эту энергию, необходимую для осуществления всех функций организма.
– Как называется эта реакция? Какое химическое свойство O2 здесь прослеживается?
Ответ учащихся: это реакция окисления, а O2 – окислитель.
– Итак, газообмен при дыхании основан на физических и химических свойствах кислорода и углекислого газа.
– II стадия зависит в основном от чистоты кровеносных сосудов, а значит от образа жизни индивида.
(Учащимся предлагается фрагмент из лекции профессора Сибирского Гуманитарно-экологического института, президента международной ассоциации психоаналитиков Жданова В.Г. «О вреде курения»)
– Если вспомнить итоги анкетирования в нашем классе в начале года о вредных привычках, то наверное, некоторым из вас стоит призадуматься.
(Результаты анкетирования заставляют насторожиться, они обсуждены с учащимися и на родительских собраниях.)
– Но состояние нашего здоровья зависит еще и от экологической обстановки. Наш поселок расположен в лесной зоне, на берегу Бирюсы, никаких химических перерабатывающих предприятий нет. Правда, в 12 км от нас идет добыча угля, который транспортируется и в наши учреждения, и на предприятия города Тайшета.
– Что же можно сказать об экологической ситуации поселка в плане чистоты атмосферы? Об этом говорят результаты небольших исследований (Приложение 5)
(2 группы ребят дают отчет по своим домашним экспериментальным заданиям) «Химия в школе» № 2,08 с 70, 71.
– Какие предложения вы можете сделать по сохранению атмосферы нашего поселка? (Учащиеся предлагают, например : озеленение территории, ограничение проезда грузового транспорта по улицам поселка и т.д.)
Выводы: залогом чистоты атмосферного воздуха является сохранение зеленого наряда, который за счет фотосинтеза регулирует газовый баланс планеты: обеспечивает выделение O2 и поглощение CO2
IV. Закрепление
Задача.
Котельная при нашей школе в среднем сжигает 2т угля в сутки. Состав угля: 84% углерода, 5% самородной меди, 3,5% серы, 5% воды, 2,5% негорючих веществ. Какова площадь леса, необходимого для восполнения потери O2, расходуемого на сжигание, если 1 га в сутки даст 10 кг O2?
Работают 3 группы учащихся.
– Приглашается один учащийся для записи данных
задачи.
– выясняем, какие компоненты повлекут при
сгорании затраты O2.
– учащиеся каждого ряда выполняют
самостоятельно расчеты по потреблению O2 при
сгорании: I ряд – углерода, II ряд – серы, III ряд
– меди;
– найденные затраты суммируются
– выполняются расчеты по нахождению площади
леса.
2. По уравнениям реакций горения находим массы затраченного кислорода:
– В заключение урока, еще раз возвращаясь к теме, сделаем выводы о том, что для нормальной жизнедеятельности организма необходим обмен веществ на оптимальном уровне, а это возможно при нормально протекающем газообмене между организмом и средой. Газовый баланс атмосферы поддерживается только благодаря зеленому наряду планеты и потому вечными будут заповеди человека:
1. Построить дом
2. Посадить дерево
3. Вырастить сына
Домашнее задание: § 26-28 стр.132-146
________________________________________
Примечание редакции: из-за размеров, превышающих допустимые Приложение 4 не прилагается.