Олимпийские игры вошли в историю человечества как крупнейшее международное комплексное спортивное мероприятие. Они обладают огромной притягательной силой не только потому, что это единственные в своем роде всемирные спортивные состязания, но и потому, что они представляют прекрасную возможность для установления дружеских связей между спортсменами различных стран.
Инициатор проведения Олимпийских игр современности Пьер де Кубертен искренне думал, что олимпийский огонь сможет зажечь в человечестве «дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования». «В современном мире, — говорил он, — имеющем огромные возможности, а одновременно и опасные слабости, олимпийские идеи могут стать школой благородных принципов и моральной чистоты, а также физической силы и духовной энергии»[6].
Священный огонь факела и сегодня символизирует собой мир и дружбу всех народов земли. Олимпийское движение — важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека.
Мы убеждены, что формирование представлений об олимпизме может стать частью не только физического, но и эстетического и нравственного воспитания ребенка. Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах. Именно поэтому появилась необходимость разработки проекта по олимпийскому образованию дошкольников, который опирается на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.
Физическое воспитание дошкольника предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире. Физическое воспитание в современном дошкольном учреждении, как указывают многие исследователи, должно опираться на создание предпосылок для интегрированного развития интеллектуальных способностей средствами физической культуры. Отличительная черта физического воспитания детей дошкольного возраста — это органическая связь с умственным воспитанием [6].
Ребенок накапливает тот практический опыт, который в дальнейшем он повторит и закрепит в сюжетной двигательной деятельности. Участие в совместной деятельности вырабатывает у детей чувство ответственности за команду, товарищей.
Взаимосвязь разных видов деятельности на основе эмоционального воздействия на ребенка осуществляется через взаимопроникновение этих разделов, или, иначе говоря, их интеграцию.
Интегрированный или проектный метод обучения является для дошкольных учреждений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Метод проектов возник еще в 20-е гг. прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В основе метода — идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности [3].
В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов под руководством СТ. Шацкого внедряла его в образовательную практику.
В современном информационном обществе метод проектов становится особенно актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к этой форме организации обучения. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни [1].
Не только необходимость понимать смысл и предназначение своей работы, но и самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое входит в содержание проекта.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Взаимосвязь познавательного и физического развития является примером частичной интеграции. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков, ответственных. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы.
Отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом является продукт, презентация которого проводится на завершающем этапе.
Значительный интерес у детей старшего возраста вызвала тема информационно-практико-ориентированного проекта «Мы – будущие олимпийцы!»
Организация проекта «Мы – будущие олимпийцы!» (этапы работы над проектом)
Первый этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской деятельности.
На первом этапе были поставлены следующие цели и задачи:
Цель: формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством постановки и разрешения проблемы в процессе занятий физической культурой.
Задачи:
- Формировать у детей представления об Олимпийских играх как мирном соревновании с целью физического и социально-нравственного совершенствования людей в процессе ознакомления дошкольников с первоначальными сведениями из истории Олимпийского движения древности как достижения общечеловеческой культуры.
- Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт Олимпизма, а также потребности в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья.
- Развивать у детей стремление к актуализации опыта других и своего собственного по укреплению и сохранению здоровья посредством занятий физической культурой.
- Воспитывать у детей таких социально значимых личностных качеств, как целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.
Проблема. Во время подготовки выборов МОК города для проведения зимней Олимпиады 2014 года, которая подробно освещалась во всех средствах массовой информации, у детей старшего возраста стал проявляться интерес к Олимпийской тематике, выражающаяся в эмоционально насыщенных рассказах детей и вопросах:
Детей интересовало: «Почему многие страны борются за право проведения Олимпиады?», «Почему победа на Олимпиаде является самой высокой наградой для любого спортсмена?», «Все ли спортсмены могут принимать участие в Олимпийских играх?».
Инструктор по физической культуре пояснила, что Олимпиада – это самые древние и почетные спортивные состязания. И поэтому развитые страны борются за право проведения Олимпиады, а принимать участие в ней могут только лучшие спортсмены.
У детей вновь возникли вопросы: «А какие они – лучшие спортсмены?», «Что нужно делать, чтобы стать Олимпийцем?».
Гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместной деятельности и обсуждения проблемы инструктором по физической культуре, воспитателей с детьми, детей с родителями: чтобы удостоится чести стать олимпийцем, необходимо познакомиться с историей Олимпийского движения, вести здоровый образ жизни, воспитывать у себя важные человеческие качества (целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие), регулярно заниматься физической культурой и спортом).
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, дети с помощью инструктора по физической культуре и воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования:
- Познакомиться с историей Олимпийского движения, олимпийскими чемпионами нашей страны и родного города.
- Изучить качества, которые позволили спортсменам стать победителями Олимпиады.
- Освоить правила безопасности жизнедеятельности, личной гигиены и правильного питания.
- Регулярно активно заниматься физической культурой и спортом.
Второй этап. Организация деятельности детей в рамках проекта.
Виды деятельности:
1. Экспериментальная деятельность
А. Познавательные эксперименты (на познавательных занятиях)
- Почему Олимпиада является не просто соревнованием, а праздником для всех спортсменов мира?
- Что нужно знать, чтобы стать знаменитым спортсменом?
- Почему победители других соревнований не всегда носят звание олимпийского чемпиона?
- Почему не все спортсмены, обладающие силой, ловкостью, выносливостью выигрывают олимпийские соревнования.
Б. Физические соревнования.
- Что происходит с нашим организмом (сердце, легкие, мышцы, кожа) после занятий физической культурой?
- Каковы мои физически возможности? (в рамках «Спортивного аукциона» на дне Здоровья).
2. Сбор и систематизация информации.
- Рассматривание картинок и фотографий с изображением разных видов спорта и оформление их в альбом;
- Использование дидактических игр, посвященных разным видам спорта;
- Создание рисунков о спорте и оформление их в галерею;
- Разработка и обыгрывание макетов «Стадион будущего»;
- Систематизация стихов и загадок о спорте, его значении в жизни человека (в форме альбома);
- Составление сборника рассказов детей о любимом спортсмене;
- Фотосессия «Мы занимаемся спортом» (оформление стенда в физкультурном зале);
- Беседы: «Возникновение Олимпийских игр», «Олимпийское движение современности», «Олимпийская символика и традиции», «Знаменитые олимпийцы современности»;
- Фоторепортажи с соревнований «Веселые старты»;
- Фоторепортажи «Семейные спортивные традиции», «Семейный секрет здоровья» (по сезонам);
- Портфолио «Спортивные достижения наших воспитанников»;
- Портфолио публикаций в СМИ.
3. Физкультурная деятельность детей.
- Занятия, прогулки, игры, гимнастика, досуги, праздники, день Здоровья;
- Спортивные упражнения;
- Подвижные и спортивные игры, эстафеты, соревнования.
4. Творческая деятельность детей.
- Придумывание стихов и рассказов о спорте и спортсменах и любимых спортсменах. Конкурсы стихов и рассказов о спорте.
- Придумывание детьми двигательных загадок. Картотека двигательных загадок, придуманных детьми.
- Создание рисунков и макетов о спорте. Выставки рисунков, конкурсы макетов.
- Разработка олимпийской символики. Выставка детских работ.
- Придумывание вариантов выполнения основных видов движений, упражнений.
- Придумывание вариантов подвижных игр. Картотека игр.
- Пантомимические миниатюры и физические упражнения (дети выполняют самостоятельно по словесной характеристике взрослого) Театрализованный физкультурный досуг.
- Разработка комплекса упражнений на основе схем. Картотека.
- Придумывание названий для сюжетных подвижных игр. Картотека.
Третий этап. Презентация материалов проекта:
- мини-музей (выставка в изо-студии материалов по истории Олимпийского движения в России и города Череповца);
- выставка рисунков детей на тему «Галерея спорта»;
- выставка макетов «Стадион будущего»;
- сборник стихов, загадок о разных видах спорта и их значении для человека (при участии родителей);
- сборник рассказов детей об их любимом спортсмене (при участии родителей);
- выставка коллажей «Мой любимый вид спорта»;
- портфолио спортивных достижений воспитанников детского сада;
- конспекты интегрированных занятий по теме проекта (совместная работа инструктора по физической культуре и воспитателей);
- картотека игр на развитие личностных качеств (целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие).
Литература:
- Агуреева Т.Н. История возникновения метода проектов в педагогике. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 9, 2009;
- Виммерт, Йорг. Олимпийские игры.- М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007;
- Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ – М.: АРКТИ, 2005;
- Метаев Ю.А. Олимпиада-80: Альманах.- М.: Физкультура и спорт, 1978;
- Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование». «Ребенок в детском саду» № 5, 2009;
- Филиппова С.О., Волосникова Т.В. Олимпийское образование дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.