Открытый урок русского языка (2-й класс). Тема "Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: закрепление изученного материала.

Технология: заочное путешествие.

Общая дидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений учащихся по теме « Заглавная буква в именах собственных» в жизненной ситуации.

Цели урока по содержанию:

  1. Общеобразовательная: Актуализировать знания детей по изученному материалу, расширить их за счёт знакомства с информацией по краеведению.
  2. Развивающая: Развивать умение писать с заглавной буквы имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, сёл, улиц, рек.
  3. Воспитательная: Воспитывать чувство любви к родине, гордости за родной край.
  4. Здоровьесберегающая: Беречь здоровье детей, избегать перегрузок.

Оборудование: карта Кировской области; современные словари Вятского края; иллюстрация самолёта; дымковская игрушки «Петушок»; карточки разного цвета с заданиями; магнитная доска с изображениями цирковых артистов; репродукция картины В.М.Васнецова «Алёнушка»; магнитофон; запись голоса Шаляпина; «бортовой журнал»- блокнот для записей учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок, повторение правил посадки за партой).

Настроение, каково? («Во!»- показывают большой палец)
К уроку готовы? (« Готовы».)
Будем начинать. Глубоко вдохнули, выдохнули. Садитесь.
Руки («На месте».), ноги («На месте».),
Локти («У края»), спинка («Прямая»).

2. Подготовка к основному этапу (мотивация, актуализация знаний, краткое повторение)
-Послушайте отрывок из стихотворения и скажите, какую тему сегодня мы будем повторять.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв - подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
(Е.Измайлов)

(Тема «Большая буква в именах собственных»).

- Ребята, вы любите путешествовать? Я приглашаю вас в путешествие по Кировской области - родному Вятскому краю. И совершим мы его, не сходя со своего места. Такое путешествие называется заочное. Слова, которые мы будем сегодня писать, встретятся вам в повседневной жизни. Вот почему важно запомнить их написание.

- Отправляясь в путь, нам необходимо захватить терпение, усердие и багаж нужных знаний. Проверим, есть ли у нас такой багаж. Продолжите моё предложение:

«С большой буквы пишутся…» (И.Ф.О. людей, клички животных, название городов, сёл, улиц, рек). Молодцы, можем отправляться в путь. 

3. Минутка чистописания.

- Ребята, на чём мы можем путешествовать? (ответы детей)

- Наш край очень большой, один из самых крупных регионов России. Чтобы всё лучше рассмотреть, предлагаю сесть в самолёт (показ иллюстрации).

- На ваших партах силуэты самолёта. Чтобы сесть в самолёт, надо заполнить его элементами букв.

- Написание каких элементов мы должны вспомнить? (короткая и длинная наклонная палочки, палочка с петелькой внизу).

- Затем нарисуйте облака, продолжив мою запись. Кто сделает быстро, обведите силуэт самолёта.

- Но сначала пальчиковая гимнастика:

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно, и вытягивать начну.
Руки я затем помою, пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою и тепло поберегу.
Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики.

- Начинаем писать: Будем («Внимательны), будем («Старательны»).

- Вывод: Мы справились с заданием хорошо, можем лететь.

4. Основная часть урока – «Путешествие по Вятскому краю».

Вступительное слово учителя:

- Слушай мою команду: Сесть, соблюдая правила посадки («Есть сесть, соблюдая правила посадки»). Пристегнуть ремни («Есть пристегнуть ремни»). 5-4-3-2-1-0 - полетели!

(Открывается доска с картой Кировской области, которая служит опорой к рассказу учителя; рассказ сопровождается показом на карте и обращением к записи на доске:Кировская область, Вятский край, Киров, Вятка).

- Посмотрите в иллюминаторы. С большой высоты наша область выглядит примерно так, как на карте. Граница области напоминает по форме глиняного петушка. Глиняные дымковские петушки стали символом нашего края (показ дымковской игрушки). Область удалена к северу от Москвы примерно на 1000 км.

В центре области располагается областной центр – город Киров, поэтому наш край называется Кировская область. Но часто можно слышать и другое название нашего края – Вятка, или Вятский край. Дело в том, что не так давно город Киров называли Вяткой – это его старинное, историческое название, которое город получил от наших предков. И очень хорошо, что современные жители помнят это, значит, они уважают свои корни, берегут историю своей родины.

- Давайте и мы с вами будем уважать свою историю, любить край, где мы родились и растём. А для начала узнаем о нём интересные факты.

Работа в «Бортовом журнале» : страница 1 «Наш край» и страница 2 «Главный город» (коллективная работа с опорой на доску):

- На каждом самолёте есть «Бортовой журнал», где лётчики записывают всё самое важное. Нашим «Бортовым журналом»будет вот этот блокнот, где уже есть некоторые записи – подсказки, чтобы знать, на что обратить своё внимание. Здесь мы будем записывать всё самое интересное, о чём узнаем.

- Сделаем записи на его первой странице. Запишите на первой строчке сегодняшнее число.

- Куда мы сегодня отправились путешествовать? (по родному краю).

- Запишем посредине следующей строки тему путешествия «Наш край» (учитель обращается к записи на доске).

- Как называется наш край? (Кировская область, Вятский край).

- Какие слова записаны с большой буквы? Почему? (ответы детей)

- Запишите с красной строки название нашего края. Проверьте по доске.

- Переверните страницу. Как называется вторая страница? (читают «Главный город»).

- Значит, где мы сейчас остановимся? (ответы детей)

- Как называется главный город нашей области, её центр? (Киров).

- Допишите моё предложение. (готовая запись - Областной центр -…)

- Как написали это слова? Почему? (ответы детей)

- Какое у него было историческое название? (Вятка)

- Молодцы, что запомнили.

Рассматривание открыток с фотографиями г. Кирова

- А теперь мы немного отдохнём и «погуляем» по улицам города, разглядывая фотографии.

-Мы с вами были в Кирове уже 2 раза. Поднимите руку, кто ездил в Киров с родителями. Может быть, кто-то во время прогулки узнает знакомые места, скажите нам об этом, пожалуйста.

- Самая длинная улица города – улица Ленина (фото) На ней располагается много интересных зданий. Например: краеведческий музей (фото). Рядом расположено здание Театра Юного Зрителя (теперь этот театр известен больше, как «Театр на Спасской»). Здесь мы были в прошлом году на спектакле.

- А это улица Воровского. На ней находится самый большой магазин города – ЦУМ (фото).

- Это набережная Грина (фото), где построен памятник воинам-кировчанам, погибшим в В.О.войне. Здесь горит вечный огонь.

- А это улица Дрелевского и Приказная изба – памятник архитектуры XVII века, в которой мы побывали этой осенью.

- Все эти улицы названы в честь знаменитых людей, что-то сделавших для нашего края или всей страны.

- В городе есть большая площадь, которую называют Театральной (фото).

Кто догадался, почему? (ответы детей). В этом театре мы тоже побывали.

- А на Октябрьском проспекте есть здание, знакомое и любимое детям. Это цирк (фото). Сегодня здесь цирк зверей. Может быть, заглянем? (ответы детей)

Физкультминутка

В цирк, ребята побежали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали.
Покрутились, повертелись,
И за парты вновь уселись

 

 

Глазки крепко закрываем.
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем.
В цирк сейчас мы попадаем.

(На магнитной доске появляется слово «ЦИРК», затем, по ходу урока, выставляются изображения сказочных персонажей в роли цирковых артистов)

Работа на карточках – «цирковых билетах»: (письмо под диктовку):

- Вручаю вам «билеты» с программой выступления (карточки голубого цвета с записаноы программой выступления).

- Но что я вижу? В них не дописаны имена наших артистов. Давайте с ними познакомимся и вставим в программку недостающие слова. О чём при этом надо помнить?

(Учащиеся вспоминают правило и дописывают клички животных под диктовку учителя к готовым записям с названием циркового жанра и животного)

Воздушная гимнастка - бегемотиха ….(Кроха),
Эквилибрист – слонёнок …(Тишка),
Жонглёр – медвежонок….(Миша),
Весь вечер на арене клоун – львёнок… (Лёва),
Музыкальное сопровождение – ансамбль:

  • гитарист – мышонок… (Пик),
  • Барабанщики: заяц - …(Тимошка),
  • обезьянка-…(Анфиса).

- Замечательное получилось представление.

Работа в «Бортовом журнале»: улицы Кирова (самостоятельное списывание с заданием)

- Улиц в Кирове ещё очень много, но на этом мы закончим сегодня нашу прогулку. В свои «Бортовые журналы» спишите с жёлтых карточек название улиц, на которых мы побывали, подчеркните большую букву в именах собственных.

(Самостоятельное списывание с заданием:Улица Ленина, улица Воровского, набережная Грина, улица Дрелевского, Театральная площадь, Октябрьский проспект.)

Работа в «Бортовом журнале»: реки области (письмо с комментированием):

- Город Киров стоит на реке Вятке (фото). Это самая крупная река в нашей области (показ на карте), она впадает в реку Каму.

- Ниже на странице запишем с комментированием 2 предложения:

Город Киров стоит на реке Вятке.

Река Вятка впадает в реку Каму.

- Подчеркните большую букву в именах собственных.

Работа в «Бортовом журнале»: страница 3 «Малая родина» (коллективная работа, задание на дом).

- Ребята, если мы посмотрим на карту, то увидим, что в нашей области есть много городов. Их всего 18, а посёлков и деревень – не перечислить. Но нам с вами милее и дороже наша малая родина – место, где мы родились, где учимся в школе.

- Продолжим наше путешествие. Переверните страницу, прочитайте запись («Малая родина») и скажите, о чём мы теперь поведём разговор? (ответы детей).

- Кировская область делится на 39 районов. Один из них – наш родной Кумёнский район.

- Кто знает, как называется наш районный центр (посёлок Кумёны – запись на доске).

- Продолжите запись (Районный центр – посёлок… Кумёны.), проверьте по доске.

- Дома каждый из вас запишет ниже свой адрес (Я живу:……..), как вас зовут, и как зовут ваших родителей (Ф.И.О. родителей: …). Это 1 часть домашнего задания.

- А теперь мы продолжим наше путешествие, но сначала немного отдохнём сидя на месте.

Физкультминутка за партой.

Вновь у нас физкультминутка.
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
а теперь назад прогнулись.

 

 

Голова устала тоже?
Так давайте ей поможем.
Вправо, влево, раз и два.
Думай, думай голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Работа в «Бортовом журнале»: страница 4 «Наши знаменитости» (самостоятельная работа с последующей проверкой).

- Прочитайте, что написано на следующей странице нашего журнала («Наши знаменитости»).

- Кого можно назвать «знаменитостью»? (человека, который известен стране, совершил в жизни какое-то большое дело).

- Наша Вятская земля может по праву гордиться своими людьми. Сколько великих тружеников взрастила она! Есть среди них имена, известные не только в России, но и за её пределами. Об известных людях расскажет нам Современный словарь Вятского края. Давайте заглянем на его страницы и узнаем, что же это за люди? (демонстрация некоторых страниц словаря).

- В нашей области родился и вырос человек, который трижды побывал в космосе. Это Виктор Петрович Савиных (фото).

- Наш земляк – писатель и иллюстратор детских книг – Евгений Иванович Чарушин. (фото). Представлены в словаре и некоторые его работы.

- Всем известна знаменитая картина «Алёнушка» (демонстрация). А написал её Виктор Михайлович Васнецов (фото), который родился в соседнем районе в селе Рябово, совсем недалеко от Вожгал.

- Считал себя Вятским и великий артист, певец Фёдор Иванович Шаляпин (фото), родители которого жили недалеко от деревни Чекоты, находящейся также рядом с Вожгалами. Давайте прервём путешествие и послушаем голос великого певца.

Музыкальная пауза (поёт Ф.И.Шаляпин)

- Вот какие знаменитости прославили наш край. На этой странице вклеена зелёная карточка, на которой записаны Ф.И.О. наших известных земляков и род их деятельности. Соедините линией левую и правую части.

Проверим:

  • Какой известный художник родился на Вятской земле? (В.М.Васнецов)
  • Назовите земляка-космонавта. (В.П.Савиных)
  • Великий певец, считавший себя вятичем? (Ф.И.Шаляпин)
  • Писатель - иллюстратор детских книг? (Е.И.Чарушин)

- Почему слова левого столбика написаны с большой буквы? (ответы детей).

5. Заключительная часть (эмоциональная разрядка, итог урока, домашнее задание).

- О родной Вятской земле можно говорить очень долго. О любви к ней написано много стихов. Кировская область – это и моя Родина, свою любовь к ней я выразила через стихотворение:

(Читает подготовленный ученик.)

Родной мой край, моя сторонка.
Как не любить тебя за всё:
За ручеёк, поющий звонко,
За детство милое моё.

 

 

Здесь близко всё, здесь всё родное.
Горжусь я тем, что здесь живу.
И имя я твоё святое
В душе навечно сберегу.

- Надеюсь, что эти слова стали сегодня ближе и вам. А наше путешествие подошло к концу.

- Слушай мою команду:

  • Приготовиться к посадке («Есть приготовиться к посадке»)
  • Пристегнуть ремни («Есть пристегнуть ремни»).
  • 5-4-3-2-1-0 – посадка благополучно завершена.

- Посмотрите, какой замечательный альбомчик у нас получился. В нём много интересного о нашем крае. Сохраните его на память о сегодняшнем уроке.

- Какую тему помогло нам лучше усвоить наше путешествие? (ответы детей)

- В каких словах надо писать заглавную букву? (ответы детей)

- Молодцы, спасибо за работу……(поблагодарить самых активных учащихся)

Оценки будут поставлены после проверки ваших письменных работ.

- В нашем альбоме осталась ещё одна страница. Это игра «Угадай-ка». Вспомните, о чём мы говорили на уроке, и вставьте пропущенную букву. Это вторая часть домашнего задания.

7. Рефлексия

- Кому понравилось наше путешествие, поставьте на крыло самолётика красную звёздочку, кому очень понравилось, можно поставить 2 звёздочки

- Хотели бы вы продолжить его на следующих уроках? Зачем? (ответы детей).

- Что нового для себя вы сегодня узнали? (ответы детей).

Литература:

  1.  Волина В.В. «Учимся играя». – М.: Новая школа, 1994.
  2. Ковалько В.И. «Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников». – М.:ВАКО,2007.
  3. Сборник «Современный иллюстрированный Словарь Вятского края»; серия «Лидеры Кировской области». Выпуск седьмой, 2005.- «Экспресс», 2005.
  4. Сборник «Современный иллюстрированный Словарь Вятского края», том 2. Серия «Лидеры Кировской области». Выпуск, 2007.- «Экспресс», 2007.