Методические исследования и практика школьной работы показывают, что навык написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой – изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.
Для того, чтобы активизировать интерес и познавательную деятельность учащихся при работе со словарными словами предлагаю рассмотреть следующие виды работы.
Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты. Словарные диктанты можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами.
Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточе (можно использовать смарт доску) слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. (В случае необходимости выясняют значение слова.)
Картинный словарь - диктант:
- Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударных гласных в слове и записывают его.
- Учитель показывает карточку, дети объясняют написание, ставят знак ударения.
- Учитель показывает карточку, дети объясняют написание и самостоятельно записывают слово.
Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный): Учитель предлагает карточки-картинки, либо карточки- слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания:
- Записать в первый столбик слова-названия животных, во второй - названия растений.
- Записать в столбики слова, в написании которых следует запомнить гласную -е-, во втором- о-, в третий-а.
- Выписать только слова из «Словаря»
Диктант с использованием загадок.
Учитель читает загадку, дети отгадывают её, записывают слово отгадку и выделяют орфограммы.
Диктант по памяти:
- Записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов.
- Записать по памяти слова, в которых нужно записать в безударном слоге гласную - е.
Диктант с комментированием.
Учитель называет словарное слово или однокоренные слова, один ученик комментирует написанное, остальные дети записывают в тетрадь слово.
Творческий диктант. Заменить развернутое одним словом (четвертый день недели - четверг, прием пиши в середине дня - обед, плод яблони - яблоко, помещение для торговли - магазин).
Проверка может сопровождаться объяснением и с помощью сигнального блокнота.
Помимо словарных диктантов значительное место должны занимать упражнения лексического характера.
Важно, чтобы ученики понимали как изученное слово, так и однокоренные ему слова и могли бы использовать это слово в речи в соответствующем ему значении. Наиболее совершенным приемом объяснения является показ предмета или его изображения. Дети называют предмет, определяют его назначение, объясняют отличительные признаки предметов (топор, молоток).
Интересна работа с загадками при объяснении нового слова. Дети отгадывают и доказывают, что разгадки правильны. Однако эти приемы учитель чаще всего использует при знакомстве с новым словом. Можно использовать и другие виды упражнений, способствующих осознанию значения трудных слов и правильности их использования в речевой практике.
Чтобы работа со словарными словами была для детей интересной и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ и широко разнообразить дополнительный материал. Многие слова, изучаемые по программе 1-го класса, встречаются уже в текстах букваря, «Книге для чтения». Работу над ними нужно проводить уже в букварный период. Начало - звуко-буквенный анализ слов. Дети складывают их из кубиков, или разрезной азбуки, затем записывают, подбирая соответствующие картинки. Во втором полугодии проводится систематическая работа над усвоением трудных слов. С этой целью используются следующие виды работ:
- Хоровое прочитывание слов из учебника, с послоговым проговариванием и записью.
- Медленное пропевание слов.
- Задания для работы со словарем:
- выписать слова на тему «Школа», названия птиц, животных;
- выписать 4-5 слов начинающихся с буквы «…»;
- выписать слова с «ь» в середине слова;
- выписать 3-5 слов с безударной гласной «о» или «а».
- Выборочный диктант (записать только словарные слова).
- Ответы на вопросы (Кто готовит уроки?) Учащиеся записывают только ответы или предложения.
- Составление маленьких рассказов на темы: «Учебные вещи», «Наш класс», «Наши друзья».
- Загадки на темы: «Посуда», «Растения», «Животные», «Учебные вещи»;
- Дописывание предложений: «В класс вошла - (учительница)»;
- Игры из занимательной грамматики:
а) «Первый слог потерялся» ... радь, ... нал, ... бака, ... хар;
б) «Собери слово» бе,за,рё., воч,ка,де., ки,ва,лен.;
в) «Угадай слово» используются карточки с первым слогом (мо...) мороз или молоко, (пе...) пенал или петух, (са...) сапоги или сахар;
г) «Из каких слов выпали гласные, какие?» м.ш.н., з.в.д., м.с.ц. - Перфокарты, где надо вставить пропущенные буквы.
- Картинный словарь. Учащиеся записывают 5-6 слов. Картинки часто меняются. Используется при изучении нового слова.
- Игра «Доскажи словечко». Слова пишутся на доске. Эта работа очень нравится детям.
Во 2-м классе работа над словарем продолжается, изучаются новые слова. Многие виды работ повторяются, но задания носят усложненный характер и тесно связаны с изучаемой темой по русскому языку.
Виды работ:
1. Работа с перфокартами.
2. Задания для работы со словарем:
- подчеркнуть в словах звонкие и глухие согласные; расположить слова в алфавитном порядке;
- выписать слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?
- подчеркнуть в словах безударные гласные;
- от указанного слова образовать родственные слова; выписать 5-6 слов обозначающих предметы; выписать слова, обозначающие признаки предметов;
- записать слова, обозначающие учебные вещи, орудия труда, названия
овощей, ягод.
3. Задания на классификацию предметов;
- записать слова, обозначающие названия деревьев, птиц, овощей, посуды....
- дни недели в нужном порядке;
- записать названия осенних месяцев (зимних, весенних), или всех месяцев года.
4. Ответы на вопросы типа:
- Чем рубят дрова?
- Чем копают грядки?
- Какой день недели последний?
5. Комментируемое письмо или выборочный диктант.
Используются пословицы типа:
Москва - всем городам мать;
Корми корову сытнее, будет молоко вкуснее;
Человек без Родины, что соловей без песни.
6. Дописывание пропущенных слов в предложения:
- Главный город Родины -…;
- Береги нос в большой …;
- Декабрь год кончает, а … начинает.
Игры во 2-м классе усложняются.
а) Кто как голос подает?
С.бака поет
С.рока лает
В. робей мычит
К.рова чирикает
П.тух стрекочет
Дети приписывают подходящее по смыслу слово и вставляют гласные буквы.
б) «Догадайся!»
В пустые клетки вставляются пропущенные буквы.
м о |
|
|
мороз |
мо |
|
|
молоко |
м о |
|
|
молоток |
. . ица |
|
|
улица |
. . . ица |
|
|
лисица |
.... ица |
|
|
ученица |
в) «Где начало слова?»
... на, ... род, ... вод.
На доске записаны последние слоги. Дети вспоминают слова и пишут их или показывают карточки с такими же слогами. Задания типа:
1) «Расшифруй слово»
1-2 вместо котелок
Учащиеся берут первый слог из первого слова и второй слог из второго слова, составляя из них новое – вместе
2-2-2-1
вожжи животновод панорама ели
животное
2) Загадки, где отгадки - словарное слово.
3) Исправление «ошибок», допущенных учителем.
Развитию устной и письменной речи способствуют всевозможные творческие задания:
- составить предложения с данным словом: столица, дежурный, медведь, товарищ.
- составить предложения с данными словосочетаниями: дружные ребята, березовый сок, липовая аллея.
- составить рассказ по опорным словам: мальчики, коньки, ребята; народ, праздник, улица, Москва.
- подобрать однокоренные слова с приставками к словам: береза, город, мороз, дорога, дежурный (подберезовик, пригород, подежурить, заморозки, подорожник); от данных слов (сахар, комната, восток, декабрь) подобрать слова,отвечающие на вопросы: какой? какая? какое?
В третьем классе наряду с изучением новых слов повторяются ранее изученные с усложненным заданием:
- записать названия месяцев в алфавитном порядке,
- написать 5-6 слов, начинающихся с буквы ..., которые являются именами существительными;
- выписать из словаря 5-6 имен существительных первого склонения;
- выписать 5 слов с безударной гласной и образовать новые слова с суффиксом «к»- береза - березка;
- выписать 5 имен существительных с «ь» на конце и указать склонение;
- подобрать однокоренные слова к словарному слову.
При изучении новых слов выясняется, какой частью речи оно является. Слово разбирается по составу. От имен существительных образуются имена прилагательные.
В четвёртом классе выясняется склонение существительных, прилагательных. У глаголов - спряжение. Обязательно объясняется лексическое значение слова. Задания: поставь словосочетания в нужном падеже:
- пассажирский вагон - (Р. П.)
- праздничный салют - (Р.П.)
- зимний месяц – (Р.П.)
- весенняя погода - (В.П.) ,(Тв. П.)
Практикуется склонение нового слова, если оно является существительным или прилагательным. Если же это глагол- спряжение (желать, я желаю, ты желаешь, он желает и т.д.). Обязательно объясняется значение каждого слова. Систематическая и направленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению и словарных слов и способствует их лучшему усвоению.
Раз в неделю целесообразно проводить проверочные или контрольные работы. Необходимо разнообразить и виды проверки словаря. Очень эффективна самопроверка, проверка по учебник, взаимопроверка. Ярко демонстрирует уровень усвоения материала всем классом использование сигнальных карточек для фронтальной проверки. Интересны задания:
- выписать из словаря в учебнике слова с определенным количеством слогов,
- выписать слова к схемам,
- написать слова по памяти,
Помогает закрепить изученное составление предложений со словарными словами для последующего разбора по членам предложения и по частям речи. Ежедневное повторение словарных слов в домашней работе дает устойчивый положительный результат.
Виды упражнений, способствующих осознанию словарных слов и правильному их использованию в речи:
1. Прочитайте и объясните, в каком предложении говорится о сирени как о кустарнике, а в каком - о сирени как о цветке.
- Сирень посадили у нас под окном.
- Как мой садик красив и свеж! Распустилась в нем сирень.
2. Прочитайте и объясните значение однокоренных слов.
- Вот и лето подоспело - земляника покраснела
- Земляника, земляника - красненькая невеличка
- Но, ежели вы жили возле земляничника, то земляничное варенье вам привычное.
Организация словарной работы предполагает и проведение наблюдения над многозначностью слов, прямым и переносным значениям, синонимами и антонимами. Эти упражнения позволяют формировать учителю интерес у детей значением изучаемых слов, формировать навык осознанного написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.
Систематическая, продуманная и увлекательная работа над словарными словами на уроках русского языка обязательно приведет к устойчивому положительному результату. Заинтересованность самого учителя в разнообразных, увлекательных видах работы по изучению словарных слов получит отражение в желании детей заниматься этим. Рутинная, каждодневная работа превращается в любимый, ожидаемый этап урока для детей, а значит и запоминание, усвоение нового материала происходит наилучшим образом.
Учитывая, что словарная работа проходит каждый день в течение четырёх лет, мы получаем замечательный результат - активизацию интереса к изучению родного языка, развитие логического мышления, пополнение словарного запаса, правильной, грамотной устной и письменной речи учащихся.