Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка при работе над словарными словами

Разделы: Начальная школа


Методические исследования и практика школьной работы показывают, что навык написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой – изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.

Для того, чтобы активизировать интерес и познавательную деятельность учащихся при работе со словарными словами предлагаю рассмотреть следующие виды работы.

Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты. Словарные диктанты можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами.

Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточе (можно использовать смарт доску) слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. (В случае необходимости выясняют значение слова.)

Картинный словарь - диктант:

  1. Учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударных гласных в слове и записывают его.
  2. Учитель показывает карточку, дети объясняют написание, ставят знак ударения.
  3. Учитель показывает карточку, дети объясняют написание и самостоятельно записывают слово.

Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный): Учитель предлагает карточки-картинки, либо карточки- слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания:

  1. Записать в первый столбик слова-названия животных, во второй - названия растений.
  2. Записать в столбики слова, в написании которых следует запомнить гласную -е-, во втором- о-, в третий-а.
  3. Выписать только слова из «Словаря»

Диктант с использованием загадок.

Учитель читает загадку, дети отгадывают её, записывают слово отгадку и выделяют орфограммы.

Диктант по памяти:

  1. Записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов.
  2. Записать по памяти слова, в которых нужно записать в безударном слоге гласную - е.

Диктант с комментированием.

Учитель называет словарное слово или однокоренные слова, один ученик комментирует написанное, остальные дети записывают в тетрадь слово.

Творческий диктант. Заменить развернутое одним словом (четвертый день недели - четверг, прием пиши в середине дня - обед, плод яблони - яблоко, помещение для торговли - магазин).

Проверка может сопровождаться объяснением и с помощью сигнального блокнота.

Помимо словарных диктантов значительное место должны занимать упражнения лексического характера.

Важно, чтобы ученики понимали как изученное слово, так и однокоренные ему слова и могли бы использовать это слово в речи в соответствующем ему значении. Наиболее совершенным приемом объяснения является показ предмета или его изображения. Дети называют предмет, определяют его назначение, объясняют отличительные признаки предметов (топор, молоток).

Интересна работа с загадками при объяснении нового слова. Дети отгадывают и доказывают, что разгадки правильны. Однако эти приемы учитель чаще всего использует при знакомстве с новым словом. Можно использовать и другие виды упражнений, способствующих осознанию значения трудных слов и правильности их использования в речевой практике.

Чтобы работа со словарными словами была для детей интересной и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ и широко разнообразить дополнительный материал. Многие слова, изучаемые по программе 1-го класса, встречаются уже в текстах букваря, «Книге для чтения». Работу над ними нужно проводить уже в букварный период. Начало - звуко-буквенный анализ слов. Дети складывают их из кубиков, или разрезной азбуки, затем записывают, подбирая соответствующие картинки. Во втором полугодии проводится систематическая работа над усвоением трудных слов. С этой целью используются следующие виды работ:

  1. Хоровое прочитывание слов из учебника, с послоговым проговариванием и записью.
  2. Медленное пропевание слов.
  3. Задания для работы со словарем:
  • выписать слова на тему «Школа», названия птиц, животных;
  • выписать 4-5 слов начинающихся с буквы «…»;
  • выписать слова с «ь» в середине слова;
  • выписать 3-5 слов с безударной гласной «о» или «а».
  1. Выборочный диктант (записать только словарные слова).
  2. Ответы на вопросы (Кто готовит уроки?) Учащиеся записывают только ответы или предложения.
  3. Составление маленьких рассказов на темы: «Учебные вещи», «Наш класс», «Наши друзья».
  4. Загадки на темы: «Посуда», «Растения», «Животные», «Учебные вещи»;
  5. Дописывание предложений: «В класс вошла - (учительница)»;
  6. Игры из занимательной грамматики:
    а) «Первый слог потерялся» ... радь, ... нал, ... бака, ... хар;
    б) «Собери слово» бе,за,рё., воч,ка,де., ки,ва,лен.;
    в) «Угадай слово» используются карточки с первым слогом (мо...) мороз или молоко, (пе...) пенал или петух, (са...) сапоги или сахар;
    г) «Из каких слов выпали гласные, какие?» м.ш.н., з.в.д., м.с.ц.
  7. Перфокарты, где надо вставить пропущенные буквы.
  8. Картинный словарь. Учащиеся записывают 5-6 слов. Картинки часто меняются. Используется при изучении нового слова.
  9. Игра «Доскажи словечко». Слова пишутся на доске. Эта работа очень нравится детям.

Во 2-м классе работа над словарем продолжается, изучаются новые слова. Многие виды работ повторяются, но задания носят усложненный характер и тесно связаны с изучаемой темой по русскому языку.

Виды работ:

1. Работа с перфокартами.

2. Задания для работы со словарем:

  • подчеркнуть в словах звонкие и глухие согласные; расположить слова в алфавитном порядке;
  • выписать слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?
  • подчеркнуть в словах безударные гласные;
  • от указанного слова образовать родственные слова; выписать 5-6 слов обозначающих предметы; выписать слова, обозначающие признаки предметов;
  • записать слова, обозначающие учебные вещи, орудия труда, названия
    овощей, ягод.

3. Задания на классификацию предметов;

  • записать слова, обозначающие названия деревьев, птиц, овощей, посуды....
  • дни недели в нужном порядке;
  • записать названия осенних месяцев (зимних, весенних), или всех месяцев года.

4. Ответы на вопросы типа:

- Чем рубят дрова?

- Чем копают грядки?

- Какой день недели последний?

5. Комментируемое письмо или выборочный диктант.

Используются пословицы типа:

Москва - всем городам мать;

Корми корову сытнее, будет молоко вкуснее;

Человек без Родины, что соловей без песни.

6. Дописывание пропущенных слов в предложения:

- Главный город Родины -…;

- Береги нос в большой …;

- Декабрь год кончает, а … начинает.

Игры во 2-м классе усложняются.

а) Кто как голос подает?

С.бака поет

С.рока лает

В. робей мычит

К.рова чирикает

П.тух стрекочет

Дети приписывают подходящее по смыслу слово и вставляют гласные буквы.

б) «Догадайся!»

В пустые клетки вставляются пропущенные буквы.

м о

 

 

мороз

мо

 

 

молоко

м о

 

 

молоток

. . ица

 

 

улица

. . . ица

 

 

лисица

.... ица

 

 

ученица

в) «Где начало слова?»

... на, ... род, ... вод.

На доске записаны последние слоги. Дети вспоминают слова и пишут их или показывают карточки с такими же слогами. Задания типа:

1) «Расшифруй слово»

1-2 вместо котелок

Учащиеся берут первый слог из первого слова и второй слог из второго слова, составляя из них новое – вместе

2-2-2-1

вожжи животновод панорама ели

животное

2) Загадки, где отгадки - словарное слово.

3) Исправление «ошибок», допущенных учителем.

Развитию устной и письменной речи способствуют всевозможные творческие задания:

  • составить предложения с данным словом: столица, дежурный, медведь, товарищ.
  • составить предложения с данными словосочетаниями: дружные ребята, березовый сок, липовая аллея.
  • составить рассказ по опорным словам: мальчики, коньки, ребята; народ, праздник, улица, Москва.
  • подобрать однокоренные слова с приставками к словам: береза, город, мороз, дорога, дежурный (подберезовик, пригород, подежурить, заморозки, подорожник); от данных слов (сахар, комната, восток, декабрь) подобрать слова,отвечающие на вопросы: какой? какая? какое?

В третьем классе наряду с изучением новых слов повторяются ранее изученные с усложненным заданием:

  • записать названия месяцев в алфавитном порядке,
  • написать 5-6 слов, начинающихся с буквы ..., которые являются именами существительными;
  • выписать из словаря 5-6 имен существительных первого склонения;
  • выписать 5 слов с безударной гласной и образовать новые слова с суффиксом «к»- береза - березка;
  • выписать 5 имен существительных с «ь» на конце и указать склонение;
  • подобрать однокоренные слова к словарному слову.

При изучении новых слов выясняется, какой частью речи оно является. Слово разбирается по составу. От имен существительных образуются имена прилагательные.

В четвёртом классе выясняется склонение существительных, прилагательных. У глаголов - спряжение. Обязательно объясняется лексическое значение слова. Задания: поставь словосочетания в нужном падеже:

  • пассажирский вагон - (Р. П.)
  • праздничный салют - (Р.П.)
  • зимний месяц – (Р.П.)
  • весенняя погода - (В.П.) ,(Тв. П.)

Практикуется склонение нового слова, если оно является существительным или прилагательным. Если же это глагол- спряжение (желать, я желаю, ты желаешь, он желает и т.д.). Обязательно объясняется значение каждого слова. Систематическая и направленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению и словарных слов и способствует их лучшему усвоению.

Раз в неделю целесообразно проводить проверочные или контрольные работы. Необходимо разнообразить и виды проверки словаря. Очень эффективна самопроверка, проверка по учебник, взаимопроверка. Ярко демонстрирует уровень усвоения материала всем классом использование сигнальных карточек для фронтальной проверки. Интересны задания:

  • выписать из словаря в учебнике слова с определенным количеством слогов,
  • выписать слова к схемам,
  • написать слова по памяти,

Помогает закрепить изученное составление предложений со словарными словами для последующего разбора по членам предложения и по частям речи. Ежедневное повторение словарных слов в домашней работе дает устойчивый положительный результат.

Виды упражнений, способствующих осознанию словарных слов и правильному их использованию в речи:

1. Прочитайте и объясните, в каком предложении говорится о сирени как о кустарнике, а в каком - о сирени как о цветке.

  • Сирень посадили у нас под окном.
  • Как мой садик красив и свеж! Распустилась в нем сирень.

2. Прочитайте и объясните значение однокоренных слов.

  • Вот и лето подоспело - земляника покраснела
  • Земляника, земляника - красненькая невеличка
  • Но, ежели вы жили возле земляничника, то земляничное варенье вам привычное.

Организация словарной работы предполагает и проведение наблюдения над многозначностью слов, прямым и переносным значениям, синонимами и антонимами. Эти упражнения позволяют формировать учителю интерес у детей значением изучаемых слов, формировать навык осознанного написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

Систематическая, продуманная и увлекательная работа над словарными словами на уроках русского языка обязательно приведет к устойчивому положительному результату. Заинтересованность самого учителя в разнообразных, увлекательных видах работы по изучению словарных слов получит отражение в желании детей заниматься этим. Рутинная, каждодневная работа превращается в любимый, ожидаемый этап урока для детей, а значит и запоминание, усвоение нового материала происходит наилучшим образом.

Учитывая, что словарная работа проходит каждый день в течение четырёх лет, мы получаем замечательный результат - активизацию интереса к изучению родного языка, развитие логического мышления, пополнение словарного запаса, правильной, грамотной устной и письменной речи учащихся.