Урок-конференция "Земля – наш дом родной"

Разделы: Начальная школа


Цель: Обобщить знания учащихся по теме «Люби живое», развивать познавательный интерес к окружающей среде; прививать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: фотографии животных, о которых идёт речь во время беседы, выставка книг.

Ход урока

1. Открытие конференции

Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые корреспонденты. Сегодня мы собрались на конференцию, которая посвящена теме «Земля – наш дом родной»
В президиум приглашаются корреспонденты «Лесной газеты» из отделов «Вести из леса», «Рыбацкий узел», «Почта». «Городские новости», «Сельские новости» (Ребята – корреспонденты занимают места в президиуме.)

2. Выступление участников конференции.

Учитель: Слово для открытия конференции представляется корреспонденту …, представителю отдела «Вести из леса».

Корреспондент: «Стая птиц под снегом».

«Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да - бух!- сорвался и в снег по самые уши. И чувствует косой под ногами живое что- то шевелится. В ту же минуту из- под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес. Оказалось- целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют и опять под снег. Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?

Учитель: Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента? Расскажите, какие истории вам запомнились о зайчике, о глухарке.

(Учащиеся дополняют выступление своими рассказами о животных из раздела или из энциклопедии о животных.)

Слово для выступления предоставляется корреспонденту из отдела «Рыбацкий узел».

Корреспондент «Сегодня я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущий полуводный образ жизни.

Речной бобр - крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобры прекрасно плавают и ныряют, имеют ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Между пальцами задних конечностей имеется плавательные перепонки, хвост широкий, покрыт роговыми чешуйками.

Ондатра завезена и выпущена в угодьях России в 1927 году. Родина ее - Северная Америка. Ондатра ведёт полуводный образ жизни, живет в норах, устраивает в берегах водоёмов, где имеется водная растительность. Вход в нору её скрывается под водой. Если нору вырыть нельзя, то она строит хатку из корневищ и стеблей вредных растений, скрепляя их илом. Приносит два помёта за лето, по 4-7 детёнышей в каждом. Питается рогозом, камышом, тростником и другими водными растениями. Ондатра даёт красивый ценный мех (Корреспондент во время рассказа показывает фотографии)

Учитель: Кто хочет дополнить выступление? Расскажите о речных обитателях.

Вставьте пропущенные слова, восстановив текст: «Первыми заметили Пика большие …. Они подлетели и закружились над кораблём. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лёта разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. А со дна реки поднялась … и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда … скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать её страшных зубов».

(Ответ: 1. Белые чайки 2. Щука. 3. Чайки)

- Откуда этот отрывок?

- Какая смерть грозила этому мышонку?

(Его чуть не убил мальчик; чуть не склевали чайки; чуть не поймала щука; змея)

Физкультминутка.

Мы трудились очень много,
Отправляемся в дорогу (ходьба на месте).
Побывает тут и там,
Поглядим по сторонам. (повороты корпусом)
Нам навстречу скачет зайка (прыжки)
В небе кружат птицы (дети машут руками).
Но пора вернуться в школу,
Надо нам учиться. (дети сходятся)

Учитель: Слово корреспонденту из отдела «Почта».

Корреспондент: Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли в наш адрес. Определите, о ком идёт речь, и какую пользу оно принесёт
.
Жалоба 1. «Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросают или ногой пнут. А за что? Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то. Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая.

(Здесь говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - и они исчезнут.)

Жалоба 2 « На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится , темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.

(Это о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от неё огромная. Уничтожает вредных насекомых).

Учитель: Ребята, в защиту кого вы хотели бы выступить сегодня?

Кукушка - единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнёзда и никогда сама не выкармливает птенцов. А знаете, почему она это делает?

Кукушка - птица насекомоядная и к тому же очень прожорливая. И главное - она поедает таких гусениц, которых кроме неё и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка есть их всех подряд. Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые кукушки. Вот и вскармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнёзда, кукушка спасет своих птенцов от голодной смерти.

Корреспондент: Я корреспондент городских новостей. И хочу прочитать вам письмо мальчика.

Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал.
И очень серьёзным и грозным он был -
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его не известно пока,
Но я не забуду лесного жука.
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего на рисунках найду.
Узнаю, где водится, как он живёт,
Зачем ему крылья и что он жуёт.
И будут страницы как травы шуметь,
И будут, как птицы, трамваи звенеть.
Я всем расскажу про жука своего,
Как славно, что я не обидел его!

- Не напомнило ли вам это письмо, какие- то истории? (Дети рассказывают о мальчике и Жучке из рассказа В.Л. Дурова «Наша Жучка».)

- В каких рассказах вы встретились с материнскими инстинктами животных? (В. Белов «Малька провинилась», « Ещё про Мальку», В Астафьев « Капалуха».)

Учитель: А вот корреспондент сельских новостей привёл с собой помощников.

Мальчик:

Мотылёк, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи как ты живёшь?
Что ты ешь? Что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём.

Мотылёк:

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питье - ароматы цветов.
Но живу я не долго - не более дня,
Будь же добрым со мной и не трогай меня!

Корреспондент: Ребята, я слышал про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажите ли мне, кто этот мальчик и откуда он? (Это Дениска из рассказа В. Драгунского « Он живой и светится».)

Подведение итогов конференции

Учитель: наша конференция подходит к концу. Скажите, чему нас научили писатели, их рассказы? О чём заставили задуматься? ( Они научили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить.)

Ученица:

Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинки солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, царящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите! (М. Дудин)

Конференция заканчивается песней, которую поют все.

Не дразните собак,
Не гоняйте кошек.
Не жалейте для птиц
Ни зерна, ни крошек!
И тогда воробей
Ля, ля, ля, ля
Песенкой разбудит.
А царапать и кусать
Ля, ля, ля, ля
Вас никто не будет.