Предмет: Методика и технология работы социального педагога
Специальность: 050711 Социальная педагогика
Курс: 2.
Продолжительность: 1 урок.
Тема: Коммуникативная функция в социально-педагогической деятельности
Цели:
- Рассмотреть коммуникативную функцию в социально-педагогической деятельности.
- Способствовать развитию у студентов коммуникативных компетенций.
- Способствовать развитию у студентов у студентов профессиональных компетенций.
Тип урока: лекция с использованием информационных технологий
Оборудование: мультимедийная презентация.
Литература:
- Горянин В.А. Психология общения. – М.: «Академия», 2004.
- Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М.: «Академия», 2002.
- Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. – М.: «Академия», 2002.
План урока
- Организационная часть.
- Лекция с использованием информационных технологий.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие.
Общение – сильнейшее средство формирования у человека отношения к другим людям, а также к самому себе (учебник Шептенко П.А.)
Педагогическое общение - это не просто действия того или иного субъекта или воздействие одного субъекта на другого, а процесс их взаимодействия. т.к. общение – это процесс имеет свои функции, например: процесс пищеварения.
- функция открытия партнера на общение - позволяет пробудить желание выйти на общение, снять психологические зажимы, снять страх перед неизвестностью; убедить партнера в его свободном выборе характера общения, повысить самооценку и уверенность в себе, а также убедить в положительном отношении к нему другого человека;
- функция соучастия - помогает партнерам не только войти во внутренний мир Другого, проживая его духовные события, но и раскрыть ль своего «Я» перед Другим. Данная функция обеспечивает механизм транслирования одного «Я» другому «Я»;
- функция возвышения - позволяет оказывать на воспитанника такое влияние, которое обеспечивает в ходе взаимодействия повышение культуры общения и нравственного потенциала, благодаря духовным и физическим усилиям дает реальные возможности совершить восхождение к нравственным новообразованиям;
- информационно-коммуникативная функция - служит для передачи и приема информации с помощью различных средств (вербальных и невербальных);
- регуляционно-коммуникативная функция - заключается в регуляции поведения субъектов, вступающих в общение. С реализацией этой функции тесно связаны подражание, внушение, убеждение, выработка представлений о нормах и правилах поведения;
- аффектно-коммуникативная функция – затрагивает эмоциональную сферу, в которой проявляются отношение участников общения друг к другу, их настроение, самочувствие;
- функция познания людьми друг друга – вступая в контакт с другим субъектом, человек составляет представление о нем. Достижение положительного результата в общении, как правило, связано с адекватным чувственным отражением друг друга;
- воспитательная функция - воспитание человека происходит на всех этапах общения, осуществляемого в любых формах и с помощью различных средств. В ходе этого процесса тренируются и развиваются интеллектуальная, эмоциональная и волевая сферы личности, ее социально-ценностные отношения и др.
Студенты составляют таблицу «Чем отличается общение от педагогического общения».
Зоны общения:
- Интимная (от 0 до 40 см). Эта самая главная зона общения, поскольку именно ее человек охраняет как свою собственность. Он разрешает проникнуть в эту зону только тем, кто находится с ним в тесном эмоциональном контакте: детям, родителям, супругам, любовникам, близким друзьям и родственникам. В подзону радиусом в 15 см - сверхинтимную - можно проникнуть только посредством физического контакта.
- Личная дистанция (от 0,4 до 1,5 м). Такое расстояние обычно разделяет нас, когда мы находимся в гостях, на официальных приемах и дружеских вечеринках. В этой зоне, в отличии от интимной, преобладает вербальное общение над невербальным. Именно здесь происходит обмен информацией, опытом и т.д. Данная зона характерна для стандартизированного, конвенционального, делового уровней общения.
- Социальная зона (от 1.5 до 4 м). В данной зоне общение носит формальный или официальный характер. В социальной зоне общается лектор с аудиторией, учитель на уроке. На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей.
- Общественная зона (от 4 м). Когда адресуются в большой группе людей и не нуждаются в непосредственном контакте с ней (оратор, артист на сцене, то удобнее всего стоять именно на таком расстоянии от аудитории. Общения как такового в этой зоне нет. Ведущая роль принадлежит средствам невербального общения - важна выразительность поз, жестов, интонаций и пр. Для того, чтобы коммуникативная функция успешно реализовалась, социальный педагог должен обладать коммуникативными умениями и навыками, т.е. коммуникативной компетенцией.
Организуется работа со студентами по анализу жизненных зон общения.
Коммуникативные умения и навыки
- инициировать и вступать в контакт:
- формировать благоприятное первое впечатление;
- задавать вопросы и отвечать на них;
- вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли;
- стимулировать собеседника к прояснению его позиции, высказываний;
- слушать, услышать и понять то, что имел в виду собеседник;
- осуществлять обратную связь, т.е. передать партнеру, что его услышали и поняли;
- выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, в дискуссии;
- считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседника;
- управлять собственными экспрессивными сигналами в процессе общения;
- эффективно взаимодействовать с другими, осуществляя сотрудничество;
- владеть моделями общения;
- использовать в процессе взаимодействия разнообразные стили общения;
- понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели при взаимодействии.
Итог урока
А в идеале можно сделать вывод, что если коммуникативная функция будет успешно реализована социальным педагогом, если он будет обладать всеми этими умениями и навыками, т.е. будет обладать коммуникативной компетенцией.
Социальный педагог в процессе реализации коммуникативной функции помогает своему клиенту не только организовать общение как простой обмен информацией, но и прилагает все усилия к тому, чтобы привести его к эмоциональному равновесию, способствующему успешной социализации личности.
Домашнее задание. (Указано на слайде)