Реализация задач духовно-нравственного воспитания на уроках математики

Разделы: Математика


Пояснительная записка     

 «… три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле  слова». 

Н. Г.  Чернышевский

Главные для человека вопросы о цели и смысле жизни тесно связаны с его мировоззрением. Именно в школьном возрасте формируются мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, художественные и прочие вкусы у детей. Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки. Ключевой фигурой между учеником и конкретным изучаемым предметом является учитель. Именно через школьного учителя в большей мере происходит формирование мировоззрения ученика,  учитель воспитывает отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира.

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К.Д.Ушинского настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души.

И не важно, какой предмет он ведёт, главное, какие условия создает учитель на своих уроках для гармоничного развития личности. Важное значение для реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников имеет фактор жизненной и профессиональной активности самого учителя, т.к. воспитанник фиксирует прежде всего то, что ярче всего проявляется в личности наставника. Поэтому очень  важен процесс осмысления педагогом ответственности своей социальной роли, добровольное принятие на себя важной общественной функции – воспитания духовно развитого ответственного гражданина демократического общества.  

Я преподаю математику, стараюсь  быть для своих учеников авторитетом, и в чисто человеческом плане, и через свой учебный предмет.  Я считаю, что математика обладает большим воспитательным потенциалом. Ещё в 19 веке польский математик Хуго Штейнгаус заметил, что «между духом и материей посредничает математика»[2]. Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна через отбор содержания материала, через структуру урока, организацию общения.
Математика является не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Даже выполнение скучных и рутинных преобразований опосредованно способствует выработке таких качеств, как собранность и систематичность. Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Решение задач требует от учащихся добросовестной и серьезной работы над приобретением и укреплением знаний, что приводит к систематическому напряжению умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у учащегося  воспитываются такие  черты характера как трудолюбие, усидчивость, упорство в преследовании намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах. Вообще,  владение математикой  -  это тяжелый труд, и далеко не все готовы тратить силы, для того, чтобы это сделать. И бывает, звучат на уроке слова: «Зачем учить эти логарифмы, синусы, производные, ведь в жизни мне это не пригодится».  А, действительно, зачем?  И первый в учебном году урок математики я посвящаю теме «Почему нельзя жить без математики?». Это мотивационный урок, настраивающий детей на сознательное отношение к изучению математики. Цель урока – показать учащимся значимость математики для дальнейшего образования и в практической жизни, познакомить с учебной литературой и Интернет-ресурсами, необходимыми для успешного изучения этого предмета. На уроке  в ходе беседы перед учащимися раскрываются причины, по которым нельзя в современном мире жить без математики, показывается, что математика - это не только "нужно", но ещё и интересно и увлекательно! Дисскусия о развитии математики приводит ребят к выводу о том, что математика – это наука, которая постоянно развивается, меняется и требует того же от тех, кто ею занимается. Математика вездесуща, в настоящее время математизируются биология и медицина и кто знает, что будет впереди, может быть на очереди понятия добра и зла.  Для учителя подобный нетрадиционный урок – это возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные способности и в то же время – это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей [8].

Почти все дети любят играть в футбол. Читая статьи по истории футбола, я узнала, что эта спортивная игра родилась  в недрах учебных заведений и ещё в 19 веке учителя использовали имена знаменитых футболистов в заданиях по арифметике. У меня появилась идея использовать правила этой игры и интересные сведения о футболе для организации устного счета на уроках математики. Так родилась разминка «Математический футбол», которая решает не только образовательные задачи, но и воспитательные:   воспитание уважительного отношения к спорту с помощью математики и интереса к математике, используя занимательные задания о спорте, расширение кругозора. В ходе выполнения заданий разминки ребята узнают, например, что единственный вратарь, удостоенный ежегодной награды футболистов приза «Золотой мяч», это наш соотечественник Лев Яшин. И этот факт вызывает у учащихся чувство гордости за свою страну [9].

Прекрасным материалом  для развития чувства патриотизма являются сведения из истории  развития математики и математического образования в России. В качестве примера  приведу учебный фрагмент о задаче, пришедшей к нам с картины Николая Петровича  Богданова-Бельского  «Устный счет»[4]. Художник изобразил на этой картине  учеников и учителя сельской  школы 19 века (причем ученики – мальчики, ведь в то время девочек в школу не принимали). Обратите внимание, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане картины. Видно нелегкую задачу дал им учитель. Не сможем ли решить её и мы? Попробуем. На доске написано следующее задание: сумму квадратов чисел от 10 до 14 нужно разделить на 365. Попробуйте сосчитать устно. 
- Не получается? Не у вас одних. Многие считают, что это абсурдная картина, не могли в сельской школе такое решать, и решить эту задачу можно только с помощью калькулятора.  А мне кажется, что на первое место ставилась задача показать тот мыслительный процесс, который происходит при поиске решения задачи. Именно на уроке математики можно  проявить в полной мере нестандартность мышления.

И далее я рассказываю детям об учителе. На картине изображен Сергей Александрович Рачинский(10 июня 1833 г.–2 мая 1902 г). История его жизни такова: получает великолепное образование, является профессором Московского Университета, возглавляет кафедру ботаники. И … в какой-то момент (в 1868 г.) оставляет должность профессора, открывает школу для крестьянских детей в селе Татево Смоленской области, и становится в ней учителем. Он поднимает школу на необычайный уровень. В школу набираются обычные сельские дети, а выпускники поступают в городские институты и становятся известными людьми. Сам художник Н.П. Богданов-Бельский был учеником С.А. Рачинского. Сергей Александрович Рачинский до конца жизни вкладывает все свои силы и деньги в народное образование.

А считать просто:
Всё гениальное просто как дважды два.
Расцветить историей можно почти каждый раздел курса математики.
Скажите, кто назвал эту науку математикой? Пифагор. Пифагор впервые объяснил подчинённость явлений Вселенной определённым числовым соотношениям. Всем известна теорема Пифагора, а что мы знаем о самом Пифагоре, жившем примерно в период с 570 до н. э.  -  490 до н. э.? И почему у него это странное имя – Пифагор? Оказывается, Пифагор, значит «тот, о ком объявила Пифия». Пифия сообщила отцу мальчика, что Пифагор принесет столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесет в будущем никто другой [7]. На уроке геометрии я рассказываю детям о судьбе этого великого человека, о школе пифагорейцев. Два с половиной тысячелетия прошло с момента его смерти, а заповеди Пифагора живут и поражают сердца  людей своей мудростью и современностью. Приведу некоторые из них.

  • Статую красит вид, а человека – деяние его.
  • Истинное отечество там, где есть благие нравы.
  • Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит.
  • Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни втайне. Первым  твоим законом должно быть уважение к самому себе.
  • Огорчающий ближнего, едва ли сам избежит огорчения.

Проведение подобных бесед сопровождаю показом компьютерных презентаций. Применяя на уроках математики  информационно-коммуникационные технологии, я ставлю в качестве цели не только повышение качества знаний, привитие интереса к математике, но и  развитие личности учащегося, повышение его культуры. Важно показать детям, что компьютер можно использовать не только для игры в «стрелялки» или  общения в «Аське», но и для учёбы, для своего совершенствования. А работать есть над чем. Часто приходится сталкиваться с элементарным неумением устно считать, правильно читать и понимать смысл математического текста. У большинства учащихся слабое знание геометрии, не развито пространственное мышление, слабая оперативная логическая память. Казалось бы, прочно выученный материал напрочь забывается после  каникул.
Я думаю, что причины этих проблем не только в недоработке учителя математики. Ведь наблюдается массовое неусвоение базовых понятий математики молодежью, что подтверждает статистика ЕГЭ по математике [10]. Из 976 486 учащихся только 345 человек имеют стобалльный результат, а 36 тысяч учащихся  не справились с экзаменом.  Результат выше 70 баллов получили только около 5 % учащихся (~ 50 000 чел). Средний тестовый балл по стране в 2009 году составил 41,75. Мы выпустили за порог школы почти миллион троечников. Я считаю, что причины надо искать в окружающей нас действительности. Переход нашей страны к рыночной экономике сопровождается многими негативными явлениями. А страдают от этого, прежде всего, дети. Наш с вами долг, помочь им определиться в этой сложной нестабильной  жизни. Будем надеяться, что призывы к добру и справедливости найдут отклик в ещё несформировавшихся нравственно детских душах. В заключение процитирую слова  А.В. Луначарского: «новые поколения воспринимают опыт старых, они стоят на плечах старых, воспринимают все ценное, приобретенное многими тысячами поколений, но воспринимают вместе с тем и предрассудки, и болезни, и пороки - всю грязь, всю муть и зловоние. Где-то нужно поставить фильтр, где-то нужно поставить сетку, которая пропускала бы все ценное, весь могучий поток со всеми его навыками и приобретениями, а муть, грязь и зловоние не пропускала бы. Этим фильтром может быть только школа.
Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней»[1].  

Список использованных ресурсов:

1. Высказывание А.В.Луначарского http://ariosto.ru/a-v-lunacharskij-4.html
2. Высказывания про математику и математиков http://bars-minsk.narod.ru/tells.html
3. Высказывание Н.Г. Чернышевского http://www.xserver.ru/user/duhch/1.shtml
4. Глейзер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1964
5. Кудина О,Н. Образ русского учителя. http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=445
6. Савельева Ф.Н. Вера в науку http://www.portal-slovo.ru/impressionism/36154.php
7. Сенникова Н.В. Пифагор. Жизнь – легенда.  http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=69571&d_no=155061&ext=Attachment.aspx?Id=58398
8. Сорокина Н.Н. Почему нельзя жить без математики. Первый урок алгебры и математического анализа в 11 классе http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=47892
9. Сорокина Н.Н. Устные разминки для уроков по теме «Степень с натуральным показателем» http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=58770     http://www.it-n.ru/attachment.aspx?id=58772
10. Статистические данные о проведении ЕГЭ в 2009 году
http://www1.ege.edu.ru/content/view/641