Учебно-воспитательные цели:
закрепить и расширить знания об особенностях
физических процессов, происходящих в атмосфере;
Оборудование:
- записи звуков природы (летний дождик, ливень с грозой, слабый ветерок и т.д.);
- записи с песнями томского композитора Михаила Андреева;
- физическая карта Томской области;
- фотографии растений и животных Томской области;
- выставка книг и альбомов о природе Томской области;
- атласы Томской области;
- компьютер;
- учебники: Н. С. Евсеева, Л. Н. Окишева. География Томской области. Часть I. Природа, природные ресурсы. 8 класс. Томск. “Издательство научно-технической литературы”, 2002.
Продолжительность занятия: 2 академических часа.
Учитель географии. Прекрасна природа нашего края, ее воспевали многие художники, поэты, писатели. Давайте послушаем стихотворение бывшего ученика нашей школы Н. Боргардта “Весна” в исполнении ученика вашего класса.
1. И снова звонкие капели
Озвучили весны приход,
Забыты зимние метели,
У птиц полным - полно забот.
2. Бегут ручьи, сугробы тают,
На вербах праздничный наряд
И я весну свою встречаю
Уже 13 лет подряд.
3. И солнце лучиком коснувшись,
Мне бросило веснушек горсть
И я подумал, улыбнувшись, -
Сегодня у весны я гость.
Учитель биологии. Что же мы знаем о природе нашего края, ее флоре, фауне? Это покажет наша игра.
Что значишь ты без трав, без птиц
И без пчелы, в цветах дрожащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
Вгрызаясь в горные породы,
О, человек – венец природы! –
Что без природы твой конец?
Учитель физики. Сто раз пройдёшь ты по знакомой дороге и не увидишь ничего интересного. А в сто первый - обратишь внимание на то, что снег скрипит под ногами, высоко в небе оставляет след самолёт, и вдруг окажется, что идёшь ты по дороге загадок: почему трещит мороз? Почему не замерзают быстрые реки? Почему? Отчего? Зачем?
Учитель географии. Л. Н.Толстой сказал: “Только тот может быть патриотом своей родины, кто умеет ценить и любить природу родного края”. Так будем же патриотами томской земли! Нам с вами предстоит многое узнать и вспомнить.
Синий дым. Белый день. И звучанье.
Хвойно-лиственный шорох и плеск.
Выше радости, выше печали
Этот дым, этот день, этот лес. В. Казанцев
Надеюсь, в конце нашего урока вы будете знать больше, чем в начале. Пусть дорога добавит вам знаний и умений! В добрый путь!
Начало игры. Играют две или три команды (по команде от класса или в классе от трех рядов – три команды). Представление членов жюри. Название туров записаны на отдельных листах на доске и на экране компьютера. Команды по очереди выбирают, на вопросы, какого тура они будут отвечать и цену вопроса. Ведущий (или ведущие - учителя географии, физики и биологии) игры читает задание.
1-й тур. “Почемучки”.
Объяснить причины некоторых особенностей растений и животных. (Приложение 1).
2-й тур. “Исчезающие растения”.
В кратком описании – интересные сведения об особенностях растений, их происхождении. Требуется определить, о каком растении идет речь. (Приложение 2).
3-й тур. “Загадки”.
Требуется отгадать загадки. (Приложение 3).
4-й тур. “Разные животные”.
По интересному факту из жизни и описания внешнего вида животных определить, о каком животном идет речь. (Приложение 4).
5-й тур. “Птицы”.
Дается краткое описание, интересная подробность из жизни обитающих в наших лесах птиц. Требуется определить, о какой птице идет речь. (Приложение 5).
6-й тур. “Бабочки”. Презентация
Демонстрируются цветные рисунки бабочек. Учащимся требуется определить название бабочек, встречающихся в наших лесах. (Приложение 6).
7-й тур. “Грибы”. Презентация
Демонстрируется рисунок, сопровождаемый краткими сведениями о данном грибе. Необходимо определить описанный гриб. (Приложение 7).
8-й тур. “Травы”.
По описанию определить, о какой траве идет речь. (Приложение 8).
9-й тур. “Кусты, деревья”.
Приводятся интересные подробности о растениях наших лесов. Учащиеся определяют, о каком дереве или кустарнике идет речь. (Приложение 9).
10-й тур. “Синоптики”. Как можно определить погоду, используя наблюдение за живыми организмами? (Приложение 10).
11-й тур. “Месяцеслов”.
По народным пословицам, поговоркам и присловьям, приметам определить, о каком месяце идет речь. (Приложение 11).
12-й тур. “Кот в мешке”.
По описанию определить, что за предмет находится в черном ящике. (Приложение 12).
13-й тур. “Водные растения”. Используя текст учебника для 8 класса “География Томской области. Природа, природные ресурсы” (авторы Евсеева Н. С., Окишева Л. Н.), определить, о каком растении идёт речь. (Приложение 13).
14-тур. “Требуется защита”. Бережное отношение необходимо всем птицам. В последнее время в Томске из 150 видов птиц, ранее гнездившихся в нём, перестало гнездиться 14. Покинули город птицы, гнездящиеся на земле. Трагична судьба многих птиц, пересекающих нашу область во время весенне – осенних миграций. В защите нуждаются и другие птицы области. Учащимся предлагается за определённое время найти 17 зашифрованных названий этих птиц. (Приложение 14).
15-й тур. “Секреты природы”. Требуется найти ответы на вопросы о физической сути окружающих нас явлений. (Приложение 15).
16-й тур. “Лучи света”. Учащимся предлагается объяснить физическую природу световых явлений. (Приложение 16).
17-й тур. “Вопрос-ответ”. Задаваемые вопросы требуют быстрого и однозначного ответа. За каждый правильный ответ – балл. (Приложение 17).
18-й тур. “Климат”. Команды получают листочки с вопросами об особенностях климат области. Для поиска ответов можно пользоваться учебниками. На поиски ответов даётся 5–10 минут. (Приложение 18).
Подведение итогов. Награждение команд.
Примечание: предложенный объём заданий может быть не под силу классам со слабой степенью обученности. В подобном случае есть возможность варьировать количество заданий и их объём.
Данный урок можно провести совместно тремя учителями - предметниками. Я проводила данный урок одна в форме урока – обобщения, урока - игры в конце изучения курса “География Томской области. Природа” в 8 классах.
Список приложений
1. “Почемучки”. 2. “Исчезающие растения”. 3. “Загадки о животных”. 4. “Разные животные”. 5. “Птицы”. 6. “Бабочки”. 7. “Грибы”. 8. “Травы”. 9. “Кусты, деревья”. |
10. “Синоптики”. 11. “Месяцеслов”. 12. “Кот в мешке”. 13. “Водные растения”. 14. “Требуется защита”. 15. “Секреты природы”. 16. “Лучи света”. 17. “Вопрос – ответ”. 18. “Климат”. |
Литература
- Альтшулер С. В. Я познаю мир. Наука в загадках и отгадках: энциклопедия. Астрель: Хранитель. Москва, 2007.
- Атлас Томской области. Хабаровск. Дальневосточное аэрогеодезическое предприятие Роскартографии. 1997.
- Бабочки. Набор открыток. Выпуск IV. Москва. Издательство “Изобразительное искусство”, 1976.
- Грибы. Набор открыток. Выпуск 2. Издательство “Изобразительное искусство”. Москва. 1984.
- Дмитриев Ю. Д. Соседи на планете. Насекомые. Москва. ООО “Издательство АСТ”, 1997.
- Евсеева Н. С., Окишева Л. Н. География Томской области. Природа, природные ресурсы. 8 класс. Томск: Издательство НТЛ. 2002.
- Козлов М. А. Не просто букашки. Санкт-Петербург. “Гидрометеоиздат”, 1994.
- Красная книга Томской области. Томск: Изд-во ТГУ. 2002.
- Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. Москва. “Современник”. 1991.
- Плешаков А. А. Зелёные страницы. Москва. “Просвещение”, 1995.
- По страницам Красной книги. Растения. Энциклопедический справочник. Минск. Издательство “Белорусская советская энциклопедия” имени П. Бровки. 1987.
- Редкие насекомые. Под. Редакцией Мирзояна С. А. Москва. “Лесная промышленность”, 1982.
- Скорняков С. М. “Зеленая родословная”. Москва. Агропромиздат. 1985.
- Энциклопедия для детей. Биология. Под ред. А. Майсурян. Москва. “Аванта +”. 1995.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные. Сост. П.Р. Ляхов. М.: ТКО “АСТ”. 1997.
- Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. Сост. Л. А. Багрова. М.: ТКО “АСТ”. 1999.