Интегрированный урок "Дорога загадок"

Разделы: География


Учебно-воспитательные цели:

  • закрепить и расширить знания об особенностях физических процессов, происходящих в атмосфере;
  • закрепить знания об особенностях климата, климатообразующих факторов родного края, основных элементах климата;
  • закрепление и расширение знаний о флоре и фауне родного края, необходимости бережного отношения к его богатствам;
  • знакомство с устным народным творчеством;
  • способствовать закреплению в сознании учащихся о взаимосвязи изучаемых ими школьных предметов;
  • закрепить и совершенствовать навыки работы с атласом;
  • совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой;
  • развивать познавательные интересы, эмоциональную сферу личности учащихся, используя интересный дополнительный материал;
  • воспитывать гордость и ответственность за природу родного края;
  • воспитывать организованность, умение сосредотачиваться на поставленной задаче, рационально использовать время;
  • развивать умение работать в команде;
  • развивать внимательность.

Оборудование:

  • записи звуков природы (летний дождик, ливень с грозой, слабый ветерок и т.д.);
  • записи с песнями томского композитора Михаила Андреева;
  • физическая карта Томской области;
  • фотографии растений и животных Томской области;
  • выставка книг и альбомов о природе Томской области;
  • атласы Томской области;
  • компьютер;
  • учебники: Н. С. Евсеева, Л. Н. Окишева. География Томской области. Часть I. Природа, природные ресурсы. 8 класс. Томск. “Издательство научно-технической литературы”, 2002.

Продолжительность занятия: 2 академических часа.

Учитель географии. Прекрасна природа нашего края, ее воспевали многие художники, поэты, писатели. Давайте послушаем стихотворение бывшего ученика нашей школы Н. Боргардта “Весна” в исполнении ученика вашего класса.

1. И снова звонкие капели
Озвучили весны приход,
Забыты зимние метели,
У птиц полным - полно забот.

2. Бегут ручьи, сугробы тают,
На вербах праздничный наряд
И я весну свою встречаю
Уже 13 лет подряд.

3. И солнце лучиком коснувшись,
Мне бросило веснушек горсть
И я подумал, улыбнувшись, -
Сегодня у весны я гость.

Учитель биологии. Что же мы знаем о природе нашего края, ее флоре, фауне? Это покажет наша игра.

Что значишь ты без трав, без птиц
И без пчелы, в цветах дрожащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
Вгрызаясь в горные породы,
О, человек – венец природы! –
Что без природы твой конец?

Учитель физики. Сто раз пройдёшь ты по знакомой дороге и не увидишь ничего интересного. А в сто первый - обратишь внимание на то, что снег скрипит под ногами, высоко в небе оставляет след самолёт, и вдруг окажется, что идёшь ты по дороге загадок: почему трещит мороз? Почему не замерзают быстрые реки? Почему? Отчего? Зачем?

Учитель географии. Л. Н.Толстой сказал: “Только тот может быть патриотом своей родины, кто умеет ценить и любить природу родного края”. Так будем же патриотами томской земли! Нам с вами предстоит многое узнать и вспомнить.

Синий дым. Белый день. И звучанье.
Хвойно-лиственный шорох и плеск.
Выше радости, выше печали
Этот дым, этот день, этот лес. В. Казанцев

Надеюсь, в конце нашего урока вы будете знать больше, чем в начале. Пусть дорога добавит вам знаний и умений! В добрый путь!

Начало игры. Играют две или три команды (по команде от класса или в классе от трех рядов – три команды). Представление членов жюри. Название туров записаны на отдельных листах на доске и на экране компьютера. Команды по очереди выбирают, на вопросы, какого тура они будут отвечать и цену вопроса. Ведущий (или ведущие - учителя географии, физики и биологии) игры читает задание.

1-й тур. “Почемучки”.

Объяснить причины некоторых особенностей растений и животных. (Приложение 1).

2-й тур. “Исчезающие растения”.

В кратком описании – интересные сведения об особенностях растений, их происхождении. Требуется определить, о каком растении идет речь. (Приложение 2).

3-й тур. Загадки”.

Требуется отгадать загадки. (Приложение 3).

4-й тур. “Разные животные”.

По интересному факту из жизни и описания внешнего вида животных определить, о каком животном идет речь. (Приложение 4).

5-й тур. “Птицы”.

Дается краткое описание, интересная подробность из жизни обитающих в наших лесах птиц. Требуется определить, о какой птице идет речь. (Приложение 5).

6-й тур. “Бабочки”. Презентация

Демонстрируются цветные рисунки бабочек. Учащимся требуется определить название бабочек, встречающихся в наших лесах. (Приложение 6).

7-й тур. “Грибы”. Презентация

Демонстрируется рисунок, сопровождаемый краткими сведениями о данном грибе. Необходимо определить описанный гриб. (Приложение 7).

8-й тур. “Травы”.

По описанию определить, о какой траве идет речь. (Приложение 8).

9-й тур. “Кусты, деревья”.

Приводятся интересные подробности о растениях наших лесов. Учащиеся определяют, о каком дереве или кустарнике идет речь. (Приложение 9).

10-й тур. “Синоптики”. Как можно определить погоду, используя наблюдение за живыми организмами? (Приложение 10).

11-й тур. “Месяцеслов”.

По народным пословицам, поговоркам и присловьям, приметам определить, о каком месяце идет речь. (Приложение 11).

12-й тур. “Кот в мешке”.

По описанию определить, что за предмет находится в черном ящике. (Приложение 12).

13-й тур. “Водные растения”. Используя текст учебника для 8 класса “География Томской области. Природа, природные ресурсы” (авторы Евсеева Н. С., Окишева Л. Н.), определить, о каком растении идёт речь. (Приложение 13).

14-тур. “Требуется защита”. Бережное отношение необходимо всем птицам. В последнее время в Томске из 150 видов птиц, ранее гнездившихся в нём, перестало гнездиться 14. Покинули город птицы, гнездящиеся на земле. Трагична судьба многих птиц, пересекающих нашу область во время весенне – осенних миграций. В защите нуждаются и другие птицы области. Учащимся предлагается за определённое время найти 17 зашифрованных названий этих птиц. (Приложение 14).

15-й тур. “Секреты природы”. Требуется найти ответы на вопросы о физической сути окружающих нас явлений. (Приложение 15).

16-й тур. “Лучи света”. Учащимся предлагается объяснить физическую природу световых явлений. (Приложение 16).

17-й тур. “Вопрос-ответ”. Задаваемые вопросы требуют быстрого и однозначного ответа. За каждый правильный ответ – балл. (Приложение 17).

18-й тур. “Климат”. Команды получают листочки с вопросами об особенностях климат области. Для поиска ответов можно пользоваться учебниками. На поиски ответов даётся 5–10 минут. (Приложение 18).

Подведение итогов. Награждение команд.

Примечание: предложенный объём заданий может быть не под силу классам со слабой степенью обученности. В подобном случае есть возможность варьировать количество заданий и их объём.

Данный урок можно провести совместно тремя учителями - предметниками. Я проводила данный урок одна в форме урока – обобщения, урока - игры в конце изучения курса “География Томской области. Природа” в 8 классах.

Список приложений

1. “Почемучки”.

2. “Исчезающие растения”.

3. “Загадки о животных”.

4. “Разные животные”.

5. “Птицы”.

6. “Бабочки”.

7. “Грибы”.

8. “Травы”.

9. “Кусты, деревья”.

10. “Синоптики”.

11. “Месяцеслов”.

12. “Кот в мешке”.

13. “Водные растения”.

14. “Требуется защита”.

15. “Секреты природы”.

16. “Лучи света”.

17. “Вопрос – ответ”.

18. “Климат”.

Литература

  1. Альтшулер С. В. Я познаю мир. Наука в загадках и отгадках: энциклопедия. Астрель: Хранитель. Москва, 2007.
  2. Атлас Томской области. Хабаровск. Дальневосточное аэрогеодезическое предприятие Роскартографии. 1997.
  3. Бабочки. Набор открыток. Выпуск IV. Москва. Издательство “Изобразительное искусство”, 1976.
  4. Грибы. Набор открыток. Выпуск 2. Издательство “Изобразительное искусство”. Москва. 1984.
  5. Дмитриев Ю. Д. Соседи на планете. Насекомые. Москва. ООО “Издательство АСТ”, 1997.
  6. Евсеева Н. С., Окишева Л. Н. География Томской области. Природа, природные ресурсы. 8 класс. Томск: Издательство НТЛ. 2002.
  7. Козлов М.А. Не просто букашки. Санкт-Петербург. “Гидрометеоиздат”, 1994.
  8. Красная книга Томской области. Томск: Изд-во ТГУ. 2002.
  9. Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. Москва. “Современник”. 1991.
  10. Плешаков А. А. Зелёные страницы. Москва. “Просвещение”, 1995.
  11. По страницам Красной книги. Растения. Энциклопедический справочник. Минск. Издательство “Белорусская советская энциклопедия” имени П. Бровки. 1987.
  12. Редкие насекомые. Под. Редакцией Мирзояна С. А. Москва. “Лесная промышленность”, 1982.
  13. Скорняков С. М. “Зеленая родословная”. Москва. Агропромиздат. 1985.
  14. Энциклопедия для детей. Биология. Под ред. А. Майсурян. Москва. “Аванта +”. 1995.
  15. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные. Сост. П.Р. Ляхов. М.: ТКО “АСТ”. 1997.
  16. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. Сост. Л. А. Багрова. М.: ТКО “АСТ”. 1999.