Информационные технологии на уроках математики. Урок в 11-м классе по теме "Логарифмические уравнения"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • изучить основные виды логарифмических уравнений, научить методам решения простейших логарифмических уравнений и способам сведения логарифмических уравнений к простейшим;
  • развивать навыки сравнительного анализа, логического мышления, умение делать обобщения и выводы;
  • воспитывать сознательное отношение к учению, познавательную активность, культуру умственного труда.

Оборудование и материалы.

  1. Мультимедийный проектор, компьютеры.
  2. Слайд “Виды простейших логарифмических уравнений и методы их решения”.
  3. Презентация “Методы решения логарифмических уравнений”.
  4. Тест для первичного закрепления.
  5. Раздаточный материал.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Подготовка к изучению нового материала.

Устная работа.

Вопрос 1:

Назовите основные виды уравнений.

Ответ:

Линейные, квадратные, биквадратные и другие целые уравнения; дробно-рациональные уравнения; тригонометрические уравнения; иррациональные уравнения; показательные уравнения.

Вопрос 2:

Назовите основные способы решений, являющиеся общими для уравнений различных типов.

Ответ:

Преобразование уравнения по формулам; разложение на множители; замена переменной.

Вопрос 3:

Назовите основные способы решения показательных уравнений.

Ответ:

Решение простейших показательных уравнений; приведение степеней к одному основанию; применение формул; разложение на множители; замена переменной.

Сегодня мы изучим ещё один вид уравнений: логарифмические уравнения.

III. Изучение нового материала.

Объяснение нового материала (проводится учителем у доски).

Используется мультимедийный проектор и слайд с видами простейших логарифмических уравнений. Решение примеров записывается на доске. Объяснение проводится в форме беседы.

Определение: Уравнения, содержащие переменную под знаком логарифма, называются логарифмическими.

Виды простейших логарифмических уравнений и методы их решения.

(приложение 1)

Вопросы ученикам:

Сколько корней будет иметь это уравнение? Каким свойством обладает логарифмическая функция? Что называется логарифмом и как в данном случае найти число x?

Итог рассуждений: Так как логарифмическая функция монотонна, по теореме о корне данное уравнение имеет единственное решение. По определению логарифма x = ab.

Вопросы: Каким условием определяется ОДЗ уравнения? Нужно ли тут накладывать условие x>0?

Пример (на доске).

Решение.

Ответ: 25.

(приложение 1)

Получается в результате аналогичных рассуждений.

Пример (на доске).

Решение.

Ответ: 1;-5.

(приложение 1)

Вопрос:

Чем определяется ОДЗ этого уравнения?

Ответ:

Вопрос: Равны логарифмы двух чисел по одному и тому же основанию. В каком случае это возможно?

Ответ: Так как логарифмическая функция монотонна, то логарифмы двух положительных чисел по одному и тому же положительному и отличному от единицы основанию равны тогда и только тогда, когда равны эти числа.

Комментарий учителя: следовательно, для решения уравнения log a f (x)=log a g(x) нужно решить уравнение f(x)=g(x) и отобрать корни, входящие в ОДЗ исходного уравнения. Тогда исходное уравнение можно заменить равносильной ему системой двумя способами.

Первый способ:

Второй способ:

Вопрос: Почему отбрасывается одно из условий ОДЗ?

Ответ: Потому что оно будет выполняться автоматически при выполнении условий, записанных в системе.

Замечание:

Предпочтение отдают той системе, которая после будет решаться легче. Если они равноценны по сложности, то всё равно какую записывать.

Пример (на доске).

Решение.

Но x = –2 не удовлетворяет условию x > –1, следовательно, данное уравнение корней не имеет.

Ответ: корней нет.

(приложение 1)

Вопрос: Какими условиями будет определяться ОДЗ уравнения?

Ответ:

Комментарий учителя: По определению логарифма f (x) = g (x)b, следовательно, условие

f (x) > 0 при выполнении условия g (x) > 0 будет выполняться автоматически. Тогда

Пример (на доске).

Решение.

Решим квадратное уравнение:

,

,

Но 1 не удовлетворяет второму условию системы, следовательно, не является корнем исходного уравнения.

Ответ: 2.

Изучение нового материала с помощью презентации (изучение методов решения уравнений, не являющихся простейшими).

Самостоятельная работа учеников за компьютерами. На компьютерных столах лежит раздаточный материал с вопросами (приложение 2) , на которые ученики должны ответить после рассмотрения решений уравнений, приведенных в презентации.

  1. К какому виду нужно привести логарифмическое уравнение, не являющееся простейшим?
  2. Какие из рассматриваемых в презентации методов решения вам были уже известны по применению к уравнениям других типов?
  3. В чём заключается особенность их применения к решению логарифмических уравнений?
  4. С каким новым методом решения уравнений вы сегодня познакомились?
    а). Для каких уравнений используется этот метод?
    б). В чём заключается суть данного метода?

(Учитель консультирует в случае необходимости.)

Методы решения логарифмических уравнений. Логарифмирование уравнений.

(приложение 3)

1. Преобразования уравнений по формулам.

Пример.

Решение.

Так как логарифмы определены только для положительных чисел, то x – 2 > 0 и x > 0. Преобразуем левую часть уравнения по формуле: log a xy = log a x+ log a y. Получим:

Решим квадратное уравнение

.

Условию x > 2 удовлетворяет только один из корней: 4. Следовательно, 4 является корнем исходного уравнения.

Ответ: 4.

2. Приведение к одному основанию (Применение формулы перехода к новому основанию).

Пример.

Решение.

ОДЗ уравнения - промежуток x > 0.

Применим формулу и выразим все логарифмы через логарифм по основанию 2. Получим:

Умножим уравнение на 4. Получим:

.

Число 16 входит в ОДЗ.

Ответ: x = 16.

3. Замена переменной.

Пример.

Решение.

В данном уравнении повторяется выражение: log 3 x. Значит можно выполнить замену переменной.

.

Решим квадратное уравнение.



Возвратимся к исходной переменной. Остается решить простейшие логарифмические уравнения:

4. Логарифмирование уравнений.

а) Применение логарифмов к решению показательных уравнений.

Пример.

Решение.

Данное показательное уравнение невозможно решить обычным приведением степеней к одному основанию. Так как числа 3 x+1 и 5 x -1 положительны и равны, то логарифмы этих чисел по одному и тому же основанию будут также равны. Возьмём логарифмы по основанию 10. Получим:

.

(Пояснения к решению: преобразовали левую и правую часть уравнения по формуле “логарифм степени” log a xp =p log a x; раскрыли скобки; решили линейное уравнение; свернули получившееся выражение по формулам “логарифм произведения” и “логарифм частного”; применили формулу перехода от одного основания к другому.)

Используемый здесь метод называется почленным логарифмированием уравнений.

б) метод логарифмирования также используется при решении уравнений содержащих переменную одновременно и в основании и в показателе степени.

IV. Первичное закрепление нового материала.

Проводится обсуждение ответов на вопросы (приложение 2) и после этого ученики выполняют компьютерный тест (в Excel). (Время на выполнение теста – 7 мин) (приложение 4)

Какое из заданных чисел является корнем уравнения? (Тип теста: выбор единственно правильного ответа)

Уравнения

Варианты ответов

Правильный ответ

а) 64; б) 81; в)16; г) 4/3

81

а) 8; б) 9; в) 1/8; г) -8

1/8

а) 4; б) 2; в) 1/2; г) -2

2

Решите уравнения (Тип теста: ввод ответа вручную с клавиатуры)

Уравнения

Ответы

32

3

5

13

Укажите способ, которым следует решать уравнение (Тип теста: выбор единственно правильного ответа)

Способы:

  1. Преобразование уравнения по формулам.
  2. Приведение к одному основанию.
  3. 3. Замена переменной.
  4. 4. Логарифмирование.

V. Итог урока. Домашнее задание.

Мы изучили основные виды простейших логарифмических уравнений и методы их решения; методы приведения логарифмических уравнений к простейшим. А также познакомились с применением логарифмов к решению уравнений: методом почленного логарифмирования уравнений.

Оценки за урок выставляются с учетом результатов тестирования и устных ответов.

Дома оформить в тетради решение уравнений, рассмотренных в презентации.

(приложение 2)

Литература

  1. А. Н. Колмогоров и др. “Алгебра и начала анализа 10-11”, М.: Просвещение
  2. П. В. Чулков “Уравнения и неравенства в школьном курсе математики”, М.: Педагогический университет “Первое сентября”
  3. Вавилов В. В. и др. “Задачи по математике. Уравнения и неравенства”, М.: Наука.