Учебно-воспитательные задачи урока:
- Закрепить знания учащихся о эукариотических и прокариотических клетках;
- Развить представления учащихся о взаимосвязи строения и функции
- Проверить уровень сформированных цитологических знаний, умение применять знания для объяснения процессов, происходящих в клетке.
- Продолжить работу по формированию умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие биологические закономерности;
- Закрепить навыки работы с микроскопом.
Оборудование:
- Таблицы:
строение клеток под световым микроскопом;
строение клеток под электронным микроскопом;
одноклеточные животные;
плесневые грибы, дрожжи;
бактерии;
таблички разных цветов с названиями органоидов (три набора); - Магнитная доска;
- Световые микроскопы,
- Культура инфузории или микропрепараты.
Форма проведения - Путешествие в мир живой клетки.
І. Актуализация знаний.
Подготовка к путешествию.
Учитель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие. Нам предоставляется возможность посетить самые таинственные районы загадочного мира клеточных структур. Еще раз осмыслить их назначение, природу происходящих в них процессов. Нам предстоит посетить незнакомый мир, удивительный, таинственный и в то же время очень далекий от наших повседневных представлений. Это мир, который существует в каждом из нас и в любом живом организме. Поэтому нам предстоит уменьшиться более чем в 10 миллиардов раз.
Для удачного путешествия нужно знать местность и объекты, которые нам могут встретиться.
К доске вызываются четыре ученика. Им выдаются наборы разноцветных карточек с названием органоидов и терминов. Каждый ученик получает набор одного цвета с названиями: клеточная стенка, цитоплазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, эпс, рибосомы, лизосомы, пластиды, цитоскелет, мезосомы, споры, гаметы, колбочки, кольцевая ДНК, палочки, центральная вакуоль, мелкие вакуоли, органоиды движения, митохондрии, центриоли, аппарат Гольджи.
Задание: выбрать органоиды, которые встречаются в разных клетках и прикрепить их на доске в соответствующий столбик. Задание усложнено тем, что некоторые термины не являются органоидами клеток, ученики должны быть внимательными, чтобы их не выбрать.
Растительная | Животная | Клетка | Клетка |
клетка | клетка | гриба | бактерии |
Остальные учащиеся выполняют подобное задание в тетрадях. Они заполняют таблицу (можно по вариантам): “Сравнение клеток живых организмов”
Укажите присутствующие и отсутствующие органоиды в клетках разных организмов
Органоиды |
Растительная клетка |
Животная клетка |
Клетка гриба |
Бактериальная клетка |
Клеточная стенка |
- |
|||
Цитоплазматическая мембрана |
||||
Цитоплазма |
||||
Ядро |
- |
|||
Эпс |
- |
|||
Рибосомы |
||||
Лизосомы |
- |
|||
Пластиды |
- |
- |
- |
|
Цитоскелет |
- |
|||
Мезосомы |
||||
Кольцевая ДНК |
- |
- |
- |
|
Центральная вакуоль |
- |
- |
- |
|
Мелкие вакуоли |
- |
- |
||
Органоиды движения |
- |
|||
Митохондрии |
- |
|||
Центриоли |
- |
- |
||
Аппарат Гольджи |
- |
ІІ. Применение знаний.
Наша экспедиция отправляется в ядро клетки. Цель путешествия: закрепить знания о строении клетки и функциях органоидов клетки.
Взглянем на карту. Клетка фотосинтезирующей ткани листа.
Прежде чем отправиться в путешествие, уточним маршрут, чтобы разобраться, куда следует держать путь, что нас ожидает и как лучше организовать само путешествие.
Давайте, определим этапы нашего маршрута.
Я предлагаю вам разработать маршрут. Учащиеся могут предложить разные варианты, для работы в классе выбираем один.
Вариант маршрута: Клеточная стенка – Цитоплазматическая мембрана – Цитоплазма – ЭПС – Ядро - Аппарат Гольджи – Пузырьки аппарата Гольджи – Цитоплазматическая мембрана – Оболочка.
Итак, участники экспедиции в путь.
К доске вызываются учащиеся. Они показывают маршрут (органоиды клетки) по таблице, рассказывают о строении и функциях органоидов. В тетрадях учащиеся записывают этап маршрута, особенности его преодоления.
1. Первое препятствие на нашем пути – клеточная стенка. Как вам через нее проникнуть? (Клеточная стенка имеет поры, через которые осуществляется транспорт веществ.)
Клеточная стенка – через поры
2. Перед вами все время меняющаяся, подвижная мембрана. Разнообразные вещества разными способами проникают во внутрь и удаляются из клетки.
(Ученики могут предложить более приемлемый способ, чтобы попасть во внутрь клетки - фагоцитоз; необходимо иметь с собой запас ферментов и органические растворители, что позволит выбраться в цитоплазму.)
Цитоплазматическая мембрана – путем фагоцитоза; мембрану фагоцитозного пузырька разрушить ферментами или органическим растворителем.
3. Какие опасности могут ждать экспедицию в цитоплазме. (Лизосомы способны разрушить все, что не нужно клетке.)
Где в клетке можно пополнить запас энергии и продуктов питания? Вспоминаем строение и функции органоидов. (Энергетические станции клетки – митохондрии могут обеспечить энергией. Вокруг много самых маленьких органоидов – рибосом. Их функция – синтез белка. На нашем пути много зеленых органоидов – хлоропластов.)
Цитоплазма – опасаться лизосом; запастись белком в рибосомах; подзарядить батарейки в митохондриях; заправить баллоны кислородом в хлоропластах.
4. Каналы ЭПС помогут быстро добраться до ядра. Каковы функции ЭПС? Какую пользу можно извлечь участникам экспедиции, находясь в этой части клетки?
Каналы ЭПС связаны с ядром; можно отобедать белками, жирами, углеводами.
5. Все тайны каждой клетки зашифрованы в ядре. Какая информация заключена в ядре и как она реализуется. ( Ядро – хромосомы – ДНК – гены – белок – признак) Ядерная оболочка имеет поры. В ядре хранится наследственная информация.
6. Можно отправляться в обратный путь. Какого строение аппарата Гольджи - следующего пункта нашего путешествия.
Аппарат Гольжи – цистерны, полости, пузырьки.
7. Пузырьки Аппарата Гольджи – движемся к цитоплазматической мембране.
8. Цитоплазматическая мембрана – экзоцитоз.
9. Клеточная стенка – поры.
ІІІ. Отчет экспедиции.
Дайте характеристику клетке, в которой вы побывали.
Характеристика |
Фотосинтезирующая клетка |
Клетка мукора |
Клетка сине-зеленой водоросли |
Клетка инфузории |
1.По содержанию ядра |
Эукариотическая |
Эукариотическая |
Прокариотическая |
Эукариотическая |
2.По количеству ядер |
одноядерная |
многоядерная |
безъядерная |
Два ядра |
3. По способу питания |
автотрофная |
гетеротрофная |
автотрофная |
гетеротрофная |
4.Клетка организма какого царства |
Растения |
Грибы |
Дробянки |
Животные |
5.Запасной углевод |
крахмал |
гликоген |
углеводы |
гликоген |
6.Чем ограничена от внешней среды |
Клеточная стенка, цитоплазматическая мембрана |
Клеточная стенка, цитоплазматическая мембрана |
Клеточная стенка, цитоплазматическая мембрана |
Цитоплазматическая мембрана |
Вывод:
- Единый план строения клеток;
- Сходство процессов обмена веществ энергии в клетки;
- Кодирование наследственной информации при помощи нуклеиновых кислот;
- Единство химического состава клеток;
- Сходные процессы деления клеток.
Это свидетельствует о единстве происхождения клеток.
Различия в строении указывают на разные функции клеток. Главное отличие между клетками этих царств заключается в способе их питания.
ІV. Работа с микроскопом.
Правила работы. Задание рассмотреть под микроскопом каплю с культурой, узнать какой это организм, дать характеристику его клетки. Занести данные в таблицу. (Культура инфузории – туфельки)
V. Подведение итогов.
VІ. Домашнее задание. §18, 19. (Учебник А.А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник). Разработать маршрут по клетке инфузории – туфельки.