Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний в 10-м классе по теме "Кислородосодержащие органические вещества"

Разделы: Химия


Цели  урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о кислородсодержащих  веществах;
  • проверить качество усвоения учебного материала;
  • закрепить умения составлять уравнения химических реакций по генетическим цепочкам, решать задачи;

Задачи урока:           

  • стимулировать познавательную активность учащихся, реализуя межпредметные связи курсов химии, истории, информатики, биологии;
  • развивать смекалку, эрудицию, умения работать с дополнительной  литературой, быстро и четко формулировать и высказывать мысли, логически рассуждать и применять знания на практике, воспитывать чувство сопричастности к общему делу, умение работать в коллективе.
  • создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.

Форма работы: фронтальная индивидуальная и групповая

Оборудование:   

  • набор лабораторной посуды, пробирки, пробиркодержатели, спиртовки
  • набор реактивов:
  • щелочь NaOH
  • соль CuSO4
  • глицерин
  • уксусная кислота
  • спирт этанол
  • альдегид

Оснащение:  компьютер, мультимедийный проектор, схемы этапов урока, кроссворд увеличенной формы, переносная доска, раздаточный материал, Power Point – презентация, <Приложение 1> и <Приложение 2>

Портрет А.М.Бутлерова, под ним его слова: «Химическая натура сложной частицы определяется натурой элементарных составных частей, количеством их и химическим строением»

Ход урока

I. Организационный момент – установка на урок.

Тема сегодняшнего урока  «Кислородсодержащие органические вещества». Наша с вами задача вспомнить все изученные классы органических веществ относящихся к разделу кислородсодержащие вещества, характерные для них функциональные группы, названия, химические и физические свойства, основные области применения и на практике показать, как можно экспериментально распознать органические вещества. А выполнять нашу задачу мы будем, переходя от одного этапа к другому.

II. Начало урока по этапам:

  • терминологический,
  • номенклатурный,
  • практический,
  • экспериментальный,
  • информационный,
  • химический кроссворд

(наименование этапов вывешиваются на доску по ходу их выполнения)

1-й этап Терминологический (учитель указкой показывает на термин, заранее написанный или напечатанный крупным шрифтом на листе формата А4 и прикрепленный магнитиками к доске) по ходу ответа термины вытираются или открепляются , термины которые остались задаются на повторение как домашнее задание) 

  • спирты
  • функциональная группа
  • многоатомные спирты
  • фенолы
  • альдегиды
  • карбоновые кислоты
  • сложные эфиры
  • жиры

 2-й этап  Номенклатурный

Назовите по систематической номенклатуре следующие вещества:

3- этап  Практический  

учащиеся выполняют три дифференцированных задания:

1) составление уравнений реакций по генетическим цепочкам;
2) решение задач;
3) написание структурных формул веществ по их названиям.

1 Задание: составьте схему взаимных переходов между классами углеводородов (выполняются индивидуально  и у доски)

2 Задание: решите задачу  (задачи различной сложности: треугольником обозначены задачи, рассчитанные на слабоуспевающих ребят, четырёхугольником – обучающихся на «4» и звёздочкой – для учащихся, обучающихся на «5»)

1. При нагревании метанола массой 2,4 г и уксусной кислоты массой 3,6 г получили метилацетат массой 3,7 г. Определите выход эфира.

*2. При сгорании неизвестного вещества массой 2,3 г получено 4,4.г оксида углерода (IV) и 2,7 г воды. Относительная плотность паров вещества по воздуху 1,59. Определите формулу вещества.

3. Определите молекулярную формулу вещества по данным количественного анализа.
Массовая доля элементов в нем соответственно составляет: водорода 0,090; углерода 0,550; кислорода 0,360.Относительная плотность вещества по водороду 22.

 4.Какова масса безводной уксусной кислоты, полученной из 100 г. технического карбида кальция, массовая доля примесей в котором составляет 4%.

*5. Вычислите массы продуктов реакции, которые образуются при нагревании 100 г этанола со 160 г бромида натрия в присутствии серной кислоты. Назовите продукты реакции.

3 Задание: напишите структурные формулы веществ по их названиям

а) пропанол-2;
б) 2-метилбутаналь;
в) пропанон-2 (ацетон);
г) пентановая кислота;
е) этиловый эфир метановой кислоты; 
ё) 1,2,3-пропантриол (глицерин);
ж) фенол.

3-й этап Экспериментальный учащиеся по группам решают две экспериментальные задачи на распознавание органических веществ 

Задача 1.

В двух пронумерованных пробирках находятся растворы глицерина и альдегида При помощи одного реактива распознайте их, запишите уравнения реакций и сделайте вывод.
(сульфат меди, гидроксид натрия, спиртовка, пробиркодержатели) представители от группы у доски записывают уравнения химических реакций и сообщают вывод.

4-й этап  Информационный  -   защита проектов рубрика «Знаете ли вы что?»   (опережающее домашнее задание)

Power Point – презентация, <Приложение 1> «Вклад ученых в синтез органических веществ», <Приложение 2> «Применение кислородсодержащих веществ».

5-й этап Химический кроссворд 

Группы получают листы с заранее нарисованным кроссвордом и одновременно приступают к работе. Время на разгадывание не более 3-х минут.

Ключевое слово – название одного из кислородсодержащих органических веществ. (Глицерин)

1. Углевод, содержащийся в виноградном соке.                                               (Глюкоза)
2. Класс органических веществ, получаемый окислением спиртов.               (Альдегиды)
3.Двухатомный спирт.                                                                                               (Этиленгликоль)
4. Соль уксусной кислоты.                                                                                        (Ацетат)
5. Ученый, открывший реакцию получения уксусного альдегида из ацетона. (Кучеров)
6. Углевод, изомер глюкозы.                                                                                     (Фруктоза)
7. Класс органических веществ, молекулы которых содержат гидроксогруппу. (Спирты)
8. Сильный антисептик, который называют карболовой кислотой.                     (Фенол)

Как только кроссворд разгадан в группах учащиеся поочерёдно от каждой группы заполняют кроссворд увеличенной формы, вывешенный на переносной доске.

III. Заключение.

Стихотворение «Органическая химия» (учащиеся читают четверостишия и показывают заранее написанные функциональные группы органических веществ, о которых идёт речь)

1-й ученик: 

Запомним, друг, и я, и ты,                     
Чем отличаются спирты –
В них углерод и гидроксид,                         
И каждый спирт легко горит                 

2-й ученик:  

R – это значит радикал,                             
Он может быть велик и мал,
Предельный или непредельный.
Но это разговор отдельный

3-й ученик: 

Приятно пахнут альдегиды                                  
Но группа С (Н) О их выдаст.                   

4-й ученик: 

Среди карбоновых кислот
Известных «лиц» невпроворот.
В кислотах -  группы карбоксильные,
Но все кислоты здесь – несильные.

5-й ученик:

В кетонах группа есть СО,
Но это тоже ничего…
Горит прекрасно ацетон,
И растворитель – тоже он.

6-й ученик: 

Мы говорим спокойно: жир.
А, между прочим, он – эфир,
Он из кислот и глицерина.
Такая вот у нас картина.

IV. Подведение итогов урока: на вопрос учителя на доску при помощи магнитов вновь вывешиваются этапы уроков, для того чтобы учащиеся пришли к выводу – достигнуты задачи
урока или нет. Комментирование оценок.