Задачи занятия:
Образовательные – Сформировать знания о сумме углов треугольника, выработать умение доказывать теорему, находить неизвестный угол треугольника.
Развивающие
- развитие познавательных и творческих способностей учащихся, их способностей к самообучению;
- развитие умения переносить теоретические знания на практику и пользоваться ими в нестандартной ситуации.
Воспитательные - формирование коммуникативных и организаторских умений, умений саморегуляции и саморегулирования своей учебно-познавательной деятельности, умений работать в коллективе, взаимодействовать как с взрослыми, так и со сверстниками.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с задачами и Д.З., анкета.
План занятия.
Этапы занятия |
Временная реализация |
1.Организационный момент |
2мин. |
2.Актуализация знаний |
10мин |
3.Постановка проблемы |
10мин |
4.Доказательство теоремы |
10 мин |
5.Первичное закрепление доказательства. |
15мин. |
6.Обобщение теоремы. |
5мин |
7.Решение задач |
15мин |
8.Игра “Кольцовка задач” |
15мин |
9. Постановка домашнего задания |
5мин |
10. Рефлексия |
3мин |
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем доказывать важную теорему геометрии, узнаем, чему равна сумма углов в треугольнике, а также в других многоугольниках. Надеюсь, вы самостоятельно сможете доказать новую теорему. Эта теорема поможет нам находить неизвестные углы в треугольниках. Как всегда, будем решать и составлять задачи с новым знанием и умением.
II. Актуализация знаний.(слайды 2,3,4)
Решите задачи, подробно формулируя свойства и теоремы, которые вы применяете
III. Постановка проблемы.
Учитель:
Дано 3 задания, индивидуально в тетради выполнить построения.
- Начертить треугольник с углом 30o
- Начертить треугольник с углами 40o и 50o
- Начертить треугольник с углами 20o ,30o ,40o
Разговор в группах. Рассматриваем построения. Приходим к выводу: третий треугольник нельзя построить
Учитель: Почему не получается построение третьего треугольника?
Ученики: (вариант ответа) Третий угол не получается, он должен быть тупым, а в условии все острые.
Учитель: Как это не получается? Может, вы строите неверно? Давайте обсудим само построение. С чего начали? (учеников предложивших разные построения пригласить к доске).
Обсуждаем построение. Строить треугольник по трем углам с линейкой и транспортиром, 7классники не умеют, поэтому различные подходы к построению помогают увидеть различие и выдвинуть гипотезу.
У нас получилось три случая:
- сторона и два прилежащих к ней угла 20o и 30o
- сторона и два прилежащих к ней угла 30o и 40o
- сторона и два прилежащих к ней угла 20o и 40o
Учитель: Продолжите стороны до пересечения и измерьте получившийся угол.
Обсуждаем результаты:
У всех получились разные углы. Но заданный по условию, угол не получился.
Учитель: Сложите углы в полученном треугольнике.
Сравните результаты.
Ученики: Значения близкие к 180o .
Учитель: Что же можно предположить о сумме углов треугольника?
Ученики: Сумма углов равна 180o .
Учитель: Откройте учебник [1]страница 46.Сверим свой вывод с учебником. А почему результаты измерений неточные?
Ученики: Измерениям доверять нельзя, из-за возможных погрешностей.
Учитель: Мы уже говорили с вами, что любые экспериментальные данные в геометрии требуют доказательства. Какая же будет задача на нашем первом уроке.
Ученики: Доказать, что сумма углов треугольника равна 180o .
Учитель: Запишите тему сегодняшнего урока “Сумма углов треугольника”
IV. Доказательство теоремы.(слайд5)
Учитель: Итак, теорему мы уже прочитали. Для доказательства нам нужно приготовить условие и заключение теоремы и сделать чертеж.
Учитель задает наводящие вопросы: что дано, что требуется доказать? Совместно доказываем теорему.
Дано: АВС
А, В, С
Доказать:
А+ В+ С =180o
Доказательство:
1)Что нужно для доказательства теоремы?
-Построить чертеж
2) Чем мы будем пользоваться при доказательстве теоремы?
-Аксиомами и доказанными ранее теоремами.
3)Нужно доказать, что сумма углов треугольника равна 180o , где мы раньше встречали значение 180o ?
- развернутый угол равен 180o
- сумма смежных углов 180o
- сумма внутренних односторонних углов равна 180o
4) На чертеже нет ни того, ни другого, ни третьего, как поступить в этом случае?
- Сделать дополнительное построение.
5)Проведите луч BD через вершину В, параллельный стороне АС.
Что у вас получилось?
-Так как DBC и АСВ – внутренние накрест лежащие при секущей ВС, то DBC = АСВ.
-Так как DBА и САВ – внутренние односторонние при секущей АВ, то DBА + САВ = 180o . - DBА = DBC + ABC, то есть, DBC + ABC + САВ = 180o .
Значит, С + В + А = 180o ,
ч. т. д.
V. Первичное закрепление доказательства теоремы.(слайд6)
Учитель: Важно ли в этом доказательстве , что луч BD проведен через вершину В? По готовым чертежам на слайдах, доказать теорему (устно).
Желающие идут к доске.
(слайд7)
Учитель: Внимание ребята! Я показываю другой рисунок к доказательству этой же теоремы. Восстановите доказательство.
(Если учащиеся затрудняются, то задать доказательство по этому рисунку на дом)
Задание “ Лови ошибку”(слайд8)
Дан АВС, на стороне АС взята точка D и проведен отрезок ВD, (см.рис.5)получили два треугольника, по только что доказанной теореме, сумма углов каждого из треугольников равна 180o
Пусть в АВD сумма углов А+ В+ D =180o и в CBD C+ В+ D =180o , так как АВС составлен из данных треугольников, то сумма
А+ В+ С =360o . Где ошибка?
Разговор в группах. Обсуждаем задание. Слушаем выступление учащихся. Выбираем правильный ответ.
Один из вариантов учащихся.
Углы АDB и BDC лишние, а так как они смежные, то из 360o -(АDB+ BDC)= 360o - 180o =180o ,следовательно А+ В+ С =180o .
VI. Обобщение теоремы. (слайды 9,10)
Учитель: А можно ли применить новую теорему для других фигур? Чему будет равна сумма углов в четырехугольнике, в пятиугольнике и т.д.
Задание группам.
- Пусть дан четырехугольник ABCD, доказать что А+ В+ С + D=360o
- Пусть дан пятиугольник ABCDF, найдите сумму его углов.
Учитель проходит по классу слушает рассуждения учеников, при необходимости подсказывает дополнительные построения.
Слушаем доказательства.
Ученики: Разбить фигуру на треугольники, сумма углов каждого треугольника 180o ,следовательно, в четырехугольнике сумма равна 180o *2=360o , в пятиугольнике 180o *3=540o и так для других многоугольников.
Учитель: Как еще в пятиугольнике можно найти сумму углов, если в треугольнике она180o , а четырехугольнике 360o
Ученики: Разбить пятиугольник на четырехугольник и треугольник.
VII. Решение задач.(слайд11)
Учитель: Кроме задач на доказательство, мы должны научиться решать задачи на вычисления. Каждой группе предлагается карточка с задачей, записать условие задачи, сделать чертеж и оформить решение. Представители группы разбирают свое решение по готовым чертежам на слайдах.
VIII. Игра “ Кольцовка задач”.
Учитель: Важным умением при решении задач является, умение составлять задачи, мы с вами много раз это делали и раньше. Давайте и сейчас попробуем составить задачу по сегодняшней теме.
Ученики: Взять один угол, а про другой сказать, что он больше или меньше на столько то градусов.
Учитель: А какой вопрос в задаче?
Ученики: Найти все углы в треугольнике.
Учитель: Предлагаю сыграть в игру, каждая команда придумывает задачу про углы треугольника. Важно, что бы задача отличалась от задачи соперников, не только численными значениями, но и по смыслу. Чья группа придумает задачу, которую не смогут решить соперники, та и победитель. Ваша задача должна быть решена и оформлена в тетради с решением, прежде чем мы начнем их обсуждать. Время на придумывание 5 мин.
Предложения групп.
- В равнобедренном треугольнике АВС, АВ =ВС, А=70o . Найти В и С.
- В треугольнике АВС, АB || МК, К ВС, М АC, AMK=100o , BKN=30o
- В треугольнике АВС углы пропорциональны числам 2:3:1.Найти углы треугольника АВС.
- В треугольнике МNK К в 2 раза больше М, N =25o .Найти углы треугольника МNK.
Обсуждаем решения, выявляем победителя, в нашем случае была задача №3, ребята забыли задачи на пропорциональность.
Задача учителя (слайд12)
Предлагаю задачу рисунку. Найти углы треугольника АВС.
Комментарий к задаче: Углы, смежные с внутренними углами треугольника называются внешними. Подробнее на следующем уроке.
На рисунке к задаче известны, как раз внешние углы треугольника.
IX. Постановка домашнего задания. Сегодня на карточках три уровня домашней работы. Вы вправе выбрать любой из них.
Домашняя работа.
Уровень 1.
- стр.46, п.33. Теорема 4.4. с доказательством, можно по учебнику, а можно по второму предложенному чертежу.
- Придумать самостоятельно и решить в тетради две задачи на изученную тему.
Уровень 2.
- стр.46, п.33. Теорема 4.4. с доказательством, можно по учебнику, а можно по второму предложенному чертежу.
- Задачи по готовым чертежам.
Задача 1.
По рис .1 доказать, что 3= 1+2
Задача 2.
По рис.2 доказать, что 1+ 2+ 3 =360o
Уровень 3.
Допустим, что задачи из уровня 2. доказаны.
- Докажите по рис.2, что если 1+ 2+ 3 =360o , то А+ В+ С =180o .
- Докажите по рис.2, что если 1+ 2+ 3=360o , то А+ В= 3
X. Рефлексия.
Вы сегодня на уроках много работали.
Что нового вы узнали?
Выполнили мы сегодня на уроке все, что задумали?
Урок окончен! До свидания, ребята, всем спасибо!
Список информационных источников
- О.Б. Епищева “ Технология обучения математике на основе деятельностного подхода”.Издательство “Просвещение” , Москва, 2003г, 223 стр
- С.Г. Манвелов “ Конструирование современного урока математики”.Издательство “Просвещение”, Москва, 2005г, 175стр
- Л.Г.Петерсон Методические рекомендации к учебникам “Математика 5-6 класс. Издательство “Ювента”, Москва, 336стр
- Л.М. Фридман. “Учитесь учится математике”, издательство”Просвещение” Москва, 112 стр.
- А.В. Погорелов “Геометрия 7-9”Издательство “Просвещен