Технологическая карта учителя к уроку «И снова, здравствуйте»:
Экспозиция.
Дидактическая задача: подготовка учащихся к работе на уроке, организация действий школьников, направленных на решение проблем и достижение целей урока, актуализация знаний школьников по теме урока.
Деятельность педагога: побуждает школьников к организации рабочего места; акцентирует внимание учащихся к эпиграфу урока, проводит опрос основных понятий темы.
Деятельность учащихся: подготовка к уроку; восприятие эпиграфа, ответы на вопросы.
Метод: объяснительно – иллюстративный.
Форма организации деятельности: фронтальная, групповая.
Показатель результатов решения задачи: внимание учащихся, их готовность к занятию.
Завязка (целеполагание и мотивация)
Дидактическая задача: создание стимуляционно – мотивирующей проблемной ситуации к изучению учебного материала посредством предлагаемого выбора наиболее близкого им понимания области применения данных понятий. Повторение определений теплопроводности, конвекции, лучистого теплообмена.
Деятельность педагога: предлагает назвать ученикам наиболее близкое каждому понимание о том, в какой области деятельности человека можно пронаблюдать известные тепловые явления; предлагает найти связь между теплопередачей и деятельностью человека.
Деятельность учащихся: записывают в тетрадь ответы на предложенные вопросы, проверяют правильность выполнения; предлагают варианты своего видения разрешения возникшей проблемы.
Форма организации деятельности: индивидуальная, групповая.
Показатель результатов решения задачи: активное участие учащихся в обсуждении предложенных проблемных задач.
Развязка
Дидактическая задача: решение учебной проблемы и формулировка выводов.
Деятельность педагога: организует деятельность учащихся в группах.
Деятельность учащихся: отвечают на поставленные вопросы; осмысливают поставленную задачу, включаются в работу по решению задачи, приходят к верному решению, которое записывают в тетрадь; оглашают решение и свои выводы.
Метод: эвристический, объяснительно – иллюстративный.
Форма организации деятельности: индивидуальная, групповая.
Показатель результатов решения задачи: готовность учащихся к обсуждению и решению данных задач, записи в тетради.
Рефлексия, домашнее задание.
Дидактическая задача: мобилизация учащихся на рефлексию, создание условий для осмысления главной проблемы урока.
Деятельность педагога: возвращается к проблеме урока; использует пословицы, высказывания известных людей; предлагает обменяться друг с другом задачами, которые вызвали затруднение.
Деятельность учащихся: обмениваются задачами, пишут полезные советы, озвучивают их.
Метод: эвристический.
Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Показатель результатов решения задачи: активное восприятие полезных советов, уточняющие вопросы по домашнему заданию.
Проект урока физики для 8-го класса
Тема урока: «И снова, здравствуйте».
Место урока в изучении темы: шестой урок темы «Внутренняя энергия» раздела «Тепловые явления».
Ведущая идея урока: создание условий для развития у школьников интегрального стиля мышления посредством использования физической модели для решения задач практической направленности.
Главная дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Цели по содержанию:
образовательные: актуализировать имеющиеся знания школьников по теме; расширить кругозор учащихся в области практического применения физики;
развивающие: развивать самостоятельность, практическую активность школьников путём повышения интереса к познавательной деятельности, развивать навыки самостоятельного решения практических задач, грамотно излагать свою точку зрения, уметь доказывать и отстаивать свою позицию;
воспитательные: способствовать пониманию обучающимися ценности познавательной и исследовательской деятельности, повышать мотивацию к изучению предмета через обращение к жизненному опыту школьников.
Главная учебная проблема урока: расширение области применения определений данной темы; конструирование алгоритма нахождения правильного ответа при решении качественных задач (практического характера).
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный.
ФОУД: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Интеграционные связи: внутрипредметные (определения видов теплопередачи, применение данных понятий к решению задач); межпредметные (география, биология, литература).
Методы познания: проблемный, анализ, наблюдение, описания, домашний эксперимент.
Технология: интегративно-гуманитарная
Оборудование: использование компьютера, мобильного телефона; чучела птицы, портреты Леонардо да Винчи, А.Н. Толстого.
Средства обучения: учебник физики 8 класс, С.В. Громов; тексты заданий.
Здоровья и психосберегающая среда: создание комфортных условий для проведения урока, смена видов деятельности, соблюдения санитарно-гигиенических требований.
Эпиграф к уроку:
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, т.к. мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельно применение этих сведений».
А.Н. Толстой
Фрагменты урока
I. Загадочная страна «Тепловые явления».Чтобы открыть ворота этого города, необходим ключ .Определяем ключевое слово, отвечая на вопросы:
- какие вам известны способы передачи тепла при помощи инфракрасных лучей (из ответа возьмите вторую букву и поставьте её в первую клетку ключа; седьмую букву - во вторую клетку)?
- какой вид теплопередачи сопровождается переносом вещества (из ответа возьмите восьмую букву и поставьте её в пятую клетку ключа, девятую букву – в щестую клетку)?
- на каком из способов теплопередачи основано нагревание твёрдых тел (из ответа возьмите двенадцатую букву и поставьте её в четвёртую клетку ключа)?
- назовите одним словом: сердечность, доброта, ласка, сердечное отношение к кому – либо (из ответа возьмите седьмую букву и поставьте её в третью клетку ключа).
Ответы: излучение, конвекция, теплопроводность, теплота.
Ключевое слово:
з | н |
а |
н |
и |
я |
«…… , не рождённые опытом, бесплодны и полны ошибок». Сейчас можно прочитать слова итальянского живописца, математика, скульптора Леонардо да Винчи. Поэтому будем говорить о трёх видах теплопередачи на основании домашних опытов, проведённых экспериментальной группой и покажем знания при решении задач.
- эта тема даёт богатейший материал для решения качественных задач, а это важнейший вид мыслительной деятельности, основы теоретического мышления, которым в совершенстве владеют учёные. Возможно среди сегодняшних школьников – будущие учёные, исследователи, испытатели, создатели новых теорий.
- надо видеть физику в окружающих нас явлениях, с которыми сталкиваемся ежедневно и на которые порой в нашей суетной жизни не обращаем внимания и, уметь объяснить эти явления (родителям, младшим братьям и сёстрам).
II. Записав тему урока, мы здороваемся с гостями, друг с другом, с теплопроводностью, с конвекцией, с излучением. Представляем хозяев урока (даём определения видов теплопередачи). Загадочная тема урока поможет сформулировать его цели:
- узнать, где можно встретить данные явления в природе;
- познакомиться с задачами, при решении которых используются знания о теплопередаче и её видах.
Посмотрев на эпиграф к уроку, обратить внимание на выделенные слова:
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, т.к. мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельно применение этих сведений».
А.Н.Толстой
Каждый человек кузнец своего счастья (сам); самостоятельно добывает знания, проверяет на собственном опыте (методом проб и ошибок) и как итог – умеет применять знания, полученные в школе и во взрослой жизни.
Вопрос: в какой области деятельности человека можем пронаблюдать и объяснить виды теплопередачи?
Ответы учащихся учитель пишет на доске: в быту (бытовые приборы), в технике (мельницы, ветродвигатели, вытяжные трубы, системы отопления помещений), в лесу, на кухне, в походе, на рыбалке, изобретения (термос, теплицы, фен, микроволновая печь, электропечь с конвекцией), на уроках географии (ветры в атмосфере-конвекционные потоки, землетрясения, образование бризов, влияние на климат Земли, теплообмен воздуха и воды), на уроках биологии (теплообмен животных и растений, теплообмен организма человека с окружающей средой), в агрономии, в медицине и т.д.
III. Далее работаем в группах:
- связь данных тепловых явлений и бытовых вопросов (по рисункам)
- где теплее, в деревянном или кирпичном доме, если толщина стен одинакова?
- какими способами происходит передача тепла, если человек лежит на песчаном берегу моря и загорает?
- почему дым от костра в тихую погоду в разное время суток имеет неодинаковое направление?
- связь данных тепловых явлений с вопросами техники, космоса (В.И.Лукашик, сборникзадач по физике)
- почему в космосе костюм у космонавта белого цвета, а при приземлении - оранжевого?
- зачем в железнодорожных вагонах-ледниках, служащих для перевозки скоропортящихся продуктов, промежутки между двойными стенками заполняют войлоком, а снаружи вагоны окрашивают в белый цвет?
- в промышленных холодильниках воздух охлаждается с помощью труб, по которым течёт охлаждённая жидкость; где надо расположить эти трубы: вверху или внизу помещения?
- обсуждение различных вопросов за чашкой чая (на столе самовар, чайные пары)
- какое физическое явление используется при применении снегозадержания?
- в какой из двух бочек (деревянной или металлической) вода скорее замёрзнет, если ёмкость бочек одинакова?
- в каком из двух одинаковых чайников вода скорее нагреется: в новом или в старом, на стенках которого имеется накипь?
- растительный и животный мир глазами человека (на столе чучело сойки)
- какое значение для жизни животных и птиц имеет разная температура частей их тела?
- сделайте зарисовку воробья в летний и зимний периоды; в чём отличие?
- как объяснить явление, прочитав строки из стихотворения А.С.Пушкина «Кавказ»: «Орёл, с отдалённой поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне»
- учащиеся данной группы готовятся к объяснению и демонстрации домашних экспериментов
- излучение (внутреннюю поверхность стакана обклеить полосками тёмной и светлой бумаги, на поверхность бумаги прикрепить пластилином кнопки, в центр стакана поставить свечу );
- теплопроводность (на деревянный цилиндр накалываем ряд кнопок, оборачиваем его слоем бумаги и помещаем в пламя свечи на непродолжительное время, наблюдаем неравномерное обугливание бумаги);
- конвекция (определение скорости естественного перемешивания воды в двух случаях: холодную воду наливают в горячую или наоборот).
Во время данной работы один из учеников каждой группы проговаривает одно из мудрых изречений, затем другая группа, посоветовавшись, поясняет, как они это понимают.
- «Тишина – если не мать, то нянька мысли». И.Шевелёв (чтобы услышать соседа должна быть тишина)
- «Ученья корень горек, да плод сладок». Леонардо да Винчи (задачи решать трудно, но радостно, когда получен правильный ответ)
- «Уча других, кой – чему сам научишься».Джеймс Джойс (прислушиваясь к мнению других, узнаёшь большее)
- «Пушинка к пушинке, и выйдет перинка» - русская пословица (работая вместе, советуясь друг к другу , можно быстро придти к верному ответу)
- «Три человека знают – узнают все» - бенгальская пословица (слушая ответы других групп, каждый из учеников узнаёт много нового)
В течении времени для данной работы каждая группа должна пройти тест, который составила одна из учениц заранее.
После обсуждения вопросов, проводим релаксацию «Дыхание счастья» (отдыхаем под музыку)
При вдохе: мысленно вдыхаем ароматы цветов, радость, здоровье, улыбку, свет, разум, красоту, жизненные силы, положительные эмоции, любовь, счастье.
При выдохе: мысленно выдыхаем мусор, грусть, неудачу, обиды, тревоги, нечистоты, усталость, песчинки, ненависть, глупость, отрицательные эмоции.
IV.Выполняем построение ломаной линии. Учитель показывает картинку, называя тепловой процесс, связанный с изображённым прибором, и если ученик соглашается с ним, то рисует горизонтальную линию, если – нет, то рисует галочку.
- газовая плита с чайником (конвекция)
- солнце (теплопроводность)
- утюг (излучение)
- электроплита с чайником (теплопроводность)
- пробирка с воздухом (излучение)
- светильник (конвекция)
Ответ: _^__ __^_ (самооценка на полях)
Полезные советы каждой из групп:
- безопаснее использовать фарфоровые кружки, чем алюминиевые;.
- для быстрейшего охлаждения кофе или чая нужно наливать холодное молоко в горячий напиток;
- термос можно временно использовать как холодильник;
- сохранить мороженное с помощью вентилятора нельзя;
- летом лучше носить одежду светлых тонов;
- зимой в стужу лучше одеть три тонких свитера, чем один толстый;
- форточки располагают вверху комнаты.
Итог урока: «Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться». Леонардо да Винчи.
Открыта ещё одна дверь в стране «Тепловые явления». Мы не прощаемся, а говорим лишь: «До свидания»! На следующем уроке – расчётные задачи, ибо прав Ф.Бэкон: «Лучше всего продвигается естественное исследование, когда физическое завершается в математическом».
Домашнее задание: обменяться между группами заданиями, которые не получились (для обсуждения их на следующем уроке).
Учитель:
«Великие таланты зреют медленно» - японская пословица, но в каждом ученике он есть, надо его разбудить! «Учиться и, когда придёт время прикладывать усвоенное к делу – разве это не прекрасно!» - сказал китайский мудрец Конфуций.
Рефлексия: насколько урок был успешен; поставить галочку около выбранного утверждения
мне всё понравилось - мне ничего не понятно - мне было интересно -
мне было скучно - мне было легко - мне было трудно –
я узнал много нового - я не узнал ничего нового –(клейкая бумага – сердечко – символ теплоты человеческих отношений)
Уходя, домой, ученики унесли памятку – закладку:
«Везде исследуйте, всечасно, Что есть велико и прекрасно, чего ещё не видел свет!»
М.В.Ломоносов