Программное содержание:
- Расширять представления детей о процессе создания предметов, их истории (прошлом, настоящем, будущем).
- Формировать интерес к разнообразным сооружениям.
- Совершенствовать речь как средство общения.
- Уточнять высказывания детей, помогать, им более точно характеризовать объект.
- Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
- Продолжать развивать интерес к художественной литературе.
- Активизировать словарь детей.
- Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности.
- Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа сооружений, предметов.
- Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, планировать процесс изготовления предмета, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу, используя схему.
- Закреплять знания детей о пожаре и путях его устранения.
Материалы: Строительный материал, схема каланчи, сказка «Как в селе пожарную каланчу построили», иллюстрации с изображением пожара, жетоны для поощрения детей.
Ход занятия
Ребята, тему нашего занятия вы узнаете, если отгадаете следующие загадки.
Он красив и ярко красен,
Но он жгуч, горяч, опасен!
Правильно, отгадали – это огонь, а теперь отгадайте вторую загадку.
Если дым валит клубами,
Пламя бьется языками,
И огонь везде и жар
Это бедствие…. (пожар)
Молодцы, угадали все загадки!
А вы уже догадались, о чем будет наше занятие? Правильно, сегодня мы с вами поговорим о пожаре! Что вы знаете об этом бедствии? (Рассказы детей о пожаре, опираясь на иллюстрации с изображением пожара).
А знаете ли вы, как раньше, на Руси, когда не было света, быстрого транспорта и телефонной связи, люди боролись с огнем и оповещали друг друга. (Дети высказывают свою точку зрения).
А вы знаете, что такое каланча? (высказывание детей)
Я сейчас открою секрет этого слова.
Послушайте внимательно произведение «Как в селе пожарную каланчу построили» (см. Приложение Как в селе пожарную каланчу построили)
Что же такое каланча? (ответы детей). В некоторых городах России такие постройки сохранились (рисунки).
Беседа по вопросам о прочитанном:
- Можно ли оставлять затопленную печь без присмотра?
- Почему начался пожар?
- Почему сгорело все село?
- Что сделали крестьяне?
- Что они решили построить посреди села, чтобы защититься от пожара?
- Кто сидел на самом верху пожарной каланчи?
- Зачем на каланчу подняли колокол?
Какое новое слово вы сегодня услышали? Повторите его хором (громко, тихо, шепотом).
А какие сейчас используют средства, что бы узнать о пожаре и потушить его?
Если бы вы были пожарными, какие новые средства изобрели по оповещению о пожаре и его тушению.
Ребята, а сейчас давайте пройдем на ковер и построим с вами свою каланчу из строительного материала, и тоже посадим туда Иванушку (игрушку).
- Рассмотреть схему, предложенную воспитателем и предложить сконструировать по готовой схеме постройку.
- Распределить обязанности между детьми.
- Определиться, какие детали будут использовать? Как каланчу сделать более устойчивой?
- По окончании строительства проанализировать постройку.
Посмотрите, какая у нас с вами каланча получилась! (любуются постройкой)
О чем мы говорили сегодня на занятии?
Что вы узнали нового?
Что вы знали ранее? (Дети самостоятельно дают интерпретацию занятия). Молодцы, ребята, все сегодня очень хорошо занимались. Отвечали на вопросы, внимательно слушали и, конечно, строили дружно каланчу.
Предложить детям обыграть постройку.