Задачи урока:
Обучающие:
- Продолжить формирование учебно-языковых умений и навыков, действий с языковым материалом по теме «Фонетика»
- Продолжить формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей деятельности, ее смысла, путей решения и полученных результатов.
Развивающие:
- Развитие логики мыслительных операций (анализ, обобщение и др.).
- Развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию.
- Развитие творческих способностей учащихся в письменной речи на основе комплексного восприятия (изображение, музыка, опорные слова).
Воспитательные:
- Формирование одной из важнейших ценностных ориентаций – отношения к родному языку, осознанию его значимости в жизни народа.
Оборудование:
1) мультимедиа (аудиозапись)
2) тестовые задания для каждого учащегося;
3) учебник
4) раздаточный материалХод урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Зовут меня Людмила Людвиговна.
2. Актуализация знаний.
- Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц… (слайд 2)
- Какие звуки вы сейчас услышали? (ответы детей) Это звуки природы.
Приятно вам было слушать эти звуки? Одинаково ли они звучали? Но несмотря на это, они звучали согласованно, гармонично. Вы согласны с тем, что в природе есть гармония? Это тонко подметил и русский поэт Н. Рыленков:«Здесь мало услышать – здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно…» (слайд 3)- Когда мы с вами рассуждаем, отвечаем на вопросы, говорим – тоже произносим звуки? (Ответ) Как называются эти звуки? (Звуки речи)
- Чем отличаются звуки речи от других звуков?
3. Формулирование темы и цели урока.
- В начальной школе вы изучали звуки речи, а все ли вы знаете о них? Сформулируйте тему нашего урока. ( «Звуки речи».)
- Откройте тетради и запишите дату и тему урока. (запись на доске слайд 4)
- Можно ли произнести слово без звуков, используя только одни буквы. Ребята, зачем нам нужны звуки речи? (ответы детей)
- Правильно, все эти сведения нужны для того, чтобы научиться вдумчиво и внимательно слушать и анализировать звучащую речь, уметь правильно произносить слова и создавать из них красивые предложения и тексты. Это и станет целью нашего урока ( слайд 5)
4. Повторение изученного материала в начальной школе.
- Сегодня на уроке мы окунёмся в мир звуков. При выполнении заданий вы непременно будете обращать внимание на своеобразные, очень непростые взаимоотношения речи устной и письменной, слова произнесённого и слова записанного.
4.1. Работа со схемой «Звуки речи» (слайд 6)
- Ваши знания о звуках речи пригодятся нам для работы на сегодняшнем уроке.
- Вспомните, на какие две группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)
- Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные)
- Охарактеризуйте согласные звуки. (Какими они бывают?) (звонкие и глухие; твердые и мягкие)
4.2. Опрос по теории (работа в группах)
- Как же отличать все эти звуки: гласные от согласных, звонкие от глухих? У вас на столах лежат задания. Обсудите в группах и ответьте на теоретические вопросы. Время подготовки – 2 минуты.
1 группа (идет обсуждение задания в группе и один учащийся отвечает)
Задание: Назовите отличие в образовании гласных и согласных звуков. Приведите примеры.
2 группа.
Задание: Какие гласные называются ударными, а какие – безударными? Приведите примеры
3 группа.
Задание: Назовите способ образования звонких и глухих согласных. Приведите примеры.
4 группа.
Задание: В чём различие твёрдых и мягких согласных. Приведите примеры.
- Молодцы, теорию знаете хорошо. Теперь с помощью теста давайте определим, как вы умеете применять знания на практике.
4.3. Определяющий тест (Слайд 7)
Ответь на вопросы и выполни задания (работа в парах)
1. Выдели слово, в котором все согласные – глухие:
1 рисунок
2 фантазия
3 шишка
2. В каком слове все согласные – мягкие:
1 дождь
2 лесной
3 олень
3. В каком слове ударение падает на первый слог?
1. портфель
2. звонишь
3. торты
Самопроверка по слайдам. Произношение правильных ответов вслух по звукам.
- Что помогло нам в выполнении этого задания? (знание звуков речи)
5. Изучение нового материала
5.1. Понятие о фонетике и фонеме.
- Наша речь состоит из предложений. Предложения - из… слов. А слова - …из звуков.
Когда мы говорим, мы произносим звуки. Значит, звуками речи называются звуки, из которых состоят слова. А раздел науки о языке, который изучает звуки речи, называется фонетикой ( от греч. «фоне» - звук). (слайд 8 «фонетика»)
Давайте правильно произнесем это слово вслух.
- Знаете ли вы, ребята, что звуки речи - самые маленькие единицы языка, но с их помощью можно превратить одно слово в другое. (Слайд 9: дым – дом - том) Какими звуками различаются слова дом и дым, а слова дом и том?
В данных словах [o], [ы], [д], [т] - это звуки–смыслоразличители. В науке их называют фонемами (слайд 10 «фонема») Это очень важное понятие.Если бы мы его не знали, то могло бы получиться вот что… (слайд 11-18) (шутливое стихотворение А.Шибаева.) (Демонстрация слайдов, комментарий к ним.)
- Догадайтесь, какие смысловые ошибки допустил в своем стихотворении А.Шибаев. Назовите звуки – смыслоразличители.
Закричал охотник:
- ОЙ!
Двери гонятся за мной! (звери)
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке! (маки)
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей. (грачей)
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес)
5.2. Понятие о транскрипции.
- Да, много секретов скрыто в звуковом многообразии родной речи. Вот еще один секрет: (слайд 19) [как аукн’ица так и аткл’икн’ица], Как аукнется, так и откликнется. ). Прочитайте эту запись шепотом. А теперь, …, прочти вслух. Легко вам было читать? Почему?
Появляется вторая запись.
- Сравните эти записи. Какая из них является предложением? Запомните, что звуки на письме всегда заключаются в квадратные скобки! Давайте, ребята, знание этого способа слова звуками применим при отгадывании загадок
(слайд 20)
1.
С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким – как огонь горячий.
(шар – жар)(Слайд 21)
2.
Со звонким – в нём мы обитаем,
С глухим согласным мы его читаем.
(том – дом)(А. Арсирий)
- Произнесите звуки-смыслоразличители. Как по-другому их называют? (фонемы) (слайд 22)
6. Развитие речи. Сочинение-миниатюра
- Там, где живут звуки, рождается музыка. Ее приносят и шелест тополей, и плеск речной воды. А порой она таится даже в тишине и безмолвии.
- Я предлагаю вам послушать музыку. А что услышите вы в этой волшебной музыке? (слайд 23 ) (Слушают)
- Вам понравилось? А вы знаете, что звуки – это краски языка, которые часто используют поэты и писатели? Вот послушайте:
Хорошо в застенчивой прохладе
Слушать шелест дальних голосов…
Шипящие, свистящие, шуршащие звуки как краски, рисующие состояние природы. Попробуйте и вы, ребята, написать небольшую творческую работу из 4-5 предложений на тему: «Волшебная музыка природы» А передать многообразие звуков природы вам помогут опорные слова. Они есть у вас на столах. Приступайте к работе. (приложение Опорные слова)
(Инд. работа - сочинение-миниатюра).
- Послушаем, что у нас получилось? (читают свои сочинения)
- Я уверена, что все ребята успешно справились с заданием.
- Умение слушать, вслушиваться в звуки и тишину – это умение постигать музыкальность мира, развивать в себе чуткий слух ко всему, что является по – настоящему прекрасным. Вы сейчас продемонстрировали, что умеете
- вдумчиво и внимательно слушать,
- правильно произносить слова и
- создавать красивые тексты. (слайд 24)
Рефлексия.
- Попробуем оценить наш урок? Я думаю, что урок был занимательным. Вы согласны со мной? (слайд 25)
- Как мы научились слушать звуки? (внимательно)
- У нас с вами все получилось. Значит, мы работали как? (успешно)
- Мы работали в парах, в группах – вместе, т.е. …? (коллективно)
- А на уроке мне с вами и , надеюсь, вам со мной было… (интересно) (приложение звуки речи.pptx)
Домашнее задание:
- Переверните листок с опорными словами. На обратной стороне записано ваше домашнее задание. Дополните таблицу своими примерами. (приложение Домашнее задание.)
Литература: Русский язык, 5 кл. : пособие для учащихся/ С.И. Львова. - М. : Дрофа, 2007. – (За страницами школьного учебника)