Цель:
- обеспечение общего и литературного развития, необходимой культуры коммуникации, реализации творческих способностей.
Задачи:
- формирование умения отвечать на вопросы «О ком читали? О чем читали?» с учетом жанровых особенностей, эмоциональной направленности произведений;
- формирование умения характеризовать персонаж по его поступку и прямым характеристикам, группировка персонажей по их поступкам и действиям;
- формирование умения целенаправленно пользоваться справочно-информационным и иллюстративным материалом;
- формирование умения участвовать в беседе, дополняя выступления и рассуждения, привлекая все имеющиеся сведения и факты, опираясь на читательский и жизненный опыт;
- формирование умения работать в группах.
Ход урока
1. Введение.
- Прочитайте тему урока, посмотрите на предметы, которые сегодня украшают наш класс и ответьте на вопрос: о чем на уроке сегодня мы будем говорить? (О сказках, где присутствуют элементы быта людей в прошлом, о русской одежде).
- Откройте книгу на странице 68. Найдите стихотворение К.М.Фофанова «Мне веет светлым волхованьем». Послушайте выразительное чтение (Учитель читает).
- Прочитаем 1-ое четверостишие (1 ученик).
Мне веет светлым волхованьем,
Веселой зеленью долин,
Ключей задумчивым журчаньем
От русских сказок и былин.
- О чем нам рассказывает автор в этих 4 строках? (О том, что автор вспоминает о своем веселом детстве, проведенном, видимо, в деревне, на природе, о том, что в это время он мог слышать много сказок.)
- Прочитайте 2-ое четверостишие (2-ой ученик)
Прекрасен сказок мир воздушный,
К нему с младенчества привык;
Мне мил и дорог простодушный,
Животворящий их язык.
- О чем ведает автор в этих строках? (О том, что к сказкам он привык с детства и ему нравится язык сказок).
- Прочитайте до конца стихотворение. (3-й ученик)
Вступаю с трепетом священным
Под кров радушной старины,-
Передаю струнам смиренным
Ее младенческие сны…
- О чем думает автор в своих последних строках? (О том, что он продолжает любить сказки, старину передает то, что узнал раньше своим читателям)
2. Быт с исторической точки зрения.
- Что такое быт? Давайте прочитаем об этом в книге. ( Быт – повседневный уклад жизни, привычки, обычаи, предметы, утварь, одежда, жилища, средства передвижения и т.д.)
- Что такое повседневный уклад жизни?
- Какие обычаи русского народа вам известны?
- Какие старинные предметы обихода русского человека вы можете назвать?
- Какую одежду носили раньше в деревнях крестьяне? Зажиточные люди?
- Какие жилища были раньше?
- Что вы знаете о средствах передвижения крестьян? А зажиточного населения? (Ответы учащихся строились исходя из знаний, полученных на предыдущих уроках чтения и истории).
- Давайте послушаем полный рассказ о том, как одевались люди в древности, что они предпочитали кушать.
Читает 1-ый ученик:
- Простолюдин одевался за 2-3 столетия до нашего времени так же, как и теперь в деревнях, отдаленных от больших городов. Рубаха из длинного холста, или полотна, деревенской работы. Поверх рубахи в более холодную пору надевался кафтан до колен длиною с узкими рукавами. Сверх этого надевалась иногда суконная одежда пошире, с большим отложным воротником, а зимою по большей части овчинный тулуп. Голову простолюдин покрывал меховой шапкой или колпаком, летом войлочным, или поярковым. Обувью служили первобытные плетеные лапти или у более зажиточных – кожаные сапоги с высокими голенищами.
Читает 2-ой ученик:
- Одежда богатых людей и бояр состояла из тех же частей, но делалась из более тонких дорогих материй, более же всего отличалась дорогими украшениями. Зимой они носили дорогие меховые шубы. Необходимою принадлежностью одежды были пояса. Ходить не опоясанным считалось неприличным. У богачей пояса делались из дорогих материй и украшались драгоценными камнями. По шапкам можно было отличить положение человека в обществе. «По Сеньке и шапка» - до сих пор говорит наш народ. Чем выше чин человека и его положение в обществе, тем выше на голове его колпак.
Читает 3-ий ученик.
- К женской одежде относятся сарафаны и так называемые душегреи. В зимнюю пору зажиточные дамы надевали шубы из меха.
Женской обувью были башмаки и чеботы такого же вида, как у мужчин, но обыкновенно еще более украшенные узорами и жемчугом. Чеботы были на очень высоких каблуках. Простолюдинки носили иногда и сапоги.
Женская обувь мало отличалась от мужской.
Читает 4-ый ученик.
- Более всего отличалась женщина от мужчин головным убором. Отправляясь в церковь или в гости, женщины надевали кику, род шапки с возвышенной плоскостью спереди, которая у богатых людей украшалась золотом, жемчугом и драгоценными камнями. Видоизменением кики являются кокошники; они были весьма разнообразны и по виду, и по украшениям.
Читает 5-ый ученик.
- «Красна изба не углами, а пирогами» - говорит хлебосольный русский человек. Званные обеды всегда отличались огромным количеством блюд: за царским столом их подавались целые сотни; за боярским - до 50 и более. Русский человек умел поститься, но зато умел и покушать в скромные дни. Конечно, все это касается зажиточных и богатых людей: бедняки были неразборчивы в пище, как и простонародье в наше время.
Читает 6-ой ученик.
- Все кушанья, как и постные, так и скромные, можно разделить на печеные, вареные, жареные. Хлеб русские ели более всего ржаной, предпочитая его пшеничному. Последний считался лакомством, особенно пшеничные калачи. Отсюда и пословица: «И калачом не заманишь». Любимым кушаньем были пироги. Из теста приготовляли караваи, блины, оладьи.
Читает 7-ой ученик.
- Разного рода мясо или варилось или жарилось. Вареное давалось в щах со свежей или кислой капустой. К щам подавалась обычно гречневая каша. К жидким кушаньям относились также уха, рассол, свар.
Птица всякого рода и домашняя и дикая, потреблялась в разных видах. Необходимой принадлежностью обедов были, конечно. Разные напитки: квас, мед, пиво, водка, виноградные вина. Квас пили все от царя до простолюдинов.
- Для закрепления услышанного я предлагаю группам задать друг другу вопросы. Можно использовать старинные предметы, одежду, которые представлены на выставке. ( От каждой группы выходят поочередно 3 ученика, задают вопросы по услышанной информации, о принадлежности предметов быта, музыкальных инструментах, русских народных костюмов и головных уборах, представленных на выставке.)
3. Бытописание народа в сказках.
Учитель читает отрывок из русской народной сказки «Волшебная дудочка», стр. 69.
- Вот открыл как-то раз отец сундук, что от первой жены остался. А в сундуке и душегрея, мехом отороченная, и кокошник, жемчугами унизан, и полсапожки сафьяновые, и перстенек золотой с камушками дорогими, и одежда разная.
- Рассмотрите рисунок в учебнике. Какие элементы одежды вы узнали? ( Бусы, душегрея, сапожки, кокошник, сундук, рубаха, пояс, серьги, колечко, гребешок).
- Прочитаем значение некоторых слов под рисунком.
- На странице 70 прочитаем литературную задачу №1 (читает ученик).
- Какие дополнения можно внести отсюда в разъяснения слов на стр. 69? Описание должно быть содержательным и кратким.
- Читаем дальше задачу.
- Дополним слова со стр. 69 о том, что вы запомнили о кокошнике.
- Прочитаем задачу №2.
- Какие слова можно выбрать для объяснения?
потники войлоки булат
седельце подпруги доспехи богатырские
(Слова написаны на демонстрационных карточках, которые вывешиваются после того, как их выбрали дети из задачи №2).
- Предлагаю прочитать значение этих слов. Кто поможет? (2 ученика выходят к доске и зачитывают со специально подготовленных учителем карточек значение слов)
- Прочитаем литературную задачу №3. (3 ученика).
- В каких русских народных сказках встретились эти слова? (Дети из тетрадей по чтению зачитывают фрагменты из сказок, где встретились указанные слова).
- Я вас просила дома подготовить значения этих слов.
Кто из 1-го ряда готов работать со словами 1-го столбика?
2-го столбика – уч-ся 2-го ряда?
3-го столбика - уч-ся 3-го ряда?
- Какие иллюстрации можно поместить рядом с этими словами?
4. Вывод. Итог урока.
- На протяжении многих уроков мы читали с вами русские народные сказки в обработке литературных деятелей. Чьи Фамилии вам запомнились? (А.Н.Толстой, И.В.Карнаухова, А.Н.Афанасьев)
- Чему научили нас эти сказки? Что из них мы узнали? (Сказки научили бороться с чудищами. Познакомились с кудесниками, которые отзываются помощью на добрый поступок. Узнали, как одевались красавицы, добры молодцы и цари в сказках. Как добры молодцы помогали друг другу. Узнали, что козни и злодеяния заканчиваются наказанием или смертью. Узнали о волшебных сказочных предметах, о чудесных силах и чудесных существах)
- Что является причиной испытаний в сказках? (Желание посмотреть мир, получить награду, нарушение запрета, злодейство, непослушание)
- Я благодарю вас за работу на уроке. Оцениваю отвечающих на «отлично».
Самоанализ урока.
Урок построен по принципам:
- преобразований знаний по направлениям от учителя к ученику;
- наглядности;
- обобщение полученных знаний.
Использованы следующие методы:
- исследовательской деятельности;
- беседы;
- частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- групповая;
- коллективная.
Наиболее эффективные приемы урока:
- вовлечение ребят в диалогическую и монологическую беседу;
- аргументация своего мнения с привлечением текстов произведений и собственных наблюдений истории и культуры человека.
Наглядные пособия и оборудование:
- предметы быта русского человека с древних времен;
- русская народная одежда;
- русские народные инструменты;
- выставка книг русских народных сказок;
- репродукции картин с изображениями людей в русских народных костюмах;
- учебник, тетрадь по чтению;
- наглядные карточки с устаревшими словами.
На уроке я старалась создать эмоциональную атмосферу, которая бы способствовала усвоению темы. Использование дополнительной литературы, материалов учебника, знание прочитанных сказок помогли учащимся сконцентрировать внимание, лучше понять материал урока, участвовать в дискуссиях, применять усвоенные знания на практике. Этому способствовали мимика, жесты, интонация голоса, выразительность чтения, правильное построение предложений и вопросов, вовлечение детей в дискуссию.
Я считаю, что произошла эмоциональная взаимоотдача, мне удалось вовлечь учащихся в мир сказок с исторической и литературной точки зрения и добиться поставленной цели.