Задачи:
- Совершенствовать знания и способы деятельности учащихся в нахождении слов с изученными орфограммами корня, их последующей проверке и обозначении.
- Развивать внимание, мышление, орфографическую зоркость, познавательную активность.
- Воспитывать взаимоуважение, потребность в самовыражении.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Ребята, давайте посмотрим на барометр настроения (слайд 2).
- Кто считает, что с хорошим настроением получается любое дело?
- Чтобы наше настроение оставалось на протяжении всего урока таким же, нужно соблюдать 3 важных правила (слайд 3):
- Хочешь ответить - подними руку!
- Работай молча, не мешай другим!
- Уважай мнение товарища!
2. Орфографическая зарядка «Буквы спорят» (слайд 4).
Ска_ка, х_лодный, тр_ва, пры_ки, вх_дной, др_зды, варе_ки,сугро_.
- Нужно выбрать нужную букву, распределить слова по группам и обосновать свой ответ (слайд 5).
- Приготовьте схемы для разбора слов по составу (разбор слов ).
3. Формулирование темы. Определение задач урока.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (слайд 6)
- Предположите, какие задачи будут стоять перед нами?
- Научиться видеть орфограмму в слове.
- Определять в какой части слова находится орфограмма.
- Вспомнить правило правописания.
- Графически обозначить эту орфограмму.
4. Актуализация опорных знаний.
- Давайте вспомним, что называется орфограммой (это такое написание буквы в слове, которое нельзя определить на слух, написание по орфографическому правилу).
- Где встречаются орфограммы? (в словах и между словами).
(Работа с таблицей).
- Как графически обозначаются орфограммы?
- Все ли орфограммы можно проверить?
- А теперь сами попробуйте сформулировать, что такое «орфография» (слайд 7)
- По известной поговорке именно к этому приёму пищи бывает «дорога ложка» (обед).
- Что грызла белка в «Сказке о царе Салтане…» ? (орехи).
- Сторона горизонта, противоположная югу (север).
- Этот красный круглый овощ в сказке итальянского писателя Дж. Родари носит титул синьора? (помидор).
- Командир морского судна (капитан).
- Антоним слова «плохой» (хороший).
- Наука, изучающая взаимосвязи между живыми организмами и окружающей средой (экология).
- Назовите одним словом: тарелка, чашка, кастрюля (посуда).
(Самопроверка-слайд 8).
- Какое слово лишнее? Почему? (хороший или экология).
- Синоним слова «починка» (ремонт) .(Знакомство с написанием, значением) (слайд 9).
- Запишите однокоренные слова .Выделите корень. Что можно сказать о правописании безударных гласных в однокоренных словах? (ремонтный, отремонтировать).
- Какие вывески можно увидеть в городе с этим словом?
- Придумайте предложение с одним из данных слов. Запишите. Сделайте синтаксический разбор. (таблица-опора).
6. Работа с учебником. (с.19 №21)
Тучки, мальчик, ложечка, ширь, кончик, чулок, бренчал, щупальца, точно, вечность.
- Какие буквы и звуки указывают на то, что в этих словах есть орфограммы?
- Спишите слова группами, обозначьте орфограмму в словах каждой группы.
- Какие слова вы записали дважды? Почему?
- Какой вывод можно сделать?
- Какие орфограммы корня не встретились в данных словах? (двойные, непроизносимые согласные).
- Приведите примеры слов с этими орфограммами.
7. Комплексная работа с текстом (групповая работа) (с.25 №30).
- Прочитайте текст.
Как-то ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла в доме, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звёзды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука - пастуший рожок пел в темноте. Я оделся и вышел в сад.
(По К. Паустовскому)
- Определите тему текста.
- Озаглавьте текст («Первый заморозок», «Холодное дыхание зимы»).
- Какой литературный прием использует писатель в первом абзаце? (олицетворение).
- Назовите глаголы, которые использует для этого автор. В каком значении они употреблены? (в переносном).
(Детям предлагается задание: подготовить текст для контрольного списывания. Этим текстом будут пользоваться ученики параллельного класса).
- Требования к готовому заданию: текст должен помочь проверить, как учащимися освоен пройденный материал, содержать дополнительные задания (виды разбора). Работать будем в группах по четыре человека.
- Для начала определим порядок работы:
- Подчеркнуть в тексте изученные орфограммы.
- Сделать их орфографический разбор.
- Выполнить дополнительные задания (виды разбора).
- Подготовить окончательный вариант текста и заданий к нему
- Проверка выполнения.
8. Игра «Угадай слово» (слайд 10)
- Прочитайте транскрипцию, правильно запишите данные слова.
[кан’эц], [м’эсный], [нарошна], [пахот], [шыр’], [ч’эсный’].
9. Итог урока.
- С орфограммами в какой части слова мы работали?
- Назовите эти орфограммы.
- Что показалось наиболее трудным во время работы на уроке?
- У кого не изменилось положение стрелки на барометре настроения? (слайд 11)
10. Оценки.
11. Домашнее задание (разноуровневое), выбирается детьми по желанию.
1-й уровень: составить аналогичный текст с заданием и образцом его выполнения.
2-й уровень: взять текст с пропущенными орфограммами из учебника и приготовить к нему только справочные листки.
3-й уровень: выполнить традиционное упражнение из учебника (с.20 №24)