Конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Повторение изученных орфограмм корня и их графического обозначения"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  1. Совершенствовать знания и способы деятельности учащихся в нахождении слов с изученными орфограммами корня, их последующей проверке и обозначении.
  2. Развивать внимание, мышление, орфографическую зоркость, познавательную активность.
  3. Воспитывать взаимоуважение, потребность в самовыражении.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Ребята, давайте посмотрим на барометр настроения (слайд 2).
- Кто считает, что с хорошим настроением получается любое дело?
- Чтобы наше настроение оставалось на протяжении всего урока таким же, нужно соблюдать 3 важных правила (слайд 3):

  1. Хочешь ответить - подними руку!
  2. Работай молча, не мешай другим!
  3. Уважай мнение товарища!

2. Орфографическая зарядка «Буквы спорят» (слайд 4).

Ска_ка, х_лодный, тр_ва, пры_ки, вх_дной, др_зды, варе_ки,сугро_.

- Нужно выбрать нужную букву, распределить слова по группам и обосновать свой ответ (слайд 5).
- Приготовьте схемы для разбора слов по составу (разбор слов ).

3. Формулирование темы. Определение задач урока.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (слайд 6)
- Предположите, какие задачи будут стоять перед нами?

  1. Научиться видеть орфограмму в слове.
  2. Определять в какой части слова находится орфограмма.
  3. Вспомнить правило правописания.
  4. Графически обозначить эту орфограмму.

4. Актуализация опорных знаний.

- Давайте вспомним, что называется орфограммой (это такое написание буквы в слове, которое нельзя определить на слух, написание по орфографическому правилу).
- Где встречаются орфограммы? (в словах и между словами).
(Работа с таблицей).
- Как графически обозначаются орфограммы?
- Все ли орфограммы  можно проверить?
- А теперь сами попробуйте сформулировать, что такое «орфография» (слайд 7)

5. Словарная работа.

- По известной поговорке именно к этому приёму пищи бывает «дорога ложка» (обед).
- Что грызла белка в «Сказке о царе Салтане…» ? (орехи).
- Сторона горизонта, противоположная югу (север).
- Этот красный круглый овощ в сказке итальянского писателя Дж. Родари носит титул синьора? (помидор).
- Командир морского судна (капитан).
- Антоним слова «плохой» (хороший).
- Наука, изучающая взаимосвязи между живыми организмами и окружающей средой (экология).
- Назовите одним словом: тарелка, чашка, кастрюля (посуда).

 (Самопроверка-слайд 8).

- Какое слово лишнее? Почему? (хороший или экология).
- Синоним слова «починка» (ремонт) .(Знакомство с написанием, значением) (слайд 9).
- Запишите однокоренные слова .Выделите корень. Что можно сказать о правописании безударных гласных в однокоренных словах? (ремонтный, отремонтировать).
- Какие вывески можно увидеть  в городе с этим словом?
- Придумайте предложение с одним из данных слов. Запишите. Сделайте синтаксический разбор. (таблица-опора).

6. Работа с учебником. (с.19 №21)

Тучки, мальчик, ложечка, ширь, кончик, чулок, бренчал, щупальца, точно, вечность.

- Какие буквы и звуки указывают на то, что в этих словах есть орфограммы?
- Спишите слова группами, обозначьте орфограмму в словах каждой группы.
- Какие слова вы записали дважды? Почему?
- Какой вывод можно сделать?

- Какие орфограммы корня не встретились в данных словах? (двойные, непроизносимые согласные).
- Приведите примеры слов с этими орфограммами.

7. Комплексная работа с текстом (групповая работа) (с.25 №30).

- Прочитайте текст.

Как-то ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла в доме, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звёзды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука  - пастуший рожок пел в темноте. Я оделся и вышел в сад.

(По К. Паустовскому)

- Определите тему текста.
- Озаглавьте текст («Первый заморозок», «Холодное дыхание зимы»).
- Какой литературный прием использует писатель в первом абзаце? (олицетворение).
- Назовите глаголы, которые использует для этого автор. В каком значении они употреблены? (в переносном).

(Детям предлагается задание: подготовить текст для контрольного списывания. Этим текстом будут пользоваться ученики параллельного класса).

-  Требования к готовому заданию: текст должен помочь проверить, как учащимися освоен пройденный материал, содержать дополнительные задания (виды разбора). Работать будем в группах по четыре человека.

- Для начала определим порядок работы:

  1. Подчеркнуть в тексте изученные орфограммы.
  2. Сделать их орфографический разбор.
  3. Выполнить дополнительные задания (виды разбора).
  4. Подготовить окончательный вариант текста и заданий к нему

- Проверка выполнения.

8. Игра «Угадай слово» (слайд 10)

- Прочитайте транскрипцию, правильно запишите данные слова.

[кан’эц], [м’эсный], [нарошна], [пахот], [шыр’], [ч’эсный’].

9. Итог урока.

- С орфограммами в какой части слова мы работали?
- Назовите эти орфограммы.
- Что показалось наиболее трудным во время работы на уроке?
- У кого не изменилось положение стрелки на барометре настроения? (слайд 11)

10. Оценки.

11. Домашнее задание (разноуровневое), выбирается детьми по желанию.

1-й уровень: составить аналогичный текст с заданием и образцом его выполнения.
2-й уровень: взять текст с пропущенными орфограммами из учебника и приготовить к нему только справочные листки.
3-й уровень: выполнить традиционное упражнение из учебника (с.20 №24)

Презентация