Цели:
- развивать память, воображение, наблюдательность, умение работать с поэтическим произведением, совершенствовать навык чтения;
- учить находить красочные средства изображения, воспитывать чувство прекрасного;
- обобщить знания о жанре живописи-пейзаже, законам композиции, обобщить впечатления учащихся от экскурсий по городу, в парке;
- учить строить пейзажное пространство с учётом знаний элементов перспективы и
- законов композиции, изображать природу в различных состояниях;
- совершенствовать изобразительные навыки, учить выражать настроение
- холодными и тёплыми цветами, глухими и звонкими; тренировать зрительную
- память, глазомер, развивать творческое воображение и образное восприятие мира;
- содействовать эстетическому отношению к действительности и искусству;
- формировать чувство неразрывной связи человека с природой, бережного отношения к ней;
- продолжать знакомить детей с музыкальными средствами выразительности, которые используют авторы при изображении природы в музыкальных произведениях; воспитывать интерес и любовь к классической музыке, воспитывать чувство гармонии.
Оборудование:
- учебник О.В. Кубасовой “Литературное чтение”;
- литературный ряд: стихотворения Ф. Тютчева “Зима недаром злится”, И.Северянина “Отчего?”, Г.Новицкой “Подснежник”, А.Плещеева “Весна”;
- музыкальный ряд: П.Чайковский “Песнь жаворонка”, “Подснежник”, А.Вивальди “Весна”;
- изобразительный ряд: репродукции картин И.Левитана “Яблони цветут”, “Вечер на пашне”, “Вечер на Волге”, “Большая вода”, А.Саврасова “Грачи прилетели”, К.Юона “Мартовское солнце”, В.Пустошкина “Март”;
- презентация “Весна идёт!”
Ход урока
1. Организационный этап. Сообщение темы урока, постановка цели и задач
Музыка А.Вивальди “Весна”
Учитель: Наш урок сегодня необычный: на одном уроке мы будем работать по трём предметам: по литературному чтению, изобразительному искусству и музыке потому, что их объединяет одна тема “ Весна идёт!”
Приложение 1, слайд 1
– Эпиграф нашего урока написан на доске:
Я русский человек, и русская природа
любезна мне и я её пою. |
– Эти слова, принадлежащие поэту Виктору Гусеву, целиком можно отнести к русским поэтам, художникам и композиторам, которые отображали в своих произведениях яркие картины русской природы.
2. Актуализация опорных знаний. Подготовка к изучению нового материала
Начнём наш урок с проверки домашнего задания по литературному чтению – чтения наизусть понравившихся стихов о весне из раздела “Весна идёт, весне дорогу!” Кто хочет рассказать стихотворение?
Слайд 2
Ф.Тютчев “Зима недаром злится” (читает ученик)
– Кому ещё понравилось это же стихотворение? Что особенно понравилось?
(Зима и весна показаны как живые,
противопоставляются друг другу: Зима-ведьма
злая, ворчит, злится, взбесилась.
Весна – прекрасное дитя, стучится в окно,
хохочет, гонит со двора.)
– Как называется этот поэтический приём? (Олицетворение.)
– Всё живое радо приходу весны. Кто выучил другое стихотворение о весне?
И.Северянин “Отчего?” (слайд 3)
– Кому понравилось это же стихотворение? Чем именно? (Представляются яркие краски весны: цветы, зелень, лес, одетый в молодую листву, звенят ручьи, слышится трель соловья.)
– Какие поэтические приёмы использовал автор? (Одно и то же слово отчего повторяется, тем самым подчёркивая главную мысль – анафора.)
– А кому больше всего понравилось стихотворение о первом весеннем цветке подснежнике?
Слайд 4
Г. Новицкая “Подснежник”.
– Что понравилось в стихотворении?
– Как изображён подснежник? (как живое существо: он спешит на весенний парад, головка у него русая, поэт назвал его новосёлом -метафора)
– Подснежник занесён в Красную книгу. Что это значит?
3. Открытие новых знаний
Знакомство с произведением П.Чайковского “Подснежник”
– А теперь послушайте как в музыке передал красоту этого первого весеннего цветка великий русский композитор П.И.Чайковский.
П.И.Чайковский “Подснежник”
– Знакомство и анализ произведения художника А Саврасова.
– И прежде чем мы познакомимся со стихотворением Алексея Николаевича Плещеева “Весна”, давайте рассмотрим репродукцию картины великого русского художника, мастера пейзажа Алексея Кондратьевича Саврасова
Слайд 5
“Грачи прилетели” (на доске репродукция картины)
Подлинник, сама картина находится в Государственной Третьяковской Галерее в г. Москве. Художник изобразил весеннюю пробуждающуюся природу, с тающим снегом и первым весенним дыханием. Снег ещё холодный, зимний, а рядом талая вода.
Мы не видим яркого солнца. Небо голубое, по нему плывут белые облака.
– Что главное на картине? Грачи, первые вестники весны. Они прилетают в середине марта. С весенними криками они летают над деревьями, хлопочут около своих гнёзд. Берёзки ещё не распустились, их ветки словно качаются в воздухе.
– Что мы видим на заднем плане картины? Русскую деревню, деревянные домики, баньки, церквушку с облупленной штукатуркой.
Неважно, что это задворки Москвы. Глядя на картину, невозможно оторваться.
– Какие чувства вызвала у вас эта картина?
– Вы слышите, как перекликаются птицы в вышине, как звенит капель?
– Как шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы?
– Знакомство и анализ произведения А.Плещеева “Весна”.
А теперь послушайте стихотворение Алексея Николаевича Плещеева “Весна”
(Чтение учителем стихотворения наизусть, дети следят по учебнику)
Слайд 6
– Какое настроение создалось у вас после прослушивания этого стихотворения?
– Благодаря каким поэтическим средствам поэт описывает весеннюю природу?
– Кто, по мнению автора, больше других любит природы обновленье?
(чтение этих строк)
– Что приносит людям обновление природы? (Радость читается в каждом взоре, даже у тех, у кого неприятности, горе, невзгоды, весне рады как празднику, сердца полны надежды.)
– Знакомство с произведением П.Чайковского “Март. Песнь жаворонка”.
– А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос?
Сейчас зазвучит музыка великого русского композитора П.И.Чайковского
“Март. Песня жаворонка”
Слайд 7
– Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны.
– Музыка звонкая, прозрачная. Она напоминает птичье щебетанье. Когда поют жаворонки, кажется, что всё небо залито песнями. Жаворонка не видно в небе. Только песня слышится где-то в вышине. То она спускается вниз, то снова поднимается вверх.
– Какие чувства у вас вызывает музыка? (чувство радости, восхищения весенней природой, песней жаворонка)
Итак, что же общего в произведениях Саврасова, Плещеева, Чайковского? (Авторы горячо любили родную русскую природу, дали описание весны искренне. радостно, так, как они сами относились к ней)
4. Физкультминутка (прогулка в лес)
Звучит музыка А.Вивальди.
Слайд 3
– А теперь мы с вами посмотрим на мир глазами художников и нарисуем весенний пейзаж. Мы не один раз любовались весенней природой в парке, на улицах родного города.
Недавно посетили выставку картин художника, мастера пейзажа Алексея Смирнова-Русецкого. У нас в гостях был Радищевский музей. В культурно-выставочном центре “Радуга” мы посмотрели выставку детских рисунков. Перед вами некоторые из них.
– Работа в группах:
1 группа (1 ряд) – радостный и праздничный пейзаж
2 группа (2 ряд) – грустно-лирический пейзаж
3 группа (3 ряд) – нежный и певучий пейзаж
– Давайте вспомни, какие краски нужны для изображения радостного и праздничного пейзажа. (Яркие, звонкие, интенсивные; много солнца.)
Примеры такого пейзажа: картина Исаака Левитана “Яблони цветут”, Константина. Юона “Мартовское солнце”, саратовского художника Валентина Пустошкина (демонстрирую репродукции картин и картины)
– Какие краски нужны для грустно-лирического пейзажа? (Глухие, с добавлением фиолетового, серого, чёрного.)
Изображается непогода, ветер, вечернее время.
Пример грустно-лирического пейзажа:
Картины И.Левитана “Вечер на пашне”, “Вечер на Волге”.
Нежный и певучий пейзаж изображается мягкими, нежными, тёплыми цветами с добавлением белил. Можно нарисовать тонкие нежные деревца, облака, плывущие в небе и отражающиеся в глади воды. На картине И.Левитана “Большая вода” изображён нежно-певучий пейзаж. (демонстрирую)
5. Самостоятельное выполнение работы
(Звучит музыка А. Вивальди “Весна. Пение птиц”)
6. Подведение итогов
Выставка лучших работ на доске.
7. Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение А.Плещеева “Весна”, нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.
Слайд 2
8. Рефлексия
– Кто считает, что узнал что-то новое на уроке, может поделиться чем-то интересным дома с родителями, с сестрой или братом?
– Кто доволен своей работой на уроке?
– А кто считает, что может работать лучше?
–Я хочу поблагодарить вас за работу.
Выставление оценок по литературному чтению, по изобразительному искусству.