Урок русского языка во 2-м классе "Составление рассказа с элементами описания"

Разделы: Начальная школа


Составление рассказа с элементами описания. Изложение-описание на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану, опорным словам.

Цели.

  • Познакомить детей с птицами;
  • Учить выделять существенные признаки природных объектов.
  • Формировать умение устанавливать последовательность частей в тексте - описании;
  • Развивать объём слухоречевой памяти.
  • Совершенствовать умение составлять план текста;
  • Формировать умение писать изложение по плану, опорным словам.

Оборудование.

Классная доска, рисунки гуся, курицы, петуха, утки, сороки, лесная поляна для птиц, аудиозапись с голосами птиц, карточки с названиями частей тела птиц, запись на доске, рассказ Г. Скребицкого "Нарядная птица сорока".

Ход занятия

Как красив мир с высоты птичьего полета! Вот бы посмотреть на него с высоты птичьего полёта! Может, попробуем взлететь.

Давайте мы с вами руками помашем,
И что-нибудь дружно по-птичьему скажем.
А вдруг и получится
Вдруг мы взлетим
Руки расправим и вдаль улетим.

(садитесь, ребятишки).

- Почему у нас с вами не получилось взлететь?

- Мы - люди. А люди не летают, как птицы.

Люди давно хотели научиться летать, как птицы. Делали крылья, подобные птичьим, нашивали на них перья, но взлететь не могли. Только изобретение дельтаплана, самолета и других летательных средств позволило человеку осуществить мечту о полете. Ребята, вы видели птиц? Где?

Выслушать ответы детей.

- Кого считают птицами? Что умеют делать птицы?

Д. Птицы умеют летать.

У. А кто еще умеет летать?

Д. Гусеницы, божья коровка, летучая мышь.

У. В нашем воображении птицы всегда связаны с полетом, но, например, страусы, пингвины не могут летать. Можем ли мы утверждать, что умение летать - главное у птиц?

 

Д. Нет, умение летать не главная особенность птиц.

У. Значит, мы не нашли ответ.

- Согласны ли вы с тем, что птицы поют?

Д. Мы слышим звучание птичьих голосов, его называют - пение. Но "поют" также дельфины, касатки, значит, и это не главное.

 

У. Что скажете? Согласны ли вы с тем, что птицы вьют гнезда?

Д. Да, птицы вьют гнезда.

У. Но есть такие птицы, которые просто кладут яйца на камни, на землю. "Вьют гнезда" некоторые рыбы, делает гнездо оса. Какой вывод можно сделать?

Д. То, что птицы вьют гнезда, - тоже не главное..

 

У. Что ещё можно сказать о птицах?

Д. Птички несут яйца.

8.jpg (9579 bytes)

У. Да, птицы несут яйца, но откладывают яйца еще и крокодилы, черепахи, змеи.

Сделайте вывод о том, что умеют делать птицы.

Д. Птицы летают, поют, несут яйца, вьют гнезда.

У. А другие животные умеют это делать?

Д. Да

У. Можно ли утверждать, что это не главные отличия птиц?

Д. Да

У. А вот  белка-летяга, бабочка, курица, летучая мышь.

У. Кто из них летает?  

У. Кто является птицей?

У. А разве куры летают?

Д. Летают, но плохо.

У. Почему же вы отнесли ее к птицам?

Д. Тело ее покрыто перьями

У. Если Мудрая Черепаха прицепит перья, станет она птицей?

Д. Нет.

У. Рассмотрите внешнее строение тела птицы. Поможет нам в этом рисунок. - Как называется эта птица?

Носит серенький жилет,
Но у крыльев - чёрный цвет
Видишь, кружат 20 пар
И кричат все:
- Карр! Карр! Карр!

Д. Ворона.

У. Как вы поняли, что это ворона?

Д. Видели на улице

У. А это птица?

Учитель открывает на доске рисунок гуся.

Д. Да.

У. Я называю части тела вороны, а вы показываете обратной стороной ручки ту часть тела вороны, которую я назвала.

Ребёнок у доски прикрепляет магнитные карточки с названиями частей тела к изображению гуся.

У. Как устроено тело гуся и вороны?

Д. Одинаково.

У. Найдите те же части тела у курицы.

Дети работают в парах.

- Рассмотрите изображение гусей. Какая часть тела у них не видна?

Д. Ноги, так как птицы поджимают их в полете.

У. Сколько ног у птицы?

Д. Две

У. Передние ноги птиц очень давно превратились в крылья.

У. Мы рассмотрели внешнее строение тела птицы, выяснили, что главное отличие птиц от других животных - наличие перьев на теле. Хотелось бы вам узнать, как устроено перо? Самый первый шаг к познанию мира - внимательный взгляд. Ученые, чтобы сделать открытие, проводят опыты, наблюдения.

Сейчас мы на время превратимся в ученых, возьмем самый простой микроскоп - лупу и будем исследовать перья. Осторожно снимите футляр, чтобы не поцарапать стекло. Выньте из конвертов перья.

Рассмотрите перья, сравните их по цвету, форме, размеру. Какие они?

Д. Разные.

У. Что общего у всех перьев?

Д. Есть стержень, волоски.

У. Возьмите самое крупное перо и рассмотрите бородки (волоски). Кто увидел на них маленькие крючки? Этими крючками волоски цепляются друг за друга достаточно крепко, как застежка-молния.

Отрежьте кончик пера, рассмотрите срез. На что он похож?

Д. На пустую трубочку.

У. Значит, перо легкое, там воздух.   Положите лупу обратно в футляр. Тихо встаньте, положите на ладонь перо и подуйте так, чтобы оно не улетело далеко. Почему перо взлетело?

Д. Оно легкое.

У. Садитесь.

Учитель берет лист бумаги, держит его за край. Два ученика снизу дуют.

- Лист держится в воздухе. Вот так и птицы, расправив крылья, скользят по воздушным потокам. Подержите перо около щеки. Что вы ощущаете?

Д. Стало тепло

У. Сделайте вывод.

Д. Перья согревают тело птиц.

У. Что вы можете сказать о перьях птиц?

Тело птицы - хитроумно устроенный аппарат, и важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму. Пух, находящийся под пером, согревает тело. Перья хвоста позволяют птице держать равновесие, делать повороты, остановки.

У. Кто такие птицы?

Д. Животные, тело которых покрыто перьями

Каких птиц вы узнали?

- Одной из частей живой природы являются птицы. Какое открытие о них вы сделали на уроке?

Д. Тело птиц покрыто перьями.

У. Мир птиц разнообразен. На земле их более 9 тысяч видов. Существуют птицы, разные по окраске, размерам и образу жизни. Самая маленькая - величиной с пчелу. Самая большая достигает 2,5 метров. Птицы - великие труженики. Уничтожая насекомых, они сохраняют нам сады и леса. Птицы не только полезны - они очень красивы, интересны. Их надо беречь.

 Физминутка.

Дети выполняют действия в соответствии с текстом.
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,
А за ней ребятки, жёлтые цыплятки.
- Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Не ходите далеко
Лапками гребите, зёрнышки ищите!

1. Отгадайте загадки.

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(гусь)

 

Удивительный ребёнок:
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(утёнок.)

 

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(сорока)

13.jpg (3621 bytes)

Я не будильник, но бужу,
Я с бородой и в шпорах.
С большою важностью хожу.
И вспыльчив словно порох.
(петух)

Съем червя, попью водицы, 
Хлебных крошек поищу
А потом снесу яичко
Ребятишек угощу.
(курица )

Учитель выставляет предметные картинки на доске.

У. Расскажите мне о вашем секрете, почему вы так быстро разгадали мои загадки? Д. Описание каждой птицы было дано в самой загадке.

У.А что такое описание?

Описание - это рассказ об одновременных признаках людей, животных, растений, предметов.

СХЕМА ПЛАН ИСПОЛЬЗУЙ
Общий признак

Признаки частей:

Лицо, голова слева - справа вблизи - вдали оценка предмета

Предмет и его признаки

Что? - Какое?

Что - на чём?

как, будто, словно похоже на рост, вес, цвет,

Обратить внимание:

Примечание. Для текста- повествования нужны глаголы, действия, а для текста-описания необходимы прилагательные, так как отвечаем на вопрос: какой предмет? Описанию помогают сравнения с чем-либо. Используются слова: похоже на:, как будто :, словно :

У. -Как вы считаете, какая птица здесь лишняя?

Д. Сорока

У. - Почему?

Д. Все птицы домашние, а она дикая

У. А по каким признакам вы определили, что это сорока?

Д. Она пёстрая, длиннохвостая, болтливая, говорливая, непоседа.

-А вы знаете, что слово "сорока" - произошло от слова "сорока"? В переводе со старославянского языка означает "стрекочет, трещит, тарахтит", Птица так названа потому, что при пении издаёт стрекочущие звуки.

- Объясните значение фразеологических оборотов:

Сорока на хвосте принесла - известия, сведения, неизвестно откуда полученные.

Трещит как сорока - говорит громко, быстро.

2. Запись числа, темы занятия "Изложение".

3. Знакомство с текстом. Определение признаков текста.

Выразительное чтение текста учителем.

Сорока - красивая птица.

У неё есть прозвище - белобока. И, правда, по бокам пёрышки у неё совсем белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. И перья в нём не просто чёрные, а с зеленоватым отливом

Нарядная птица сорока. (Г. Скребицкий)

Докажите, что это текст

Определите тип текста. (Текст-описание.) Почему?

Определите основную мысль текста. (Описание птицы.)

Прочитайте заголовки. Выберите один, наиболее соответствующий этому тексту.

На доске:

  • Почему сороку зовут "белобока"?
  • Что натворила сорока?
  • Нарядная птица. (Запись на доске и в тетрадях)

4. Беседа по содержанию

Составление плана текста

Сколько частей можно выделить в тексте? (три)

Составим план текста

Послушайте первую часть рассказа.

С чего автор начинает описание?

(С общего признака - внешнего вида.)

Сколько предложений в этой части?

Предложите название этой части. (Красивая птица) запись на доске.

Послушайте вторую часть текста.

Что содержит эта часть рассказа? ( Признак частей предмета)

Перечислите по порядку, что описывается во второй части?

(Бока, голова, крылья, хвост.)

Учитель записывает признаки частей в план.

- Предложите название второй части. (Сорока - белобока.) записывается на доске.

- Почему автор называет сороку - "белобока"? (по бокам пёрышки совсем белые.)

Запись опорных слов на доске.

- Как окрашена голова, крылья, хвост? (чёрные, как у вороны.) запись опорных слов на доске.

- С чем сравнивают хвост птицы? (со стрелой)

Послушайте описание хвоста сороки. Очень красив у сороки хвост - длинный, прямой, будто стрела. И перья на нём не просто чёрные, а с зелёным отливом.

- Назовите опорные слова. ( Длинный, будто стрела, с зеленоватым отливом) запись опорных слов на доске.

- Послушайте третью часть рассказа.

- Сколько предложений в этой части?

- Как вы думаете, автору нравится эта птица? Повторите предложение, в котором заключена основная мысль.

( Нарядная птица сорока.) запись на доске.

Предложите название этой части. ( Нарядная птица.) запись на доске.

- Прочитайте план описания сороки.

ОБРАЗЕЦ ЗАПИСИ НА ДОСКЕ: Нарядная птица сорока.

(картинка)

План.

1. Красивая птица.

2. Сорока - белобока:

бока совсем белые,

голова, крылья, хвост чёрные, как у вороны,

хвост длинный, будто стрела, с зеленоватым отливом.

3. Нарядная птица.

Сорока - она, у неё, птица.

5. Физпауза.

Развитие мелкой моторики, просодических компонентов речи.

Наши уточки с утра -
Кря-кря-кря! Да кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда -
Га-га-га! Га-га-га!
Смотрят курочки в окно -
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А наш Петя - петушок
Рано - рано поутру.
Нам споёт ку - ка - ре - ку!

6. Устный пересказ текста по плану, опорным словам.

- Послушайте рассказ. (Учитель читает, останавливается на границе каждой части текста, указывает на соответствующий пункт плана, опорные слова.)

- По плану, опорным словам перескажите текст.

Один ученик пересказывает.

Учитель помогает использовать при пересказе план, опорные слова; редактирует высказывания.

7. Лексико-орфографическая подготовка. Языковые средства связи.

- Объясните, почему слова "сорока", "ворона", "голова" пишутся с гласными буквами О?

- Каким знаком препинания выделяются сравнения в тексте?

- Прочитайте сравнения. (Чёрные, как у вороны; длинный, будто стрела.)

- Назовите опорное слово с удвоенной согласной. (Длинный.)

- Обратите внимание на правописание словосочетания " с зеленоватым отливом)

- Какие слова можно употребить в рассказе, чтобы не повторялось слово "сорока"? (Сорока - она, у неё, птица.)

Учитель записывает синонимы на доске.

8. Запись текста. Оказывается индивидуальная помощь.

Как при письме выделить части?

Можно включить запись "Голоса птиц".

9. Самопроверка изложения.

- Проверьте, как оформлена каждая часть текста.

- Проверьте правописание опорных слов.

- Найдите и запишите пословицы или поговорки о сороке.

Прочитать одно из изложений.

Итог занятия.

Литература.

1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2класс. М., 2006г.

2. Андреева Н.Г. Развитие письменной связной речи младших школьников с нарушением чтения и письма, обусловленным ОНР (III и IVур.). Научно-методический журнал "Школьный логопед", 2008 г., №1

3. Детская энциклопедия. М., 1999г.