Цель: формировать представление о городе, научить отличать город по ряду характерных признаков, воспитывать уважение к чужому труду, любовь к родному городу.
Оборудование. Учебник А.А. Вахрушев, О.В. Бурский “Окружающий мир”, 1 кл., кроссворд, карта Башкирии, иллюстрации с изображением дерева осины, березы, птицы-дятлы.
Ход урока
I. Организационный момент
Звучит негромкая музыка
Учитель: Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите голову на руки, медленно повторяйте вполголоса
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому. Пауза.
Внимание моё растёт.
Голова мыслит ясно. Пауза.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
II. Актуализация опорных знаний
У.: Ребята, давайте начнём нашу работу с игры “Да – нет”. Я буду читать предложение, если вы согласны с тем, о чем в нем говорится, то на листочках вы будете рисовать кружочек, если вы не согласны, то нарисуете треугольник.
На доске
– ДА
– НЕТ
Учитель читает предложение:
- После осени наступает зима.
- Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы.
- Зимой холодно, выпал снег, дует ветер холодный, лед на озерах и реках, дни короткие, ночи длинные, деревья голые.
- Дети зимой катаются на (лыжах) велосипедах, собирают в лесу грибы и ягоды.
- Перед зимой идёт весна.
- Если снег попадает в теплое место, он тает.
- На деревьях зимой были листья.
- Зимой земля покрыта водой.
- Зимой часто идёт снег.
– Итак проверим
Проверка. Я повторно читаю предложения, а вы мне называете соответствующую фигуру.
– У кого получился такой узор:
– У кого нет ошибок поднимите руку.– У кого
одна ошибка.
– Молодцы. Вы хорошо справились с заданием.
– О чём мы с вами говорили на прошлом уроке?
Дети: О зиме
У.: Назовите признаки зимы.
Д.: Очень холодно, кругом снег лежит, он скрепит под ногами, воет ветер, метель, вьюга, дни короткие, а ночи длинные, деревья голые, на озёрах и реках – лед.
У.: Какое сегодня число?
Д.: 28 февраля.
У.: Последний зимний день. Завтра 1 Марта, начинается весна, хотя зима не хочет отступать.
Зима недаром злится
Прошла её пора
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
III. Работа над новой темой
На доске кроссворд
У.: Перед вами кроссворд, разгадав его вы узнаете какое слово зашифровано.
– Итак вопросы
- Течёт, течёт – не вытечет
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
- Про какое дерево говорят:
“Мерзнет, дрожит на ветру” (Осина)
- Живёт в лесу работник –
Лесной носатый плотник (Дятел)
- Вежливое слово (Спасибо)
Место, где лежат карандаши,
- Ручки, ласточки. (Пенал)
- Белые сапожки – зеленые сережки (Береза)
– Какое слово получилось выделенном (слове) столбике
Д.: Родина
У.: А что же такое родина?
Выслушиваются ответы детей.
– В толковом словаре слово родина
Родина – это дом, в котором мы живём, и русская береза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.
Учитель читает стих.
Если скажут слово Родина
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница.
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики
Над скакалкой топот ног.
У большой соседней фабрики
Суворова, 104-081-287
Громкий радостный гудок
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная
Но у всех она одна.
– Прочитайте, что написано на доске:
Родина
родина
– Шепотом прочитали.
– Прочитаем хором
– На что обратили вы внимание?
Д.: Одно и то же слово, а написано, то с маленькой буквы, то с большой.
У.: Не знаете, почему?
Ответы детей.
– Когда мы будем говорить о маленькой родине (о том месте, где родились) будем писать с маленькой буквы.
Когда мы будем говорить о нашем государстве, общей Родине, то слово будем писать с большой буквы.
Для нас родина: это наш город, наша улица, дом, квартира.
На доске
Город
улица
дом
квартира
– О чем мы будем говорить на уроке?
Д.: О родине, о городе.
У.: Какие цели поставите на уроке?
Ответы детей.
– Итак сегодня мы с вами будем говорить о городе, в котором мы живем. Нам нужно выяснить чем город отличается от деревни, какие здания бывают в городе.
– Решением этой проблемы мы займемся сейчас.
– Как называется город, в котором мы живем?
Д.: Стерлитамак
У.: Это физическая карта Башкирии. Посмотрим, где расположен наш город.
(Показывают на карте.)
– Что вы знаете о нашем городе?
Д.: Много заводов, парки отдыха, автобусы, троллейбусы, высокие многоэтажные дома, широкие улицы покрыты асфальтом, школы, больницы, Драмтеатр, кинотеатры.
Показ иллюстраций “Стерлитамак”
У.: Стерлитамак – самый красивый город Башкортостана, второй после Уфы. Наш город расположен на левом берегу реки Белой, там, где в нее впадает реки Стерля и Ашкадар. Посмотрите на карту.
Название города происходит от двух слов: Стерля река, на которой расположен город и “тамак” – что по башкирский означает “горло” или “устье” т.е начало
Рассказы детей о городе.
– А ребята подготовили мини – альбомы о своем городе. Посмотрите на доску.
Физкультминутка “Ветер”
У.: Представьте, что вы стоите на берегу реки Стерли и дует ветер. Покажите, как дует ветер.
Продолжение урока
У.: Из сообщений ребят вы узнали, что нашем городе, кроме жилых домов, размещаются школы, магазины, больницы, парки отдыха. В городе есть всё для того, чтобы жизнь была удобной и интересной
В одни учреждения мы ходим учиться, в другие – лечиться, в третьи – работать. А вот какие это учреждения, вы узнаете, выполнив задание на с.1 с опознавательным знаком “карандаш”.
Прочитайте задание. Рассмотрите внимательно рисунок. Что нужно сделать в этом задании?
Д.: Соединить стрелками слово и рисунок.
У.: Какие слова прочитаем хором?
– Работаем в парах, можно совещаться друг с другом.
– На выполнение этого задания 1 минута. Время пошло.
– Стоп! Проверяем.
– На партах у вас сигнал. Карточки, если вы согласны с ответом товарища, показываете зеленый цвет, если нет – красный.
– Где в городе можно жить?
Д.: В домах.
У.: Работать?
Д.: На заводе
У.: Какие заводы в нашем городе знаете?
Д.: “Сода”, “Каустик”, “Каучук”, “Нефтехимический завод”
(Показ иллюстраций с изображением заводов)
У.: А где можно учиться?
Д.: В школе
У.: В какой школе учитесь? На какой улице находится ваша школа?
Д.: Улица Тукаева
У.: А знаете ли вы почему так названа улица?
Рассказ учителя.
В честь татарского поэта названа улица Тукаева.
Г. Тукаев родился 26 апреля 1886 года в деревне Кашлауч Казанской губернии. В раннем возрасте он остался “круглым сиротой”. Тяжёлое детство в людях было для него жизненной школой. Потом полная лишения юность, болезнь ранняя смерть. И всё же он сумел оставить после себя более десяти тысяч стихотворных строк около пятидесяти тысяч листов прозы. Именно он связал татарскую поэзию с русской литературой.
Г. Тукаев ушёл из жизни в апреле 1913 года. Его именем названа улица в городе Стерлитамак в начале 60-х годов.
– Где можно лечиться?
Д.: В поликлинике
У.: Где в городе можно отдохнуть?
Д.: А парке
У.: Какие парки вы знаете в нашем городе?
Д.: Парк Гагарина, Содовский парк, сквер Жукова.
У.: Перед вами лежат разные карточки, вам нужно выбрать нужную карточку и наклеить на своё место выполнив задание с опознавательными знаком.
– Читаем предложение под первым квадратиком хором
– Какую карточку наклеим?
Д.: Здание школы.
У.: Арина, прочитай предложение над вторым квадратиком
– Какая из карточек соответствует второму квадрату?
– Прочитаем третье предложение шепотом.
– Владик прочитай предложение громко, чётко, ясно
– Какую бы картинку ты приклеил?
– При работе с клеем будьте аккуратны, не испачкайтесь, много клея не лейте, наклеили, тряпочкой разгладили чтобы хорошо приклеилось.
– Над оставшимися тремя предложениями работаете самостоятельно.
Практическая работа.
У.: У кого получилось так, как у меня: кинотеатр, кафе, универсам. У кого всё правильно поставьте рядом с заданием “+”
Вывод: Итак мы с вами выяснили, что в городе, кроме жилых домов размещаются школы, магазины, больницы, парки.
– Как вы думаете может ли человек прожить в городе без помощи других людей?
– Давайте поиграем в игру “Куда пойти если…”
– Будьте внимательны.
– Вам надо купить лекарство? (В аптеку)
– Вы поранили руку? (В больницу, поликлинику, лечебное учреждение)
– Надо купить хлеба? (В магазин)
– Необходимо постричь волосы? (В парикмахерскую)
– На дороге случилась авария? (В милицию)
– Не показывает телевизор? (В телеателье, в телемастерскую)
– А теперь продолжите сами игру на стр.2 с опознавательным знаком “карандаш”
– Прочитайте задание…
– Вам нужно соединить предложения с соответствующей надписью.
– Будем выполнять задание в парах. Можно совещаться друг с другом.
Поверка. Таня читает предложения, а соседка читает соответствующую этому предложению вывеску.
– В повседневной жизни нас окружают удобства к которым мы привыкли и не всегда замечаем их. А эти удобства создают люди разных профессий.
– Давайте заглянем в наш словарь
Профессия – это трудовая деятельность, занятие человека.
– Вы никогда не задумывались о том, откуда берутся в вашей квартире свет, тепло, вода.
– Рассмотрим рисунок на стр.3 и вы узнаете, какие сложные приспособления придумали для этого люди:
Телефон – АТС, автоматическая телефонная станция
Телевизор – радио телевизионная вышка
Свет – электростанция
Вода – водопровод
Физкультминутка
Море волнуется – раз!
Море волнуется – два, три!
Морская фигура замри.
– Кроме людей живущих в городе, домов, больниц аптек, стадионов есть ещё что-то, что помогает человеку.
Отгадайте загадки:
По асфальту едет дом,
Ребятишек много в нем,
А над крышею дуга
Ток по ней идёт всегда (Троллейбус)Дом – чудесный – бегунок –
На своей восьмерке ног.
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам. (Трамвай)Дом по улице идёт
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)Что бы я тебя повёз,
Мне не нужно есть овёс,
Накорми меня бензином,
На копыта дай резины
И поднявши вихрем пыль
Побежит… (Автомобиль)
– Как назвать одним словом троллейбус, трамвай, автобус, автомобиль?
Д.: Транспорт
У.: Какой это транспорт
Д.: пассажирский, перевозит людей.
У.: В городе много людей. На работу многие ездят в другой конец города. Только в городе есть приспособления для этих видов транспорта.
– В нашем городе какой есть транспорт?
На доске
3 машины: милицейская, скорая помощь, пожарная.
– Какие это машины?
– Когда приезжает на помощь пожарная машина?
Д.: На пожар
У.: Если небрежно обращаться с огнем, электрическими приборами, газовой плитой. Нельзя играть со спичками, оставлять утюг включенным.
– Какой номер мы набираем, если случается пожар?
Д.: 01
У.: Какую помощь вы ждете от людей в этой машине?
Д.: помощь врача.
У.: По какому номеру мы вызываем скорую помощь?
Д.: 03
У.: А это что за машина и номер 02?
Д.: Милиция
У.: В каком случае мы вызываем милицию?
Д.: Нападает грабитель, воры проникают в комнату.
У.: Нам создают удобства люди многих профессий, но в самую трудную минуту надо вспоминать эти три номера:
Прочитаем хором и запомним.
На доске плакат
01 – спасатели, пожарные
02 – милиция
03 – скорая помощь
– Как называются эти машины? (Служебные)
Итог урока
У.: Вспомните какие цели мы ставили в начале урока. Чем город отличается от деревни?
В городе живет много людей. Каждый взрослый работает, а взамен получает плоды труда других людей. Благодаря этому каждый ожжет иметь больше времени для отдыха семьи и любимых занятий.
– Оцените урок.
– Что вам запомнилось? Понравилось?
Спасибо за урок. Вы хорошо знаете свой город, вы были моими помощниками.