Цель: представлений о различных видах кукол.
Задачи:
- Обучающие: познакомить воспитанников с историей куклы и приёмами её изготовления; познакомить с мастерами кукольных дел творческих объединений центра.
- Развивающие: развивать творческие способности воспитанника.
- Воспитывающие: вызвать интерес к процессу изготовления куклы – закрутки; создать творческую атмосферу на занятии.
Тип занятия изучение нового материала
Год обучения: первый.
Возраст: младший школьный.
Оборудование и материалы: оформленные мини – выставки в творческих объединениях с различными видами кукол, клубок ниток, нитки, лоскуты ткани, заготовки деталей одежды кукол, технологические карты, краски, фломастеры, музыкальный центр
Ход занятия
1. Организационный этап
Педагог: Здравствуйте, ребята! Наше занятие необычное. Сегодня мы совершим экскурсию, а поможет нам клубочек, который передаём друг другу со словами:
Ты катись-ка, наш клубочек,
Быстро, дружно по рукам.
Укажи-ка, путь – дорожку,
Куда следовать всем нам.
(Дети передают друг другу клубок, повторяя слова за педагогом)
2. Основной этап
Педагог: А отправляемся мы с вами на фабрику. Кто из вас знает, что может изготавливать фабрика?
Обучающиеся (отвечают): одежду, обувь, бумагу, посуду, игрушки…
Педагог: Вы правильно ответили, только наша фабрика изготавливает другое. Что именно, догадайтесь прослушав отрывок из сказки “Василиса прекрасная” из собрания А. Н. Афанасьева.
(Педагог зачитывает): “ В некотором царстве, в некотором государстве жил – был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Умирая от тяжёлой болезни, мать призвала к себе дочь, и сказала ей: – Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои последние слова. Вместе с родительским благословением я оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при себе, а когда приключится тебе какое горе, спроси у неё совета. Она и скажет, чем помочь твоему несчастью”.
Педагог: Итак, ребята, какой персонаж помогал Василисе в её жизни?
Дети: Кукла
Педагог: Правильно, и мы отправляемся на фабрику, где делают кукол из разных материалов. Вы не только многое узнаете о кукле, но и сами сделаете любимую куклу своих бабушек. Итак, передаём клубок со словами:
Ты катись-ка наш клубочек,
Быстро, дружно по рукам.
Укажи-ка путь – дорожку,
Куда следовать всем нам.
Мы отправляемся в музей нашего центра.
(Дети совместно с педагогом отправляются в музей ЦДО, где одна из экспозиций посвящена куклам в национальных костюмах, современным куклам. Далее с детьми общается экскурсовод музея ).
Экскурсовод: У каждого народа с незапамятных времён существуют свои игрушки, в которых отразились быт, нравы и обычаи этого народа. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их – более 4 тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек прямоугольной формы. Узоры на них изображали одежду. (Проецируется рисунок древнейших кукол)
На голове – парики, причёски из деревянных бусинок. Наши куклы намного отличаются от древнейших. Посмотрите и найдите отличия.
(Дети ищут отличия)
Педагог: Мы продолжаем экскурсию (Дети передают клубок со словами)
Ты катись-ка наш клубочек,
Быстро, дружно по рукам.
Укажи-ка путь – дорожку,
Куда следовать всем нам.
А следуем мы в технологический цех нашей фабрики – в творческое объединение “Рукодельница”, где изготавливают этих кукол.
(Воспитанники отправляются в творческое объединение “Рукодельница”, где оформлена мини-выставка кукол. Далее работает с детьми педагог этой мастерской.)
Педагог мастерской “Рукодельница”: Самой распространённой игрушкой деревенских девочек была тряпичная кукла. (Показывает различные варианты кукол).
Кукол этих берегли: вырастит дочка, становится мамой и куклу своей дочке передаёт. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в иных домах их было до сотни. Дети делали их сами. Они начинали их “вертеть” с пяти лет. Как они это делали – сегодня предстоит научиться и вам.
(Дети совместно с педагогом выполняют работу по технологической карте.)
Делаем основу куклы – трубочку из лоскута ткани. Куском белой ткани обтягиваем лицо, перевязываем ниткой – основа куклы готова. Теперь нашу закрутку надо одеть, отправимся …Куда? Подскажет клубочек.
(Дети передают клубок со словами)
Ты катись-ка наш клубочек,
Быстро, дружно по рукам.
Укажи-ка путь – дорожку,
Куда следовать всем нам.
Мы перемещаемся в швейный цех.
(Обучающиеся переходят в швейную мастерскую “Стиль”. Педагог этого объединения показывает мини-выставку кукол в современной одежде, общается с детьми, помогая изготавливать костюмы куклам)
Педагог мастерской “Стиль”: Из самых разных и ярких лоскутов ситца, яркого кумача, ткани – китайки шили настоящую одежду, схожую с одеждой взрослых. И головной убор кукла носила такой, какой бытовал в этом регионе: кокошник, повойник, кику или повязаны по – особому платок, украшенный бусинками, блёсками. Вот и вам предстоит одеть свою куклу. (Воспитанники обматывают основу куклы яркой тканью – юбка, на голову повязывают косынку. Все детали заранее приготовлены)
Педагог: Вот наша кукла и одета, но чего – то ещё не хватает. Чего?
(Воспитанники отвечают – глаз, рта, носика)
Педагог: Мы продолжаем экскурсию. (Дети передают клубок со словами)
Ты катись-ка наш клубочек,
Быстро, дружно по рукам.
Укажи-ка путь – дорожку,
Куда следовать всем нам.
Отправимся в следующий цех нашей фабрики – художественный. (Дети перемещаются в изостудию “Акварелька”, где с ними работает педагог этого объединения)
Педагог изостудии: Если вы рассматривали в музее тряпичные куклы, наверное, заметили, что у них отсутствует лицо. Кукла долгое время оставалась безликой, потому что люди боялись полностью уподобить её человеку. Так как считалось, что кукла с “лицом” как бы обретала душу и могла навредить ребёнку. Со временем об этом забыли, и куклы стали рисовать или вышивать глаза. (Показывает варианты оформления лица куклы) Вот и вы нарисуйте своим куклам: глаза, носик, ротик. А нанести узоры на сарафан куклы вам помогут воспитанники изостудии “Акварелька”.
(Работа в паре с воспитанниками изостудии)
Педагог: А сейчас мы с вами отправимся в последний цех нашей фабрики. (Дети передают клубок со словами)
Ты катись-ка наш клубочек,
Быстро, дружно по рукам.
Укажи-ка путь – дорожку,
Куда следовать всем нам.
И мы в музыкальном цехе.
Педагог вокальной студии:
Существуют куклы механические и музыкальные. В те времена она была символом продолжения рода. Игра в куклы поощрялась взрослыми. Существовала примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток. А если небрежно относиться – быть беде. Кукла участвовала во взрослых обрядах: рождественских праздниках, на масленицу, троицу, на окончание жатвы и на свадьбе. И везде она была по характеру разной: весёлой и грустной, задумчивой и задорной. Ребята, а вы знаете произведения, стихи, песни о кукле?
(Дети отвечают, читают стихи)
Педагог вокальной студии: Вот какой длинный путь прошла наша кукла. Но она немножечко устала и заскучала. Давайте отнесёмся к нашей любимице с добротой, любовью, покачаем и споём ей колыбельную, пусть отдохнёт.
(Воспитанники поют ей колыбельную)
3. Релаксация
Педагог: Вот закончилось наше путешествие на фабрику. Давайте вспомним, в каких цехах фабрики мы побывали и что узнали, чему научились, а поможет нам клубочек.
(Дети по очереди передают друг другу клубок, отвечая на вопрос педагога, завязывают узелки).
4. Заключительный этап
Педагог: Посмотрите, сколько узелков у нас получилось – это наши знания и умения. На этом занятии мы не только познакомились с разными куклами, но и сами сделали свою куклу – закрутку. Я вас благодарю и жду вновь.