Открытый урок-игра по русскому языку "Правила проверки слов с парными согласными в корне"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Формирование умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки, развитие умения анализировать звуковой состав слова, подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемой орфограммы.
  • Развивать умения сравнивать произношение и написание слов подбирать проверочное, обосновывать написание проверяемого слова, формировать умение объяснять написание проверяемого слова.
  • Воспитание трудолюбия и внимания.

Оборудование: картинки, карточки, ребусы, плакат, музыкальное сопровождение, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Улыбнулись друг другу и с хорошим настроением сели за парты.

2. Минутка чистописания

(С заданием нужно поставить парные согласные, звонкие и глухие.)

img6.gif (3616 bytes)

3. Словарные слова

Игра “Волшебная елочка”

Вам нужно будет вставить в слово правильную гласную букву.

П_нал
_дежда
За_ц
П_тух
Быстр_
С_рока
Уч_ник
П_льто
Яг_да
Р_бята
В_р_бей
К_ньки

Теперь поставьте ударение в словах и разделите их на слоги для переноса.

Давайте проверим. Придумайте и составьте правильное красивое предложение с одним из этих слов. Найдите главные члены предложения.

4. Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы повторим, закрепим, как нужно правильно проверять парные согласные на конце слова.

Давайте вспомним правила как правильно нужно проверять парные согласные на конце слова.

Звук согласный проверяй рядом гласный подставляй

Чтобы правильно писать, надо слово изменять. Чтоб со звуком непонятным, гласная стояла.

Пример:
кот – коты, дуб – дубы
Будешь грамотным и ты.

Для проверки парных согласных на конце слова нужно изменить так, чтобы после согласного стоял гласный:

чиж – чижи, ерш – ерши.

5. Работа над закреплением

Отгадайте ребусы. (Запишите и подберите проверочные слова).

ГОРОД, МОРОЗ, МЕДВЕДЬ, ТЕТРАДЬ, НАРОД, ЗАВОД.

Вместо рисунков напишите слова вместе с проверочными словами.

ПОЕЗДА – ПОЕЗД, ШАРФЫ – ШАРФ,
ГЛАЗА – ГЛАЗ, КЛЮВЫ – КЛЮВ,
ХЛЕБА – ХЛЕБ, КАРАНДАШ – КАРАНДАШИ.

Физкультминутка

“Игра на внимание”

Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий, парный, согласный, вы приседайте, если начинается на глухой парный согласный, вы хлопаете в ладошки.

Зайка, сайка, Федя, Вова, трава, дрова, дверь, зверь, деньки, тень, фонарь, велосипед, голубь, шило.

Кроссворд (ответы-отгадки).

1. В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)
    Сидит дед, в 100 шуб одет.

2. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

3. Берега зеленые, вода красная, а рыбки черные. (Арбуз)

4. Его весной и летом мы видели одетым,
    А осенью с бедняжки слетели все рубашки. (Дуб)

5. Кто растет корнем вверх? (Зуб)

img2.gif (835 bytes)

В словах-отгадках объяснить написание парных согласных.

Отгадайте (загадки)

Запишите отгадки вместе с проверочными словами.

Кто всю ночь по крыше бьёт,
Да постукивает,
И бормочет, и поёт,
Убаюкивает? (Дождь.)

Похож я с виду на горох.
Где я пройду, – переполох. (Град.)

Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки. (Утюг.)

Бьют парнишку
По фуражке,
Чтоб пожил он в деревяшке. (Гвоздь)

(Дожди – дождь, града – град, утюги – утюг, гвозди – гвоздь.)

Найди свой домик

Назовите одним словом, запишите с проверочным

Инструмент, который состоит из лезвия и ручки. Используется для резания. (Нож.)

Участок земли, засаженный плодовыми деревьями. (Сад.)

Замёрзшая вода. (Лёд.)

Крупное промышленное предприятие. (Завод.)

Игра “Спустись по лесенке”.

Написание слов с проверяемыми согласными на конце.

1. Игра “Спустись по лесенке”.

Представители каждого ряда дописывают недостающую парную согласную. Выигрывает тот, кто быстро и правильно выполнит работу.

2. Спишите, вставьте нужные по смыслу слова, которые должны отличаться только одной согласной на конце.

I ряд II ряд
Я гнала гусей на ...,
На грядках зеленеет ...
Поломался тонкий ....
Похожи грядки теперь на ....

Работа с картинками

Я показываю картинку с животными, а вы называйте слово с проверочной буквой.

Дорогие ребятишки,
А в зоопарк не хотите ли?

Будьте внимательны. Я буду читать, а вы поднимайте выше ваши сигнальные карточки с парными согласными.

Работа по карточкам.

Вот царь зверей могучий ле (ф, в),
А тут жира (ф, в) с длиннющей шеей,
Ушастый е (ш, ж), чем не хорош?
Ено (т, д) – красавец смотрит вниз
Там потянулась ела (д, т) ко ры (с, |) ь
Плывет могучий бегемо (т, д).
Медве (т, д) ь над нерпою ревет.
И белый голу..ь(п, б) там летает
После трудов_он отдохнуть_вас приглашает.

Физкультминутка

Игра с мячом

Я буду называть слова с парными согласными, а вы должны назвать проверочное слово ( это слово, в котором после согласного стоит гласный). БЕРЕГ, ЯСТРЕБ, ЛЕВ, СТРИЖ, ГОЛУБЬ, ЕРШ, ГОД, ЛОШАДЬ.

Комментированное письмо

Сейчас вы должны доказать какую букву вы должны написать.

ХОРОШ– ОБЕ– ПОСЛЕ ПОБЕ-.

ОГОРО– – ДЛЯ СЕМЬИ ДОХО-.

Цепочка слов

“Последняя буква первого слова становится первой буквой второго слова и т.д.”

ХОЛОД – ДЕД – ДОГ – ГАЗ – ЗУБ– БРОД – ДУБ. МОРОЗ – ЗУБ – БАГАЖ – ЖУК – КУБ.

Вы показываете карточку с буквой, которую надо проверить, подберите проверочное слово. (Устно).

ЭТАЖ, БРОВЬ, ДРОЗД, КАРАНДАШ, СНЕГ, КЛУБ, ПАРУС, ТРУД, УКУС ФЛАГ, УЖ, ПИЛОТ, РУКАВ, БРАТ, ПИРОГ, СЛЕД, ВРАГ, КРУГ, СТОЛБ.

Работа по карточкам (самостоятельно)

Игра “Не ошибись”

Я показываю карточку, на которой написана буква, обозначающая парный звонкий или глухой согласный звук. Учащиеся подбирают слово, оканчивающееся на эту букву, и подбирают проверочное слово.

Прочитайте слова. Проверите их. Спишите, вставив пропущенные буквы, и напиши проверочное слово.

ЛОША...Ь
ПЛОЩА...Ь
МОР...
ХЛЕ...
ЕНО...
ШКА...

Спешите предложения, вставив пропущенные буквы. И подчеркните главные члены предложения.

  1. Выпал первый пушистый сне...
  2. Мальчик упал в прору...ь.
  3. Много кни... читают ребята.

Письмо по памяти

В зимний холод всякий молод.

Исправьте ошибки

ЗОВОТ, ТИТРАТЬ, МАРОС, МИДВЕТЬ, ГОРАТ.

Ученики получают раздаточный материал

– Это стихотворение вам дарю на память, чтобы правило о парных согласных вы помнили всегда.

6. Итог урока

– Чему учились сегодня на уроке?
– Какое правило нужно знать по этой теме?
– Что вам понравилось на уроке?